Рабочая программа биология 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа биология 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_9_klass.doc | 479.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЩЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Пеневичская основная общеобразовательная школа»
Хвастовичского района Калужской области
«Принято» «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор МОУ «Пеневичская
Протокол №______от_________201_г. основная школа»
Л.А. Журавлева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
68 часов (2 часа в неделю)
СОСТАВИТЕЛЬ: Панова М.П.
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
с. Пеневичи 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006.) полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю - всего 68 часов.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки - зачеты.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
4. Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология. Общие закономерности» авторов С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин.
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Для учащихся:
С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин «Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности» 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.
Для учителя:
1. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 9 класс к учебнику .Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс. – М: Издательство «Учитель», 2012
2. Елкина Л.В. «Биология. Весь школьный курс в таблицах». Справ. пособие.- Минск: Букмастер:Кузьма, 2012.
- 3. Рабочие программы. Биология 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2012.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс». В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задания, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются дома.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
1. | Эволюция живого мира на Земле. | 21 |
2. | Структурная организация живых организмов. | 10 |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 |
4. | Наследственность и изменчивость. | 14 |
5. | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 11 |
6. | Повторение | 5 |
7. | Заключение | 1 |
Итого: | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч)
Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости! всех частей биосферы Земли.
РАЗДЕЛ I ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (21 ч)
Тема 1.1. Общие закономерности развития живой природы
Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.
Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.
Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV и первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Тема 1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.
Биологические свойства человеческого общества.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
Межпредметные связи. Физическая география. История континентов. Экономическая география. Население мира. География населения мира.
РАЗДЕЛ II СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч)
Тема II.1. Химическая организация живого
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. [Буферные системы клетки и организма.]
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Тема II.2. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Тема П.З. Общие принципы клеточной организации
Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток.
Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле: интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток; понятие о дифференцировке.
Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Неклеточные формы жизни — вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.
РАЗДЕЛ III РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 ч)
Тема III. 1. Формы размножения организмов
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.
Тема III.2. Основы биологии развития
Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: до-
репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.
Основные понятия. Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.
Умения. Объяснять общие закономерности процессов метаболизма в живых системах различного иерархического уровня. Давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его механизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Механическое движение. Законы Ньютона. Сила упругости, сила трения. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ IV НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (14 ч)
Тема IV.1. История представлений о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.
Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков).
Тема IV.2. Закономерности изменчивости. Селекция.
Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений и животных.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ V ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 ч)
Тема 1.1. Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера
Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отражение их эволюции. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные. Иерархическая система организации организмов.
Основные понятия. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.
Тема V.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм). Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Тема V.3. Охрана природы
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
Календарно - тематическое планирование (68 ч )
JVo П/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
Введение (1 ч) | |||||||||||||||
1 | Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей | УИНМ | Основные понятия: биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология. Факты: биология как наука. Процессы: становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация | Знать определение термина «биология». Уметь: приводить примеры практического применения достижений современной биологии, дифференциации и интеграции биологических наук; выделять предмет изучения биологии; характеризовать биологию как комплексную науку; объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает | Задания со свободным кратким и с развернутым ответом | Античные воззрения на органический мир | |||||||||
