Технологическая карта по биологии ФГОС 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
5 класс Технологическая карта по биологии по программе В.В. Пасечник. Учитель Кукарцева Светлана Владимировна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Кукарцева С.В.
Класс 5
УМК В.В. Пасечник "Биология 5 класс"; рабочая тетрадь В.В. Пасечник "Биология 5 класс"
Предмет биология
Тема Покрытосеменные, или Цветковые растения.
Тип урока изучение нового материала.
Место и роль урока в изучаемой теме: тема "Голосеменные " изучается после темы "Многообразие споровых растений".
Цель: Выяснения знаний о цветковых растениях о разнообразии жизненных форм растений; выявление признаков однолетних, двулетних и многолетних растений, развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Научиться приводить примеры разнообразия жизненных форм растений в природе; знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений; использовать учебник как источник информации о разнообразии покрытосеменных растений. | определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи. | находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую, перерабатывать полученную информацию, применять для решения познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы. | оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о покрытосеменных растениях. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организационный момент | Организация учащихся. Приём «Ладошка к ладошке!» Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют наличие раздаточного материала для работы на уроке. | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку. | Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью. Познавательные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | Положительный настрой на урок. | ||
2 | Проверка домашнего задания | Проверить наличие выполненного домашнего задания | Готовят печатные тетради к проверке. | Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное домашнее задание | |||
3 | Актуализация знаний Целеполагание | Ставят цели занятия. | Работа в группах. Среди предложенных названий растений выбирают растения, которые имеют цветок. Учащиеся обсуждают, выделяют и называют цветковые растения. Учащиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи урока. | Направляет на формирование темы и цели урока. Выявляет уровень знаний учащихся. Демонстрирует слайды «Цветковые растения» Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию – Почему эти растения называют цветковыми? | Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают связи между частным и общим, получают информацию о цветковых растениях. Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, выполняют задание в соответствии с поставленной целью.
| Поставленная цель | |
4 | Изучение нового материала | Научиться делать исследование, отстаивать свою точку зрения. | 1.Учащиеся в группах проводят исследование, находят внутри плодов семена. Отвечают на вопрос: почему цветковые растения называют Покрытосеменными? Работают с рисунком 79 учебника. 2.Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу в Рабочем листе «Жизненные формы цветковых растений», отвечают на вопросы, формируют понятия «деревья», «кустарники», травянистые растения». Обсуждают вопросы в группах и дают ответы. | 1.Покрытосеменные растения. Предлагает учащимся провести исследование, используя раздаточный материал и задание в Рабочем листе. Почему цветковые растения называют покрытосеменными? Проводит инструктаж по ТБ. Рассказывает о происхождении покрытосеменных растений. 2.Жизненные формы цветковых растений. Предлагает работу со статьёй учебника на с.128-129 «Многообразие покрытосеменных», рис.80 «Формы растений», заполнить таблицу в рабочей тетради «Жизненные формы цветковых растений». Ответить устно на вопросы: -Что общего между деревьями, кустарниками и травами? -Чем они отличаются? Задаёт познавательные вопросы. К какой форме растений относится банан? К какой группе растений относится ряска? | Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи, выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации, проводят сравнение объектов. Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения. Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану. Анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы | Заполнят таблицу и ответят на вопросы | |
5 | Физминутка | Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся. | Под музыку выполняют действия. | Предлагает по названию растения определить его жизненную форму. Травы – присесть. Кустарники –хлопаем в ладоши. Деревья – поднимаем руки, дерево качается. Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь, жёлтая акация. | |||
6 | Изучение нового материала (продолжение) | Организуется работа в группах с гербариями | 3.Учащиеся работают со статьей учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни» на с.130 учебника в Рабочем листе составляют схему «Продолжительность жизни растений» и приводят примеры. Работая в группе с раздаточным материалом и гербарием, определяют растения по продолжительности жизни, обсуждают в группах и дают ответы на вопросы. Работают с терминами: однолетние, двулетние, многолетние. | 3.Продолжительность жизни растений. Предлагает работу со статьёй учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни»,на с.130 учебника в Рабочем листе составить схему «Продолжительность жизни растений» и привести примеры растений. Используя гербарий растений и выданные морковь, свёклу определить к какой группе по продолжительности жизни они относятся. Гербарий растений: одуванчик, ландыш, овёс, кукуруза, просо, пшеница, бархатцы, пастушья сумка, свёкла, морковь. | Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов. Коммуникативные: проявляют активность в решении познавательных задач. Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы | Работа в группах | |
