Проект "Эколог и Я" по эколого-краеведческому воспитанию
проект по биологии на тему

Фролова  Татьяна Геннадьевна

Проект по эколого-краеведческому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ekologo-kraevedcheskogo_vospitaniya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

 ПРОЕКТ   «ЭКОЛОГиЯ»

(Из опыта работы по эколого-краеведческому воспитанию)

 «Первые уроки мышления должны быть не в классе и не перед классной доской, а среди природы»                                                                                                                                                                                                                            В.А.Сухомлинский

                   Не случайно, Президент России Владимир Путин, "в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности" 5 января 2016года подписал указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии  

          Сегодня Россия переживает тяжелый экологический кризис. Около 15% ее территорий - фактически зоны экологического бедствия, 85% населения дышит воздухом, загрязненным различными вредными веществами выше допустимых санитарных норм; растет количество «экологически обусловленных» заболеваний, наблюдается  деградация и сокращение  природных ресурсов. Исчезает естественная красота природы, ухудшаются условия местообитания человека. Выход из этого кризиса на путь устойчивого развития - важнейшая задача нашего общества.

            Экологические знания нужны каждому человеку. Нужно обеспечить гармонию человека и природы. Ведь  человек- часть природы, и его  воздействие на окружающую среду становится все более глобальным и небезопасным для природы, а в последнее время, и для  самого человека. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования людей, воспитание экологического грамотного поколения. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против варварского подхода к природе.

           Важную роль в экологическом воспитании имеет краеведческий подход и наоборот. К вопросам: -  природа и общество -  мы подходим  комплексно. В нашей школе есть музей, в котором собран огромный материал об истории села и школы,  ведется большая исследовательская работа. Проект «ЭКОЛОГ и Я»  удачно связал экологическое и краеведческое направления.  Для реализации проекта мы взаимодействуем с разными объектами, находящимися на территории нашего поселения: библиотека, клуб, совет ветеранов, население сельского поселения Ильинское, и конечно с выпускниками нашей школы.

          В практику работы школы входят новые педагогические технологии.  Разработанный  в нашей школе  проект эколого-краеведческого  воспитания «ЭКОЛОГ и Я»  актуален не только по форме, но и по проблематике – вопросы экологии и мира волнуют всё человечество.   В нашей  школе накопился  достаточно большой материал по эколого-краеведческому воспитанию учащихся, который мы систематизировали, что позволит работать по этому направлению более эффективно.

В процессе работы  над эколого-краеведческим проектом «ЭКОЛОГ и Я»  ребята проявляют  любознательность  и живой интерес  к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического  характера стала значительно выше. Кроме этого  можно сказать, что большая часть учащихся нашей школы  проявили желание  более глубоко изучать природу родного края. Поведение  в окружающей среде стало более осознанным.

Проект «ЭКОЛОГ и Я» - авторский, имеет эколого-краеведческую направленность. В основу легла организация практической деятельности школьников.

Направления в работе: экология природы;  экология здоровья   или искусство быть здоровым; мой дом – моя крепость;  моя семья – мои корни.

Прогнозируемый результат: формирование  и развитие    экологически  сообразного поведения учащихся.

Участники проекта: актив школы, обучающиеся, учителя,  родители, администрация школы, общественность

Этапы        реализации   проекта:

1 этап – аналитический: анализ  экологической ситуации; определение основных целей проекта.

2 этап – организационный: определение сроков проекта; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического      образования.                                  

3 этап – теоретический: формирование экологического сознания, экологической культуры; исследовательская деятельность, поиск информации, создание мини проектов;   формирование элементарных экологических знаний детей.                      

4 этап - практическая деятельность: защита мини проектов на школьных НПК; создание электронных ресурсов: презентаций, буклетов, газет, видеороликов, дидактического материала;  участие в конкурсах, экскурсии. - практическая деятельность на территории поселения (акции «Сделаем вместе», трудовые десанты)                                                                                             

5 этап – итоговый: обобщение опыта и определение результата практической деятельности: защита  проектов на районных и областных  НПК, создание электронных ресурсов.