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (21 ч) | |||||||||||||||
Глава 1 Многообразие живого мира (2ч) | |||||||||||||||
2-3 | Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов | КУ | Основные понятия: организм, популяция, сообщество, биогеоценоз, биосфера. Процессы: выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем. | Знать свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения – «жизнь», «изменить». Уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, происходящие в живых системах, с неживыми системами | Таблица «Уровни организации жизни», | ||||||||||
Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч) | |||||||||||||||
4-5 | Становление систематики. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | КУ | Основные понятия: классификация, бинарная номенклатура, эволюция, вид. | Знать определение понятия «эволюция», «классификация», «бинарная номенклатура», «вид»; основные положение учения К.Линея, Уметь: выделять отличия в эволюционных взглядах Ч. Дарвина и Ж.-Б. Ла- марка | Задания 1-7 (глава 2), с. 8- 10 в р. т. Сообщение о Ламарке. Творческие задачи | ||||||||||
Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 ч) | |||||||||||||||
6 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения тории Ч. Дарвина | КУ | Основные понятия: эволюция Предпосылки учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук; путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль»; учение Ч. Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов | Знать эволюционные взгляды Ч.Дарвина на изменчивость видов, сходство и различия между ними, многообразие живых организмов их приспособленность и роль среды в видообразовании. Уметь: выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина; приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином; объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений; раскрывать сущность понятий «теория», «научный факт»; | |||||||||||
7 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | УИПЗ | Основные понятия: искусственный отбор, мутация, изменчивость Ф а к т ы: Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Механизмы искусственного отбора, формы искусственного отбора: бессознательный, сознательный. Творческая роль искусственного отбора. | Знать определение понятий: «селекция», «порода», «сорт», «изменчивость», «изменчивость», «мутация». Уметь: характеризовать сущность искусственного отбора, отличия различных форм отбора, показать творческую роль отбора. | Фронтальный опрос (воп. на с.20), с 21-22 работа с учебником | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
8 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | КУ | Основное понятие: естественный отбор. наследственная изменчивость, борьба за существование. Факты: естественный отбор - движущая сила эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Процессы: проявление в природе борьбы за существование, проявление в природе естественного отбора. Закономерности:положения учения Ч. Дарвина | Знать определения понятий наследственная изменчивость», «борьба за существование; основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование. «естественный отбор», «движущие силы эволюции». Уметь: борьбы за существование, приводить примеры ее проявления, характеризовать сущность естественного отбора; устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции; сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы | Задания 1-4 (глава 3, п. 5) на с. 11 в р. т. Задания 1-4 (глава 3) на с. 12 в р. т. | ||||||||||
9 | Формы естественного отбора | КУ | Основное понятие: естественный отбор. Факты: формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процесс: естественный отбор | Знать определение понятий «естественный отбор», «движущие силы эволюции». Уметь: характеризовать сущность естественного отбора; устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции; сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы | Задания 6-8 (глава 3); зада ние 9 (глава 3) на с. 13-14 в р. т. Таблица. Творческие задачи | ||||||||||
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 ч) | |||||||||||||||
10 | Выявление приспособленности к среде обитания | УП | Основное понятие: адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды). приспособленность вида. мимикрия, маскировка. предупреждающая окра ска, физиологические адап тации. Факты: приспособительные особенности растений и животных. Закономерность: приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора | Знать определение понятия «приспособленность вида к условия.м окружающей среды», основные типы приспо соблений организмов к окружающей среде. Уметь: приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания; объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов, выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания; выявлять относительность приспособлений | |||||||||||
11 | Забота о потомстве | КУ | Основные понятия: адаптоциогенез, забота о потомстве. Факты: многообразие форм заботы о потомстве, значение заботы о потомстве у различных живых организмов в эволюционном процессе. | Знать определения основных понятий «адаптоциогенез», «забота о потомстве» Уметь:объяснить и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомстве, охарактеризовать многообразие форм заботы о потомстве. | Фронтальный опрос. Тест. | ||||||||||
12 | Физиологические адаптации | КУ | Основные понятия физиологическая адаптация Факты: многообразие адаптаций, их место и значение в эволюционном процессе, механизмы возникновения адаптаций, их роль | Знать определения основных понятий «физиологическая адаптация», «механизмы формирования адаптаций». Уметь :приводить конкретные примеры физиологических адаптаций, показать место и значение в эволюции | Фронтальный опрос (с 49 уч) | ||||||||||
Глава 5. Микроэволюция (2 ч) | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
13 | Вид, его критерии и структура | КУ | Основные понятия: вид, виды-двойники, ареал, популяции Факты: критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида | Знать критерии вида. Уметь: доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида; приводить примеры видов животных и растений; перечислять критерии вида; анализировать содержание понятия «вид» | Задание 1 (глава 5), с. 20 в р. т. Задания со свободным ответом. Таблица Лабораторная работа «Изучение изменчивости критериев вида, результатов искусственного отбора». Отчет по лабораторной работе | ||||||||||