Создать мини проект | 4.Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные. Учащиеся выступают с проектами «Первоцветы», «Рекорды растительного мира», «Удивительные растения». | 4.Значение покрытосеменных растений. 1.На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных растений? 2.Проектная деятельность учащихся. | Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле, обосновывать своё мнение. Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью | Созданный проект от группы | |||
7 | Обобщение полученных на уроке сведений | Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его. | 1.Называют отличительные признаки покрытосеменных растений, записывают в рабочей тетради. Используют Приём «Микрофон» 2.Комментируют высказывание Л.Н. Толстого, «Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа». | Вопросы: 1.Каковы отличительные признаки покрытосеменных растений? Использует Приём «Микрофон» 2.Почему эпиграфом урока было высказывание Л.Н.Толстого «Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа». | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: внесение необходимых дополнений в осознание усвоенного материала. | ||
8 | Рефлексия | Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Выставляют оценки в дневник. | Учитель - Достигнуты ли цель и задачи урока? -Я узнал (а)... -Меня удивило… -Работая в группе, я… -Мне трудно представить, что… Выставление оценок. | Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | ||
9 | Домашнее задание | Записывают задание в дневник , выставляют оценки | Задаёт домашнее задание П.23; с. 127-132 Вопросы.. Задания для учеников, интересующих биологией. Найти в дополнительной литературе информацию о голосеменных, покрытосеменных в своей местности и составить презентацию. |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Кукарцева С.В.
Класс 5
УМК В.В. Пасечник "Биология 5 класс"; рабочая тетрадь В.В. Пасечник "Биология 5 класс"
Предмет биология
Тема ЛИШАЙНИКИ
Тип урока Открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: тема "Лишайники " изучается после темы "Водоросли".
Цель: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Учащиеся знакомятся со строением лишайников, их произрастанием, значением для человека и в природе. Узнают почему лишайники относятся к растениям -симбионтам, почему их называют индикаторами природы. | формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии. | умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. | -умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организационный момент | Эмоциональная, психологическая | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку Поднимают руки, кто готов отвечать на 5 | Вступительное слово.(Слайд №1) Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» – Здравствуйте, ребята. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса(Слайд№2) | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | ||
2 | Проверка домашнего задания | Проверить наличие выполненного домашнего задания | Готовят печатные тетради к проверке. | Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное домашнее задание | |||
3 | Мотивация. | Демонстрация видеоролика о лишайнике на слайде. Работа в рабочей тетради на печатной основе. | Смотрят видеоролик, готовятся к ответу Отвечают на вопросы в тетради | Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы к путешествию? Да. Итак отправляемся в путешествие. Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта МБОУ КСОШ №2 и через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту «Сказочный лес» .)Посмотрите внимательно на экран.(Слайд 3) -Ребята, с природой какой климатической зоны мы познакомились?(природа северного леса). -Отличается ли фауна и флора северного леса от нашего региона? Чем?(черника, морошка растет, олени, хвойные растения). Хорошо.А что вам показалось необычным ( Ученик: изучили особенности растений. Животных. Грибов, бактерий, а на последнем слайде мы увидели организм, с которым еще незнакомы.) -А вы хотели бы узнать , что это за организмы? да | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: ориентируются в карте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | ||
4 | Определение целей и задач урока. Целеполагание. | Работа в печатной тетради Работа по тексту учебника | Проговаривают цели урока | Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие. Для этого сейчас мы отправляемся в аэропорт «Легенда».(Слайд№4) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. (СЛАЙД№5 ) – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. -Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне? -Для этого поработаем с дополнительной литературой (на столах у вас лежит) найдите объяснение термину «Манна небесная». Какую информацию вы узнали? - Что же бросились собирать люди?( лишайники) | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | ||
5 | Физминутка | Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся. | Под музыку выполняют действия, упражнения. | ||||
6 | Практическая работа Работа в группах | Организуется для учащихся ситуации успешности. Выполняют под музыку | учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. читают, заполняют таблицу в тетради Отчет представителей каждой группы. | Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя.
| Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Работа в группах | |
7 | Обобщение полученных на уроке сведений | Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его. | находят необходимую информацию читают, заполняют таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение | Мы отправляемся в аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”(Слайд6) – А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «–». Верно ли суждение? (задание на слайде) Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд 14) 1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) + Поставьте себе оценку за выполненную работу: если все задания выполнены верно – «5»; Объявление своих результатов учащимися | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Самооценка знаний обучающихся . Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Индивид. выступление. | |
8 | Рефлексия | Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод. | Выставляют оценки в дневник. Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз. | Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока? Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока? (использование методики незаконченных предложений) (Слайд №7 ) – Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения: Я узнал.. Я умею… У меня есть вопросы.. Самооценка знаний обучающихся | Личностные Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. | ||
9 | Домашнее задание | Записывают задание в дневник , выставляют оценки | Демонстрирует слайд №8 с дифференцированным домашним заданием. Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД №9 ) Спасибо всем за внимание. |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Кукарцева С.В.
Класс 5
УМК В.В. Пасечник "Биология 5 класс"; рабочая тетрадь В.В. Пасечник "Биология 5 класс"
Предмет биология
Тема ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Тип урока изучение нового материала.
Место и роль урока в изучаемой теме: тема "Голосеменные " изучается после темы "Многообразие споровых растений".
Цель: Показать преимущество размножение семенами перед спорами. Распознавать представителей голосеменных растений по шишкам и хвое. Исследовать особенности строения голосеменных растений.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Учащиеся узнают, почему у них такое название. Почему голосеменные растения относят к группе высших растений? В чем преимущество семенного размножения перед размножением спорами. | формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии. | умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. | -умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организационный момент | Эмоциональная, психологическая | Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой рабочего листа | Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся, сообщение основных этапов урока, знакомство с рабочим листом. Создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Положительный настрой на урок. | |
2 | Проверка домашнего задания | Проверить наличие выполненного домашнего задания | Готовят печатные тетради к проверке. | Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное домашнее задание | |||
3 | Мотивация. Формулирование темы урока, постановка цели | Играют | Вступают в дискуссию по определению темы урока. Формулируют цели урока. Приступают к заполнению рабочего листа. | Учитель проводит игру «Третий лишний» с использованием мультимедийной презентации, в ходе которой обучающиеся определяют тему урока, называют цель. | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: Умение ставить цель, планировать деятельность. | ||
4 | Изучение нового материала | Научиться составлять схемы, кластеры. | Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают содержание параграфа, анализируют информацию, делают записи в рабочей тетради. | Учитель сообщает о задании 1. в рабочем листе. Задание1. Пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), выпишите основные признаки голосеменных растений.( в рабочих тетрадях) Учитель дополняет и поясняет ответы учащихся, используя презентацию. | Познавательные: Умение составлять кластер с выделением существенных характеристик объекта. Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. Регулятивные: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности. | ||
5 | Физминутка | Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся. | Под музыку выполняют действия, упражнения. | ||||
6 | Изучение нового материала Лабораторная работа.
