Рабочая программа по биологии для 7 класса Н.И.Романова
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа 7 класс "Растения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_bio_7_klass_romanova.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556
http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru
Рассмотрено на заседании МО учителей естественного цикла протокол № 1 от 22 августа 2014 года Руководитель МО ______________И.В.Емельянова | Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 25 августа 2014 года | Согласовано: зам. директора по УР _________________Т.В.Домброва «01» сентября 2014 года | Утверждено и введено в действие приказом № 364 от 01 сентября 2014 года Директор школы: _______________В.И.Крюкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
основного общего образования
7 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель биологии
Емельянова Ирина Васильевна
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
● Федерального закона Российской федерации от 29.12 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
- федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;
- примерной программы для общеобразовательных учреждений: Биология 6-11 класс (составители Э.Д.Днепров, А.Г, Аркадьев) – 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2008г.
- авторской программы Романовой Н.И..
- федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004г., №1312;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
- учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева» на 2014-2015 учебный год;
- положения о составлении рабочей программы учебного курса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева».
Цели и задачи учебного курса:
Изучение биологии в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 учебных часа в неделю
Содержание тем учебного курса
Введение
Что изучает наука биология, какие науки входят в состав биологии, что они изучают. Какое значение имеет классификация растительных организмов.
Общая характеристика царства растений
Каковы особенности строения и жизнедеятельности растительного организма: питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, размножение, раздражимость; основные систематические единицы царства Растения: вид, род, семейство, класс и отдел (критерии, на основании которых они выделены); главные органы цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок; разнообразие жизненных форм растений: деревья, кустарники и травы; какое влияние оказывают факторы среды на растения.
Клеточное строение растений
Какие приборы используют для изучения клеток; чем световой микроскоп отличается от электронного; какие вещества входят в состав клетки и каково их значение; какие типы тканей формируют организм растения.
Строение и функции органов цветкового растения
Какое строение имеет семя однодольного и семя двудольного растений; какие условия необходимы для прорастания семян; какие правила необходимо соблюдать при посеве семян; какое строение имеет корень; какие известны виды корней и типы корневых систем; какие функции выполняют различные зоны корня; какие функции выполняют видоизмененные корни; каково строение и значение побега; каким образом листья располагаются на побеге; какие функции выполняют почки; каково значение и внутреннее строение листа; какие листья называют простыми, а какие сложными; Какие известны типы жилкования листьев; как протекает процесс фотосинтеза, какое значение имеет воздушное питание растений в природе; как происходит процесс дыхания у растений; какие структуры растений участвуют в испарении влаги; каково внутреннее строение стебля; какое значение имеет стебель в жизни растения; какие известны видоизменения побегов; каковы причины листопада; что такое фотопериодизм; каково строение и значение цветка; какие растения называются однодомными и двудомными; какие бывают соцветия и какое значение они имеют; как происходит опыление растений; чем отличаются насекомоопыляемые растения от ветроопыляемых; как происходит двойное оплодотворение у растений; как осуществляется распространение плодов и семян; как окружающая среда влияет на растительный организм.
Основные отделы царства растений
Какое строение имеют водоросли, какова их среда обитания, какое значение они имеют в природе и хозяйственной деятельности человека; как появились первые наземные растения; какие растения являются споровыми; какие растения являются семенными; как происходит смена поколений у споровых растений; каковы прогрессивные черты семенных растений по сравнению со споровыми; в чем отличие однодольных растений от двудольных; какие семейства растений относятся к классу Двудольные; какие семейства растений относятся к классу Однодольные; какое значение имеют различные семейства растений для хозяйственной деятельности человека.
Царство Бактерии. Царство Грибы
Какое строение и форму имеют клетки бактерий; чем спора бактерии отличается от спор папоротников и грибов; какие типы дыхания и питания характерны для бактерий; какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека; какое строение имеют клетки представителей царства Грибы; как устроено тело гриба; наиболее известные представители царства Грибы: одноклеточные, многоклеточные; лишайники; каково значение грибов и лишайников в природе и жизни человека; каков состав и структура природных сообществ; каковы причины смены фитоценозов; какие меры принимает человек для охраны редких и исчезающих видов растений.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений основного общего образования по биологии
В результате освоения содержания учащиеся должны:
Знать/понимать:
- Принципы современной классификации растений, основные признаки и свойства каждой систематической единицы;
- Методы и приборы для изучения объектов живой природы;
- Правила сбора растений, создания коллекции и работы с гербарными материалами;
- Химический состав клеток растений, значение веществ, входящих в их состав;
- Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки растений, бактерий и грибов;
- Типы тканей растений, особенности их строения и значение в растительном организме;
- Строение, значение и функционирование органов растительного организма;
- Как шло усложнение растительных организмов в процессе эволюции;
- Какое значение имеют растения, бактерии и грибы в природе и в хозяйственной деятельности человека;
- Редкие и исчезающие растения своей местности.