14 | Эволюционная роль мутаций | КУ | Основные понятия: мутация, гетерозигота, гомозигота, микроэволюция, популяция, генофонд Факты: эволюционная роль мутаций | Знать определения основных понятий «мутация», «гетерозигота», «гомозигота», «микроэволюция», «популяция», «генофонд». Уметь: объяснять эволюционную роль иутаций, процессы, изменяющие генетическу4ю структуру популяции, используя полученные знания. | Фронтальный опрос (с. 55 ус). С. 57-58 Пункт 3,4 , рис 35 | ||||||||||
Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (2 ч) | |||||||||||||||
15-16 | Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюции | КУ | Основные понятия: микро-, макроэволюция, биологический прогресс, регресс, араморфоз, идиодаптация, общая дегенерация. Факты: основные направления эволюционного процесса, их роль и закономерности. | Знать определения основных понятий «микроэволюция» , «макроэволюция», «биологический прогресс», «регресс», «араморфоз», «идиодаптация», «общая дегенерация». Уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции. | Фронтальный опрос (с. 58 уч.), схема (рис. 48, с.79 уч.) | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
17 | Общие закономерности биологической эволюции | КУ | Основные понятия: филогенез, дивергенция, конвергенция, популяция. Факты: общие закономерности биологической эволюции, закономерности эволюционного процесса | Знать определения основных понятий «филогенез», «дивергенция», «конвергенция», «популяция». Уметь: объяснять и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза. | С 66-67 уч., с.67 рис. 41,42,43,44 | ||||||||||
Глава 7. Возникновение жизни на Земле (2 ч) | |||||||||||||||
18 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | КУ | Основные понятия: жизнь, коацерванты, абиогенный синтез Факты:основные теории возникновения жизни,их сильные и слабые стороны, основные этапы химической эволюции | Знать определения основных понятий «жизнь», «коацерванты», «абиогенный синтез».основные этапы химической эволюции по теории Опарина. Уметь:давать характеристику первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах, результаты этих процессов. | Фронтальный опрос (с70. №1-4 уч.), Тест | ||||||||||
19 | Начальные этапы развития жизни. | КУ | Основные понятия: авто- трофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты. Факты: этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Процесс: происхождение эукариотической клетки. Закономерности: гипотезы происхождения эукариотической клетки | Знать определения основных понятий «автотрофы», «гетеротрофы», «аэробы», «анаэробы», «прокариоты»,«эукариоты»; сущность гипотез образования эукариотической клетки. Уметь: описывать начальные этапы биологической эволюции; объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды | Задания 1-10 (глава 7), с. 31-33 в р. т. | Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород. Участие в формировании первичных почв. Эры и периоды развития жизни | |||||||||
Тема 8. Развитие жизни на Земле (3 ч) | |||||||||||||||
20 | Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры | УИПЗ | Основное понятие: аро- морфоз. Факты: ароморфозы: возникновение многоклеточности, полового размножения, появление первых животных, в конце протерозоя - вспышка разнообразия кишечнополостных, червей, членистоногих. Появление двусторонней симметрии тела. Процесс: развитие жизни в архее и протерозое. Закономерность: усложнение растений и животных в процессе эволюции | Знать определение термина «ароморфоз»; приспособления растений и животных в протерозое. Уметь: приводить примеры растений и животных, существовавших в архее и протерозое, примеры ароморфозов у растений и животных в протерозое; объяснять причины появления и процветания отдельных групп животных и причины их вымирания | Задания 1-8 (глава 8), с. 33- 35; 1-4, 8, 11, 12, 15, с. 35-38 в р. т. Таблица | ||||||||||
21 | Развитие жизни в палеозойскую и мезозойскую эры | УОСЗ | Основное понятие: ароморфоз. Факты: растения и животные палеозоя и мезозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Появление в триасе теплокровных животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов у растений, органов воздушного дыхания у животных. Процесс: развитие жизни в палеозое и мезозое. | Знать определение термина «ароморфоз». Уметь: приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое и мезозое, ароморфозов у растений и животных в палеозое и мезозое; называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу; объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания, причины заселения динозаврами различных сред жизни; | Задания 1-8 (глава 8), с. 33-35; 1-4, 8, 11, 12, 15, с. 35-38 в р. т. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
Закономерность: усложнение растений и животных в процессе эволюции | |||||||||||||||
22 | Развитие жизни в кайнозойскую эру. Происхождение человека | КУ | Основные понятия: ароморфоз, идиоадаптация, антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза. Факты: изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя. происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы. Единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека Процесс: развитие жизни в мезозое и в кайнозое. Закономерность: усложнение растений и животных в процессе эволюции | Знать определение терминов: «ароморфоз», «идиоадаптация», «антропология», «антропогенез»; признаки человека как биологического объекта. Уметь: приводить примеры растений и животных, существовавших в кайнозое; примеры идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя; объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания, выделять факторы, которые в наибольшей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов Уметь: определять принадлежность биологического объекта Человек разумный к классу Млекопитающие, отряду Приматы; объяснять место и роль человека к природе, родство человека с млекопитающими животными, общность происхождения и эволюцию человека; перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза; характеризовать | Задания: 1, 2, 4, 8, 9 (глава 8), с. 39-41; 2, 3,7 (глава 8), с. 42 в р. т. Опорный конспект Задания 1, 3, 4, 8, 11-13, 15, 17 (глава 8), с. 43-47 в р. т. Сообщения учащихся. Таблица | Антинаучная сущность расизма | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