| Организуется для учащихся ситуации успешности. | 1.Распределяют роли для выполнения задания. 2. Знакомятся с информацией о строении шишек и хвои голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника. 3. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных. 4. Отображают информацию таблице. 5. Обсуждают результаты записи в группе. 6. Делают выводы по проделанной работе 7. Используя критерии оценивают свою работу, количество баллов заносят в рабочий лист. | Учитель предлагает выполнить лабораторную работу: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» в парах по инструкции (приложение). | Коммуникативные: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. Познавательные: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности. | Работа в парах по выполнению лабораторной работы | |
7 | Обобщение полученных на уроке сведений | Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его. | Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, используя критерии оценивания, ставят количество баллов в рабочий лист. | В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание в РЛ. Учитель дает пояснения к выполнению задания: 1. Пронумеруйте шкалу ответов под линией. 2. Зашифруйте ответы (верно/неверно) в виде графических знаков. 3. Оцените работу используя шкалу перевода баллов в оценку. Графический диктант 1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка. 2. Голосеменные растения – исключительно деревья. 3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя. 4. Еловые леса и сосновые боры – светлые. 5. Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа. 6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год. 7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов. 8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал. 9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные. 10.Образование семян – важный этап в эволюции растений. Правильные ответы выводятся через мультимедийный проектор | Регулятивные: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Познавательные: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. | Оформленная лабораторная работа | |
8 | Рефлексия | Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод. | Выставляют оценки в дневник. Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз. | Учитель должен направить обучающихся:
полученный результат с поставленной целью;
самоконтроль овладения учебным материалом;
учебной деятельности;
эмоциональное состояние.: Я узнал.. Я умею… У меня есть вопросы.. Самооценка знаний обучающихся | Личностные Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки | ||
9 | Домашнее задание | Записывают задание в дневник , выставляют оценки | Сообщает домашнее задание: 1. Прочитать параграф 22, выделить основные понятия, записать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников. 3. Задания для учеников, интересующих биологией. Найти в дополнительной литературе информацию о голосеменных в своей местности и составить презентацию. |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.
Предварительный просмотр:
Технологические карты уроков биологии 5 класс.
Предмет: Биология Класс: 5 класс Тема урока: «Биология – наука о живой природе».
Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: комбинированный урок.
Цель: Формирование у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы. Раскрытие роли живых организмов в природе и в жизни человека, взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания. Ознакомление с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним.
Результаты обучения: Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества, усвоили понятия «биология, экология, биосфера».
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент. | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (Осознание проблемной ситуации) | Учитель фиксирует на доске план изучения новой темы:1.Что изучает биология (Биология, Экология, Биосфера).2.Биологические дисциплины.3.Значение биологии. | Обучающиеся слушают рассказ учителя, записывают план урока в тетрадь |
3 | Изучение нового материала. | Создать условия для изучения новой темы. Рассказать новый материал, диктует определения под запись учащимся, показывает презентацию. Биология ,Биосфера, Вирусология (другие понятия) | Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, записывают в тетрадь определения: «биология, экология, биосфера», зарисовывают схему биологических дисциплин, смотрят презентацию. |
4 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организовать рефлексию в форме «вопрос - ответ»: Что изучает биология? Что называют биосферой? Какое значение имеет биология? Что изучает экология? | Обучающиеся устно в свободной форме отвечают на вопросы. |
5 | Домашнее задание | Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: п.1, определения знать. | Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Технологическая карта по биологии 6 класса по учебнику Сонина Н.И., С учетом требований ФГОС
технологическая карта с учетом требований ФГОС, каждый урок содержит интернет-ссылки на интересный материал в сети...
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта урока биологии 5 класс.
Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...
Открытый урок с технологической картой по биологии ФГОС
Урок проводится в 5 классе по теме "Грибы" в соответствии с ФГОС ООО. Разработка урока содержит технологическую карту с УУД. Используется учебник Пономарева И.Н. Биология 5 класс....
Технологическая карта по биологии 7 класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные».
Познакомить учащихся с отрядами Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Раскрыть их особенности, показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни человека....
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...