урок на тему " Строение растений. Семенные и споровые растения." биология – 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
- знакомлю учащихся с разнообразием растений;
- формирую понятие "орган"; углубляю знания о вегетативных и генеративных органах растений;
- показываю различия между споровыми и семенными растениями;
- учу школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы;
- знакомлю с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biolog51.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
биология – 6 класс
урок на тему Строение растений. Семенные и споровые растения.
Задачи урока: а) познакомить учащихся с разнообразием растений;
б) сформировать понятие "орган"; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;
в) показать различия между споровыми и семенными растениями;
г) научить школьников работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.
Оборудование урока: таблицы "Органы цветкового растения", "Голосеменные растения", "Папоротники", "Водоросли", "Мхи"; гербарий споровых и семенных растений. Экземпляры живых цветковых растений, спороносные листья папоротника.
Содержание урока:
- Организация школьников на урок.
- Контроль знаний
- Многообразие жизненных форм растений
- Продолжительность жизни растений
- Происхождение разнообразия культурных растений
- Умение различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дидактических карточек)
3. Изучение нового материала:
- Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни растения (организма). Органы растения (актуализация знаний семиклассников об органах растений и животных; беседа.)
- Вегетативные органы растения – корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами (беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рисунка 10 §2 учебника.)
- Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов – гаметангии и половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как органы полового размножения цветковых растений (рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с.12 учебника.)
- Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений (самостоятельная работа с текстом §2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)
- Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма (рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений. Лабораторная работа №2 – "Рассматривание спор папоротника", оформление результатов; беседа.)
- Строение цветкового растения. Лабораторная работа №1 – "Знакомство с цветковыми растениями" (оформление результатов в рабочей тетради; проверка результатов.)
- Сравнение строения семенных и споровых растений (беседа с элементами объяснения.)
4. Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений и их строении (обобщающая беседа).
5. Домашнее задание: изучить §2 учебника, выучить все определения; закончить оформление лабораторных работ.
Лабораторная работа №1.
Тема. "Знакомство с цветковым растением"
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения
Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).
Ход работы
- Рассмотрели выданное нам цветковое растение – пастушья сумка.
- Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.
- Плоды и цветки находятся на стебле.
- Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.
- Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.
- Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.
Побег – это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.
Лабораторная работа №2.
Тема. "Рассматривание спор папоротника"
Цель: ознакомиться с внешним видом спор.
Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Лист папоротника со спорами. 3. Семена редиса. 4. Белый лист бумаги.
Ход работы:
- Рассмотрели выданное нам растение – папоротник мужской.
- На нижней поверхности листа нашли коричневые бугорки. Это – мешочки со спорами. В этом мы убедились, когда потрясли лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпались.
- Рассмотрели их под лупой. Они имеют округлую форму.
- Выполнили схематический рисунок споры.
- Сравнили размеры спор с семенами редиса.
- Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною были рассмотрены споры папоротника и семена редиса. Я выяснил, что спора – это клетка, с помощью которой растение размножается, а семя – это орган полового размножения и расселения растений. Споры – это мелкие образования, а семена намного больше по размерам, чем споры.
Биологический словарь понятий и терминов
- Высшие растения – это все растения, тело которых расчленено на отдельные органы.
- Низшие растения – это растения, тело которых не расчленено на отдельные органы.
- Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенные функции и имеющая особое строение.
- Вегетативные органы растения – органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста. Все вместе они образуют вегетативное тело.
- Генеративные органы растения – органы растения, служащие для полового размножения. К ним относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.
- Половые клетки (мужские и женские) называют гаметами. Они являются продуктами генеративных органов.
- Цветковые растения – это растения, которые цветут хотя бы раз в жизни. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.
- Семенные растения – это растения, образующие семена.
- Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.
- Спора – это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения.
Растения
Низшие
водоросли
Высшие
мхи и папоротники все деревья,
кустарники и травы
Споровые
Споровые
Семенные
цветковые
(семена хвойные
в плодах) (семена в шишках)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"
Урок включает в себя изучение материала как однодольных, так и двудольных растений, лабораторную работу и презентанцию....
Разработка урока по теме "Строение семени двудольных растений"
Конспект урока по теме "Строение семени двудольных растений"...
Презентация к уроку по теме "Строение семени двудольных растений"
Презентация "Строение семени двудольных растений"...
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
Урок по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения " 8 класс
Урок по теме Сердце....
"Семенные и споровые растения"
Задачи:Показать сходство и различия между споровыми и семенными растениями;Развивать практические умения работать с ручной лупой, зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы;Формировать от...
Презентация урока на тему "Голосеменные – высшие семенные растения"
quot;Голосеменные – высшие семенные растения"Я росту, чтоб в Новый год,Плыл весёлый хоровод,Зелена я и свежаИ похожа на ежа,И в жару или метель,Называют меня......