Урок на тему «Охрана Растений»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
6 класс
Урок на тему «Охрана Растений»
Задачи урока
1 Выяснить, какое влияние оказывает человек на растения (положительные и отрицательные последствия этого воздействия)
2 Обобщить знания учащихся о заказниках и заповедниках, сходстве и различии этих понятий.
3 Развить навыки работы в малых творческих группах, объективно оценить свою работу и работу товарищей.
4 Развить навыки работы с текстом (выделять основную мысль, находить ответы на вопросы, составлять текст из фрагментов).
5 Привлечь внимание школьников к вопросу охраны окружающей среды.
Ход урока
Организационный момент
Учащиеся входят в класс под музыку. Необходимо рассадить учащихся в группы. Списки групп находятся на столах.
Гости, присутствующие на уроке, так же работают в группе и выполняют все те же задания.
1
Удивительно многообразен растительный мир нашей планеты. В настоящее время насчитывается свыше 350 тысяч видов растений.
Сейчас Вам необходимо в группах вспомнить какую роль играют растения в жизни человека. На работу Вам отводится 3 минуты.
- Продукты питания
- Производство лекарств
- Полезные ископаемые ( торф, нефть, каменный уголь )
- Производство бумаги
- Эстетическое значение ( украшение комнат, улиц и т.д. )
- Обогащение воздуха кислородом
Ребята, время, отведенное на это задание, истекло. Сейчас представитель каждой группы прочитает, какую же роль играют растения в жизни человека.
( представители каждой из групп отвечают на вопрос )
Жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.
Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров.
Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что ему угрожает.
2
И сейчас вы в группах вспомните и запишите в одни столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное.
На работу отводится 5 минут.
Положительное влияние человека на растения | Отрицательное влияние человека на растения |
Создает высокоурожайные сорта культурных растений. | В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды ( воздуха, почвы, водоемов ). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям. |
Совершенствуются технологии выращивания растений. | Сокращается количество пахотных земель ( из-за увеличения площадей, занятых под строительство ) |
Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв. | Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии ( разрушению верхнего плодородного слоя почвы ). |
Выращивает растения в теплицах, парниках. | Орошение пустынь приводит к засолению почв. |
Разводит растения в ботанических садах и парках. | Обеднение растительного покрова, за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений. |
Создает полезащитные полосы ( борьба с эрозией ). | Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов. |
Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека. |
Сейчас я попрошу представителя каждой группы прочитать, что группа записала в каждый столбик. Единственное условие: каждая следующая группа не должна повторять предыдущее выступление, а только добавлять новые сведения.
Ребята, а какое влияние преобладает: положительное или отрицательное?
К сожалению, мы можем сказать, что количество случаев негативного (отрицательного) влияния человека на растения превышает количество положительных случаев.
Массовый сбор букетов, повреждение растений, уплотнение почвы, лесные пожары, загрязнение среды обитания промышленными отходами приводят к сокращению численности ряда растений, к исчезновению некоторых видов.
3
Все это привело к тому, что необходимо на всей планете проводить мероприятия по охране растений.
Обсудите в группах, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране. На работу отводится 3 минуты.
- Создаются заповедники
- Создаются заказники
- Создаются ботанические сады
- Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах )
- Создание Государственного комитета по охране природы
- Создание Красной книги
Время, отведенное на задание, истекло. Сейчас каждая группа перечислит мероприятия по охране растений, проводимые в нашей стране.
Все группы назвали в качестве мероприятий, проводимых в нашей стране создание заповедников и заказников. Давайте выясним, что же обозначают эти понятия.
( ребята, вы забыли назвать создание заповедников и заказников)
4
У вас на столах лежат карточки, на которых написаны определения этих терминов. Прочитайте определения, данные этим терминам, и найдите разницу между этими понятиями.
В чем же заключает разница? ( на территории заказников сохраняются только определенные виды растений и в определенное время допускается хозяйственная деятельность человека, а на территории заповедников охраняются все природные объекты и хозяйственная деятельность человека полностью исключена ).
ЗАКАЗНИК –природная территория, которая временно охраняет определенные виды растений и животных. Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам.
ЗАПОВЕДНИК - участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами ( редкие и ценные виды животных и растений ). Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования.
Вложите в тетрадь карточки с определениями этих терминов. Дома вам надо вклеить эти карточки себе в тетрадь.