Экология природы

Формы и методы

Классные часы. Беседы. Встречи. «Откуда берётся и куда девается мусор», «Загадки леса», « Из чего сделана книга», «Редкие растения и животные», «Деревья твоего двора», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Человек враг или друг?»,  «Что такое экология?», «Что мы знаем об экологии?», «Дикие и домашние животные», «Исчезающие животные и растения родного края»,  «Земля кричит:«SOS», «Эта хрупкая планета», «Природа родного края», «Тайны Красной книги», «Молчаливые соседи», «Памятники животным»,  «Планета в опасности», « Экология в 21 веке»,  «100 вопросов к взрослому»

Экскурсии:Эколого – краеведческая  тропа №1 (для самых маленьких по пришкольной территории).  Эколого- краеведческая  тропа №2,3  (для   6-11 классов по землям поселения «Ильинское»).  «музей-усадьба Архангельское», «Уникальные липы». Игра-дело серьёзное.    Экологические игры: «Кто я?», «Совы и дупла», «Цепочка жизни», «Паутина жизни»  т.д.  Ролевая игра: «Влияние деятельности  человека на состояние биосферы»   Интерактивные: «Пищевая цепочка», «Кто хочет стать экологом», «Угадай экологический знак». Коллективные  Творческие   Дела.   Недели экологии под девизом: «Природа наш дом - наведи порядок в нём» «Природа встречает друзей» Научно-практическая  эколого-краеведческая конференция: «Шаг к успеху».  Трудовой десант: «Чистый  дом», «Зелёное ожерелье школы» Тематическая линейка: «День леса», «День воды», «День Земли», «Откуда берутся кислотные дожди?» Участие в акции «Лес Победы» (высадка деревьев на землях поселения Ильинское совместно с губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым ) Виртуальные экскурсии «Семь чудес света», «Заповедники Подмосковья», «Приспособление организмов к среде обитания». Устный журнал «Эрудит» «Экологический кризис: шанс на спасение», «В защиту братьев наших меньших»,  «В мире животных». Проекты и исследовательские работы Берёза- символ России», «Влияние домашних животных на организм человека», «Молчаливые соседи», «Загадки старого дуба», «Паспортизация комнатных растений», «Экологический паспорт школы», «Азовское горе», «Зверьё моё», «Условия прорастания семян», «Изучение методик определения содержания нитратов в  овощах», «Антропогенное влияние человека на состояние р. Липка», «Влияние пожаров на растительный и животный мир Подмосковья», «Обитатели  рек Подмосковья». Конкурсы  (школьные): фотоработы: «Природа глазами детей», «Любимый уголок школы», «Зима в Ильинском», «Первоцветы»; электронные презентации: «Глобальные экологические проблемы» (5-11 классы); стенгазет и плакатов:  «Природа наш дом»   Поделок: из природного материалы;  «Отходы в дело» из пластиковых бутылок, фантиков и т.д.    Эко-дизайнер. Изготовление из бытовых отходов одежды. Участие в районных мероприятиях:  экологические  и краеведческие  НПК. Работа с родителями: конкурс «Природа и человек», совместные  акции: «Чистый двор»,  «Сделаем вместе»

Краткое содержание

 Знакомство   учащихся с глобальными   экологическими  проблемами планеты.  Чтение книг по экологии. Осознание места человека  как части природы. Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на  живые организмы. Практические занятия: знакомство  учащихся с растительным и животным миром родного края; наблюдение за растениями в разное время года. Разбивка цветников на пришкольном участке. Составление цепей питания. Формирование представлений о загрязнении воды. Работа с теоретическим материалом, изготовление презентаций, буклетов. Проведение мониторинга, анкетирования, опытов и исследований. Посев семян на рассаду и высадка однолетников. Подготовка  проектов к защите и представление школы на районных конкурсах.  Уборка пришкольной территории,  разбивка цветников, покраска забора, вывоз мусора.

 Формы подведения       итогов

Мини-сочинения и рисунки под общей темой: «Как человек изменил Землю», акция «Береги книгу»

Рисунки: «Дуб и его соседи», «То берёзка, то рябина», «Птицы нашего двора». Изготовление презентаций: «Моя малая Родина». Фотовыставка «Природа глазами детей». Составление моделей, показывающих место человека в природе. Разучивание различных игр. Защита проектов, творческих работ. Написать письмо от имени планеты. Акции «Чистый дворик», «Сделаем вместе». Школьные и

-

районные научно практические конференции.  Изготовление буклетов. Школьные выставки  и мастер-классы: «Вторая жизнь железной банки», «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Месячник труда.

Предполагаемый   результат 

Учащиеся должны выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; знать причины экологических проблем;  проявлять активность в улучшении окружающей среды в ближайшем окружении.

