Практическая работа «Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений»
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему
Практическая работа для учащихся 6 класса содержит описание условий для прорастания семян и алгоритм эксперимента по проращиванию семян в разных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prorastanie_semyan.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс. Практическая работа
«Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений»
Все мы знаем, что сухие семена могут долго лежать в зернохранилищах, при этом абсолютно без изменений. Но стоит семена посеять, как они через определённый промежуток времени (всё зависит от того, какое семя посажено) начинают прорастать и образовывать всходы. Отсюда первое условие прорастания семян, на которое нужно обратить внимание – это значение воды.
Вода необходима семенам для набухания, так как при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.
Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Особенно много воды нужно семенам бобовых растений (гороха, фасоли). Поэтому семена данных видов растений, а также некоторых овощных растений перед посевом желательно замачивать.
Вторым условием прорастания семян является значение воздуха. Воздух необходим для дыхания семян. Единственным исключением являются семена болотных растений, например риса, которые прорастают только под водой. Для прорастания этих семян достаточно небольшого количества воздуха, растворённого в воде.
Третье условие прорастания семян значение тепла. Кроме воды и воздуха для прорастания семян необходимо ещё и тепло. Различные растения по-разному относятся к теплу. Например, зёрна пшеницы либо овса прорастают при низких температурах около 1 – 2° тепла. А вот зёрна кукурузы прорастают при более высоких температурах около 10 – 12° тепла. Семена овощных растений, таких, как огурцы и тыквы, прорастают при температуре не менее +12° тепла. Всё зависит от родины растения. Исходя из того, при каких температурах прорастают семена, и принято устанавливать сроки посева.
Проверим эти утверждения экспериментально.
Перед началом исследования выдвинем гипотезу: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.
Исследования проведём путем проведения опытов с семенами гороха и фасоли. Каждый вид семян разделим на пять групп: по четыре для опытов и по одной контрольной.
В опытных группах семена лишим одного из условий для прорастания, а в контрольных группах семян сохраним все условия.
В течение всего исследования будем вести дневник наблюдений, фотографировать.
Закладываем опыт. Землю не берём! В каждый стакан кладём 7 – 10 семян фасоли, в другой стакан 7-10 семян гороха. Итого 10 стаканов.
- Первую группу семян смочим водой и поставим в холодильник.
- Вторую группу семян смочим водой и поставим в тёмный шкаф в теплой комнате.
- Третью группу семян поставим в светлой, теплой комнате, но семена оставим сухими.
- Четвертую группу также поставим в светлой, теплой комнате, но их зальём водой на 3 см выше уровня семян.
- Пятую группу назовём контрольной. Для этой группы создадим все условия для прорастания: поставим в теплую, светлую комнату, семена смочим водой.
Группы семян будем ежедневно проверять, фотографировать, наблюдения записывать в дневник. Семена первой, второй, пятой групп будем смачивать водой. Семена четвертой группы будут постоянно находиться полностью под водой.
Таким образом, можно сказать, что одновременно будем проводить четыре опыта с двумя видами семян.
Будем наблюдать за семенами 5 суток, ежедневно записывая изменения, происходящие с ними, или фиксировать отсутствие изменений. По окончании опыта сделаем вывод о влиянии воды, воздуха, тепла, света на прорастание семян.
Дневник наблюдения за прорастанием семян
Дата закладки опыта | Описание условий опыта | Что выявлено | Вывод о влиянии фактора на прорастание семян | |
Первая группа семян | Семена смочены водой и стоят в холодильнике | 2 день – 3 день - 4 день – 5 день - | ||
Вторая группа семян | Семена смочены водой и стоят в тёмном шкафу в теплой комнате | 2 день – 3 день - 4 день – 5 день - | ||
Третья группа семян | Семена в светлой, теплой комнате, но сухие. | 2 день – 3 день - 4 день – 5 день - | ||
Четвёртая группа семян | Семена в светлой, теплой комнате, но залиты водой | 2 день – 3 день - 4 день – 5 день - | ||
Пятая группа семян – КОНТРОЛЬ-НАЯ | Семена в теплой, светлой комнате, смочены водой | 2 день – 3 день - 4 день – 5 день - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд «Рост и развитие растений»
Кроссворд рекомендуется на этапе закрепления знаний....
Урок в 6 классе по теме "Рост и развитие растений".
Урок проводится в 6 классе по теме "Рост и развитие растений" ( Раздел: Жизнедеятельность организмов). Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс "Дрофа" 2008. Тип урока : комбинированный....
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды
презентация к уроку...
Поурочный тест. Рост и развитие растений
Поурочный тест (2 варианта) может использоваться в качестве индивидуального задания или в качестве небольшой самостоятельной работы для обучающихся 6 класса по учебнику предметной линии И.Н.Пономарево...
Проект по выгонке луковичных растений. Фотопанорама роста и развития растений.
В фотопанораме представлены этапы практической деятельности учеников по выращиванию тюльпанов....
Урок по биологии то теме: Рост и развитие растений. Л/Р « Условия для прорастания семян»6 класс
Данный урок посвящён теме: Рост и развитие растений 6 класс по Сонину...
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 6 классе. Тема: «Вегетативное размножение растений. Почвенные условия, как экологический аспект, для роста и развития растений».
Педагогическая цель данного урока: Сформировать знания и умения о различных способах вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на пра...