Эколого-краеведческая культура как составляющая модель школьного образования и воспитания
статья по биологии по теме

Чернышева Наталья Александровна

Эколого-краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов обучающихся. А начинается она с родной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultat_moey_deyat.docx239.92 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-краеведческая культура как составляющая модель школьного образования и воспитания

В результате моих поисков я убедилась  в том, что важнейшим подходом в конструировании курсов географии, биологии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении практической экологии, природоохранной, здоровьесберегающей  деятельности в  родном крае. Цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, развитие  любознательности, наблюдательности, развития у обучающихся  умений и навыков, воспитания любви к Родине.

Решением таких задач обеспечивает эколого-краеведческая культура как составляющая модель школьного образования и воспитания.

Сущность такой модели  способствует развитию у  моих школьников познавательные  способности, помогает мне активизировать учебный процесс, используя возможные межпредметные связи и проблемные ситуации в учебных темах.

Эколого-краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов обучающихся. А начинается она с родной школы.

Работа  всех обучающихся моих классов была определена, и общим делом стало озеленение школы, работа на пришкольном участке, в школьной  теплице. Был создан актив из увлечённых биологией и географией школьных художников, собран материал по современному дизайну. В результате был разработан проект, при реализации  которого нашлось дело для обучающихся всех возрастов.

Продолжаем пополнять экспонаты в  музей «Природы и быта»,  в котором имеются разделы:

  1. выдающиеся люди нашего края (А.Н.Ефимов, М.И.Пеньков, М.А.Земляченко);
  2. природа России и Донского края в произведениях донских писателей (М.А.Шолохов, В.А.Закруткин, П.П.Лебеденко);
  3. экспозиции природных зон России, панорама «Лесной биоценоз»;
  4. экспозиция «Казачий курень»;
  5. экскурсии на родину М.А.Шолохова (ст.Вёшки), по местам Боевой Славы в области, в стране, в странах ближнего зарубежья;
  6. экспозиция старинных вещей;
  7. собран большой багаж мультимедийных презентаций на экологическую, историко-краеведческую темам. Созданы альбомы старинных вещей на названные темы.

Когда школе было предложено стать Лицеем, выбор направления стал естественно-научный.

        В учебном плане МОУ лицея №7  в 2009 году появился новый, сразу ставший популярным среди лицеистов, предпрофильный курс «Ландшафтный дизайн», который я разработала для максимально индивидуализированной, практико-ориентированной и эффективной работы, соответствующей потребностям обучающихся. Были определены его цели и формы работы, которые помогают ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного), показывают перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности, кроме того, дают возможность ученику проявить себя и добиться успеха. Исследовательская работа в рамках разработанного курса способствует поэтапному преобразованию пришкольного участка Лицея в пришкольный садово-парковый комплекс.

Анализ накопленного опыта использования знаний о своей местности в отечественной школьной географии позволил  мне определить место регионального материала «География Ростовской области»  в системе школьного географического образования. Ведущей идей создания региональных географических курсов является формирование в сознании учащегося научно-объективной картины родного края и одновременно воспитание личности, готовой к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

На протяжении двух последних лет районное методическое объединение учителей географии разработало проект электронной  карты  Миллеровского района и города Миллерово и  представило в подарок ко Дню города нашей городской администрации. Я и мои ребята  являются соавторами этого проекта.

Эколого-краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов обучающихся. Считаю, что накопленный мною опыт именно с помощью такой работы может сильно влиять на моральное становление растущего человека.

И если мои выпускники успешно сдают экзамены, выбирают  профессию в естественно-научной области, добиваются высоких результатов в различных сферах, остаются нравственными, порядочными, грамотными людьми  - значит, формы моей работы  выбраны правильно.

 

учитель биологии и географии

 I квалификационной категории

МОУ лицея №7

г. Миллерово

Чернышева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

"Культура речи - актуальная проблема школьного образования"

Проблема  снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия приобретает социальную значимость.  Современное междоусобное отчуждение от русского языка –...

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...

Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты

Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...