Методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума по физике.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
В работе содержатся методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума по физике, один из вариантов проведения лабораторных работ в 8 классе, многоуровневый физический практикум в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума. | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению лабораторных работ и практикума.
Из опыта организации практикума.
Обычно при проведении практикума ученики, выполняющие , одну и ту же работу , получают одинаковые оценки, хотя это не всегда справедливо , поскольку может быть различной доля их участия в постановке опытов , проведении вычислений и пр.
Можно проводить практикум таким образом , каждая работа рассчитана на два урока и состоит из практической части и решения задач по теме работы.
Практическая часть проводится традиционно (ученики знакомятся с описанием и целью работы , получают результаты , обрабатывают и отвечают на контрольные вопросы) , за это они получают отметку. В конце инструкции к работе даётся образец решения конкретной задачи , каждому ученику предлагается свой вариант подобной задачи и за неё выставляется ещё одна оценка.
При использовании такой методики проведения практикума очень важна четкая схема очерёдности выполнения работ , чтобы ученик заранее знал задание на следующие уроки.
Приборы для каждой работы выставляются на определённый стол , а учащиеся в процессе выполнения всего практикума переходят от одного стола к другому.
Каждая пара учеников в конце урока убирают приборы, с которыми она работала в шкафы , а перед началом очередного занятия выставляют их снова на прежний стол и переходит к столу , на котором стоит оборудование для следующей работы. Такая форма самообслуживания дисциплинирует учащихся , повышает их ответственность , к тому же уменьшает нагрузку на лаборанта и учителя.
Работы и задания регулярно проверяются , результаты сообщаются ученикам перед началом очередного занятия. Каждый ученик имеет возможность просмотреть предыдущую работу , разобраться в допущенных ошибках. Если оценка за задачу неудовлетворительная , она в журнал не проставляется , но подобный вариант задачи ученик дополнительно получает в качестве домашнего задания.
В заключении отмечу следующее : при сравнении и подборе работ - заданий важно иметь в виду , что работы могут требовать разное время на их выполнение , оформление и осмысление, кроме того , при подборе задач надо учитывать и различную подготовленность учащихся.
Один из вариантов проведения лабораторных работ в 8 классе.
Учащимся я раздаю карточки с вопросами и заданиями , которые помогают им составить план проведения работы , таблицу для измерений и вычислений , формулы для вычислений. Ученики сами должны подобрать необходимое оборудование для выполнения каждой работы. Такая организация этих занятий способствует развитию мышления , помогает продвигаться им по пути познания , развивает интерес к предмету.
Лабораторная работа № 1 "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры".
( С калориметром учащиеся знакомятся на предыдущем уроке ).
Вопросы и задания:
1. Как можно рассчитать количество теплоты , полученное холодной водой?
2.Как можно рассчитать количество теплоты , отданное горячей водой ?
3. Какая табличная величина необходима для расчёта количества теплоты ? Выпишите её.
4. Какие величины надо измерить , чтобы рассчитать количество теплоты , отданное горячей водой при остывании до температуры смеси?
5. Какие величины надо измерить , чтобы рассчитать количество теплоты , полученное холодной водой при её нагревании до температуры смеси?
6. Какие приборы необходимы для выполнения данной работы?
7. Составьте план выполнения работы , таблицу для измерений и вычислений.
8. Выполните необходимые измерения.
9. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
10. Сравните количества теплоты , отданное горячей водой , с количеством теплоты . полученным холодной водой , и сделайте вывод. Если количества теплоты не равны , объясните причину этого.
Конечно , таким образом можно проводить лабораторную работу можно только в "сильном " классе , так как если взять класс " слабый " , то лабораторную работу по такой схеме они не выполнят , им предложить выполнять работу по описанию в учебнике.
Многоуровневый физический практикум в домашних условиях.
Система домашних экспериментальных заданий , может быть представлена , как многоуровневый физический практикум. Многоуровневым его можно назвать потому что , одна часть заданий предполагает выполнение учащимися обычных демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ , а другая - требует использование элементов исследования , научного поиска.
