Программа факультатива по биологии "Многообразие живых организмов" 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень); Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень)
Программа курса "Многообразие органического мира" рассчитана на 17 часов
Цель курса: обобщение и систематизация знаний учащихся по биологии, с целью подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
формирование основных компонентов содержания образования: знаний, репродуктивных и творческих умений;
активизация мышления учащихся;
формирование понимания учащимися смысла вопроса, его структуры и функции;
развить биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Содержание курса соответствует программе средней школы и нормативным документам Единого государственного экзамена.
Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
В данном курсе предлагаются следующие лабораторные работы:
№ | Название лабораторной работы |
1 | Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка |
2 | Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом |
3 | Изучение строения мха, папоротника |
4 | Изучение строения хвои и шишек хвойных |
5 | Виды корней и корневые системы |
6 | Изучение строения листа |
7 | Изучение строения цветка |
8 | Изучение инфузории туфельки |
9 | Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы |
10 | Изучение куриного яйца |
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Список литературы для учителя:
1. А.А.Кириленко, С.И.Колесников. биология. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион. 2011. – 431 с.
2. В.Н.Ярыгин. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа. 1998 г. – 479 с.
3. В.Н.Фросин Биология. Общая биология. 9-11 классы. ЕГЭ: шаг за шагом. Тематические тестовые задания. М.: Дрофа. 2011 г. – 362 с.
4. Г.С.Климанова. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Биология. Учебное пособие. М.: Интелект-центр. 2012 г. – 320 с.
Список литературы для учащихся:
1. В.Н.Ярыгин. Биология для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа. 1998 г. – 479 с.
2. Г.С.Климанова. ЕГЭ – 2012. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ М.: Национальное образование. 2011 г. – 304 с.
3. Ю.А.Садовниченко. ЕГЭ 2009.Биология: Справочник/ М.: Эксмо 2009 г. – 720 с.
Тематический план
ПРОКАРИОТЫ
Царство Бактерии (1 час)
ЭУКАРИОТЫ
Царство Грибы (1 час)
Царство Растения
Систематика Низших растений (1 час)
Систематика Высших растений (4 часа)
Царство Животные
Систематика Беспозвоночных животных (4 часа)
Систематика Хордовых (6 часов)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Тип урока | Форма урока | Требования к уровню подготовки обучающегося | Информ сопровождение | Практика | Домашнее задание | Дата | |
по плану | факти ческая | |||||||||
ПРОКАРИОТЫ ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (1 час) | ||||||||||
1 | Строение, жизнедеятельность и значение бактерий | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, практикум | Характеризовать строение, функции клеток бактерий Знать особенности питания бактерий Указывать особенности размножения бактерий Распознавать бактерии среди других организмов | Таблица «Бактерии» Микроскоп Культура сенной палочки | Лабораторная работа № 1 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка» | |||
ЭУКАРИОТЫ ЦАРСТВО ГРИБЫ (1 час) | ||||||||||
2 | Общая характеристика грибов. Шляпочные, плесневые грибы и дрожжи | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, практикум | Знать особенности строения, жизнедеятельности, размножения грибов Характеризовать значение грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавать съедобные и несъедобные грибы. | Таблица «Грибы» Микроскоп Культура дрожжей | Лабораторная работа № 2 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом» | |||
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ СИСТЕМАТИКА НИЗШИХ РАСТЕНИЙ (1 час) | ||||||||||
3 | Одноклеточные и многоклеточные водоросли. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Знать: Особенности строения, питания, размножения и значения одноклеточных и многоклеточных водорослей Уметь: Различать зеленые, бурые, красные водоросли Называть признаки, характерные для водорослей | Таблица «Водоросли» | ||||
СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ (4 часа) | ||||||||||
4 | Строение и жизненный цикл мхов, лишайников, папоротникообразных, голосеменных | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, практикум | Знать: Особенности строения, размножения и значения кукушкина льна и сфагнума Строение, размножение и значение плауна, хвоща, папоротника Цикл развития хвойных растений Строение хвои и шишек голосеменных растений | Гербарии Коллекции шишек | Лабораторная работа № 3 «Изучение строения мха, папоротника» Лабораторная работа № 4 «Изучение строения хвои и шишек хвойных» | |||
