Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему
Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktich.raboty_informats.bezopasnost.doc | 455 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Колледж городской инфраструктуры и строительства №1
Методические рекомендации
для проведения практических работ
по дисциплине
«Информационная безопасность»
2012 год
Введение
Практические занятия по дисциплине «Информационная безопасность» проводятся с целью закрепления материала, полученного на лекционных занятиях, а также приобретения навыков самостоятельной работы в решении практических задач.
Методические рекомендации разрабатываются на основе рабочей программы дисциплины ю и включает методические указания по выполнению практических работ, предусмотренных программой. Практикум способствует формированию у учащихся соответствующих умений и навыков.
Практических работы соответствуют следующим требованиям:
- соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;
- максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;
- поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;
- способствуют формированию профессиональных компетенций.
В процессе выполнения практических работ студенты расширяют и углубляют знания по изучаемым темам, проверяют их достоверность, учатся работать с прикладным программным обеспечением и аппаратными средствами компьютера.
Практические работы являются связующим звеном между теорией и практикой, способствуют развитию самостоятельности, эффективно содействуют формированию специальных знаний и умений.
Систематическое проведение практических работ способствуют решению важных дидактических задач:
- Практические работы позволяют учитывать с одной стороны специфические особенности и способности отдельных студентов, их уровень подготовки, с другой стороны, - вырабатывать умения работать на компьютере.
- Практические работы способствуют формированию технического мышления студентов и повышают их общеобразовательную подготовку.
- Проведение практических работ у обучающихся вызывает большой интерес исследовательского характера.
Методические рекомендации имеют следующую структуру. Вначале по каждой теме дается краткий обзор, включающий основные понятия и теоретический материал с примерами, и формулируется задание. Завершает рекомендации контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов.
Лабораторная работа « Проверка компьютера на предмет наличия уязвимостей»
Краткая теоретическая справка:
Для проверки компьютера на предмет наличия уязвимостей можно использовать программу Microsoft BaselineSecurity Analyzer 2.1. Эта программа представляет из себя легкое в использовании и эффективное средство, проверяющее вашу систему или компьютеры в сети на предмет наличия или отсутствия важных обновлений, соответствия настроек безопасности рекомендуемым и т.п. Программа позволяет централизованно проверить защищенность сразу всех продуктов Microsoft, в текущей версии поддерживаются операционные системы, пакеты и отдельные приложения начиная с Windows 2000 SP4, Office XP, Exchange Server 2000, SQL Server 7.0, IIS 5.0, Internet Explorer 5.01 и более новые, а также различные компоненты, включая DirectX, .NET Framework, Windows Messenger, FrontPage Server Extensions, Windows Media Player, Windows Script, Outlook Express и т.д.
Задание 1. Загрузите из Интернета и установите на компьютер программу Microsoft Baseline Security Analyzer.
- Запустите Интернет-обозреватель и задайте адрес web-страницы официального сайта Microsoft www.microsoft.com/technet/ security/tools/mbsahome.asp. Загрузите с этой страницы файл MBSASetup-EN.msi.
- Для инсталляции Microsoft Baseline Security Analyzer 2.1 после сохранения файла MBSASetup-EN.msi запустите этот файл, затем подтвердите согласие с условиями использования и следуйте указаниям мастера инсталляции.
Задание 2. Тестирование безопасности с помощью MS Baseline Security Analyzer 2.1.
- Для запуска программы щелкните соответствующий ярлык или выберите в меню Программы команду Microsoft Baseline Security Analyzer 2.1.
- Для изучения справки программы щелкните в левой части окна на ссылке Microsoft Baseline Security Analyzer Help. После изучения справочного материала закройте окно справки.
- Для сканирования компьютера на предмет наличия уязвимостей щелкните в правой части окна программы на ссылке Scan a computer. Затем в окне Pick a computer to scan (Выберите компьютер для сканирования) включите варианты проверки:
Check for Windows vulnerabilities Проверить уязвимость Windows
Check for weak passwords Проверить надежность паролей
Check for IIS vulnerabilities Проверить уязвимость IIS
Check for SQL vulnerabilities Проверить уязвимость SQL
Check for security updates Проверить модификации защиты
Щелкните ссылку Start scan.
После выполнения сканирования компьютера в правой части окна программы Microsoft Baseline Security Analyzer 2.1 будет показан отчет о наличии уязвимостей, как показано на рис. 2.
