рабочая программа по биологии 6 класс ( Пасечник)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 287
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию» Пед.советом от 31.08.2015 Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 287 ________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по биологии
«Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Кулыгина С.М. учитель географии биологии
Высшей квалификационной категории
Санкт – Петербург
2015-2016
Содержание
Пояснительная записка
1. Нормативно-правовые документы.
2. Общие цели преподавания биологии на ступени основного общего образования.
3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету
4. Общая характеристика учебного предмета.
5. Место учебного предмета в учебном плане.
6. Изменения, внесенные в авторскую программу
7. Информация об умк.
8. Количество часов.
9. Используемые технологии обучения.
10. Виды и формы контроля.
11. Соответствие требованиям гиа.
12. Планируемые результаты изучения курса.
Психолого-педагогическая характеристика 6а класса
Содержание курса биологии по программе В.В. Пасечника
(биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения:
Требования к результатам обучения
Нормы и критерии оценивания
Материально – техническое обеспечение
Календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по курсу «Биология» для 6 класса к учебнику: В.В. Пасечник Биология. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014
1. Нормативно-правовые документы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
6. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312)
7. Примерная программа основного общего образования «Биология. Естествознание» М.: Просвещение 2010г. Серия « Стандарты второго поколения. » Научный руководитель Кондаков А.М.
8. Авторская программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010
2. Общие цели преподавания биологии на ступени основного общего образования.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету
- освоение знаний о роли биологической науки в создании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о взаимосвязи строения и функций органов;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, осуществлять и анализировать биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
- формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
4. Общая характеристика учебного предмета.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Программа по биологии на ступени основного общего образования строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Данные этого раздела имеются в содержании других разделов.
5. Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Курс «Биология» в основной школе изучается с 5 по 9 классы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Биология» в 6 классе изучается 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 34 часа в год. Курс биологии, изучаемый в шестом классе, является логическим продолжением курса биологических дисциплин, изучение которых началось в 5 классе.
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
6. Изменения, внесенные в авторскую программу
1. По авторской программе В.В. Пасечника для изучения курса биологии в 6 классе отводится 35 часов. По учебному плану ГБОУ СОШ №290 в 6 классе для изучения биологии отводится 34 часов, в связи с этим в рабочей программе уменьшено количество часов резерва.
2. Добавлены 2 часа для изучения темы «Классификация цветковых растений». Введение данной темы целесообразно, т.к. полученные знания о строении, классификации и разнообразии растений в 6 классе будут необходимы при сдаче ГИА, ЕГЭ. 1 час взят за счет часа резерва. 1 час за счет темы «Жизнь растений» , т.к. тема питание растений повторится в последующих курсах изучения биологии.
7. Информация об УМК.
- Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Пасечник В.В. учебник для общеобразовательных учреждений.- М. Дрофа.
- Рабочая тетрадь по биологии 6 класс , В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко
- Методическое пособие для учителя Н.И. Галушкова «Поурочные разработки по биологии. 6 класс» – Волгоград.: «Учитель», 2007
Учебное содержание курса биологии на ступени основного общего образования по УМК «Биология. 5–11 классы» В. В. Пасечника включает:
- Природа – 68 ч (5 класс).
- Бактерии. Грибы. Растения – 34 ч (6 класс).
- Животные. 68 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
- Человек. 68 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
- Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Такой порядок содержания сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Он предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
В УМК «Биология. 5–11 классы» В. В. Пасечника особое внимание уделено со-держанию, способствующему формированию современной естественно научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Содержание данного УМК направлено на формирование познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутри предметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно деятельностного, историко проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, бактерий и грибов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией изучаемых групп живых организмов. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
8. Количество часов.
Согласно учебному плану при нормативной продолжительности учебного года 34 недели на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Тема | Количество часов | Практические и лабораторные работы | Обобщающие уроки | |
По программе В.В. Пасечника | По рабочей программе | |||
Введение | 2 | 2 | ||
Тема 1. Клеточное строение организмов | 4 | 4 | 1 | |
Тема 2. Царства Бактерии и Грибы | 4 | 4 | 2 | |
Тема 3. Царство Растения | 5 | 5 | 3 | |
Тема 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 8 | 8 | 6 | |
Тема 5. Жизнь растений | 7 | 6 | ||
Тема 6. Классификация цветковых растений | - | 2 | 2 | |
Тема 7. Природные сообщества | 3 | 3 | ||
Резерв | 2 | - | ||
Итого | 35 | 34 | 14 |
9. Используемые технологии обучения.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультаций и индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием ЭОР, групповая работа, самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера, внеклассная работа, исследовательская работа, кружковая работа.