5
Теперь обратите внимание на конверты, которые я Вам сейчас раздам. Вам надо составить текст, используя фрагменты. На работу отводится 8-10 минут.
Озеро Мелководное
Заказник расположен на Карельском перешейке ( Выборгский район ). Озеро Мелководное – центр заказника. Заказник был создан в 1976 г с целью охраны места гнездования, питания и отдыха перелетных птиц. Водная растительность большим разнообразием не отличается. Наиболее часто встречается кубышка желтая, которая занимает около половины водной территории. Большая часть территории вокруг озера покрыта лесами. Древостой образует почти
исключительно одна береза, с примесью сосны и осины. Луговая растительность больших площадей в заказнике не занимает.
Линдуловская роща.
Этот заказник расположен в 63 км от Петербурга ( поселок Рощино ). Роща заложена в 1738 г лесоводом Фокелем путем посева семян лиственницы, привезенных из-под Архангельска. Линдуловская роща неоднократно страдала от пожаров, а в войну была сильно порублена. В 1892 г было 8347 деревьев лиственницы, а к 1950-му осталось 4550 деревьев. Лиственница достигает высоты до 41 метра. В лиственничных лесах черезвычайно беден видовой состав трав, кустарников, а мох почти полностью отсутствует. К сожалению, в настоящее время в Линдуловской роще имеется густая сеть тропинок и много мест стоянок с совершенно уничтоженным растительным покровом. При сохранении такой ситуации гибель леса в течение ближайших десятилетий неизбежна.
Заказник «Юнтоловский»
Заказник, основанный в 1991 г, расположен в границах Санкт-Петербурга. Территория заказника охватывает Лахтинский разлив ( залив Невской Губы ). Причиной организации заказника Лахтинского разлива явилось сохранение многовековой стоянки птиц на Балтийско-Беломорском перелетном пути, а также своеобразная приморская растительность Финского Залива. В настоящее время территория заказника более чем наполовину покрыта лесом. Лесной массив состоит главным образом из заболоченных лесов, с преобладанием березы и сосны. На территории этого заказника имеются старые канавы, в которых растет сфагновый мох. Толщина торфа составляет 3,5 метра. Охрана этого заказника столкнется с многочисленными трудностями, обусловленными близостью города и ведущейся вокруг застройкой.
Заказник «Котельский»
Заказник находится в Кингисеппском районе. Территория заказника расположена вокруг системы пяти озер: Копанского, Глубокого, Бабинского, Судачьего и Хаболовского. Котельский заказник был организован в 1976 г и служит для сохранения уникальных природных комплексов. В заказнике представлена богатая флора мхов, которые характерны как для таежных, так и для широколиственных лесов. Лесная растительность заказника черезвычайно разнообразна, однако, она вся подверглась в той или иной степени антропогенным воздействиям. Вокруг озера Бабинского растут ельники с ярусом лещины. Эти места активно посещаются сборщиками лещины ( орехов ), которая очень хорошо плодоносит. И к конце лета большая часть кустов лещины находится в плачевном состоянии и требует внимания работников заказника.
Заказник «Мшинское болото»
Заказник расположен в юго-западной части Ленинградской области, на территории Гатчинского и Лужского районов. Заказник протянулся с севера на юг более чем на 30 км, его ширина – 20 км. Заказник был основан в 1976 году для сохранения уникального природного комплекса Мшинского болота. Местность в районе заказника равнинная, сильно заболоченная. На территории заказника произрастает 94 вида растений. По берегам Мшинского болота располагался еловый лес, однако, рубки и пожары привели в его замене на березовый и осиновый лес. Близость болота к Петербургу обусловила большой приток рыболовов и сборщиков ягод, грибов. Сильное воздействие человека отразилось на состоянии природы болота ( вытоптанные тропы и дороги, рубка леса, пожары ). В будущем планируется создать на базе Мшинского болота заповедник.
Заказник «Раковые озера»
Заказник «Раковые озера» расположен в центральной части Карельского перешейка ( Выборгский район ). Причиной создания заказника послужила его роль в качестве места гнездования перелетных птиц ( более 40 тысяч видов ): орлан-белохвост, скопа, журавли, ржанки. В озерах встречаются щука, лещ, окунь, плотва. В окрестных лесах - разнообразный животный мир, характерный для таежной зоны. Основной бедой состояния заказника являются обмеление и зарастание Большого Ракового озера. Это связано со спуском воды с этой территории и обмеление ее. В настоящее время существует решение о восстановлении озер, подъема воды на 0,5 метра. С позиции охраны растительности заказник представляет несомненный интерес, многие виды растений занесены в Красную Книгу.