Значок в виде красного креста указывает на критическую уязвимость данного компонента системы, желтый крест указывает на угрозу, зеленая метка указывает на соответствие требованиям по уязвимости. Для просмотра подробного отчета по каждому пункту можно щелкнуть на ссылке What was scanned (Что отсканировано), Result details (Подробности) или How to correct this (Как это исправить).
- Для вывода на печать или копирования отчета в буфер обмена щелкните на соответствующей ссылке на панели Actions. Завершите работу программы.
Число факторов, способных привести к нестабильной работе компьютерной системы и потере пользовательских данных, весьма велико - это и попытки заставить старые драйверы специфических устройств работать в Windows, и установка нового ПО, несовместимого с используемой ОС, и некорректное выключение компьютера, и множество других рискованных действий.
Разработчики Windows XP постарались предусмотреть все возможные воздействия внешних факторов на стабильность ее работы, предложив пользователю широкий выбор средств для решения связанных с этим проблем.
Перечисленные методы необходимо сочетать с другими средствами восстановления данных, такими, как Driver Rollback и загрузочная конфигурация LastKnownGood, - в зависимости от характера и причины сбоя.
Арсенал средств восстановления в Windows ХР Professional
Проблема | Решение |
После установки или обновления драйвера устройства ОС перестала отвечать на запросы | Используйте конфигурацию Last KnownGood ju запуска компьютера. Запретите использование измененного драйвера, перезагрузите компьютер и воспользуйтесь механизмом Driver Rollback |
После внесения изменений в конфигурацию ОС система перестала отвечать на запросы или возникли серьезные сбои в ее работе | Используйте загрузочную конфигурацию LastKnownGood для отмены сделанных изменений |
Устройство работает некорректно после установки или обновления его драйвера | Воспользуйтесь механизмом DriverRollback для восстановления предыдущей версии драйвера |
Вам необходимо вернуть ОС к предыдущему состоянию без потери информации | Используйте механизм SystemRestore |
ОС не загружается даже при использовании конфигурации LastKnown Good | Используйте механизм AutomatedSystem Recovery |
Контрольные вопросы по теме
« Проверка компьютера на предмет наличия уязвимостей»
1. Какую программу фирмы Microsoft можно использовать для проверки компьютера на предмет наличия уязвимостей (укажите полное название данной программы)?
2. Что представляет из себя и для чего используется программа MBSA?
3. Какие варианты проверки предоставляет MBSA?
4. Какие факторы, способны привести к нестабильной работе компьютерной системы и потере пользовательских данных?
5. Составьте таблицу проблем со сбоями в работе Windows и средств их решения.
Лабораторная работа «Изучение средств восстановления Windows ХР»
Краткая теоретическая справка:
I. Меню дополнительных вариантов загрузки
Для решения проблем запуска операционной системы (ОС) в Windows ХР имеется список специальных вариантов загрузки. Меню дополнительных вариантов загрузки вызывается нажатием клавиши F8 в процессе загрузки ОС (если используется несколько ОС - сразу после выбора Windows ХР). Все доступные в Windows ХР варианты загрузки приведены в таблице.
Задание 1. Выполните загрузку Windows ХР в режиме LastKnownGood Configuration (Загрузка последней удачной конфигурации).
- Для загрузки Windows ХР с использованием меню дополнительных вариантов загрузки включите компьютер и при появлении сообщения «Выберите операционную систему для запуска» нажатием клавиши F8 откройте меню дополнительных вариантов загрузки Windows, показанное на рис. 1.
2. Используя клавиши стрелок Вверх и Вниз, выделите строку «Загрузка последней удачной конфигурации» и нажмите клавишу Enter. После этого будет выполнена загрузка последней удачной конфигурации Windows XP с работоспособными параметрами.
Примечание. При наличии на компьютере двух или нескольких операционных систем выберите нужную с помощью клавиш со стрелками, а затем нажмите Enter.
