Рекомендации для проведения лабораточных работ
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему
Данные рекомендации разработаны для преподавателей Общей биологии системы СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_l.r.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГОУ СПО
«Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»
Методические рекомендации
по проведению лабораторных работ
по общей биологии
Разработала
преподаватель биологии
Спиридонова О.Е.
Санкт-Петербург
2014 год
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.
« УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НИМ»
Цель: ознакомиться со строением микроскопа и сформировать навыки практической работы с увеличительным прибором.
Материалы и оборудование: микроскоп, бумажные салфетки, листья герани или другого растения.
Методические рекомендации:
Микроскоп – сложный оптический прибор, который используется для изучения внутреннего строения органов и тканей. В микроскопе различают три системы: оптическую, осветительную, механическую. Оптическая система состоит из сменных окуляров и объективов, соединенных полой трубкой – тубусом. Окуляр вставляется в отверстие тубуса, объективы ввинчиваются в особое подвижное соединение – револьвер.
Механическая система представлена подставкой, штативом с винтами. Используя винты, можно поднимать и опускать тубус, и следовательно, добиваться резкого изображения изучаемого предмета. В центре предметного столика есть отверстие, через которое направляется поток света к объекту. При помощи зажимов предметное стекло плотно прижимается к предметному столику.
Осветительная система состоит из конденсора с диафрагмой, которая регулирует поток света, направленного к объекту.
Ход работы:
- Установить микроскоп в удобное положение перед собой так, чтобы справа можно было расположить тетрадь.
- Чистой х.б. салфеткой протереть линзы окуляра, объектива, конденсора и зеркало.
- Установить окуляр и объектив.проверить, открыта ли диафрагма.
- Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до объекта было не более 1 см.
- Поворачивая зеркало, добиться равномерного освещения поля зрения.
- Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускают объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.
- Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта.
- Закончив работу, чистой х.б. салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.
- Зарисовать микроскоп и подписать его части.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.
«НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ПЛАЗМОЛИЗА И ДЕПЛАЗМОЛИЗА»
Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.
Ход работы
1.снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);
2.приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
3.с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
4.рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
5.нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
6.в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
7.сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.
Вопросы:
1.Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
2.Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.
«РАССМАТРИВАНИЕ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ И ЖИВОТНЫХ ПОД МИКРОСКОПОМ»
Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Ход работы:
1.рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
2.зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
3.сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
4.сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.
Вопросы:
1.О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
2.О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
3.Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.
« ОПИСАНИЕ ФЕНОТИПОВ РАСТЕНИЙ»
Цель: убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.
Оборудование: два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.
Ход работы
1.рассмотреть два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия.
2.результаты наблюдения фенотипов занесите в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные);
3.выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
4.сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.
Вопросы:
1.Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.
2.Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.
« МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА»
Цель: используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.
Оборудование: гербарные или живые образцы растений одного вида.
Ход работы
1.Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?
2.Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.
3.Заполните таблицу:
Название растения | Название семейства | Признаки вида | Название вида |
Первое растение | |||
Второе растение |
Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.
Вопросы:
1.Дайте определение терминам – эволюция, вид.
2.Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.
«ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСКУССТВЕННОГО ОТБОРА НА ПРИМЕРЕ РАСТЕНИЙ ИЛИ ПОРОД ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»
Цель:изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак; делать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.
Оборудование: гербарные образцы различных сортов пшеницы, иллюстрации различных пород лошадей или собак.
Ход работы
1.Рассмотреть внимательно гербарные образцы пшеницы и иллюстрации пород животных.
2.Заполните таблицу:
Название сорта растений или пород животных | Характерные особенности строения организма | Основная сфера использования особенностей человеком | Причина появления признака | Движущие силы появления признака |
Пшеница озимая | ||||
Лошадь скаковая |
3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.
Вопросы:
1.Дайте определение терминам – естественный отбор, искусственный отбор.
2.Какой вид искусственного отбора чаще применяют: А) на конезаводах; Б) на селекционных растительных станциях? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине"Управление персоналом"
Данные рекомендации предназначены для помощи преподавателей для проведения практичесих работ по дисциплине"Управление персоналом". В них представлен ход занятий. Сформулированы цели урока и...
Методические рекомендации по проведению практических работ по специальностям "Коммерческий менеджмент" и "Экономика и бухгалтерский учет"
Методические рекомендации представлены в соответствии с рабочей учебной программой в курсе "Английский язык" для 2 курса по специальностям "Коммерческий менеджмент" и "Экономика и бухгалтерский учет"...
Методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума по физике.
В работе содержатся методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума по физике, один из вариантов проведения лабораторных работ в 8 классе, многоуровневый физический практ...
Рекомендации по проведению практических работ по географии
Рекомендации по проведению практических работ по географии...
Методические рекомендации к проведению лабораторной работы№5, 9 класс по теме "Изучение изменчивости у организмов"
Курс общей биологии черезвычайно сложен для учащихся 9-х классов.А практические и лабораторные работы им выполнить и оформить-было до последнего времени "невозможно"...ИКТ-пришли на помощь!...
Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»
Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»...
Методические рекомендации к проведению практической работы в 5 классе раздел " Материаловедение"
Данная рекомендация раскрывает возможность применения атласных лент для выполнения образца переплетения к теме урока " Производство ткани" в 5 классе....