Темы проектной и исследовательской деятельности
1. Устройство цветочных часов и оценка возможности их создания на пришкольном участке; реализация проекта.
2. Изучение аквариумных растений с точки зрения учёного-систематика.
3. Изучение и практическое применение вегетативного размножения на примере комнатных растений, кустарников на школьном или садовом участке.
4. Истории происхождения и переселения некоторых современных культурных растений.
5. Кто такие насекомоядные растения? Где можно их встретить? Только ли насекомых могут съесть растения? Растения ли они?
6. Составление плана размещения в классной комнате (в любом другом помещении или на конкретной площадке) растений с учётом их принадлежности к определённой экологической группе.
7. Влияние густоты посева на рост и развитие растений.
8. Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности. Создание лекарственного огорода.
9. Ядовитые растения вокруг нас. Известные в истории факты отравлений ядовитыми растениями.
10. Виды и формы контроля.
Виды контроля:
- фронтальный устный опрос;
- анализ творческих, исследовательских работ, тематических сообщений;
- дифференцированный индивидуальный письменный или устный опрос;
- самостоятельные работы;
- проверочные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока;
- лабораторные работы,
- письменные домашние задания;
- тесты;
- самопроверка и взаимопроверка
Преобладающей формой контроля выступают устный опрос (фронтальный или индивидуальный дифференцированный) и тестирование.
11. Соответствие требованиям ГИА.
Рабочая программа соответствует федеральному государственному стандарту и требованиям, предъявляемым при сдаче экзамена в формате ОГЭ.
12. Планируемые результаты изучения курса.
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов – бактерий, грибов, растений, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения бактерий, грибов, растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению бактерий, грибов, растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами;
- работать с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях, бактериях и грибах в научно-популярной литературе, справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6А КЛАССА
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6-А класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.
В классе есть группа детей, которые замкнуты, необщительны, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, грамотной монологической речью не обладают. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания с учетом адаптации его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и мотивации учения , которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. В классе можно выделить небольшую группу обучающихся , которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии.
Некоторые ученики проявляют желание и возможность изучать биологию. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята уверены в себе, не боятся ошибиться.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ по программе В.В. Пасечника
(Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения:
Пасечник В.В. учебник для общеобразовательных учреждений.- М. Дрофа.)
6 класс 34 часа (1 час в неделю)
Введение (2 часа)
Биология— наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—о многообразии живой природы;
—царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
—основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»;
—отличать живые организмы от неживых;
—характеризовать среды обитания организмов;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять план текста;
—владеть таким видом изложения текста, как повествование;
—получать биологическую информацию из различных источников;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта.
Тема 1. Клеточное строение организмов (4 часа)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Лабораторная работа №1 «Строение клетки»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение клетки;
—химический состав клетки;
—основные процессы жизнедеятельности клетки;
—характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
—работать с лупой и микроскопом;
—готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
—распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать объекты под микроскопом;
—сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
—работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Тема 2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №2 «Строение мукора и дрожжей»
Лабораторная работа №3 «Определение жизненных форм лишайников»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников;
—разнообразие и распространение бактерий, грибов и лишайников;
—роль бактерий, лишайников и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику бактерий, лишайников и грибов;
—отличать бактерии, лишайники и грибы от других живых организмов;
—отличать съедобные грибы от ядовитых;
—объяснять роль бактерий, лишайников и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Тема 3. Царство Растения (5 часов)
Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 4 «Строение зелёных водорослей».
Лабораторная работа №5 «Строение мха кукушкин лен».
Лабораторная работа № 6 «Строение хвои и шишек хвойных»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные методы изучения растений;
—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
—роль растений в биосфере и жизни человека;
—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику растительного царства;
—объяснять роль растений в биосфере;
—давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Тема 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторная работа № 7 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»
Лабораторная работа № 8 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»
Лабораторная работа № 9 «Строение почек. Расположение почек на стебле»
Лабораторная работа № 10 «Изучение строения цветка».
Лабораторная работа № 11 «Ознакомление с различными видами соцветий».
Лабораторная работа № 12 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
—различать и описывать органы цветковых растений;
—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
—осуществлять описание изучаемого объекта;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта;
—классифицировать объекты;
—проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Тема 5. Жизнь растений (6 часов)
Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев. Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Стадии развития растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений. Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Способы вегетативного размножения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные процессы жизнедеятельности растений;
—особенности минерального и воздушного питания растений;
—виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
—объяснять роль различных видов размножения у растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Тема 6. Классификация цветковых растений (2 часа)
Признаки, характерные для растений класса Двудольные и растений семейств Крестоцветные и Розоцветные, Паслёновые и Бобовые, Сложноцветные. Признаки, характерные для растений класса Однодольные и растений семейств Злаковые и Лилейные.