уметь:
- работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации, создавать коллекции;
- Проводить наблюдения и описания природных объектов и явлений;
- Составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
- Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы растительных тканей;
- Различать на таблицах и моделях органы цветковых растений, называть их функции;
- Выделять существенные признаки представителей царства растения, царства Бактерии и царства Грибы;
- Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, классов и семейств;
- Различать на живых объектах и таблицах ядовитые и съедобные грибы;
- Сравнивать особенности полового и бесполого размножения растений, делать выводы на основе сравнения;
- Выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- Объяснять характер взаимосвязей, возникающих в фитоценозах и причины смены растительных сообществ;
- Объяснять значение растений, грибов и бактерий в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока | Количество часов | Дата Проведения | |
План. | Факт. | |||
Введение | 1 | |||
1 | Биология – наука о живой природе. Признаки живых организмов. | 1 | ||
Общая характеристика царства растения | 5 | |||
2 | Царство Растения. Общие признаки растений. | 1 | ||
3 | Классификация растений. | 1 | ||
4 | Строение цветкового растения, его органы. | 1 | ||
5 | Растение – целостный организм. Многообразие растений. | 1 | ||
6 | Условия обитания растений. Значение растений. | 1 | ||
Клеточное строение растений | 4 | |||
7 | Приборы для изучения растительной клетки. Л. р. №1 «Увеличительные приборы» | 1 | ||
8 | Строение растительной клетки. Л. р. №2 «Строение растительной клетки» | 1 | ||
9 | Химический состав и жизнедеятельность клетки. Л. р. №3 «Химический состав клетки» | 1 | ||
10 | Многообразие клеток. Л. р. №4 «Ткани растений» | 1 | ||
3.Строение и функции органов цветкового растения | 28 | |||
11 | Строение семян. | 1 | ||
12 | Л. р. №5 Строение семян» | 1 | ||
13 | Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания. | 1 | ||
14 | Всхожесть семян, правила их посева. | 1 | ||
15 | Значение семян. | 1 | ||
16 | Внешнее строение корня и корневых систем. Л. р. №6 «Строение корневого волоска» | 1 | ||
17 | Внутреннее строение корня. Видоизменения корней. | 1 | ||
18 | Почвенное питание растений. Значение корней. | 1 | ||
19 | Побег. Строение и значение побега. | 1 | ||
20 | Почки. Внешнее и внутреннее строение. | 1 | ||
21 | Л. р. №7 «Строение и расположение почек на стебле» | 1 | ||
22 | Лист. Внешнее и внутреннее строение. | 1 | ||
23 | Л. р. №8 «Строение листа» | 1 | ||
34 | Воздушное питание растений (фотосинтез). | 1 | ||
25 | Роль листьев в испарении и дыхании растений. | 1 | ||
26 | Стебель. Внешнее и внутреннее строение. | 1 | ||
27 | Л. р. №9 «Внутреннее строение побега» | 1 | ||
28 | Передвижение воды и органических веществ по стеблю. | 1 | ||
29 | Многообразие побегов. Листопад. | 1 | ||
30 | Строение и значение цветков. | 1 | ||
31 | Л.р. №10 «Строение цветка» | 1 | ||
32 | Соцветия, их разнообразие. | 1 | ||
33 | Опыление. Значение опыления. | 1 | ||
34 | Оплодотворение. Образование плодов и семян. | 1 | ||
35 | Разнообразие плодов. Л. р. №11 «Типы плодов» | 1 | ||
36 | Распространение плодов и семян. | 1 | ||
Растение – целостный организм. | 1 | |||
38 | Взаимосвязь растений с окружающей средой. | 1 | ||
4. Основные отделы царства растений | 20 | |||
39 | Подцарство Низшие растения (Водоросли) | 1 | ||
40 | Многообразие водорослей, их значение. Л. р. №12 «Строение зеленых водорослей» | 1 | ||
41 | Происхождение наземных растений. | 1 | ||
42 | Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Особенности строения. Значение. | 1 | ||
43 | Л. р. №13 «Строение мха» | 1 | ||
44 | Отдел Папаротниковидные. Строение и размножение. | 1 | ||
45 | Разнообразие споровых растений, их значение. | 1 | ||
46 | Л. р. №14 «Внешнее строение споровых растений» | 1 | ||
47 | Отдел Голосеменные, строение и жизнедеятельность. | 1 | ||
48 | Л.р. №15 «Строение ветви сосны» | 1 | ||
49 | Многообразие и значение голосеменных растений. | 1 | ||
50 | Отдел Покрытосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | ||
51 | Семейства класса Двудольные. | 1 | ||
52 | Л. р. №16 «Строение шиповника» | 1 | ||
53 | Семейства класса Однодольные. | 1 | ||
54 | Л. р. №17 «Строение пшеницы» | 1 | ||
55 | Происхождение культурных растений. | 1 | ||
56 | Историческое развитие растительного мира на Земле. | 1 | ||
57 | Царство Бактерии, особенности жизнедеятельности. | 1 | ||
58 | Разнообразие бактерий. | 1 | ||
59 | Значение бактерий. | 1 | ||
60 | Царство Грибы, их строение, жизнедеятельность. | 1 | ||
61 | Разнообразие грибов, их значение. | 1 | ||
62 | Л. р. №18 «Строение грибов» | 1 | ||
63 | Лишайники. | 1 | ||
64 | Растительные сообщества. | 1 | ||
65 | Многообразие и смена фитоценозов. | 1 | ||
66 | Охрана растений. | 1 | ||
67 | Красная книга. | 1 | ||
68 | Итоговый урок. | 1 |
Используемая литература
Литература для учителя.
- Биология. 7 класс. Исаева Т.А., Романова Н.И.. - Русское слово. 2013.
- Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. Калинина А.А.,
М.: Вако, 2005.
3. Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии. Внутришкольный контроль.
Ловкова Т.А., М.:Айрис Пресс, 2010.
4. Биология. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. Под ред. Пасечника В.В.
М.: Просвещение, 2008.
Литература для учащихся.
- Биология. 7 класс. Исаева Т.А., Романова Н.И.. - Русское слово. 2013.
- Биология: формы и уровни жизни. Медников Б.М., М: Просвещение, 1995.
- Биология. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. Под ред. Пасечника В.В.
М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...