Дополнительные варианты загрузки в Windows ХР | ||
Вариант загрузки | Действие | Когда использовать |
Safe Mode (Безопасный режим) | Загрузка ОС с использованием только стандартных драйверов и файлов. Если компьютер не загружается в данном режиме, попробуйте использовать Recovery Console для восстановления системы или конфигурацию LastKnownGood | Для решения проблем, связанных с установкой новых драйверов, дополнительного ПО и т.п., когда ОС не удается загрузить в обычном режиме |
Safe Mode with Networking (Безопасный режим с загрузкой сетевых драйверов) | Аналогичен предыдущему варианту загрузки, но включает еще и поддержку сетевых соединений | В тех же случаях, что и предыдущий вариант, кроме ситуаций, когда необходима поддержка сетевых соединений |
Safe Mode with Command Prompt (Безопасный режим с поддержкой командной строки) | Аналогичен варианту загрузки Safe Mode, но после регистрации в системе вместо стандартного интерфейса Windows отображается командная строка | В тех же случаях, что и предыдущий вариант, но без использования интерфейса ОС |
Enable Boot Logging (Выключить протоколирование загрузки) | Сохраняет информацию о драйверах и службах, загружаемых во время запуска системы, в файле Ntbtlog.txt (он размещается в папке %windir%). Все варианты загрузки Safe Mode автоматически сохраняют информацию о загрузке в данный файл | Для выявления файлов или служб, вызывающих сбои при загрузке ОС |
Enable VGA Mode (Включить режим VGA) | Загружает стандартный драйвер VGA вместо драйвера, установленного в системе. Все варианты загрузки Safe Mode автоматически используют данный режим | Для загрузки ОС после установки нового драйвера видеоадаптера, несовместимого или некорректно работающего с Windows ХР |
II. Recovery Console (Консоль восстановления). Корпорация Майкрософт рекомендует пользоваться консолью восстановления только в том случае, если не удается загрузить компьютер в безопасном режиме и другими дополнительными вариантами загрузки. Для ее применения необходимо войти в систему с правами Администратора и уметь использовать команды ОС для устранения неполадок. С помощью Консоли восстановления обычно решаются следующие задачи:
- запуск или остановка службы;
- перенастройка служб, препятствующих нормальному запуску ОС;
- форматирование жестких дисков;
- чтение и запись данных с локальных дисков, использующих файловые системы FAT или NTFS;
- восстановление системы путем копирования файлов с установочного диска Windows XP;
- другие администативные задачи.
Задание 2.Установите Консоль восстановления, выполните поиск установленных ОС Windows на всех дисках вашего компьютера и установите по умолчанию ОС, установленную на диске С:.
- Вставьте компакт-диск Windows ХР.
- Нажмите кнопку Пуск и выберите команду Выполнить.
- В окне Открыть введите команду d:\i386\winnt32.exe /cmdcons, где d буква дисковода компакт-дисков.
- Появится диалоговое окно программы установки Windows с кратким описанием консоли восстановления. Чтобы подтвердить установку, нажмите кнопку Да.
- Перезагрузите компьютер. При последующем запуске компьютера в меню загрузки будет присутствовать пункт «Консоль восстановления Microsoft Windows».
- Для вывода списка команд консоли восстановления наберите в командной строке recovery console commands или help и нажмите клавишу ВВОД.
Для получения сведений о конкретной команде введите в командной строке help имя команды и нажмите клавишу ВВОД. - Чтобы завершить работу консоли восстановления и перезагрузить компьютер, введите в командной строке exit и нажмите клавишу ВВОД.
Кроме того, установить консоль восстановления можно из общей сетевой папки, указав путь в формате UNC (Universal Naming Convention).
Дополнительную информацию по установке и использованию Recovery Console (Консоль восстановления) можно найти по адресу: http://support.microsoft.com/kb/307654/ru
III. Средство восстановления системы System Restore. Windows ХР для восстановления самой системы и данных после программных и аппаратных сбоев, аварийных ситуаций, вызванных некорректными действиями пользователя и прочими обстоятельствами, используется средство восстановления системы System Restore. Оно позволяет возвращать систему в рабочее состояние, основываясь на точках восстановления (Restore Points), без потери пользовательских данных - документов Microsoft Office, почтовых сообщений, ссылок Internet Explorer. Механизм System Restore отслеживает изменения, происходящие с основными системными файлами, и сохраняет предыдущие версии перед тем, как перезаписать их. Определенный набор системных файлов сохраняется автоматически перед установкой ПО или драйвера устройства; кроме того, один раз в день создается точка восстановления системы.
Перед внесением существенных программно-аппаратных модификаций пользователю рекомендуется создавать точки восстановления вручную, чтобы в случае сбоев, вызванных внесенными в систему изменениями, можно было привести систему в рабочее состояние без потери данных, вернув ее к ранее созданной точке восстановления.
Задание 3. Используя средство восстановления системы System Restore, создайте точку восстановления, затем восстановите предыдущее состояние компьютера.
- Изучите справку Windows о восстановлении системы, для чего выбрав в Главном меню Windows пункт Справка и поддержка, задайте в поле Найти образ поиска «восстановление системы» и щелкните на кнопке «Начать поиск». Изучите справочную информацию по теме и закройте окно Справка и поддержка.
