Разработка урока "Генетика и здоровье"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Разработка урока биологии в 10 классе по УМК Пасечника В.В., учебник Каменского А.А. Тема "Генетика человека". Урок "Генетика и здоровье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс биология
Тема «Генетика человека»
Урок 2. Генетика и здоровье
Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель урока: рассмотреть сложности изучения генетики человека и ее влияние на здоровье.
Образовательные задачи урока:
- Раскрыть причины наследственных болезней и их лечение.
- Обсудить этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика.
Воспитательные задачи:
- Сформировать представление о необходимости бережного отношения к здоровью человека.
- Раскрыть возможности рождения здорового потомства.
- Продолжить формирование у учащихся понимания личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья следующих поколений.
Развивающие задачи:
- Продолжить развитие у учащихся умения подбирать материал, используя литературу и Интернет.
- Продолжить развитие умения работать в минигруппе, вносить свой вклад в ходе обсуждения.
- Продолжить развитие у учащихся навыков создания презентации и защиты своей работы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация урока.
Планируемые результаты :
- личностные навыки: соблюдение правил работы в кабинете биологии, с мобильным классом; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и учителем; анализ и оценка наследования признаков у людей, у членов своей семьи (генеалогический метод); бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; эмпатия (сочувствие).
- предметные: владение генетическими понятиями, знание причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека при решении ситуативных генетических задач (разного типа).
- метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к решению генетических задач в новой ситуации; умение использовать ИКТ (составлять презентацию в PowerPoint, редактировать текст в Word, составлять таблицу и строить диаграмму в Excel, осуществлять самоконтроль в My Test).
- Познавательные УУД
Знаково-символические (работа с разными видами информации: текст, таблица, схема; составление схемы решения генетических задач); логические (определение типа наследования при решении генетических задач, анализ и оценка причин наследования признаков человека) и действия постановки и решения проблем, составление генеалогического древа семьи.
- Регулятивные УУД
Постановка учебной задачи на основе соотнесения имеющихся знаний о наследственности и изменчивости организмов и новых понятий по теме «Генетика человека».
Составление плана и последовательности действий (восприятие теоретической информации по теме «Генетика человека», решение генетических задач на наследование признаков у человека с использованием ИКТ, защита мини-проектов, рефлексия).
Выделение и осознание учащимися полученных знаний и умений с тем, что еще предстоит усвоить. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия при подготовке домашнего задания и последующей учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД
Коллективное обсуждение проблем о псевдонауке евгенике, о необходимости знаний корней своей семьи. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем (работа в группе). Совместное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами (фронтальная работа, мини-проекты) и условиями коммуникации.
Ресурсы: модель-аппликация «Наследование резус-фактора», компьютерная презентация, компьютер, проектор.
Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, информационно-коммуникационная технология, проектно-исследовательская деятельность.
Формы работы на уроке:
Фронтальная эвристическая беседа.
Исследовательская деятельность: работа с таблицей, самостоятельное оставление генетических задач по схеме, анализ родословной, работа с учебником.
