Методические разработки
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Разработки к урокам в среднем и старшем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 20.14 КБ |
urok_2.docx | 17.74 КБ |
urok_5.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование уроков с использованием творческих заданий.
Урок 1. Тема урока “ Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания”.
Тип урока, место его в теме. Урок изучения нового материала. Этот урок первый в теме “Дыхание”.
Цель урока: в рамках базового биологического образования учащиеся должны получить знания о сущности дыхания и его роли обмене веществ и превращении энергии в организме человека.
Задачи урока:
Образовательные: в результате урока ученики должны иметь представление о сущности дыхания; должны знать строение органов дыхания и их функции.
Развивающие: развитие и совершенствование умений и навыков учебной деятельности такие как: информационные, интеллектуальные, коммуникативные.
Воспитательные: учащиеся учатся навыкам культуры общения и доброжелательному отношению друг к другу; создание целостной картины мира.
Средства: модель гортани, таблицы “Органы дыхания”, “Гортань и органы полости рта”, “Ароморфозы у животных”, учебник, тетради, дидактические карточки.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, коллективная.
Хронометраж урока:
- Организационный момент – 1мин
- Письменный опрос – 10 мин
- Актуализация опорных знаний – 7 мин
- Изучение новой темы – 18 мин
- Закрепление изученного материала – 3 мин
- Домашнее задание – 1 мин
Предварительный просмотр:
Урок 2. Дыхательные движения, их регуляция.
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
Образовательные: в результате урока ученики должны иметь представление о механизме вдоха и выдоха, а также о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха и о нейрогуморальной регуляции дыхания.
Развивающие: развивать способности правильно формулировать свои мысли, развивать монологическую речь.
Воспитательные: воспитывать умение рационально использовать учебное время; доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам.
Средства: таблицы, видеофильм, приборы, дидактические карточки.
Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.
Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа.
Форма организации деятельности ученика: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Оборудование: таблица “Органы дыхания”, фильм “Регуляция дыхательных движений”, спирометр, дидактические карточки.
Хронометраж урока:
- Организационный вопрос – 1 мин
- Актуализация опорных знаний – 7 мин
- Изучение новой темы – 17 мин
- Общие выводы урока – 3 мин
- Закрепление изученного материала – 10 мин
- Домашнее задание – 2 мин
Содержание и ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозирование деятельности ученика | ||
2.а. Индивидуальная работа по карточкам:
2.б. Фронтальный опрос. Примеры вопросов обязательного уровня. 1.Какую роль в организме человека играет кислород? 2.В чем заключается основная функция дыхательной системы? 3.Какими органами образована дыхательная система? 4.В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа? 5.Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом? Примеры вопросов и заданий повышенного уровня. 1.В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека? 2.Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости. А. носовая полость Б. трахея В. Гортань Г. Носоглотка Д. Бронхи Е. Бронхиолы 3. Как образуется звук в гортани? От чего зависят его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи? 4.В чем проявляется связь строения и функции органов дыхания? 5.Почему обычно пища не попадает в гортань? Дайте физиологическое обоснование поговорки “Когда я ем, я глух и нем”. 3. Изучение новой темы. План: 1.Механизм легочной вентиляции: вдох, выдох. 2.Жизненная емкость легких 3.Регуляция дыхания. Роль дыхательного центра в ритмическом чередовании вдоха и выдоха. 4.Влияние гуморальной регуляции на дыхательный центр. 5.Искусственное дыхание. После ознакомления с планом работы учитель просит сформулировать основные задачи урока. Рассказ учителя с элементами беседы. При объяснении нового материала учитель обращается к таблицам. При объяснении регуляции дыхания учитель использует видеофильм. На доске висит схема “Регуляция дыхательных движений”. После просмотра фильма необходимо рассказать, как происходит рефлекторный механизм выдоха. -какое влияние оказывает на работу дыхательного центра углекислый газ? 4. Общие выводы урока. . 5. Закрепление изученного материала Решите задачи. 1.Склько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1 ч, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания – 18 раз в минуту? 2.Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20% кислорода, определите, сколько кислорода человек пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании. 3.Зная, что вдыхаемый воздух содержит 4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет углекислого газа в минуту, в 1 ч, сколько – все учащиеся класса в 1 ч. 6. Домашнее задание. §28 Индивидуальное задание: подготовить сообщения к следующему уроку: “Дыхание на Эльбрусе”. Дополнительная литература Детская энциклопедия. Человек. Т.7 – М.: Педагогика, 1975 | Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку. Раздает карточки для самостоятельной работы. Выслушивает и оценивает ответы учащихся. Объявляет учащимся план работы при изучении материала. Обращает внимание на то, что часть материала им предстоит изучить самостоятельно. Самостоятельная постановка целей способствует принятию учебной задачи детьми и положительной мотивации на работу. Придает логическую завершенность работе на уроке. Предлагает вопросы, помогающие осознать новую информацию и перевести ее из области кратковременной памяти в область долговременной. При необходимости дополняет и уточняет ответы учащихся. Поощряет словами наиболее полные и обоснованные ответы. Записывает задание на доске и комментирует его. | Настраиваются на урок. Работают самостоятельно с карточкой. Отвечают на поставленный вопрос, при необходимости дополняют высказывания отвечающих. Оценивают достаточность своих знаний по данным вопросам. Сверяют план со своими ожиданиями. Получая эмоциональный и деловой настрой на восприятие нового материала. Определяют будущую сферу деятельности. Ученики сами формулируют цели, планируют свою деятельность, убеждаются в ее необходимости, испытывают чувство удовлетворенности от принятия учителем поставленных ими целей. Сравнивают свою деятельность на уроке и ее результаты с запланированными, формулируют ответ. Анализируя полученную информацию, опираясь на записи в тетради, включаются в работу, затем отвечают на вопросы. Записывают задание в дневник и тетрадь. Слушают пояснения учителя. |
Предварительный просмотр:
Урок 5. Обобщение по теме” Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной системы”.