Искусство быть здоровым

Формы и методы

Классные часы. Беседы. Встречи. «Телефон друг или враг? », «Витамины в твоей тарелке», «Вода-это жизнь», «Зачем  нужна сменная обувь?», «Как правильно чистить зубы», «Её величество медицина», «Воздух и здоровье человека», «Счастье - быть здоровым!», «Это смертельная забава», «Составляющие здоровья», «Пить или не пить- жить или не жить?», «Режим дня», «Искусство быть здоровым», «Берегите здоровье»,  «Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье», «Режим дня», «Ребенок и компьютер», «Что такое стресс и как с ним бороться», «Психологическая подготовка учащихся 9 классов к итоговой аттестации». «100 вопросов к взрослому» (встреча с детским врачом - стоматологом).  Коллективные  Творческие   Дела.День Здоровья.  Акция  «Здоровье в твоих руках».  Выпуск санбюллетеней. Интерактивные  игры:  «Планета здоровья», «Своя игра», «Узнай свое тело»

 Проекты. Научно-исследовательская работа «Береги свои глазки», «Мы за здоровый образ жизни! Береги зубы смолоду», «Искусство быть здоровым», «Влияние антигололёдных реагентов на организмы», «Влияние сотовых телефонов на организм человека», « Спорт в моей семье». Виртуальные экскурсии  «Заповедники Подмосковья». Конкурсы (школьные:) стенгазет: «В здоровом теле – здоровый дух», кулинарный: «Полезная и вкусная пища»; спортивные: «Первая  ракетка школы», «Весёлые старты», «Велосипедист-2014»; спортивно - интеллектуальный: «Белая ладья». Участие в районных мероприятиях. Районный конкурс   театрализованных представлений  по профилактики  потребления ПАВ «В мире иллюзий», «Зубы», «Про корову му-му». Конкурсы: видеороликов «Мы за здоровый образ жизни!»;  электронных презентаций: «Мы голосуем за здоровый образ жизни»; плакатов, стенгазет и буклетов: «Счастье быть здоровым». Спортивные соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, дартцу, бадминтону. Весёлые старты. Устный журнал «Эрудит»: «Курить - здоровью вредить»,  «Мы выбираем здоровый образ жизни». Конференции    «Минздрав предупреждает» Работа с родителями. Сотрудничество с ФАП Прививки и вакцинации

Краткое содержание Как сделать, что бы сотовый телефон не стал врагом? Значение витамин в жизни человека. Воздух, которым мы дышим. Болезни органов дыхания. Вред табачного дыма.

Рассмотреть строение зубов, Почему необходимо беречь свои зубки? Продолжается знакомство учащихся  с составляющими здоровья В непринужденной форме знакомство  учащихся со строением тела человека Глаза важнейший орган в организме человека. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Театрализованные постановки о вреде курения, и употребления ПАВ. Всеобуч для родителей.

Формы подведения       итогов Фотоконкурс «Улыбка», конкурс рисунков, классная  книга рекордов. Изготовление простых фильтров. Конкурс  плакатов, кулинаров, компьютерных рисунков. Защита проектов. Изготовление буклетов. Школьные выставки Мастер-классы: «Готовим быстро, вкусно и полезно». Соревнования. Выступления в школе и районе. Выпуск  устного журнала. Презентации на школьном сайте Диспансеризация.

Предполагаемый  результат      Повышение интереса учащихся к спорту. Понимание важности ведения здорового образа жизни. Положительная динамика состояния здоровья учащихся. Негативное отношение  к вредным привычкам.

Мой дом- моя крепость

Методы и формы работы 

Классные часы. Беседы. Встречи:  «Гигиена дома», «Сколько стоят  тепло и свет»,  «Как  приходит  в дом вода», «Мой уютным дом», «Экономика», «Экологическая безопасность в повседневной жизни»

«100 вопросов взрослому». Проекты:«Откуда приходит  свет и тепло в мой дом», «Определение загрязнения воздуха в помещении» . Игра-дело серьёзное: ролевая игра: «Интернет - магазин», «Огонь - друг и враг». Конкурсы (школьные: стенгазет: «Сохраним тепло», «Какие бывают дома».Работа с родителями: Утепление классных комнат и подшефных территорий.

Краткое               содержание

Расширить представления учащихся о необходимости экономить электроэнергию. Встречи с работниками коммунальных служб. Источник тепла и света в русской избе. Знакомство  с ГЭС, АЭС. Их влияние на экологическое состояние Земли. Знакомство с бытовыми приборами,  правилами безопасного их использования. Влияния на жизнедеятельность Внешний вид  своего дома, из чего сделан.

Формы подведения       итогов

Акция «Экономим свет», игра «Сам себе дизайнер», «Как экономить электричество и воду» Защита проекта. Изготовление буклетов Составление памяток о безопасном использовании бытовой техники Выставка конкурсных работ. Смотр территорий.