Структурно-логическая схема урока
Основные части урока | Методы и методические приёмы | Время |
1.Организационный этап | Словесный | 1 мин |
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Фронтальная беседа Индивидуальные ответы с использованием ИКТ | 9 мин |
3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Словесный , групповая работа, эвристическая беседа | 3 мин |
4.Первичное закрепление ( измененной ситуации- конструктивное) | Групповая и индивидуальная работа | 14 мин |
Физкультминутка | Фронтальное выполнение упражнений | 2 мин |
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные знания) | Исследовательская работа | 10 мин |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Инструктаж | 3 |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Словесная, беседа | 3 |
Содержание урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Организационный этап | Приветствие | Готовят рабочее пространство. |
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Какие методы применяются при изучении генетики человека | Учащиеся отвечают у доски с использованием докладов и презентаций приготовленных дома |
3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | На пороге третьего тысячелетия произошел переход на генный уровень изучения наследственных болезней человека. По различным оценкам всего известно от 7 до 10 тысяч наследственных заболеваний из них 200-тяжелейшие расстройства. В мире генетическими заболеваниями страдают 30 миллионов человек Улучшение условий жизни, оказание самой разнообразной медицинской помощи сводит на нет действие естественного отбора, поэтому перед генетической наукой, в частности перед медицинской генетикой встала неотложная задача научиться бороться с проявлением в фенотипе человека вредных мутаций, генных и хромосомных, диагностировать наследственные заболевания на любой стадии развития организма, в том числе и до рождения ,определять гены предрасположенности к некоторым распространенным болезням. Из всего сказанного вытекает ПРОБЛЕМА НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ. | Учащиеся формулируют цели и задачи урока |
4.Первичное закрепление ( измененной ситуации- конструктивное) | С детства ребенок слышит разговоры вокруг себя о каких-либо наследственных признаках и задатках, доставшихся ему от кого-либо из старших поколений семьи. Справедливы ли суждения близких? Кроме того, создание родословной – не только интересное занятие. Родословная может стать ценным медицинским документом для вас и ваших потомков, если придется обратиться в медико-генетическую консультацию. Поэтому следующая часть урока посвящена проведению лабораторной работы. Разберём как составляются родословные и проводится их анализ на примере семьи Волковых: У сына Волковых подбородок с ямочкой, как и у его родителей, однако у его сестры подбородок гладкий. Как наследуется данный признак? Каков его характер? Генеалогический анализ проводят в несколько этапов: Этапы генеалогического анализа: 1) сбор данных обо всех родственниках обследуемого (анамнез); 2) построение родословной; 3) анализ родословной (установление типа наследования) и выводы. Для построения родословных применяются условные обозначения. При построении родословной необходимо соблюдать следующие правила:
символы, обозначающие особей одного поколения, Итак, составили родословную, предварительно собрав информацию о данном признаке у ряда поколений: Установление типа наследования. Для этого используются принципы генетического анализа и различные статистические методы обработки данных многих родословных. Аутосомно-доминантный тип наследования характеризуется следующими признаками: 1) признак проявляется в каждом поколении; 2) признаком обладает ребенок у родителей – обладателей признака; 3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины; 4) проявление признака наблюдается по вертикали и по горизонтали; 5) вероятность наследования 100 % (если хотя бы один родитель гомозиготен), 75 % (если оба родителя гетерозиготны) и 50 % (если 'один родитель гетерозиготен). Аутосомно-рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками: 1) признак проявляется не в каждом поколении; 2) признаком обладает ребенок (гомозигота), рожденный от родителей (гетерозигот), не обладающих данным признаком; 3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины; 4) проявление признака наблюдается по горизонтали; 5) вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны), 50 % (если один родитель гетерозиготен, а второй гомозиготен по рецессивному признаку) и 100 % (если оба родителя рецессивные гомозиготы). Х-сцепленный рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками: 1) признак проявляется не в каждом поколении; 2) признаком обладает ребенок, рожденный от родителей, не обладающих данным признаком; 3) признаком обладают преимущественно мужчины; 4) проявление признака (болезни) наблюдается преимущественно по горизонтали; 5) вероятность наследования — у 25 % всех детей, в том числе у 50 % мальчиков; 6) здоровые мужчины не передают болезни. Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия Дюшенна, синдром Леша-Найхана и др.
Х-сцепленный доминантный тип наследования сходен с аутосомно-доминантным, за исключением того, что мужчина передает этот признак только дочерям (сыновья получают от отца Y-хромосому). Примером такого заболевания является особая форма рахита, устойчивая к лечению витамином D. Голандрический тип наследования характеризуется следующими признаками: 1) признак проявляется во всех поколениях; 2) признаком обладают только мужчины; 3) у отца – обладателя признака все сыновья обладают данным признаком; 4) вероятность наследования у мальчиков 100 %. Так наследуются у человека некоторые формы ихтиоза, обволошенность наружных слуховых проходов и средних фаланг пальцев, некоторые формы синдактилии (перепонки между пальцами ног) и др.
