Урок по теме "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_vitaminy.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока : «Витамины»

1.Организационный этап.

Приветствие  учителя. Учитель входит с вазой, которая прикрыта .Обращается к ученикам. «Все готовы к уроку?.Нам сегодня  понадобятся рабочие  маршрутные листы , ручки; учебники.

2.Этап мотивации.

Учитель: «в этой вазе находятся предметы с которыми мы будем работать,, когда ответим  на вопросы. Я уверена . что вы  их держали в руках Наша главная задача – определить тему урока и делать вы будете самостоятельно. Кое что мы увидим ,кое- что мы услышим, а кое –что мы подержим в руках Соединив все результаты, мы узнаем тему урока. Свои варианты вы записываете  на маршрутных листах.

Учитель.

Люди заметили, что если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него возникают тяжелые заболевания. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они питались консервами, сухарями. Причину установил Н И  Лунин в 1880 году. Он провел эксперимент. Группу мышей поместил в одинаковые условия, а кормил по – разному. Одних кормил молоком, других искусственной смесью, содержащей белки, жиры, углеводы, соли. Мыши второй группы переставали расти, теряли в весе, погибали. Вывод: значит, в молоке есть какие-то вещества.

Они содержатся в овощах и фруктах ,печени, в икре, в  растениях.
Позже, в 1911 году польскому ученому Казимиру Функу удалось из рисовых отрубей получить вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным
 рисом.А через год он дал ему название витамин (от лат. «виталис» животворный.)

Кто  сможет назвать ?

Тема занятия . «Витамины»

Цель: :  сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

В конце урока вы должны ответить на вопрос, который записан на доске: "Человек может прожить без витаминов?!"

Кластер

 3. Этап познания нового.

Учитель:вместедадимопределение .
Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей  Недостаток витаминов ведёт к особому нарушению обмена веществ – гиповитаминозу. В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – В1, В12.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, – соответственно А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиц
ии.Все витамины делятся на 2 группы,водорастворимые  (В С )и растворимые в жирах.(А Д Е

К чему ведёт нехватка витаминов? А избыток? 

объяснить термины: Авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз?,

Авитаминоз – отсутствие витаминов.

Гипервитаминоз –избыток витаминов.

Гиповитаминоз – недостаток витаминов.

Инсерт. (Чтение текста с особыми пометками).Уважаемые коллеги  предлагаю образовать 4 группы

Работа в группах.
На доске вывешиваются названия витаминов: А, В, С, Д.
Каждой группе выдаются конверты с карточками, на которых записаны симптомы гиповитаминоза и продукты, в которых содержатся витамины. Ученики должны правильно выбрать необходимый текст , отгадать  группу витамина, потом зачитать ответы.
1 группа. «Витамин А»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
2. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
3. При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота».
4. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
2 группа. «Витамин В1»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери».
3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
4.Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.
3 группа. «Витамин С»
Из §38 выберите правильный ответ.
1.При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота».
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери»
3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
4 группа «Витамин Д»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери»
3.При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.

Кое-что о витаминах. Это интересно…………

Витамин С.
Веками участники длительных путешествий страдали от цинги. Известно, что в экспедиции Васко да Гама от цинги погибло около 60 % моряков. Такая же судьба постигла участников экспедиции Витуса Беринга в 1741 году. Известно, что английских моряков называли «лимончиками», так как они в обязательном порядке должны были брать с собой в путешествие лимоны, и случаев заболевания цингой во время плавания у них не наблюдалось.
А на Руси цингу лечили с помощью отвара из хвои сосны, ели. Так, ничего ещё не зная о витаминах, люди опытным путём спасались от этого заболевания. В Карибском море существует остров, Кюрасао (по-португальски означает « оздоравливающий»), потому что росшие в изобилии на острове фрукты спасли от гибели моряков, заболевших цингой.
Витамин А
По химическому составу он близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, абрикосы, помидоры). Превращение каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени. Нужно помнить, что без жира каротин не усваивается, поэтому при кулинарной обработке растений необходимо добавлять сливочное или растительное масло. Витамин А входит в состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки. При отсутствии витамина А поражаются роговица глаз, кожа, дыхательные пути. Ранним проявлением недостатка этого витамина является « куриная слепота», то есть неспособность видеть при слабом освещении. В 1 кг печени белого медведя накапливается столько витамина А, что его хватило бы на добрых 40 лет. Такое количество витамина может вызвать тяжёлое, даже смертельное отравление. Есть предположение, что от такого отравления погибла экспедиция полярного исследователя Андре. Злоупотреблять витамином не следует.
Витамины группы В.
Об этом заболевании знали в Китае ещё 2 тысячи лет назад. У больных появлялась «походка на цыпочках», происходило расстройство движений, и наступал паралич. В переводе с сенегальского название болезни переводится как «большая слабость» или « ножные оковы». Заболевание это было вызвано отсутствием в пище витамина В1. Существует несколько витаминов группы В.
В6 участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. В12 регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани.
Витамин Д
При его недостатке развивается рахит, особенно часто у детей. При рахите в костях не откладывается кальций, они становятся нетвёрдыми, ноги и позвоночник уродливо изгибаются. Особенно могут пострадать от этого заболевания дети первого года жизни, которые появились на свет осенью или зимой. Известно, что помогает избежать рахита загорание под прямыми солнечными лучами.