стадии развития человека; доказывать единство человеческих рас; проводить самостоятельный поиск информации о проблеме происхождения и эволюции человека | |||||||||||||||
Раздел II. Структурная организация живых организмов (10 ч) | |||||||||||||||
Глава 9. Химическая организация клетки (2 ч) | |||||||||||||||
23 | Элементный состав клетки. Неорганические вещества клетки | УИПЗ | Основные понятия: микроэлементы, макроэлементы. Факты: особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Объекты: вода, минеральные соли живых организмов | Знать определение терминов «мик роэлементы», «макроэлементы», «неорганические вещества клетки». Уметь: приводить примеры макро- и микроэлементов; выявлять взаи мосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами; характеризовать биоло гическое значение макро- и микро элементов, биологическую роль во ды, биологическое значение солей неорганических кислот | Задания на с. 48-49 (глава 9, п. 21) в р. т. Вопрос 3 к тексту п. 21. Таблица. Сообщения. Опорный кон спект | Буфер- ность. Ос мос и ос мотическое давление, осмотиче ское по ступление молекул в клетку | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
24 | Органические вещества клетки. | КУ | Основные понятия: углеводы, липиды. белки, аминокислота, пептидная связь, глобула, гормоны, ферменты, нуклеиновые кислоты, нуклеотид. Факты: органические вещества, их роль в организме. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция); липидов (источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная); белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая); нуклеиновых кислот. Свойства липидов: выделение энергии и образование воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде, белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная; нуклеиновые кислоты - биополимеры. ДНК, РНК. Пространственная структура ДНК - двойная спираль. Локализация ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК (рибосо-мальная, транспортная, информационная) и их локализация в клетке Объекты: углеводы, липиды, белки живых организмов Процессы: редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение | Знать определение основных понятий: «белки», «аминокислота», «пептидная связь», «глобула», «гормоны», «ферменты»; функции белков, продукты, богатые белками, органические вещества клетки; клетки, ткани и органы, богатые липидами и углеводами; полное название нуклеиновых кислот ДНК и РНК; локализацию молекул ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Уметь: характеризовать биологическую роль углеводов и липидов; классифицировать углеводы по группам; приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам; узнавать пространственную структуру молекулы белка; приводить примеры белков, выполняющих различные функции; характеризовать проявление функций белков, уровни структурной организации белковой молекулы; объяснять причины многообразия белков, то, почему белки редко используются в качестве источника энергии; описывать механизм денатурации белка; определять признак деления белков на простые и сложные; перечислять виды молекул РНК и их функции; доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры; сравнивать строение молекул ДНК и РНК | Задания 12, 13, 15-17,'19, 22 нас. 51-53 (глава 9, п. 22) в р. т. Опорный конспект Задания 2, 4, 5, 7-10 нас. 50-51 (глава 9) в р. т. Задания 26- 29 на с. 53 и 1 на с. 49 (глава 9) в р. т. | Белки простые и сложные (протеины, протеиды). Денатурация белков |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 ч) | ||||||||
25 | Обмен вещест и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен | УИПЗ | Основные понятия: ассимиляция, диссимиляция, фермент. Факты: обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – противоположно направленные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ. Процесс: обмен веществ | Знать: определение понятий «ассимиляция» и «диссимиляция»; этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Уметь: характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии; разделять процессы ассимиляции и диссимиляции; доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные части обмена веществ; объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции | Задание 1 (глава 10), 1, 2 на с. 56 (глава 10) в р. т. | Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз | ||
26 | Биосинтез белков | КУ | Основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция. Факты: обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность универсальность. Процессы: механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности: принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). | Знать определение терминов «ассимиляция», «ген»; свойства генетического кода; роль ДНК, и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Уметь: анализировать содержание определений «триплет», «кодон», «ген», «генетический код», «транскрипция», «трансляция»; объяснять сущность генетического кода; описывать процесс биосинтеза белка по схеме; характеризовать механизм транскрипции и трансляции; составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка | Задания 3-10 (глава 10) в р. т. | Фотосинтез, хемосинтез как способы питания | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
27 | Энергетический обмен. | КУ | Основные понятия: гликолиз, брожение, дыхание. Факты: дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Процессы: этапы энергетического обмена | Знать определение понятия «диссимиляция». Уметь: анализировать содержание понятий «гликолиз», «брожение», «дыхание»; перечислять этапы диссимиляции; характеризовать вещества - источники энергии, продукты реакций этапов обмена веществ; описывать локализацию в клетке этапов энергетического обмена, строение и роль АТФ в обмене веществ; объяснять, почему в разных клетках животных и человека содержится различное число митохондрий | Задания 4-8 на с. 56-57 (глава 10). Задания 9-12, 14 (глава 10) в р. т. Тест. Таблица. | Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. | ||