Лабораторная работа № 13 «Выявление признаков класса Двудольные по внешнему строению растений».
Лабораторная работа № 14 «Выявление признаков класса Однодольные по внешнему строению растений».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
—характерные признаки однодольных и двудольных растений;
—признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
—важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
—делать морфологическую характеристику растений;
—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
—работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—различать объём и содержание понятий;
—различать родовое и видовое понятия;
—определять аспект классификации;
—осуществлять классификацию.
Тема 7. Природные сообщества (3 часа)
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Основные экологические группы растений. Смена растительных сообществ. Типы растительности. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир и влияние природной среды на человека. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—взаимосвязь растений с другими организмами;
—растительные сообщества и их типы;
—закономерности развития и смены растительных сообществ;
—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
—определять растительные сообщества и их типы;
—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
—Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;
—проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам,
осознание ответственности за их последствия;
—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—умение слушать и слышать другое мнение;
—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные.
Личностные результаты обучения:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные результаты обучения, т.е. сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты о объяснять полученные результаты;
- умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
- умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностные УУД:
- уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и со сверстниками;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- умение эстетически воспринимать объекты природы;
- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.
Регулятивные УУД:
- умение организовывать свою учебную деятельность: определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения, т.е. умение обучающихся осуществлять учебные действия:
- В познавательной сфере:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- перечислять свойства живого;
- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
- сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- составлять элементарные пищевые цепи;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растений и животных;
- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности:
- демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.
- В эстетической сфере:
- уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
- Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учащихся:
- Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Пасечник В.В. учебник для общеобразовательных учреждений.- М. Дрофа, 2013
- Рабочая тетрадь по биологии 6 класс , В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко
Дополнительная литература для учащихся:
- Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: ВАКО, 2014.
Литература для учителя:
- Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: ВАКО, 2014.
- Амахина Ю.В. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология. 6 класс»: линия «Ракурс» - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
- Березина С.Н. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс. - М.: ВАКО, 2014
- Биология. 5–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника
- Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2010.
- Методическое пособие для учителя Н.И. Галушкова «Поурочные разработки по биологии 6 класс» – Волгоград: «Учитель», 2007
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Проектор
- Учебные таблицы по зоологии
- Микроскопы, лупы
- Дидактические карточки
- Коллекции:
- Микропрепараты различных растительных тканей
- Гербарные экземпляры растений
- Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу биологии 6 класс по программе В.В. Пасечника (Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Пасечник В.В. учебник для общеобразовательных учреждений.- М. Дрофа.) 34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема урока | Основные элементы содержания | Практика | Основные виды деятельности | Контроль | Д/З |
Введение (2 часа) | ||||||
1 | Биология — наука о живой природе. Вводный инстр. по ОТ. Инстр. по ОТ на раб.месте. | Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | текущий | Стр.9-12 | |
2 | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. | устный опрос | Стр.9-12 | |
Тема 1. Клеточное строение организмов (4 часа) | ||||||
3 | Методы исследования в биологии. | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. | Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Определяют понятия: «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. | тест | § 1 | |
4 | Клетка и ее строение. Инстр. по ОТ на раб.месте. Лабораторная работа № 1 | Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. | Лаб.раб.№ 1 «Строение клетки»
| Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки; объясняют значение пластид и хлорофилла в жизни клетки. | устный опрос | § 2 |
5 | Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | устный опрос | § 2 | |
6 | Жизнедеятельность клетки. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки, различают молодые и старые клетки. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. | устный опрос | § 3,4 | |
Тема 2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа) | ||||||
7 | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. | Выделяют существенные признаки бактерий. Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. | тест | § 5,6 | |
8 | Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. | уст-ный опрос | § 7,8 | |
9 | Роль грибов в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 2. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Инстр. по ОТ на раб. месте. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. | Лаб.раб.№ 2 «Строение мукора и дрожжей» | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. | устный опрос | § 9,10 |
10 | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Инстр. по ОТ на раб. месте. Лабораторная работа №3 | Инстр. по ОТ на раб. месте. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. | Лаб.раб.№ 3 «Определение жизненных форм лишайников» | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе. | устный опрос | § 13 |