5-6 | Внешнее строение цветковых растений | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, практикум | Знать: Строение и функции зон корня Определения понятий: побег, узел, междоузлие, пазуха листа, листовой рубец Типы листорасположения Признаки простых и сложных листьев Особенности строения тканей листа Внутреннее строение стебля | Гербарии | Лабораторная работа № 5 «Виды корней и корневые системы» Лабораторная работа № 6 «Изучение строения листа» | |||
7 | Строение цветка и семян однодольных и двудольных растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, практикум | Знать: Строение семян двудольных и однодольных растений Цветок - видоизмененный побег Строение цветка Различать и называть соцветия Последовательность процессов двойного оплодотворения Уметь: Сравнивать строение семени однодольного и двудольного растений | Гербарии Таблица «Строение цветка» | Лабораторная работа № 7 «Изучение строения цветка» | |||
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ СИСТЕМАТИКА БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ (4 часа) | ||||||||||
8 | Тип Простейшие и Кишечнополостные | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, практикум | Знать о многообразии простейших животных. Знать особенности строения клетки одноклеточного организма Знать особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных на примере пресноводной гидры | Таблица «Простейшие», «Кишечнополостные» Микроскоп Микропрепараты | Лабораторная работа № 8 «Изучение инфузории туфельки» | |||
9-10 | Тип Круглые, Плоские и Кольчатые черви. Тип Моллюски | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности планарии молочной Знать об особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Круглые черви Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности дождевого червя Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности представителей типа Моллюски | Таблица «Черви» | ||||
11 | Тип Членистоногие | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Знать: об эволюции и многообразии членистоногих; отличительных особенностей типа Членистоногие | Таблица «Тип Членистоногие» | ||||
СИСТЕМАТИКА ХОРДОВЫХ (6 часов) | ||||||||||
12 | Тип Хордовые. Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, практикум | Знать: об эволюции хордовых; общие признаки хордовых Знать общие признаки надкласса Рыбы Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности рыб Приводить примеры усложнения рыб в процессе эволюции | Скелет рыбы Таблица «Надкласс Рыбы» | Лабораторная работа № 9 «Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» | |||
13 | Класс Амфибии. Класс Рептилии. Класс Птицы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа, практикум | Знать общие признаки класса Земноводные Знать особенности размножения и развития земноводных Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся Знать общие признаки класса Птицы Характеризовать среду обитания и особенности внешнего строения птиц Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности птиц | Таблицы «Класс Амфибии», «Класс Рептилии», «Класс Птицы» Куриное яйцо | Лабораторная работа № 10 «Изучение куриного яйца» | |||
14-15 | Класс Млекопитающие | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Знать основные признаки класса Млекопитающие Характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности млекопитающих в связи со средой обитания Распознавать млекопитающих разных отрядов | Таблица «Класс Млекопитающие» | ||||
16-17 | Общий обзор организма человека | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Знать и понимать: Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения Уметь: Объяснять зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме | Таблица «Внутренние органы человека» |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология.
Общая характеристика водорослей. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйстве.
Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения. Голосеменные. Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.
Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип
Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие.
Систематика хордовых. Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых. Общий обзор организма человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Программа факультатива по информатике для 5 класса
Программа факультатива по информатике для 5 класса "Первый клик"...
Программа факультатива по биологии для 5 класса "Мастерская природы"
Авторская программа факультатива разработана для учащихся 5 класса с целью привлечения внимания и развития познавательного интереса у учащихся к природе вообще и предметам, изучающим природу в частнос...
Программа факультатива по биологии для 6 класса "Растения" ( за рамками учебника)
От успешной интеграции полезного, интересного и практически значимого материала зависит успешное развитие творческого потенциала и коммуникабельности ребёнка. Необходимость решения этих задач и ...
Рабочая программа факультатива по географии «Живая планета» для 6 классов
Программа факультатива «Живая планета» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю, для учащихся 6-го класса....