Дополнительная образовательная программа "Дом, в котором ты живёшь"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа "Дом,в котором ты живёшь" предназначена для учащихся 5-7 классов.
Цель программы- формирование и развитие экологической сообразности поведения у школьников.
Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дополнительная образовательная программа " Дом, в котором ты живёшь" | 493.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №41»
Дополнительная образовательная программа
« Дом, в котором ты живёшь»
Автор программы:
Коробова Е.А.,
учитель биологии
Нижний Новгород
«Нужно учить так, чтобы люди,
насколько это возможно,
приобретали знания не из книг,
а из неба и земли, из дубов
и буков, то есть знали и изучали
эти самые вещи, а не чужие
только наблюдения и
свидетельство о вещах».
Ян Амос Каменский.
Пояснительная записка
- Пояснительная записка
Актуальность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Цель программы –
формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты освоения программы
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, экологических и др.) в соответствии с содержанием предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты.
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение экологической грамотности, правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностные УУД
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья
Регулятивные УУД:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:
- осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
- понимать перспективы дальнейшей учебной работы
- определять цели и задачи усвоения новых знаний
- оценивать правильность выполнения своих действий
- вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела программы.
Познавательные УУД:
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
- описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
- пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
- моделировать объекты и явления окружающего мира
- проводить наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Развиваются и коммуникативные способности учащихся:
- обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
- приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
- осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)
Содержание программы
Первый год обучения
34 часа
1. Организационное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Основы экологического образования
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
3. Экология и экономия в собственном кошельке
Почему скупой платит дважды? Давайте посчитаем. Меры личной экологической безопасности
4. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
5. Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
6. Пищевые связи
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу
Давайте поиграем в пищевые цепочки.
7. Мир полон хищников
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.
8. Конкуренция и соперничество
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться.
9. Дружба в природе
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
10.Тайны живой природы.
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
11. Как построить экосистему.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
12. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
13. Царство почвы - уникальный мир природы
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
14. Вода и живые организмы
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
15. Пресные воды - наше богатство.
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
16. Основные источники загрязнения водоемов
Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
17. Жизнь водных пространств и экология
Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.
18. Агитзанятия "Секреты леса"
Викторина, загадки про жизнь леса.
19. Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
20. Красная книга
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
21. Экологический марафон
Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.
Второй год обучения
1. Организационнное занятие
Техника безопасности. Ваши собственные экологические достижения. Что было сделано за летний период.
"Бомбы замедленного действия" на нашей планете
2. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель.
Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?
3. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.
Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов.
4. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе
Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.
5. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться
Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.
6. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации"
Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.
7. Пугающий призрак АЭС
Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше?
8. Экология и экономика
Что охранять и как использовать? Привычная расточительность или нетрадиционная бережливость?
Дурные пристрастия
9. Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы
Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.
10. Передай в наследство трезвость
Медведи любят выпить. Пиво в жизни воробьев. Развязность захмелевших пескарей. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно - пьяному нет.
11. Владыка мира - никотин
Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик - сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.
Все для гурманов есть в природе
12. Кофе сердцу не помеха
Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.
13. По великому чайному пути
Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.
14. Растения - наш доктор Айболит
Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?
Жизнь лесных дебрей
15. Лес - зеленое море
Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа -листопад. Зеленое море тайги. Сезонники. О Всероссийском конкурсе "Подрост".
16. Лес и его обитатели
Раздолье для вегетарианцев. Сластены. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.
17. Влияние температуры на живые организмы
Шубы, полушубки, малахаи у животных. Есть ли обувь у животных? Голь на выдумки хитра или переодевания животных. Погреться у чужой печки. Холодильные установки. Кратковременная и длительная консервация организмов.
18. Средства передвижения животных.
Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?
Растения - гениальные инженеры природы
19. Растения - потребители отходов
Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары
20. Растения-химики
Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.
21. Растения-архитекторы, строители, механики
Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.
22. Растения-путешественники.
Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.
23. Как растения передают информацию
Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.
24. Paстения - биологические часы
Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.
Все о национальных парках
25. Все о национальных парках
Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природа. Заповедники. Заказники. Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Следопыты природы. Памятники природы в Новгородской области и в г.Старая Русса.
26. Обустройство парков
Доктор - лес. Сервис парка. Лесные постройки. Площадки для отдыха детей. Зоны развлечений для взрослых. Лесная мебель. Житейские удобства.
27.Ландшафтная архитектура
Ландшафт. Хозяйственна пригодность. Зеленое строительство. Критерии красоты. Охрана парков. Какой парк лучше. Лесоохранные рубки. Искусство строить лес.
Третий год обучения
1. Организационное занятие
Задачи объединения. Техника безопасности. Знакомство с программой на учебный год.
2. Моя экологическая деятельность летом
Беседа-диспут о времени летнего отдыха. Обсуждение результатов выполнения заданий на лето.
3. Учимся передавать свои знания другим ребятам
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.
4. Учись быть здоровым
Простейшие уроки жизни. Ты отравился, ты ушибся, ты сломал руку, ногу, ты угорел, ты обжегся.
5. Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады, и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Памятники природы нижнего Новгорода и Нижегородской области. Что мы должны охранять в нашем родном городе.
6. Обсуждаем примеры экологических катастроф
Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья.
Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
7. Окружающая среда и здоровье человека
Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
8. Экологические взаимоотношения организмов
Типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Паразитизм и болезни.
9. Экология популяций
Популяция и ее основные характеристики. Свойства популяционной группы.
Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции. Динамика популяций
10. Организмы и среда их обитания
Условия и ресурсы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Экологическая ниша.
11. Человек в созданной им среде.
Сумасшедшие шляпники и отравленные короли (ответ биосферы - бумеранг воздействий). Мода и интерьер (экология жилища). "Ты лучше голодай, чем что попало есть" (экология и образ жизни).
12. Деловые игры
Проблемные экологические ситуации предлагает педагог, а ребята стараются найти оптимальный выход из нее.
13. Bопросы задает природа
Загадки на маршруте. Вопросы и ответы
14. Практикум
Уход за зимним садом. Уход за ним, подкормка. Записи в дневнике наблюдений.
Тематическое планирование первого года обучения
№ темы | Тема занятия | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Организационное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Основы экологического образования | 1 | - | 1 |
3 | Экология и экономия в собственном | 1 | - | 1 |
4 | Природа - наш общий дом | 1 | - | 1 |
5 | Основные составляющие природы | 1 | 1 | 2 |
6 | Пищевые связи | 1 | 1 | 2 |
7 | Мир полон хищников | 1 | 1 | 2 |
8 | Конкуренция и соперничество | 1 | 1 | 2 |
9 | Дружба в природе | 1 | - | 1 |
10 | Тайны живой природы | 1 | - | 1 |
11 | Как построить экосистему | 1 | - | 1 |
12 | Воздух, значение его чистоты для живых организмов | 1 | 1 | 2 |
13 | Царство почвы - уникальный мир природы | 1 | 1 | 2 |
14 | Вода и живые организмы | 1 | 1 | 2 |
15 | Пресные воды - наше богатство | 1 | 1 | 2 |
16 | Основные источники загрязнения водоемов | 1 | 1 | 2 |
17 | Жизнь водных пространств и экология | 1 | 1 | 2 |
18 | Агитзанятие "Секреты леса" | 1 | - | 1 |
19 | Растения лечат людей | 1 | 1 | 2 |
20 | Красная книга | 2 | - | 2 |
21 | Экологический марафон | 2 | - | 2 |
Итого | 23 | 11 | 34 |
Тематическое планирование второго года обучения
№ темы | Тема занятия | Теория | Практика | Всего часов |
| Организационное занятие | 1 | - | 1 |
| "Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель. |
|
| 1 |
| "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. |
|
| 1 |
| "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. |
|
| 1 |
| "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. |
|
| 1 |
| "Бомба замедленного действия" - химикаты |
|
| 1 |
| Пугающий призрак АЭС. |
|
| 1 |
| Экология и экономика. |
|
| 1 |
| Животные - наркотики - человек. |
|
|
|
| Передай в наследство трезвость. |
|
|
|
| "Владыка мира" - никотин. |
|
|
|
12 | Кофе сердцу не помеха. |
|
|
|
13 | По великому чайному пути. |
|
|
|
14 | Растения - наш доктор Айболит. |
|
|
|
15 | Лес - зеленое море |
|
|
|
16 | Лес и его обитатели |
|
|
|
17 | Влияние температуры на живые организмы. |
|
|
|
18 | Средства передвижения у животных. |
|
|
|
19 | Растения-потребители отходов. |
|
|
|
20 | Растения-химики. |
|
|
|
21 | Растения- архитекторы, строители, механики. |
|
|
|
22 | Растения-путешественники. |
|
|
|
23 | Как растения передают информацию. |
|
|
|
24 | Растения- биологические часы. |
|
|
|
25 | Все о национальных парках. |
|
| |
26 | Обустройство парков |
|
| |
27 | Ландшафтная архитектура. |
|
| |
Итого | 32 | 2 |
|
Тематическое планирование третьего года обучения
№ темы | Тема занятия | Теория | Практика | Всего часов |
| Организационное занятие |
|
|
|
2 | Экологическая деятельность летом. |
|
|
|
| Учимся передавать свои знания другим |
|
|
|
| Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни. |
|
|
|
| Изучаем способы охраны природы. |
|
|
|
| Обсуждаем экологические катастрофы. |
|
|
|
| Окружающая среда и здоровье человека. |
|
|
|
| Экологические взаимоотношения организмов. |
|
|
|
| Экология популяции |
|
|
|
| Организмы и среда их обитания. |
|
|
|
| Человек в созданной им среде. |
|
| |
| Деловые игры. |
|
|
|
| Вопросы задает природа. |
|
|
|
14. | Практикум | - | 5 | 5 |
Итого | 18 | 16 | 34 |
Материально- техническое обеспечение
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Гербарии
- Микроскопы
| ||||
|
Список литературы:
Литература, используемая педагогом.
- Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 2007
- Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 2009
- Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,2000
- Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., 2006
- Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 2001
- Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 2000
- Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
- Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 2007
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 2000
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 2002
- Бобров Р. Все о национальных парках - М.:, 2001
- Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 2003
- Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 2008.
- Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс,2000.
- Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 2008
- Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 2009
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2001
- Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
Литература, рекомендованная для чтения.
- Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
- Фабр П. Популярная экология. М., Мир,2001
- Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
- Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975
- Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980
- Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мхи. М., Мысль, 2001
- Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
- Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
- Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, 2005
- Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
- Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...