Тип урока: урок обобщение
Задачи урока:
Образовательные: в результате урока у учащихся должно быть сформировано общебиологическое понятие о взаимосвязи строения и функций органов кровообращения и дыхания .
Развивающие: развитие умения выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать.
Воспитательные: воспитывать умение рационально использовать учебное время; доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам.
Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации урока: самостоятельная работа.
Средства обучения: таблицы, раздаточный материал.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Хронометраж урока:
- Организационный момент – 1 мин
- Актуализация опорных знаний – 35 мин
- Основные выводы урока – 3 мин
- Домашнее задание – 1 мин
Содержание и ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозирование деятельности учащихся |
Учащиеся разбиваются на группы. 2.а. Фронтальная беседа по вопросам: - как анатомически связаны органы дыхания с органами кровообращения? - как связаны функции кровеносной системы с функциями дыхательной системы? Приведите примеры. - как влияет нарушение дыхания на работу сердца, на кровообращение? Приведите примеры. - как влияет нарушение работы сердца на дыхание? - какова роль дыхательной и кровеносной систем в поддержании постоянства состава внутренней среды? - какие виды физической работы и спорта одновременно развивают и мышцы сердца, и дыхательные мышцы? Докажите на примерах. Работа в группах 2.б. Решите кроссворд (см. приложение). 2. в. Биологические задачи. 1.У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда происходит потеря сознания – наступает “горная болезнь”. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предложите, какие изменения происходят при этом в крови человека? 2.При угаре человек погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0.1%. почему возникает удушье? 3.Потребление кислорода в спокойном состоянии составляет у человека 2.5 л в 1 мин. Во время подъема груза в 20 кг на гору оно составляет 4.3 л в 1 мин. Объясните, как достигается при активной мышечной работе доставка почти удвоенного количества кислорода к работающим органам тела. 4.Водолазы могут спускаться на глубину 100 м без скафандра и до 3000 м в тяжелом скафандре, используя специальные газовые смеси. Почему на глубине нельзя дышать обычным атмосферным воздухом? Почему поднимать водолазов с большой глубины необходимо очень медленно? 5.15 апреля 1875 г. Воздушный шар “Зенит “, на борту которого находились 3 воздухоплавателя, достиг высоты 8000м. Когда шар приземлился, то в живых остался лишь один человек. Предположите причины гибели людей. 6.Вам уже известно, что легочный обмен газов противоположен тканевому, поскольку в первом случае кислород поступает в кровь, а во втором – выходит из крови; в легких венозная кровь превращается в артериальную, а в тканях – наоборот. А как вы думаете, есть ли в этих процессах единство? Как это можно доказать? 3. Основные выводы урока. 4. Домашнее задание. Подготовить сообщение по теме “ Питание и пищеварение“ (органы ротовой полости). | Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность учащихся к уроку. Задает общие вопросы, позволяющие учащимся настроиться на работу и вспомнить основной материал для предстоящей работы. Распределяет учащихся по группам, назначает ответственных за группу. Проводит инструктаж по выполнению задания. Определяет время работы. Собирает кроссворды для проверки. Проводит инструктаж по выполнению следующего задания. .Определяет время работы. Благодарит учащихся за работу, отмечает тех, кто оказался наиболее организованным при выполнении различных заданий на уроке. Подводит итоги групповой работы, выставляет оценки учащимся групп. Записывает задание на доске и комментирует его. | Настраиваются на урок. Активизируют мыслительные процессы. Извлекают из долговременной памяти полученные ранее знания. Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы одноклассников. Дополняют услышанное. Консультируются с учителем по мере необходимости. Консультируются с учителем по мере необходимости. Анализируют эффективность своей деятельности на уроке. Записывают задание в тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...