Предполагаемый  результат   Ребята должны знать  о значении тепла и  света, о необходимости бережно и экономно расходовать  природные ресурсы.   Знать правила безопасного обращения с бытовыми приборами.

В перспективе:

Создание электронных ресурсов по темам: «Почему нужно беречь свет, воду, тепло». «Сто вопросов взрослому» встреча с представителями ЖЭКа  совхоза «Ильинское- Усово»

Моя семья мои корни

Методы и формы работы

Классные часы. Беседы. Встречи. «Русская народная одежда», «Папа, мама, я дружная семья», «Семья - семь я», «Широка страна моя родная», «Деревенька моя», «Поговори со мною мама», «Девичьи посиделки», «Осенние посиделки», «Отважные герои Руси», «Что значит любовь к Родине», «Символы нашей малой  Родины».  КТД- Фестиваль «С чего начинается Родина». Проекты: «Родительский дом», «Загляните в семейный альбом», «Древо  моей семьи», «Народные промыслы», «Люди, оставившие след в поселении  Ильинское», «Профессии моих родителей», «Письмо ветерану», «Русь Гардарики», «Белый цветок» (участие в благотворительной акции) Конкурсы (школьные: сочинений «Самый дорогой человек»; фотоконкурс: «Цветы моей мамы». Работа с родителями: совместная гостиная: «Загляните в семейный  альбом», родительские собрания, совместные поездки.

Краткое содержание

  Сельская школа во все времена была   основным центром духовного и культурного экологического воспитания детей, а через них и их родителей. Происхождение слова «семья». Занятия членов семьи. Роль семьи в жизни человека. Увлечения семьи, общие праздники и традиции. Обычаи  и традиции русского народа. Дружба народов, взаимоуважение, традиции. Любовь к Родине, к ее прошлому и настоящему, уважение к людям, живущим на родной земле. Родной дом- надежный причал, если он строится на Доверии, Любви Красоте. Здесь уютно старику, тепло ребенку, комфортно матери и отцу.

Формы подведения       итогов

Составить рассказ о семье. Рисунки «Моя семья». Мастер –класс «Изготовление кукол-оберегов»

Защита проектов на классных часах и родительских собраниях, выставка конкурсных работ.

Предполагаемый  результат         Получение представлений о ценностях отечественной культуры, о нравственных взаимоотношениях в семье.  Доброжелательное отношение к  участию в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся.

В перспективе:

Продолжить работу по  проектам «Русь Гардарики», «Народные промыслы», «Белый цветок» (благотворительная акция)

Заключение.

             Школьные мини-проекты, участие в различных конкурсах  удачно дополняют друг друга.  Исследовательские работы сопровождаются мультимедийными презентациями. Основы ЗОЖ – одно из условий любого вида деятельности. Воспитательная работа по  эколого-краеведческому направлению проходят не только во время внеклассной работы, но и  на уроках: Духовное краеведение Подмосковье, географии, биологии, технологии. Изучая различные темы, мы организуем экскурсии на природу, в  музеи, по экологической тропе. Организуем конкурсы, выставки, викторины. Наш проект  рассчитан на учащихся  разных классов с 1 по 11.

        Центром нашего проекта  считается  школьный  музей «Кладезь мудрости и место добрых встреч», так как это  тесное  сотрудничество учителей, учителей, родителей.  Через него мы продолжаем  традиции нашей  школы в эколого-краеведческом направлении, воспитывает у школьников уважение к прошлому своей Родины, своего  поселения  и школы.

Все направления духовно-нравственного, экологического развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций. Содержание разных видов учебной, семейной, общественно-значимой деятельности интегрируются вокруг сформированной в виде вопроса – задачи ценности. Система идеалов и ценностей создает смысловую оценку пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Работа над нашим проектом  «ЭКОЛОГ и Я»  продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/

Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области".            Мною составл...

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Создание эколого-краеведческой тропы Бирюса-Сафроновка

Данная работа описывает возможные работы с обучающимися на метсности. Такая форма работы даёт возможность для интеграции  школьных предметов. На эколого-краеведческой тропе выбраны точки: река, л...

Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"

Мероприятие для учащихся 8-9 классов...

Эколого-краеведческая культура как составляющая модель школьного образования и воспитания

Эколого-краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов обучающихся. А начинается она с родной школы....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого- краеведческой работы.

Эта консультация познакомит воспитателей  с проблемой воспитания любви  к родному краю, его природе. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников...

Становление духовно-нравственного воспитания на основе эколого-краеведческого волонтерского движения

Статья была представлена на международной конференции "Наука, образование, бизнес: проблемы, перспективы, интеграция" (М.: АР-Консалт, 2013)....