Наиболее часто встречаются: генные, или точковые, мутации, связанные с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. Американские ученые выявили ген, связанный с раковыми опухолями начинает расти.
В состав цепи гемоглобина входит 146 аминокислотных остатков, при этом в нормальной цепи шестым аминокислотным остатком является глутаминовая кислота, которая закодирована триплетом ГАА. Если же в результате мутации в ДНК произойдет замена триплета ГАА на триплет ГТА, то на месте глутаминовой кислоты в молекуле гемоглобина в соответствии с генетическим кодом появится валин. Такая замена всего лишь одного нуклеотида и одной аминокислоты приводит к развитию тяжелого заболевания – серповидноклеточной анемии. На клеточном уровне эта болезнь проявляется в том, что эритроциты приобретают форму серпа и теряют способность к нормальному транспорту кислорода. Гомозиготы умирают в раннем детстве. Зато гетерозиготы характеризуются слабо измененными эритроцитами. При этом изменение формы эритроцитов значительно повышает устойчивость гетерозигот к малярии. Поэтому в тех регионах Земли, где свирепствует малярия (например, в Африке), отбор действовал в пользу гетерозигот. Таким образом, серповидноклеточная анемия – это пример относительности «полезности» и «вредности» мутаций.
Количество пальцев – от 6 до 9. Встречается у представителей негроидной расы в 10 раз чаще, чем у европеоидов.
Аномальный рост хрящевой ткани, резкое недоразвитие костей в длину.
Чаще всего хромосомные болезни являются результатом мутаций, произошедших в половых клетках одного из родителей во время мейоза.
небольшого роста, плечи широкие, таз узкий, нижние конечности укорочены, шея короткая со складками.
В генотипе одна лишняя аутосома – трисомия 13
Болезнь легко диагностируется, так как имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Часто наблюдаются нарушения строения внутренних органов.
Возникают при изменении структуры хромосом:
Уменьшение одного плеча хромосомы 5 пары.
| Презентация «Генетика и здоровье» Записи в тетрадях Устанавливают тип наследования Сообщение учащегося (презентация «Генные заболевания человека») Сообщение учащегося (доклад) Сообщение учащегося (презентация «Хромосомные заболевания человека») |
.Физкультминутка | Физкультминутка под музыку | Гимнастика для глаз, позвоночника |
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные знания) | 4. Закрепление знаний: Составление родословной | Презентация «Генетика и здоровье» Составление родословной своей семьи |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 5. Домашнее задание: §50 1. Докончить выполнение работы по составлению родословной 2.Записи в тетрадях выучить. Опережающее задание: сообщения: Профилактика наследственных заболеваний | Записывают в дневник, выбирают творческие задания |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Составить сенквейн Генетика Наследственные сцепленные Передаются наследуются сохраняются Хромосомные заболевания человека Здоровье - выставление оценок и их комментирование Сообщения о профилактике вредных привычек | Составляют свой вариант |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...
Разработка мероприятия "День Здоровья"
День Здоровья празднуется 7 апреля. К этому дню в нашей школе всегда проходят различные мероприятия, а непосредственно в День Здоровья мы проводили линейку, игру по станциям и "Веселые старты"! ...
разработка по теме "Здоровое питание" 7 класс
проверка и контроль знаний...
Методическая разработка классного часа «Здоровые дети –в здоровой семье» для 6-8 классов
Задачи: 1. Напомнить основные правила здорового образа жизни. 2. Мотивировать обучающихся к ведению здорового образа жизни. 3. Развивать внимание, мышление, речь, умение обучающихся работать ...
Методическая разработка по теме "Здоровое питание - залог здоровья"
В помощь воспитателям. ...
Разработка урока "В здоровом теле - здоровый дух" (ФГОС, 6 класс)
Разработка урока...
Методическая разработка. Квест-игра “Здоровым быть -это здорово!" ( Коллективное Творческое Дело в рамках “Недели здоровья”)
Игра-квест «Здоровым быть- это здорово!» направлена на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия...