Методическая разработка урока "Пищеварение в желудке" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Петрова Людмила Николаевна

Цель: познакомить учеников со строением желудка, показать наглядно  изменение питательных веществ в нем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevarenie_v_zheludke.docx429.47 КБ

Предварительный просмотр:

8 медицинский класс.                                 Учитель: Петрова Л.Н.

Тема урока: Пищеварение в желудке.

Опорные понятия: желудок, переваривание, железы, ферменты.

Цели: познакомить учеников со строением и работой желудка, показать наглядно процессы изменения питательных веществ в желудке.

Технология: информационная с элементами  критического мышления, использованием ИКТ. Интегрированный урок.

Планируемый результат: Ученики владеют понятиями, осознают взаимосвязь внешнего и внутреннего строения с функциями желудка, умеют получать интегрированные знания и делать выводы.

Оборудование: компьютерное обеспечение, желудочный сок, продукты, NaOH, CuSO4, водяная баня, белок куриного яйца, набор пробирок.

Ход урока:

1.Организационный момент ( 1 мин)

2.Вводная часть. Постановка проблемы (3 мин)

В ротовой полости после механического и физического изменения пища превращается в пищевой комок. Происходит процесс глотания.

Глотание – это?

И пищевой комок оказывается в пищеводе – трубке 25-30 см длиной, которая сокращается перистальтически и пища жидкая  через 1-2 сек, а твердая – за 8-9 сек оказывается в желудке.

И сегодня мы рассмотрим,  что же происходит с пищевым комком в этом отделе пищеварительного тракта.

3.Объяснение  нового материала:

1 этап. Проблемно-деятельный (15 мин)

Запись темы на доске: »Пищеварение в желудке».

Желудок – это расширение пищеварительного тракта, мышечный мешок, объемом 2,5 до 5 литров.

Внешнее строение:

(Демонстрация презентации, использование атласа, рисунок на доске и в тетради)

Отмечаем на рисунке: выпуклый край,  вогнутый край,  дно, кардиальная часть, тело, пилорическая часть или привратник, сфинктеры.

Стенка желудка, как и всего канала четырехслойная (Кадр презентации). Назовите эти слои.

Стенка желудка четырехслойная, но имеет особенности:

1.слизистая ( ткань эпителиальная) имеет углубления – желудочные железы.

2.подслизистая ( ткань рыхлая соединительная)

3.мышечная (гладкие мышцы) но расположены в 3 слоя: продольные, круговые и диагональные

4.серозная.

 Складчатая слизистая оболочка имеет желудочные железы до 100 на см2.

(Кадр презентации, атлас, рисунок на доске и в тетради)

Углубления состоят из различных клеток:

Слизистые клетки  выделяют слизь, рН щелочная, функция – защитная.

Обкладочные выделяют 0,5% НСl, функция: обеззараживание, разрыхление пищевого

                                                                           комка, создание рН =1-2,5 кислой,

                                                                           активизация пепсиногена.

Главные – выделяют фермент пепсиноген в неактивной форме.

Эндокринные –(только в пилорической части) выделяют гормон гастрин.

Желудочные железы – внешней секреции. По протоку в полость желудка выделяется желудочный сок – суммарный секрет желез, 2,5 литра в сутки.

В желудке происходит 2 этап пищеварения.

Что характерно для этого этапа? Благодаря чему происходит физическое   изменение пищи?

В стенке желудка расположена метасимпатическая нервная система, которая регулирует тонические и перистальтические сокращения мышц, благодаря которым пищевой комок перемешивается и продвигается к пилорической части желудка.

В желудке присдодит и химическое изменение. Переваривание в желудке полостное, так как фермент пепсиноген превращается в активную форму благодаря НСl.

Пепсин расщепляет белки на более короткие цепочки (А)4-8 в кислой среде.

Пепсин не работает у стенки желудка, этому препятствует слизь с рН щелочной. Но если это условие нарушается, то образуется язва.

2 этап. Практико-ориентированный (10 мин)

Демонстрация заранее приготовленного опыта Дианой А.

Опыт 1.

Кусочки продуктов поместили в пробирки с желудочным соком, подержали на водяной бане 1 час.

Вопросы: Почему нужна водяная баня?

               Будут ли отличаться внешне кубики через час?

             Что обеспечивает это отличие?

Проведение опыта №2

В две пробирки налили: в 1-1мл белка  и 8 мл воды, а во 2 – 1мл белка и 8мл желудочного сока. Затем проводим биуретовую реакцию. Для этого получаем свежеприготовленный гидроксид меди(II)- индикатор на белок.

2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4

Различие в окраске показывает, что под действием пепсина происходит разрушение белков.

  На выделение желудочного сока оказывает влияние состав пищи.

(Кадры презентации, запись в тетради)

3 этап. Аналитико-деятельный (5 мин)

  Кроме этого, выделение желудочного сока регулируется нервно-гуморально.

Нервное регулирование имеет центр в продолговатом мозге.

(Ученик на доске показывает схему процесса, аналогично регуляции слюноотделения)

Это схема для безусловного рефлекса, когда пища попадает на язык.