Глава 11. Строение и функции клеток (5 ч) | ||||||||
28 | Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка. | КУ | Основное понятие: прокариот, эукариоты, органеллы. Объект: клетки бактерий. Факты: строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор. Процесс: спорообразование у бактерий | Знать определение термина «прокариоты», «эукариоты», «органеллы». Уметь: различать по «немому» рисунку клетки прокариот и эукариот; распознавать по «немому» рисунку структурные компоненты прокариотической клетки; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий; описывать по таблице строение клеток прокариот, механизм процесса спорообразования у бактерий; объяснять значение спор для жизни бактерий; доказывать примитивность строения прокариот; использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы | Задания 2,4, 5, 6, 8, 9 на с. 61-62 (глава 11). Вопрос 3 к п. 25. Практическая работа «Изучение клеток бактерий» (по рисункам) и выводы к ней |
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
29 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма | КУ | Основные понятия: органоиды, цитоплазма, фагоцитоз, пиноцитоз Факты: строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток. Объекты: клеточная мембрана (двойной липидный слой, расположение белков), рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды. Клеточные включения | Знать способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы, функции органоидов клеток эукариот. Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот; приводить примеры клеточных включений; отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой, виды пластид растительных клеток; прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки; описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза | Задания 1-5, 11, 15 нас. 62- 66 (глава 11) в р. т. Задания по рисунку 67 учебника. Учебно-познавательная задача проблемного содержания. Таблица | Фагоцитоз, пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание |
30 | Эукариотическая клетка. Ядро | КУ | Основные понятия: прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом. Факты: функции ядра - деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосомы, деспирализованные нити. Объекты: структура ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко | Уметь характеризовать по «немому» рисунку структурные компоненты ядра; описывать по таблице строение ядра; анализировать содержание предлагаемых в тексте основных понятий; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями ядра; объяснять механизм образования хромосом; определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках | Задания 1-5, 7, 10 на с. 66- 68 (глава 11) в р. т. Лабораторная работа «Изучение клеток растений и животных (под микроскопом)» и выводы к ней | Механизм образования хромосом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
31 | Деление клеток | КУ | Основные понятия: митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды. Факты: деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот. Процесс: размножение | Знать процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Уметь: описывать процессы, происходящие в различных фазах ми- тоза; приводить примеры деления клеток у различных организ- мов;объясняхь биологическое значение митоза; анализировать содержание изучаемых понятий | Задания 1-5, с. 69-70 (глава 11) в р. т. Схема. Таблица | Понятие о диффе- ренцировке клеток многоклеточного организма. |
32 | Клеточная теория строения организмов | УОСЗ | Основное понятие: цитология. Факты: клетка - основная структурная и функциональная единица организма. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Теория: основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена | Знать жизненные свойства клетки; признаки клеток организмов различных систематических групп; положения клеточной теории. Уметь: узнавать клетки различных организмов; приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение; объяснять, пользуясь словарем, значение термина «теория»; доказывать общность происхождения растений и животных; доказывать, что клетка - живая структура; самостоятельно формулировать определение термина «цитология»; давать оценку клеточной теории; проводить самостоятельный поиск информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках для выполнения тестовых заданий | Вопросы со свободным ответом (№ 1- 3 к п. 29). Задания 1, 3, 5, 6, с. 70-71 (глава 11) в р. т. Творческие задачи | Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов |
1 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч) | |||||||
Глава 12 Размножение организмов (2 ч) | |||||||
33 | Размножение. Бесполое размножение | УИПЗ | Основные понятия: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Факты: размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения | Знать определение понятия «размножение»; основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Уметь: приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения; характеризовать сущность полового и бесполого размножения; объяснять биологическое значение бесполого размножения | Задание 15 на с. 72-73 (глава 12) в р. т. Вопрос 3 к п. 30 учебника. Таблица | ||
34 | Половое размножение. Развитие половых клеток. | КУ | Основные понятия: оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Факты: половое размножение растении и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты: половые клетки: строение, функции. Процессы: образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение | Знать определение понятий: оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Уметь: объяснять сущность процессов гаметогенеза, оплодотворения; доказывать преимущество полового размножения перед бесполым | Задания 1,2, 4, 6,7 на с. 73-76 (глава 13) в р. т. Опорный конспект | Воздействие факто ров среды на развитие половых клеток, оплодотворение. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (3 ч) | ||||||||||||