- Чтобы создать точку восстановления, запустите мастер восстановления системы, выбрав в Главном меню Windows команду Программы-Стандартные-Служебные-Восстановление системы. В окне Восстановление системы выберите задачу «Создать точку восстановления» и нажмите кнопку «Далее». В поле Описание контрольной точки восстановления введите имя этой точки. Мастер восстановления системы автоматически добавит к имени точки восстановления дату и время ее создания. Для завершения создания данной точки восстановления щелкните на кнопке «Создать». После завершения создания точки восстановления в окне Восстановление системы выводится сообщение «Контрольная точка восстановления создана».
Для восстановления предыдущего состояния компьютера запустите мастер восстановления системы. В окне Восстановление системы выберите задачу «Восстановление более раннего состояния компьютера». После этого в окне Восстановление системы выберите в календаре день, выделенный жирным шрифтом (на данный день имеется контрольная точка восстановления). Выбрав в списке контрольных точек нужную точку восстановления, щелкните на кнопке «Далее». После процесса восстановления будет выполнена перезагрузка компьютера и в окне Восстановление системы будет выведено сообщение о результате операции. Если восстановление системы не будет успешным, вы можете повторить задачу, выбрав другую точку восстановления, или отменить точку восстановления.
Для завершения работы мастера восстановления системы щелкните кнопку «ОК».
При восстановлении системы нужно учитывать такие моменты.
- Процесс восстановления системы можно впоследствии отменить.
- Восстановление системы предусматривает автоматическое завершение работы Windows и последующую перезагрузку компьютера. При загрузке будут использоваться параметры настройки системы, соответствующие выбранной контрольной точке восстановления.
- Перед восстановлением системы необходимо сохранить все текущие данные и закрыть работающие приложения.
- Процесс восстановления системы может занять продолжительное время, особенно на маломощных компьютерах.
Контрольные вопросы по теме
«Изучение средств восстановления Windows ХР»
1. Перечислите средства восстановления Windows.
2. Составьте таблицу дополнительных вариантов загрузки в ОС Windows
(с полями: ✓ вариант загрузки;
- действие данного варианта;
- когда необходимо использовать)
3. Какие задачи обычно решаются с помощью Консоли восстановления Recovery Console?
4. Какие права и умения необходимы для использования Recovery Console?
5. Для чего используется средство восстановления системы System Restore?
6. В чем заключается механизм System Restore?
7. Какие моменты необходимо учитывать при восстановлении системы с помощью System Restore?
Лабораторная работа по теме:
«Использование средств администрирования Windows ХР для анализа и настройки безопасности системы»
Краткая теоретическая справка:
Оснастка «Анализ и настройка безопасности» проверяет и анализирует настройки безопасности системы и рекомендует внесение изменений в текущие настройки системы. Области, в которых текущие настройки не отвечают предполагаемому уровню безопасности, выделяются с помощью значков и комментариев. Оснастка «Анализ и настройка безопасности» используется для настройки политики безопасности и обнаружения слабых мест, возникающих в безопасности системы.
Задание 1. Установить оснастку «Анализ и настройка безопасности» и проанализировать настройки параметров безопасности компьютера с помощью файлов шаблонов безопасности.
- Изучите справочную информацию Windows ХР об оснастке «Анализ и настройка безопасности» и готовых шаблонах безопасности. Для этого откройте окно Справка и поддержка, задайте образ поиска «Анализ и настройка безопасности» и щелкните на кнопке «Начать поиск». Щелкая в списке найденных разделов на ссылки «Готовые шаблоны безопасности», «Применение шаблона безопасности к локальной политике» и др. изучите справочную информацию по теме, после чего закройте окно Справка и поддержка.
- Чтобы установить оснастку «Анализ и настройка безопасности», нажмите кнопку «Пуск» и выберите команду Выполнить. В поле Открыть введите команду ММС и нажмите кнопку «ОК». После этого на экране компьютера откроется окно Консоль.
- Для добавления в окно Консоль оснастки Анализ и настройка безопасности выберите в меню Консоль команду Добавить или Удалить оснастку. Затем в окне Добавить/удалить оснастку щелкните на кнопке «Добавить», а затем дважды щелкните Анализ и настройка безопасности.
- Чтобы создать новую базу данных настроек безопасности, сделайте правый щелчок по элементу области Анализ и настройка безопасности, затем выберите в контекстном меню пункт Открыть базу данных. В окне Открыть базу данных введите имя новой базы данных (например «Мои настройки безопасности») и щелкните Открыть. В окне Импорт шаблона выберите импортируемый файл настройки безопасности Setup security.inf и щелкните на кнопке «Открыть». (Если соответствующее диалоговое окно не появится или вы его случайно закроете, то снова щелкните правой кнопкой на значке «Анализ и настройка безопасности» и выберите опцию «Импорт шаблона».)
Примечание. Шаблон безопасности является файлом, содержащим параметры безопасности. На основе шаблонов безопасности выполняется анализ возможных слабых мест безопасности и нарушений политики системы. Шаблон Setup security.inf является шаблоном для конкретного компьютера и содержит параметры безопасности, используемые по умолчанию, которые применяются во время установки ОС, включая разрешения для файлов корневого каталога системного диска. Этот шаблон можно использовать полностью или частично с целями аварийного восстановления.
- Для настройки параметров безопасности компьютера на основе выбранного шаблона сделайте правый щелчок в окне Консоли по элементу области Анализ и настройка безопасности. В контекстном меню выберите команду Настроить компьютер. В окне Настройка системы введите имя файла журнала ошибок и щелкните на кнопке «ОК».
- Для анализа параметров безопасности компьютера сделайте правый щелчок по элементу области Анализ и настройка безопасности, а затем выберите команду Анализ системы. Введите путь к файлу журнала и щелкните «ОК» для начала анализа.
- Для просмотра файла журнала результатов анализа параметров безопасности компьютера щелкните правой кнопкой мыши раздел Анализ и настройка безопасности и выберите команду Показать файл журнала. После просмотра файла журнала сохраните файл консоли управления, выбрав в меню Консоль команду Сохранить как..., задав имя и щелкнув на кнопке «Сохранить». После этого закройте окно Консоли.
Для управления службами компьютера, настройки выполнения действий по восстановлению в случае сбоя службы, используется оснастка «Управление компьютером». Она служит для выполнения следующих задач:
- наблюдение за такими системными событиями, как, например, время входа в систему и ошибки приложений;
- создание общих ресурсов и управление ими;
- просмотр списка пользователей, подключенных к локальному или удаленному компьютеру;
- запуск и остановка системных служб, например планировщика заданий или службы индексирования;
- установка параметров запоминающих устройств;
- просмотр конфигураций устройств и добавления новых драйверов устройств;
- управление приложениями и службами.
Оснастка «Управление компьютером» содержит три компонента: «Служебные программы», «Запоминающие устройства» и «Службы и приложения».
Задание 2. Установить оснастку «Управление компьютером» и проанализировать состояние безопасности управления компьютером.
1. Чтобы открыть оснастку «Управление компьютером», откройте окно Консоли, затем выберите в меню Консоль команду Добавить или удалить оснастку. В окне Добавить/удалить оснастку щелкните на кнопке «Добавить» и выберите в списке доступных оснасток вариант «Управление компьютером». Щелкнув на кнопке «Добавить», завершите добавление оснасток щелчком на кнопке «ОК».
2. Для просмотра событий, записанных в журнале «Приложений», выберите в дереве консоли компонент Служебные программы-Просмотр событий-Приложение, как показано на рис.1.
3. Для просмотра свойства выбранного события сделайте на записи данного события двойной щелчок. Чтобы просмотреть сведения о предыдущем или следующем событии, нажимайте кнопки со стрелками вверх или вниз.
4. Действуя аналогично, просмотрите события, записанные в журналы «Безопасность», «Система», «Локальные пользователи и группы».
5. После просмотра журналов сохраните файл консоли управления и закройте окно Консоли.
Контрольные вопросы по теме
«Использование средств администрирования Windows ХР для анализа и настройки безопасности системы»
- Для чего используется и как работает оснастка «Анализ и настройка безопасности»?
- Что такое и для чего служит Шаблон безопасности?
- Для чего используется и какие задачи выполняет оснастка «Управление компьютером»?
- Какие три основных компонента содержит Оснастка «Управление компьютером»?
Лабораторная работа по теме
«Безопасность использования сетевых ресурсов»
Задание 1. Установите проверку подлинности доступа к ресурсам компьютера из локальной сети. Запретите доступ к ресурсам вашего компьютера из Интернета.
1. Для проверки подлинности доступа к ресурсам компьютера из локальной сети выполните следующие действия. Откройте Панель управления, выбрав в Главном меню Windows команду Пуск-Настройка-Панель управления. Откройте двойным щелчком значок Сетевые подключения и в окне Свойства сетевых подключений выберите закладку Проверка подлинности.