Регуляция осуществляется симпатической и парасимпатической нервной системой.

(Рисуем схемы на доске и в тетради)

Отделение желудочного сока регулируется и условнорефлекторно (на слово, вид пищи, запах)

Кроме этого отделение желудочного сока связано и с растяжением желудка.

Нервная система способствует быстрому, но недолговременному отделению желудочного сока.

Кто и как это определил?

Примерно минут через 20, отмечал И.П.Павлов, начинает регулировать сокоотделение гармон гастрин, и стимулирует секрецию примерно 4 часа.

Закрепление материала. Аналитико-обобщающий (8 мин).

Вывод: Желудок выполняет следущие функции:

(Ребята перечисляют функции самостоятельно, на основе изученного материала)

1.Механическая обработка пищи

2.Ферментативное расщепление белков

3.Бактерицидная

4.Всасывание некоторых веществ

5.Проведение химуса до кишечника.

Несмотря на защитную роль соляной кислоты в желудке многих людей находится хеликобактер.

(Сообщение о хеликобактере Аловой Е., прилагается)

Хеликобактер – причина гастрита и язвы.

Наш организм буквально напичкан разнообразными микроорганизмами и представляет собой некое микробиологическое  общежитие.                                                                          Большинство его обитателей сотрудничают с внутренними органами (с кишечником, например), одним словом, помогают человеку, есть нейтральные, и есть третья категория – разного рода скрытые вредители.                                                                                                                     История открытия.                                                                                                                                          О том, что в человеческом желудке кто-то живой все-таки водится, медики стали подозревать давно. Ещё в конце 19 века были описаны спиралевидные микроорганизмы, обитающие в желудках собак. В 1983 году, после столетних исследований австралийскими учеными  Б. Маршаллом и Р.Уоренном был сделан вывод о наличии в желудке человека микроорганизма - Хеликобактер – спиралевидная бактерия, обитающая в привратнике. В 1994 году он получил от Международного агенства по изучению рака звание «канцероген первого порядка». А в 1996 г. Форман доказал, что 75% случаев рака желудка в развитых странах и 90% - в развивающихся странах связано с хеликобактером. Выяснено, что хеликобактериозу подвержено 60% населения планеты. Это самое распространенные заболевание землян, не считая герпеса, который имеет вирусную природу.                                                                                                                                                      Живет хеликобактер в человеке, поэтому главным источником заражения является человек                                                                                                                                                          Пути заражения:                                                                                                                             1.Контактно-бытовой – через предметы гигиены, посуду, дверные ручки в туалете;              2.Орально-оральный – через поцелуи;                                                                                                    3.Через медицинскую технику – например, плохо обработанный эндоскоп.                                   Поэтому практически все человечество можно отнести к группе риска, и поэтому хеликобактер называют «семейным заболеванием».                                                                           Попав в наш организм, хеликобактер спускается в излюбленное место обитания – желудок. Микроорганизмы гибнут в желудке, растворяясь в соляной кислоте. Хеликобактер окружает себя защитной оболочкой из ферментов, обезвреживающих кислоту. Своими спиралевидными усиками вредитель пробуравливает слой слизи, которая покрывает стенку желудка, и устремляется к пристеночным клеткам, спрятанным от кислоты. Он начинает просто съедать пристеночные клетки и выделять в окружающую среду ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Это пробуждает к жизни нейтрофилы – клетки крови, выполняющие функцию фагоцитоза. Они выходят из кровеносных капилляров и начинают уничтожать их. При этом уничтожаются и «покусанные» хеликобактером клетки слизистой желудка. Продукция защитной   слизи снижается, и к поврежденной области устремляется соляная кислота. Развивается воспаление, а в слизистой – язва. Хеликобактер любит пилорический отдел желудка и начальный отдел двенадцатиперстной кишки, именно там чаще всего возникает язвенная болезнь.              Язвенная болезнь развивается не у всех хеликобактер-инфицированных.

К ней расположены имеющие неправильный режим питания, стрессы, курящие и выпивающие люди. Люди с первой группой крови более предрасположены к заболеванию, так как их клетки продуцируют больше специфических рецепторов,  к которым цепляется микроб.                                                                                                                    Признаки заболевания:                                                                                                              1.периодические болезненные ощущения в желудке                                                                                   2.дискомфорт «под ложечкой»                                                                                                               3.изжога и тошнота                                                                                                                             4.чувство переполненности желудка                                                                                       5.обложенность языка и неприятный привкус во рту                                                                                 6.повышенная кровоточивость десен.                                                                                                  Профилактика:                                                                                                                         1.соблюдение личной гигиены                                                                                                                          2. своевременное лечение и обследование всей семьи в случае обнаружения у кого-то из родственников.                                                                                                                         3.эффективна вакцина, но механизм её действия не до конца ясен.                               Иммунопрофилактика хеликобактериоза – дело не столь отдаленного                                                     Домашнее задание(2 мин)                                                                                                                    1.параграф                                                                                                                                               2.беседа в семье о профилактике  хеликобактера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....

Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс

В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...