35 | Эмбриональный период развития | КУ | Основные понятия: оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Факты: рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Процессы: дробление, гаструляция, органогенез. Закономерность: закон зародышевого сходства (закон К. Бэра) | Знать определения понятий: «онтогенез», «оплодотворение», «эмбриогенез». Уметь: характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов, рост организма; анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье; использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) | Задания 1,2, 3,4(глава 13); задания 7, 9, 12 (глава 12) на с. 76-78 в р. т. Схема | Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша -бластулы. Гаструляция; закономерно сти образования двухслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем | ||||||
36 | Постэмбриональный период развития | КУ | Основные понятия: постэмбриональный период. Факты: постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального развития. Прямое и непрямое развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Процессы: изменения организма в течение постэмбрионального развития: рост, развитие половой системы, репродуктивный период, старение | Уметь называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития; приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием; определять тип развития у различных животных; характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза | Задания 1, 2,4, 6, 7 (глава 13), на с. 80-81 в р. т. | Воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. Вредные привычки. Их влияние на состояние здоровья человека | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
37 | Общие закономерности развития | УОСЗ | Закономерности: закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель, К. Мюллер) | Знать определение понятий: «онтогенез», «филогенез», «эмбриогенез»; начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Уметь: приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием; определять тип развития у различных животных; характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организма; объяснять биологическое значение . метаморфоза; анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное и постэмбриональное развитие | Задания 3, 4, 6 (глава 13), с. 82-83 в р. т. Вопросы 1-4 к тексту п. 34. Карточки. Разноуровневый тематический тест | |||||||
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (14 ч) | ||||||||||||
Глава 14. Закономерности наследования признаков (7 ч) | ||||||||||||
38 | Основные понятия генетики. | УИНМ | Основные понятия: генетика, ген, генотип, аллельные гены, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии. Факты: наследственность и изменчивость - свойства организмов. | Знать определения понятий «генетика», «ген», «генотип», «фенотип», «аллельные гены». Уметь: характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. | Задания 1,4, 6, 7, 8 (глава 14). | Цитологическая карта. Генетическая карта. Методы генетики | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
39 | Гибридологический метод изучения наследственности, разработанный Г. Менделем | КУ | Факты: Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода. Процесс: моногибридное скрещивание | Знать определения понятий «гибридологический метод»; признаки биологических объектов - генов и хромосом. Уметь: охарактеризовать значение гибридологического метода Г. Менделя, применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов. | Задания 1-4 (глава 14) на с. 84-86 в р. т. Таблица. Составление схем | |||||||
40 | Законы Г. Менделя (первый и второй) | КУ | Основные понятия: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Факты: наследственность - свойство организмов. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей. Закономерности: правило единообразия; закон расщепления; гипотеза чистоты гамет; соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании 1:2:1; соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании 1 : 1 | Знать определения понятий «гомозигота», «гетерозигота», «доминантный признак», «моногибридное скрещивание», «рецессивный признак». Уметь: приводить примеры домнантных и рецессивных признаков; воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления; описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования; анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании; составлять схему моногибридного скрещивания, схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования; определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме - число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве | Задания 1-6 (глава 14) на с. 87-89 в р. т. Задания по рисункам к п. 37 учебника. Решение задач | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
41 | Законы Г. Менделя (дигибридное скрещивание, третий закон) | КУ | Основные понятия: генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Факты: условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Процесс: механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерность: закон независимого наследования | Уметь описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания; называть условия закона независимого наследования; анализировать содержание основных понятий, схему дигибридного скрещивания; составлять схему дигибридного скрещивания; определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве | Задания 7, 8, 10-14, 16 (глава 14) на с. 89-90 в р. т. Задания по рисункам к п. 37 учебника. Задачи | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана | ||||||
42 | Сцепленное наследование генов | КУ | Основные понятия: коньюгация, кроссинговер, группа сцепления. Факты: механизм сцепленного наследования генов и его закономерности. Закономерность: закон Моргана. | Знать определения понятий «коньюгация», «кроссинговер», «группа сцепления», основные генетические понятия и символы. Уметь использовать полученные знания при объяснении закономерностей наследования, объяснять механизм сцепления генов и его нарушение. | Фронтальный опрос, работа по карточкам. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
