Рекомендации для проведения лабораточных работ
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Данные рекомендации разработаны для преподавателей Общей биологии системы СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_l.r.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГОУ СПО

«Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»

Методические рекомендации

 по проведению лабораторных работ

по общей биологии

Разработала

преподаватель биологии

Спиридонова О.Е.

Санкт-Петербург

2014 год

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

« УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НИМ»

Цель: ознакомиться со строением микроскопа и сформировать навыки практической работы с увеличительным прибором.

Материалы и оборудование: микроскоп, бумажные салфетки,  листья герани или другого растения.

Методические рекомендации:

Микроскоп – сложный оптический прибор, который используется для изучения внутреннего  строения органов и тканей. В  микроскопе различают три системы: оптическую, осветительную, механическую. Оптическая система состоит из сменных окуляров и объективов, соединенных полой трубкой – тубусом. Окуляр вставляется в отверстие тубуса, объективы ввинчиваются в особое подвижное соединение – револьвер.

            Механическая система представлена подставкой, штативом с винтами. Используя винты, можно поднимать и опускать тубус, и следовательно, добиваться резкого изображения изучаемого предмета. В центре предметного столика есть отверстие, через которое направляется поток света  к объекту. При помощи зажимов предметное стекло плотно прижимается к предметному столику.

            Осветительная система состоит из конденсора с диафрагмой, которая регулирует поток света, направленного к объекту.

Ход работы:

  1. Установить микроскоп в удобное положение перед собой так, чтобы справа можно было расположить тетрадь.
  2. Чистой х.б. салфеткой протереть линзы окуляра, объектива, конденсора и зеркало.
  3. Установить окуляр и объектив.проверить, открыта ли диафрагма.
  4. Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до объекта было не более 1 см.
  5. Поворачивая зеркало, добиться равномерного освещения поля зрения.
  6. Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускают объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.
  7. Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта.
  8. Закончив работу, чистой х.б. салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.
  9. Зарисовать микроскоп и подписать его части.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

«НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ПЛАЗМОЛИЗА И  ДЕПЛАЗМОЛИЗА»

Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Ход работы

1.снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);

2.приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;

3.с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;

4.рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.

5.нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.

6.в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.

7.сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

Вопросы:

1.Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.

2.Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.

«РАССМАТРИВАНИЕ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ И ЖИВОТНЫХ ПОД МИКРОСКОПОМ»

Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

Ход работы:

1.рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.

2.зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

3.сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.

4.сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

Вопросы:

1.О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

2.О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.

3.Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

« ОПИСАНИЕ ФЕНОТИПОВ РАСТЕНИЙ»

Цель: убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.

Оборудование: два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.

Ход работы

1.рассмотреть два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия.

2.результаты наблюдения фенотипов занесите в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные);

3.выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.

4.сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.

Вопросы:

1.Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.

2.Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

« МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА»

Цель: используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.

Оборудование: гербарные или живые образцы растений одного вида.

Ход работы

1.Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?

2.Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.

3.Заполните таблицу:

Название  растения

Название семейства

Признаки вида

Название вида

Первое растение

Второе растение

Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

Вопросы:

1.Дайте определение терминам – эволюция, вид.

2.Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.

«ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСКУССТВЕННОГО ОТБОРА НА ПРИМЕРЕ РАСТЕНИЙ ИЛИ ПОРОД ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»

Цель:изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак; делать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.

Оборудование: гербарные образцы различных сортов пшеницы, иллюстрации различных пород лошадей или собак.

Ход работы

1.Рассмотреть внимательно гербарные образцы пшеницы и иллюстрации пород животных.

2.Заполните таблицу:

Название сорта растений или пород животных

Характерные особенности строения организма

Основная сфера использования особенностей человеком

Причина появления признака

Движущие силы появления признака

Пшеница озимая

Лошадь скаковая

3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.

Вопросы:

1.Дайте определение терминам – естественный отбор, искусственный отбор.

2.Какой вид искусственного отбора чаще применяют: А) на конезаводах; Б) на селекционных растительных станциях? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине"Управление персоналом"

Данные рекомендации предназначены для  помощи преподавателей для проведения практичесих работ по дисциплине"Управление персоналом". В них представлен ход занятий. Сформулированы цели урока и...

Методические рекомендации по проведению практических работ по специальностям "Коммерческий менеджмент" и "Экономика и бухгалтерский учет"

Методические рекомендации представлены в соответствии с рабочей учебной программой в курсе "Английский язык" для 2 курса по специальностям "Коммерческий менеджмент" и "Экономика и бухгалтерский учет"...

Методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума по физике.

В работе содержатся  методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума по физике, один из вариантов проведения лабораторных работ в 8 классе, многоуровневый физический практ...

Рекомендации по проведению практических работ по географии

Рекомендации по проведению практических работ по географии...

Методические рекомендации к проведению лабораторной работы№5, 9 класс по теме "Изучение изменчивости у организмов"

Курс общей биологии черезвычайно сложен для учащихся 9-х классов.А практические и лабораторные работы им выполнить и оформить-было до последнего времени "невозможно"...ИКТ-пришли на помощь!...

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»...

Методические рекомендации к проведению практической работы в 5 классе раздел " Материаловедение"

Данная рекомендация раскрывает возможность применения атласных лент для  выполнения  образца переплетения  к теме урока " Производство  ткани" в 5 классе....