Тема 3. Царство Растения (5 часов) | ||||||
11 | Общая характеристика растительного царства. | Растения. Ботаника — наука о растениях. Общая характеристика растительного царства. Методы изучения растений. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. | тест | §11 | |
12 | Водоросли. Инстр. по ОТ на раб. месте. Лабораторная работа №4 | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Инстр. по ОТ на раб.месте. | Лаб.раб.№ 4 «Строение зелёных водорослей». | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. | устный опрос | §12 |
13 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа №5. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Инстр. по ОТ на раб.месте. | Лаб.раб.№ 5 «Строение мха кукушкин лен». | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. | устный опрос | §14,15 |
14 | Голосеменные растения. Лабораторная работа №6. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана | Лаб.раб.№ 6 «Строение хвои и шишек хвойных» | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. | устный опрос | §16 |
15 | Цветковые растения. | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. | устный опрос | § 17 | |
Тема 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов) | ||||||
16 | Строение семян однодольных и двудольных растений. Лабораторная работа №7. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Строение семян. Особенности строения семян однодольных растений. | Лаб.раб.№ 7 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» | Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж памятку последовательности действий при проведении анализа | тест | § 18 |
17 | Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Лабораторная работа №8. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней. | Лаб.раб.№ 8 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы» | Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем. Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней. | устный опрос | § 19 - 21 |
18 | Побег. Почки. Лабораторная работа №9. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. | Лаб.раб.№ 9 «Строение почек. Расположение почек на стебле» | Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очерёдное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега. | устный опрос | § 22 |
19 | Строение листа. Видоизменение листьев | Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. | Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев. Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». | устный опрос | § 23 - 25 | |
20 | Многообразие стеблей. Видоизменение побегов | Многообразие стеблей. Строение и функции видоизменённых побегов. | Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Определяют понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». | устный опрос | §26, 27 | |
21 | Цветок и его строение. Лабораторная работа №10. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. | Лаб.раб.№ 10 «Изучение строения цветка». | Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты. | устный опрос | § 28 |
22 | Соцветия. Лабораторная работа №11. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Виды соцветий. Значение соцветий. | Лаб.раб.№ 11 «Ознакомление с различными видами соцветий». | Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. | устный опрос | § 29 |
23 | Плоды и их классификация. Лабораторная работа №12. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Строение плодов. Классификация плодов. | Лаб.раб.№ 12 «Ознакомление с сухими и сочными плодами». | Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы. | устный опрос | § 30, 31 |
Тема 5. Жизнь растений (6 часов) | ||||||
24 | Минеральное и воздушное питание растений | Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле | Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | тест | § 32,33 | |
25 | Минеральное и воздушное питание растений | устный опрос | § 34, 35 | |||
26 | Испарение воды | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. | устный опрос | §36,37 | |
27 | Рост растений | Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Стадии развития растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ. Определяют понятия «однолетние», «многолетние», «двулетние»; приводят соответствующие примеры. | устный опрос | § 38- 39 | |
28 | Размножение растений | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений. Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Способы вегетативного размножения. | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений. Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. | устный опрос | § 40-42 | |
29 | Размножение растений | устный опрос | § 43 - 44 | |||
Тема 6. Классификация цветковых растений (2 часа) | ||||||
30 | Класс Двудольные. Лабораторная работа №13. Инстр. по ОТ на раб. месте | Признаки, характерные для растений класса Двудольные и растений семейств Крестоцветные и Розоцветные, Паслёновые и Бобовые, Сложноцветные. | Лаб.раб.№ 13 «Выявление признаков класса Двудольные по внешнему строению растений». | Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные, Паслёновые и Бобовые, Сложноцветные. Знакомятся с определительными карточками. | тест | §45 - 51 |
31 | Класс Однодольные. Лабораторная работа №14. Инстр. по ОТ на раб. месте. | Признаки, характерные для растений класса Однодольные и растений семейств Злаковые и Лилейные. | Лаб.раб.№ 14 «Выявление признаков класса Однодольные по внешнему строению растений». | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам. | устный опрос | § 52-53 |
Тема 7. Природные сообщества (3 часа) | ||||||
32 | Основные экологические факторы и их влияние на растения. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. | тест | § 54 | |
33 | Характеристика основных экологических групп растений | Основные экологические группы растений. | Анализируют связи организмов со средой обитания; выявляют черты приспособленности растений к определенным условиям среды; приводят примеры растений разных экологических групп. | устный опрос | § 55, 56 | |
34 | Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека. | Смена растительных сообществ. Типы растительности. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир и влияние природной среды на человека. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование. | Определяют понятие «смена растительных сообществ». Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Выбирают задание на лето. | устный опрос | § 57 - 59 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...