43 | Генетика пола | КУ | Основные понятия: гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы. Факты: наследственность - свойство организмов. Соотношение полов 1 : 1 в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Процессы: расщепление фенотипа по признаку определения пола. Насле- дование признаков, сцепленных с полом. Закономерность: закон сцепленного наследования | Знать определение термина «ауто- сомы»; типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Уметь: приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом; объяснять причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека; определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве | Задания 1-7 (глава 14) на с. 92-94 в р. т. Задания по рисункам к п. 39 учебника. Задачи | Значение генетики в медицине и здравоохранении | ||||||
44 | Взаимодействие генов | КУ | Основные понятия: аллельные гены, неаллельные гены, генотип, комплементарность, полимерия, эпистаз, генотипическая среда, доминирование, фенотип. Факты: генотип - система взаимодействующих генов (целостная система); качественные и количественные признаки; характер взаимодействия (дополнение, подавление, суммарное действие); влияние количества генов на проявление признаков. Процессы: взаимодействие генов и их множественное действие | Знать определения терминов «характер взаимодействия неаллельных генов». Уметь: приводить примеры аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов; называть и описывать проявление множественного действия генов | Задания 1-7 (глава 14) на с. 94-96 в р. т. | |||||||
45 | Решение генетических задач | УП | Закономерности: закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследование, сцепленное с полом | Уметь объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, механизм возникновения отличий от родительских форм у потомков; решать простейшие генетические задачи | Решение задач на моногибридное и ди- гибридное скрещивание, неполное доминирование, наследование признаков, сцепленных с полом | |||||||
Глава 15. Закономерности изменчивости (3 ч) | ||||||||||||
46 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | КУ | Основные понятия: геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Факты: изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений. Процесс: механизм по явления полиплоидных растений | Знать определение термина «изменчивость»; состав вещества, обеспечивающего явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости. Уметь: различать наследственную и ненаследственную изменчивость; приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций; называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций; объяснять причины возникновения мутаций; характеризовать значение мутаций для практики сельскогохозяйства и биотехнологии; использовать Интернет для поиска информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики | Задания 1-12 | Эволюционное значение комбинативной изменчи вости. Роль мутаций в эволюцион ном процессе. Опасность загрязнения природной среды мутагенами | ||||||
(глава 15) | ||||||||||||
на с. 96-99 | ||||||||||||
в р. т. Схема | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
47 | Фенотипическая (модификационная) изменчивость | КУ | Основные понятия: вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Факты: изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Процесс: наследование способности проявлять признак в определенных условиях | Знать определение понятия «изменчивость». Уметь: приводить примеры: неналедственной изменчивости (модификаций), нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды; анализировать содержание основных понятий; объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно; характеризовать модификационную изменчивость | Задания 1-5 (глава 15) на с. 99-100 в р. т. | |||||||
48 | Выявление изменчивости организмов | УП | Факты: проявления наследственной и ненаследственной изменчивости | Уметь: выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную); проводить самостоятельный поиск информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значение биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы | Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов». Построение вариационной кривой. Отчет по лабораторной работе | |||||||
Глава 16. Селекция растений, животных, микроорганизмов (3 ч) | ||||||||||||
49 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | КУ | Основные понятия: селекция. Факты: причины появления культурных растений; предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции. | Знать практическое значение генетики. Уметь. приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком; анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции; объяснять причину | Задания 1-3, 5-7 (глава 16) на с. 101-102 в р. т. Таблица | Н. И. Вавилов и его роль в науке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Процесс: независимое одомашнивание близких растений в различных центрах земледелия. Объект: семейство злаковые. Закономерности: учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости | совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; понимать значение для селекционной работы закона гомологических рядов, роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика | ||||||
50 | Методы селекции растений и животных | КУ | Основные понятия: гибридизация, мутагенез, порода, сорт. Факты: основные методы селекции растений и животных - гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез | Знать определения понятий «порода», «сорт»; методы селекции растений и животных. Уметь: приводить примеры пород животных и сортов культурных растений; характеризовать методы селекции растений и животных | Задания 1-10 (глава 16) нас. 102-104 в р. т. | ||
51 | Селекция микроорганизмов | КУ | Основные понятия: биотехнология, штамм. Факты: основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, | Знать определения понятий «биотехнология», «штамм». Уметь: приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности; объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика; анализировать и оценивать | Задания 1-4 (глава 16) на с. 104 в р. т. Вопросы 1-4 к тексту п. 45 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Процесс: микробиологический синтез | значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности | |||||
Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 ч) | ||||||
Глава 17. Биосфера, ее структура и функции (7 ч) | ||||||