Физкультминутка.

Проведем друзья сейчас, упражнения для глаз

Вправо влево посмотрели глазки все повеселели

Снизу вверх и сверху вниз, ты хрусталик не сердись

Посмотри на потолок отыщи там уголок

Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем

Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать.

Помните о нашей задаче. "Человек может прожить без витаминов?!"

Взаимоопрос.
«Заморочки из бочки»

1группа. «Географы»
Во время одной из экспедиций Христофора Колумба часть экипажа заболела. Дёсны у моряков начали кровоточить, зубы выпадали. Моряки попросили их высадить на какой – либо остров, чтобы они могли спокойно там умереть. Через несколько месяцев на обратном пути корабли Колумба вновь подошли к берегу этого острова. Каково же было изумление прибывших, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми.
От какой болезни страдали моряки? Почему они выздоровели?
2 группа. «Историки»
В Англии в конце ХVIII века у населения целых кварталов кости теряли прочность, искривлялись. Из – за чего возникала так называемая «английская болезнь»? Можно ли предотвратить её развитие?
3 группа. «Врачи»
Голландский врач Эйкман, в 1896 году, работая на острове Ява, исследовал заболевание со следующими симптомами: расстройство движений, паралич.
Он обнаружил, что среди коренного населения острова процент заболевания был выше среди лиц, питавшихся полированным, очищенным от оболочки рисом.
В опытах он установил, что при кормлении кур полированным рисом, у них появляются симптомы, аналогичные проявлениям болезни у человека. Добавляя в пищу водный экстракт из отрубей риса, Эйкман добился изменения этого заболевания.
Как называлась эта болезнь? Из – за чего она возникала? Можно ли предотвратить развитие этой болезни?
4 группа. «Военные»
Известный актёр, клоун Ю.В.Никулин в книге «Почти серьёзно» рассказывал, что во время Великой Отечественной войны многие солдаты в тёмное время не могли ориентироваться. Во время боя, те солдаты, у которых не было этого заболевания, подносили снаряды к орудиям.
Чем это было вызвано? Как называется эта болезнь? Из – за чего она возникает? Можно ли предотвратить её развитие?
5 группа. «Литераторы»
А. С. Пушкин писал: « Я не люблю весны. Весной я болен». И вы хорошо знаете, что работалось ему лучше всего осенью. Как вы думаете, с чем это было связано?

6 группа. «Биологи»

В некоторых странах существует традиция: женщины полностью закрывают своё тело одеждой, оставляя лишь щель для глаз. Перечислите нежелательные эффекты в функционировании организма, которые могут возникнуть у таких женщин. Назовите причину.

- Объяснить древнюю медицинскую мудрость:

             «Все яд и все лекарство. Дело только в дозе».

Таблица в учебнике.

Жизненные ситуации
. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).

 Решить задачу. При недостатке витаминов  развиваются различные заболевания.

 4 Этап закрепления и систематизации знаний, отработка умений.

 5) Ролевая игра.

А теперь постараемся применить ваши знания на практике. Представим, что вы доктора. И вот у вас на приеме несколько пациентов. Вы постарайтесь определить, чем вызван тот или иной недуг

1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени (недостаток витамина А)

2.Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли (недостаток  витамина В1).

3.Воспаление и трещины губ, в углах рта частые болячки (недостаток витамина В2).

4.Отмечается сухость кожи с образованием сыпи на коленях и локтях (недостаток витамина А)

5.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся (недостаток витамина С)

Молодцы!!

 Правила приготовления пищи,

обеспечивающие сохранение витаминов.

 

1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.

2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под    крышкой.

3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению    они не подлежат.

4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.

                                Лабораторная работа.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

“Определение витамина С в некоторых продуктах”.

  1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
  2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
  3. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
  4. Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком.
  5. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.
  6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  1. Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.
  2. Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.

Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D).

  1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
  2. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
  3. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
  4. Витамин роста (А).
  5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
  6. Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).

Вопросы командам ( « Да» или «Нет»)., кто быстрее ответит.

1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме.(да)

4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах.(нет)

5.Основным источником витаминов являются растения. (да)

6.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду.(нет)

Вернемся к маршрутным листам .


В конце урока учитель обращает внимание учеников на проблемный вопрос, записанный на доске:
"Человек может прожить без витаминов?!"


– Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!

Вывод учителя. 

Итак, мы познакомились с различными видами витаминов, выяснили, что без них жизнь невозможна и что в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни!

Рефлексия.

Синквейн .

  Витамин.

  Важный, нужный.

  Участвует, содержится, влияет.

  Активизирует обмен веществ.  Вещество.

. А когда будете готовить себе витаминный салат,
бросьте в него немного любви, чуть
 -чуть добра,
капельку радости, кусочек нежности.
Эти витамины придадут необыкновенный вкус
любому блюду и принесут вам здоровье.
 

Лестница успеха

Прошу оценить данный мастер-класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...