Каждая работа многоуровневого практикума ставит задачи , решить которые можно, применяя усвоенные ранее знания и приобретённые новые. Эти задачи разделены мною по степени сложности , по уровням подготовки учащихся на четыре группы :
1. Воссоздание , наблюдение и описание физических явлений и процессов.
2. Изучение устройства , принципа действия , сферы применения измерительных приборов.
3. Измерение физических величин для установления физических закономерностей.
4. Конструирование измерительных приборов , экспериментальных установок для проведения различных опытов , для углубленного изучения явлений природы.
Ниже приведены задания для 7 класса.
1. Воссоздать , провести наблюдения и описать следующие физические явления и процессы: испарение воды , конденсация пара, свободное падение ( например монет разного достоинства с разной высоты) , распространение запаха (духов и других пахучих веществ) , броуновское движение ( жиринок в молоке, частичек дыма ) , движение тел ( к примеру, на качелях), движение транспортных средств по инерции ( велосипеда, автомобиля , мотоцикла), явление невесомости ( при прыжке в длину или с вышки ), различные проявления атмосферного давления, давление столба жидкости на дно и стенки сосуда (зависимость от высоты) и т. д.
2. Изучить устройство , принцип действия , сферу применения таких измерительных средств и приборов : медицинского термометра, мерной кружки, медицинского шприца, миллиметровой линейки, штангенциркуля, микрометра, рулетки, столярного метра, автомобильного спидометра, весов, часов, барометра-анероида и т.д.
3.Измерить (или определить) следующие физические величины для установления физических закономерностей и условий выполнения физических законов.
а) угол поворота тени от ствола дерева или столба за световой день , температуру тела человека, объём (вместимость) кружки, чашки, стакана, тарелки, ложки и т.д., диаметр тонкой проволоки(или нитки), объём куска сахара правильной формы ( в твёрдом и растворённом состоянии), площадь ладони собственной руки, толщину листа тетради или учебника физики, поверхностную скорость воды у берега реки, длину своего шага, путь и перемещение при движении из дома в школу и обратно, скорость автобуса(пассажиром которого вы являетесь), среднюю скорость при неравномерном движении человека, путь торможения транспортного средства;
б) массу чайной ложки соли и сахара, массу различных тел ( монет, тетрадей, карандашей, книг, пенала) , плотность сахарного песка, соли, яйца, овощей, плотность собственного тела, силу тяжести, силу трения, потенциальную и кинетическую энергию падающего мяча; проведя необходимые измерения , определить работу и мощность , совершаемую при ходьбе, при подъёме по лестнице, при подтягивании на перекладине;
в) плечи рычагов( ножниц, гаечного ключа, плоскогубцев), давление собственного тела на пол и на снег ( в частности , используя в последнем случае лыжи), а так же архимедову силу , действующую на тело пловца и т.д.
4. Предложить сконструировать такие приборы и пособия : солнечные часы, рычажные весы , перископ, миллиграммовые гири, динамометр, фонтан, банку-бумеранг т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для проведения лабораторно-графических работ по алгебре и началам анализа
Важным условием в совершенствовании преподавания является усиление политехнической направленности, которая должна осуществляться не только и не столько на уроках труда, сколько при прохождении всех ...
Методические рекомендации к проведению лабораторной работы№5, 9 класс по теме "Изучение изменчивости у организмов"
Курс общей биологии черезвычайно сложен для учащихся 9-х классов.А практические и лабораторные работы им выполнить и оформить-было до последнего времени "невозможно"...ИКТ-пришли на помощь!...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по физике
Сборник составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Физика», содержит 17 лабораторных работ. Предназначен для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служ...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по физике
Данное учебное пособие содержит методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по физике для студентов первого курса колледжа....
Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Физика» для специальности 09.02.04 «Организация и технология защиты информации»
Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Физика» для специальности 09.02.04 «Организация и технология защиты информации»...
Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по информатике
Данный материал содержит методические рекомендации для проведения лабораторных работ по теме "Текстовый редактор MS Word 2007"...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по физике
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по физике предназначены для студентов ОГБПОУ "ТМТТ" и содержат алгоритм выполнения лабораторных работ, требования к их оформлению и...