52 | Биосфера, ее структура и функции | УИНМ | Основные понятия: биосфера. Факты: биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Теория: учение В. И. Вернадского о биосфере | Знать определение понятия «биосфера»; признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Уметь: характеризовать живое, биокосное и косное вещество биосферы; объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; анализировать содержание рисунка в учебнике и определять границы биосферы | Задания (глава 17) нас. 105-106 в р. т. Описание рисунков учебника. Тест | В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Работы В. И. Вернадского |
53 | Круговорот веществ в природе | КУ | Основные понятия: биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация, трофический уровень. Факты: круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Направление тока веществ в пищевой сети. Роль производителей, потребителей | Знать вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Уметь: описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора, проявление физико-химического воздействия организмов на среду; объяснять значение круговорота веществ в экосистеме; характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах, роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы; | Задания 1-6 (глава 17) нас. 105-106 в р. т. Задания со свободным ответом | Механическое воздействие организмов на почву: укрепление и аэрация почвы. Очистка природных вод животны- ми-фильтрато- рами |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Средообразующая деятельность организмов. Процессы: циркуляция биогенных элементов. Биохимические циклы азота, углерода, фосфора. Почвообразование. Образование гумуса | прогнозировать последствия исчезновения живых организмов для нашей планеты | |||||
54 | История формирования сообществ живых организмов | КУ | Факты: история возникновения материков; факторы, оказывающие влияние на процесс формирования флор и фаун, типы живых организмов между живыми организмами | Знать основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов. Уметь: иллюстрировать эти влияния, приводить конкретные примеры. | Фронтальный опрос (в.1-6 с 225 уч.) Рис. 121 с.226, рис. 122, с. 228 | |
55 | Биогеоценозы. Биоценозы. | КУ | Основные понятия: популяция, биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биомасса. Факты: экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и - | Знать определение понятий: «биоценоз», «биогеоценоз», «популяция», «экосистема»; компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяции (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства экосистемы; примеры естественных и | Задания 1-3, 6 (глава 17), с. 111-112 в р. т. Вопросы 2, 3 к п. 52 учебника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
морфологическая структура экосистемы. Популяция - элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ; видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. Объекты: элементы биогеоценоза | искусственных сообществ. Уметь: изучать процессы, происходящие в популяции; характеризовать структуру наземных и водных экосистем, роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе; объяснять причины устойчивости экосистемы | ||||||
56 | Абиотические факторы среды | КУ | Факты: классификация экологических факторов, основные абиотические факторы среды, их роль в жизни организмов. | Знать основные экологические факторы. Уметь: объяснять их влияние и значение в природе. | Фронтальный опрос (в.1-3, с. 230 уч.) | ||
57 | Интенсивность действия факторов среды | КУ | Основные понятия: оптимум, предел выносливости организма, ограничивающий фактор. Факты: влияние экологических факторов на живой организм, изменчивость экологических факторов, их взаимосвязь и взаимодействие. | Знать определение понятий «оптимум», «предел выносливости организма», «ограничивающий фактор». Уметь: объяснять зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности, приводить примеры. | Фронтальный опрос (воп. 1-7, с.235-236 уч.). с. 237-238 уч. текст | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
58 | Биотические факторы среды | КУ | Основные понятия: биоценоз, цепь питания, правило экологической пирамиды, пирамида чисел, пирамида биомассы, сеть питания. Факты: многообразие биотические факторы среды, их роль; структура биосинтеза, цепь питания. | Знать определение понятий «биоценоз», «цепь питания», «правило экологической пирамиды», «пирамида чисел», «пирамида биомассы», «сеть питания». Уметь: объяснять структуру биоценоза, трофические связи между видами, приводить примеры. | Фронтальный опрос (в 1-4, с. 239 уч.) С.239-241, рис.127 с.245 уч. | ||
59 | Взаимоотношения между организмами | КУ | Основные понятия: нейтрализм, симбиоз, антибиоз, нахлебничество, квартиранство, хищничество, паразитизм, каннибализм. Факты: различные типы взаимоотношений между организмами, из значение в природе и жизни человека. | Знать определение понятий «нейтрализм», «симбиоз», «антибиоз», «нахлебничество», «квартиранство», «хищничество», «паразитизм», «каннибализм». Уметь: объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры. | Фронтальный опрос (в 1-7, с. 246 уч.) С.250 рис.131ц32. | ||
60 | Природные ресурсы и их взаимодействие | КУ | Основные понятия: биосфера, ноосфера, антропогенный фактор. Факты: место и роль человека в биосфере, рассмотреть природные ресурсы, проблемы их использования и способы их решения. | Знать определение понятий «биосфера», «ноосфера», «антропогенный фактор». Уметь: объяснять месть и роль человека в биосфере, характеризовать природные ресурсы, приводить примеры их использования. | Фронтальный опрос (в 1-6, с. 267 уч.) С.250 рис.131ц32. | ||
61 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | КУ | Факты: последствия хозяйственной деятельности человека на биосферу, причины таких влияний. | Знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека. Уметь: приводить примеры таких влияний, находить пути решения это проблемы. | Фронтальный опрос (в 1-6, с. 272 уч.) | ||
62 | Охрана природы и основы рационального природопользования | КУ | Факты: основы рационального природопользования и природоохранной деятельности. | Знать суть рационального природопользования. Уметь: приводить примеры воздействия человеческого общества на среду обитания. | Фронтальный опрос (в 1-6, с. 280 уч.) В 1-5 с.283 уч. | ||
Повторение (5 ч) | |||||||
Заключение (1ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...