Включите флажки:
- Управлять сетевым доступом с помощью IEEE 802.1Х.
- Проверять подлинность как у компьютера при доступности сведений о компьютере.
- Проверять подлинность как у гостя при отсутствии сведений о компьютере или пользователе.
2. Чтобы включить брандмауэр подключения к Интернету, установите флажок, откройте закладку Дополнительно и включите флажок «Защитить мое подключение к Интернету». Щелкнув на кнопке «ОК», завершите настройку свойств сетевых подключений.
Примечание. Брандмауэр - это система безопасности, действующая как защитный барьер между сетью и внешним миром. Брандмауэр подключения к Интернету (Internet Connection Firewall, ICF) - это программное средство, используемое для настройки ограничений, регулирующих обмен данными между Интернетом и домашней или небольшой офисной сетью. Для настройки параметров сетевого подключения можно использовать мастер настройки сети.
Задание 2. Разрешить удаленный доступ к ресурсам вашего компьютера.
- Щелкнув правой кнопкой мыши на значке Мой компьютер, откройте окно Свойства системы на вкладке Удаленное использование. Включите флажок Разрешить удаленный доступ к этому компьютеру и щелкните на кнопке «ОК», чтобы закрыть окно Свойства системы.
- Для разрешения общего доступа к принтеру, установленному на данном компьютере из сети, выбрав в главном меню Windows команду Настройка-Принтеры и факсы, откройте окно Принтеры и факсы. Выберите в окне нужный принтер и откройте окно свойств принтера. На вкладке Доступ щелкните ссылку «Если риск безопасности известен, но требуется разрешить общий доступ к принтеру без запуска мастера, щелкните здесь». В окне Разрешение общего доступа к принтеру включите вариант «Разрешить общий доступ» и щелкните на кнопке «ОК». После этого в окне свойств принтера на вкладке Доступ включите флажок Общий доступ к данному принтеру, в поле Сетевое имя задайте имя принтера. Щелкнув на кнопке «Применить», примените внесенные в свойства принтера изменения, и закройте окно свойств принтера, щелкнув на кнопке «ОК». В окне Принтеры и факсы под значком принтера появится изображение ладони, указывающее на общий доступ к данному принтеру. Закройте окно Принтеры и факсы.
- Для просмотра параметров доступа и безопасности диска или определенной папки укажите объект (диск или отдельную папку) и в контекстном меню выберите команду Общий доступ и безопасность. В окне Свойства откройте вкладку Доступ и включите флажок Открыть общий доступ к этой папке. Задайте имя, под которым данный ресурс будет виден пользователям сети. Если вы разрешаете пользователям сети изменять файлы в данной папке, включите флажок Разрешить изменение файлов по сети.
Щелкнув на кнопке «Применить», примените внесенные в свойства папки изменения, и закройте окно свойств, щелкнув на кнопке «ОК».
Примечание. Открывая общий доступ к ресурсам компьютера, никогда не открывайте для доступа весь диск С:, так как в каталоге Windows хранятся ваши пароли.
Задание 3. Использование удаленного доступа к сетевым ресурсам.
1. Для подключения к сетевому диску или папке откройте окно проводника Windows и выберите в меню Сервис команду Подключить сетевой диск. В окне Подключение сетевого диска укажите букву диска и сетевую папку, к которой необходимо подключиться. Если вам не известно точное имя папки, щелкнув на кнопке «Обзор», выберите ее в окне Обзор папок и щелкните на кнопке «ОК». Если подключение к данной сетевой папке нужно всякий раз восстанавливать при входе в систему, включите флажок «Восстанавливать при входе в систему». Щелкнув на кнопке «Готово», завершите подключение к сетевому ресурсу.
2. Для подключения к сетевому принтеру выберите в Главном меню Windows команду Настройка-Принтеры и факсы. В окне Принтеры и факсы выберите в меню Файл команду Установить принтер. В окне Мастер установки принтеров выберите тип устанавливаемого принтера, включив флажок на варианте Сетевой принтер, подключенный к другому компьютеру. Щелкнув на кнопке «Далее», выберите вариант «Подключиться к принтеру», в поле Имя задайте имя принтера.