6
Теперь, когда каждая группа успешно справилась с заданием, вам необходимо найти в составленном тексте ответы на ряд вопросов. Вопросы лежат у Вас на столах.
- Назвать заказник
- Где расположен заказник?
- Значение заказника
Сейчас мы все вместе составим схему, используя данные ваших текстов
Заказник
Озеро «Мелководное»
Карельс
кий перешеек
Охрана место гнездова
ния, питания и отдыха птиц
Линдуловская роща
Поселок Рощино
Сохране
ние лесов из листвен
ницы
Ютоловский
В Санкт-
Петербурге
Охрана мест стоянки перелет
ных птиц, сохране
ние примор
ской растительности
Котельский
Кинги
сеппский район
Сохране
ние природ
ных комплек
сов
«Мшинс
кое» болото
Гатчинс
Кий и Лужский районы
Сохране
ние природного комплек
са болот
«Рако
вые озера»
Карельс
кий перешеек
Охрана мест гнездова
ния перелет
ных птиц, сохране
ние растительности озер
Вы видите, что практически на всей территории Ленинградской области расположены заказники. А есть ли Заповедники? Дома каждой группе надо найти название заповедников, которые расположены на территории Ленинградской области и на территории России.
7
А сейчас все внимательно послушайте стихотворение Тютчева
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир цветущий, мир природы,
Избытком жизни упоен.
Что каждый из нас может сделать, чтобы сохранить природу в первозданном виде?
Каждая группа на альбомных листах напишет предлагаемые ею необходимые правила поведения в природе.
Я надеюсь, что предложенные правила вы все будете неукоснительно соблюдать.
Попрошу Вас сдать работы
8
Сейчас Вам необходимо подумать и оценить работу каждого участника своей группы. Капитан на листочке поставит оценки.
Положительное влияние человека на растения | Отрицательное влияние человека на растения |
Положительное влияние человека на растения | Отрицательное влияние человека на растения |
- Назвать заказник
- Где расположен заказник?
- Значение заказника
- Назвать заказник
- Где расположен заказник?
- Значение заказника
- Назвать заказник
- Где расположен заказник?
- Значение заказника
- Назвать заказник
- Где расположен заказник?
- Значение заказника
- Назвать заказник
- Где расположен заказник?
- Значение заказника
- Назвать заказник
- Где расположен заказник?
- Значение заказника
- Назвать заказник
- Где расположен заказник?
- Значение заказника
- Назвать заказник
- Где расположен заказник?
- Значение заказника
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир цветущий, мир природы,
Избытком жизни упоен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме «Покрытосеменные растения»
изучение темы проходит не принужденно, ребята выполняют творческие задани и решают поставленные перед ними задачи. выполнять задания помогают сазочные герои...
Конспект урока по теме "Охрана почв"
Конспект урока может быть использован в 8 классе при изучении темы "Почва и почвенные ресурсы"...
Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс (урок-игра)
Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс.Цель урока: в игровой форме систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии растений на Земле; об отличительных признаках растений разл...
Открытый урок по природоведению:" Охрана растений" 5 класс
Открытый урок по природоведению " Охрана растений" . Крассная книга . Заповедники Саратовской области....
урок на тему " Строение растений. Семенные и споровые растения." биология – 6 класс
знакомлю учащихся с разнообразием растений;формирую понятие "орган"; углубляю знания о вегетативных и генеративных органах растений;показываю различия между споровыми и семенными растениями;учу школьн...
План-конспект урока по теме "Охрана окружающей среды" в 8 классе
План-конспект урока по теме "Охрана окружающей среды" в 8 классе был выпущен в издании "Педагогический калейдоскоп - 2016. Выпуск № 35 "Из опыта работы педагогов" информ...
Конспект урока по теме : "Охрана окружающей среды"
*обобщить лексический материал по теме : Проблемы окружающей среды;*совершенствовать коммуникативные умения учащихся;*совершенствовать умения работать в группе,*развивать умение учащихся составлять мо...