Щелкнув на кнопке «Готово», завершите подключение к сетевому принтеру. Закройте окно «Принтеры и факсы»
Лабораторная работа по теме:
«Сведения о системе»
Краткая теоретическая справка:
Для эффективного использования компьютерной системы и при устранении неполадок, связанных с конфигурацией системы, очень важно знать параметры этой системы. Для сбора данных о компьютере используется стандартная программа «Сведения о системе». Она собирает и отображает данные о конфигурации системы, как для локальных, так и для удаленных компьютеров. Эти данные включают информацию о конфигурации оборудования, компонентах компьютера, а также о программном обеспечении. Для хранения данных о системе предназначены файлы с расширением .nfo. Кроме того, программа «Сведения о системе» работает с файлами форматов .cab и .xml.
Задание 1. Изучите сведения о системе Вашего компьютера.
Для запуска программы выберите в меню Пуск команду Программы-Стандартные-Служебные-Сведения о системе. Как показано на рис. 1, в левой области окна программы находится дерево категорий, похожее на дерево папок проводника Windows. В правой части окна программы находится область сведений, в которой выводятся данные, относящиеся к элементу, выделенному в дереве категорий.
«Сведения о системе» - это корневой узел в дереве категорий программы. Когда он выделен, в области сведений отображаются данные общего характера о компьютере и его операционной системе. Здесь можно узнать название операционной системы, ее версию, изготовителя и местоположение системного каталога. Кроме того, можно сверить версию BIOS, тип процессора и объем памяти.
В категории «Ресурсы аппаратуры» сведений о системе собраны данные о назначениях ресурсов и возможных конфликтах, обусловленных совместным использованием каналов DMA, оборудования с обратной связью, портов ввода-вывода, линий IRQ и адресов памяти.
В категории «Компоненты» собраны сведения о следующих элементах системы: мультимедиа, CD-ROM, звуковое устройство, дисплей, инфракрасные устройства, ввод, модем, сеть, порты, запоминающие устройства, печать, устройства с ошибками, USB и т.п.
Задание 2. Изучите сведения о клавиатуре Вашего компьютера.
В категорию «Программная среда» включены данные о конфигурации системы, в том числе сведения о системных драйверах, переменных среды и имеющихся заданиях печати.
Для просмотра данных о системе дважды щелкните категорию в дереве консоли, а затем щелкните элемент, чтобы вывести его содержимое в правой области окна. Просмотрите сведения о клавиатуре компьютера (см. рис.2).
Задание 3. Выполните поиск данных о системе.
- В нижней части окна программы в поле Найти введите слово (или слова), соответствующее искомым сведениям о системе, затем установите необходимые параметры поиска.
- Для поиска в отдельной части дерева консоли установите флажок Поиск только в выделенной категории. В этом случае поиск будет выполнен в выделенной категории и во всех ее подкатегориях. Чтобы выполнить поиск во всем дереве, снимите этот флажок.
- Для поиска только в названиях категорий дерева консоли (без учета области сведений) установите флажок Поиск только в именах категорий. Чтобы выполнить поиск и в дереве консоли, и в области сведений, снимите этот флажок. Для поиска по всем категориям в обеих областях окна программы снимите оба флажка.
Для начала поиска нажмите кнопку «Поиск». По окончании поиска в области сведений будут отображены данные об искомом компоненте системы.
Примечание. Если панель поиска отсутствует в нижней части окна программы, в меню Правка выберите команду Скрыть поиск, чтобы снять флажки и восстановить настройку средства поиска.
Задание 4. Выполните сохранение файла данных.
В окне программы «Сведения о системе» выберите в меню Файл команду Сохранить, затем в поле Папка выберите расположение файла, в поле Имя файла введите имя файла, в поле Тип файла выберите необходимый формат файла и нажмите кнопку «Сохранить».
Примечание. По умолчанию данные о системе сохраняются в формате .nfo, совместимом с текущей версией программы «Сведения о системе».
Контрольные вопросы по теме
1. Для чего используется программа «Сведения о системе»?
2. Что можно узнать в корневом узле в дереве категорий программы «Сведения о системе»?
3. Какие сведения включены в категорию «Программная среда» данной программы?
4. В каком формате по умолчанию сохраняются данные о системе?
Лабораторная работа по теме:
«Выявление и устранение дефектов дисков»
Краткая теоретическая справка:
К программно-техническим мерам обеспечения информационной безопасности можно отнести обеспечение бесперебойной работы дисковой системы компьютера.
Магнитные диски компьютера в настоящее время являются основными носителями информации, предназначенными для длительного и надежного ее хранения. В процессе работы персонального компьютера непрерывно происходит обмен информацией между дисками и оперативной памятью, при этом наиболее интенсивно происходит обмен с жестким диском. Несмотря на высокое качество изготовления дисков и дисковых устройств, в практике регулярной работы на компьютере нередко возникают ситуации, когда не удается прочитать информацию с дисков, происходят нарушения в работе файловой системы, значительно сокращается свободное пространство на дисках или диски оказываются переполненными. Нередко ошибочно удаляются нужные файлы.
Эти нарушения в работе дисков могут возникать по следующим причинам:
• при физическом повреждении диска;
• при загрязнении магнитной поверхности диска;
• при аварийном отключении компьютера;
• при несвоевременном извлечении дискет из дисководов;
• при перезагрузке операционной системы после аварийного завершения задания;
• при воздействии программных вирусов.
Кроме того, при эксплуатации компьютера на магнитных дисках накапливаются такие изменения в расположении файлов, которые, если не принимать мер, могут привести к существенному замедлению обмена с ними информацией.
Дефекты дисков
Различают физические и логические дефекты магнитных дисков. Физические дефекты возникают главным образом из-за механических повреждений, воздействия электромагнитных полей или старения магнитного покрытия диска. Наличие физического дефекта делает непригодными к использованию некоторые сектора и кластеры. Если оказывается, что какой-либо файл располагается в таких дефектных секторах или кластерах, то полностью спасти находящуюся в файле информацию не представляется возможным. Дефектные сектора диска должны быть исключены из дальнейшего использования. Логические дефекты диска связаны с повреждениями системной области диска, включающей таблицу разделов жесткого диска, таблицу размещения файлов, загрузочный сектор, каталоги диска. Такие нарушения могут возникать при аварийном отключении питания, сбоях, зависании ошибочно работающих программ, воздействии компьютерных вирусов и других причинах. Во всех этих случаях оказываются незавершенными процедуры работы с дисками, файлами или каталогом. В результате на диске образуются потерянные кластеры, которые или не принадлежат ни одному файлу, или, наоборот, принадлежат сразу нескольким.
Логические дефекты приводят к разрушению файловой системы, «засорению» дискового пространства, когда кластеры считаются запятыми, но не принадлежат ни одному из файлов, а некоторые файлы оказываются «связанными» друг с другом общими кластерами.
Задание 1. Проверьте наличие ошибок файловой системы и поврежденных секторов на жестком диске.
Используйте служебную программу проверки диска. Для этого откройте окно Мой компьютер и выберите локальный диск, который требуется проверить. В меню Файл выберите команду Свойства. На вкладке Сервис в группе Проверка диска нажмите кнопку «Выполнить проверку», как показано на рис.1. В группе Параметры проверки диска установите флажок Проверять и восстанавливать поврежденные сектора.
Примечание. Перед запуском проверки диска следует закрыть все файлы на нем. Если том используется, на экран будет выведено сообщение с предложением выполнить проверку диска после перезагрузки системы. При положительном ответе проверка диска будет запущена после перезагрузки компьютера. Во время проверки диск недоступен для выполнения других задач.
После выполнения операции проверки диска на экран будет выведено сообщение о результатах работы программы.
Рекомендуется использовать служебную программу проверки диска примерно раз в месяц для контроля жесткого диска. Это нужно делать и в том случае, если появляются подозрения на сбой работы жесткого диска (иногда он может быть вызван и заражением компьютерными вирусами). Если таких участков немного, утилита сканирования помечает их и исключает из работы. Если появление сбойных участков участилось и они заметно сказываются на общей емкости жесткого диска, значит настала пора его менять на новый. Гибкие диски со сбойными участками лучше вообще не применять.
Контрольные вопросы по теме
«Выявление и устранение дефектов дисков»
1. Причины нарушения в работе дисков.
2. Причины возникновения физических дефектов дисков и их последствия.
3. Причины возникновения логических дефектов дисков и их последствия.
4. Каким образом возможно проверить наличие ошибок файловой системы и поврежденных секторов на жестком диске?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Менеджмент"
Данные материалы предназначены для проведения практических занятий по дисциплине "Менеджмент"для специальности "Менеджмент".Помогают преподавателю формулировать и выполнять цели урока и проводить заня...
Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине"Управление персоналом"
Данные рекомендации предназначены для помощи преподавателей для проведения практичесих работ по дисциплине"Управление персоналом". В них представлен ход занятий. Сформулированы цели урока и...
Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»
Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении меро...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия"
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия для студентов по специальности20.02.02 Защита в ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 «МАТЕМАТИКА»
Методические рекомендации по проведению практических работ по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 «Математика» для специальностей среднего профессионального образования...
Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине ЕН "Математика"
Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине ЕН «Математика» для студентов специальностей 190631 Техническое обслуживание и рем...