Технологическая карта урока биологии
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Гарманова Елена Владимировна

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx57.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Класс8    

Учитель: Гарманова Елена Владимировна

МОУ Мирновская СОШ

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Тема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Цель урока

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»

Задачи урока

Образовательные

  • повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить  взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
  • углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.

Развивающие

  • формировать у учащихся умение сравнивать,
  • развивать творческое мышление и речь учащихся.
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы

Воспитательные

  • расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
  • развитие коммуникативных способностей.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: уметь работать в парах, оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; принимать решение в проблемной ситуации; оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь проводить исследовательские действия; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь):  Газообмен в легких, газообмен в тканях, венозная кровь, артериальная кровь, диффузия

Личностные: умение отстаивать свою точку зрения, работать в паре

Метапредметные: работать с  текстом, схемой, моделями, исследовательским материало; уметь сравнивать и анализировать

Основные понятия, используемые на уроке

Газообмен в легких, газообмен в тканях, венозная кровь, артериальная кровь, диффузия

Ресурсы

Мультимедийный проектор, экран,  флеш-анимация «Газообмен», презентация к уроку, карточки для работы на уроке; учебник СонинН.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек», М. Дрофа, 2012

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Индивидуально-обособленная, парная,   коллективная, фронтальная

Методы обучения

  • по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;
  • по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемно- поисковые;
  • по стимулированию интереса к учению: опережающие задания, создание ситуации занимательности через использование мультимедийной презентации и планшета;
  • методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль

Технологии работы с информацией

Чтение текста, сопоставление, анализ, просмотр презентации, работа со схемой,  исследовательским материалом

Приемы: беседа, создание ситуаций занимательности, работа с компьютерной презентацией, выполнение заданий на карточках

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мобилизующий этап
     Этапы:

1.Приветствие.

2.Определение отсутствующих

3.Проверка готовности к уроку

4.Организация внимания

5.Формулировка вместе с уч-ся темы и цели урока.

Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм

Дыхательная система

Поступление в организм кислорода.

Записывают на карточке

 

(Ответы ребят)

Приветствие

Определение отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку и помещения к уроку.

Организация внимания всех учащихся

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Настаиваемся на продуктивную работу и приступаем.

-Вы начали изучать новую тему. Какую?

Дыхание – свойство всех живых организмов.

-Каково назначение дых. системы?

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение этого материала.

Сообщение темы: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях» Слайд 2

– Как вы считаете, какова цель нашего урока? 

-Что вы уже знаете об органах дыхания?

Проблемный вопрос

Слайд 3

Проверить личную готовность к уроку

Настрой на продуктивную работу на уроке.

Введение в тему

Повторяют полученный материал на прошлом уроке

Определяют цель урока

Оценивать себя и окружающих

Развивать позитивное отношение к труду: готовить свое рабочее место

Самоопределение учащихся на основе антиципации (способности  представить себе возможный результат действия до его осуществления)

Проверка сформированности предметных и метапредметных компетенций

Повторение строения дыхательной системы

Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

 

1)Работа по группам:

1группа.Строение легких Введение в тему «Строение легких

 Организация процесса восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации нового материала

2 группа. Газообмен в легких.

Понятия парциального давления газов, диффузия

3группа.Газообмен в тканях.

2)Проведение первичного обобщения

.

3).Демонстрация практической значимости нового материала

Коллективная познавательная деятельность всего класса, применение теоретических знаний на практике: определить  органы на карточке

Анализируют состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Работают по карточкам «Интересные факты о легких»

Делают выводы о строении легких.

Выбирают термины и понятия, касающиеся темы «Строение легких»

Читают материал в учебнике и воспроизводят с помощью моделей процесс газообмена в легких.

Заполняют схему «Строение альвеолы и газообмен»

Читают материал в учебнике с.164 и дополняют текст на карточке «Газообмен в тканях» словами.

Работаю коллективно по заданию №5 и по слайду: сравнение процессов в легких и тканях.

Анализируют флешанимацию. Делают вывод о газообмене.

Направление  на определение типичных недостатков, исправление ошибок

Слайд 4

Слайд5-6

Слайд 7

Дополнительные сведения дает учитель:

-плевра

-плевральная жидкость

-доли легких

-грудная клетка

Слайды 8-10

Работает вместе с учащимися на слайде  по заполнению схемы «Газообмен в легких»

Слайд 11

Объясняет и направляет ход выполнения задания.

Физкультминутка: дыхательная гимнастика

Вместе с уч-ся анализирует и сопоставляет процессы газообмена.

Слайды 12,13

1.Определить строение дыхательной системы (работа со схемой)

http://festival.1september.ru/articles/591895/img1.gif

2.Определить органы дыхательной системы.

[R75-BIO69_8_04_23]_[PD_081-s]

Рассказывают о легких, как особенном органе, осуществляющим газообмен.

3.Задание для всех:

Выбрать из списка понятия, которые говорят нам о строении легких:

Плевра, доли легких, плевральная жидкость, альвеолы.

4.Задание для всех:

Воспроизвести схему  №4 в карточке.

Заполняют на карточке «Газообмен в тканях» текст, опираясь на материал в учебнике

Задание №5. Сравнительная таблица

Просмотр флешанимации.

Определить  органы дыхательной системы:

Проверка по слайду, роль органов в работе дыхательной системы

Получают дополнительную и основную информацию о строении легких.

Дают учащимся сведения о газообмене в легких

Получают дополнительную и основную информацию о газообмене в тканях.

Уметь сопоставлять, выделять главное

Уметь отстаивать свою точку зрения оценивать правильность выполнения действий

Формировать собственное мнение и позицию; уметь отстаивать свою точку зрения

Расширение фактических знаний учащихся

Умение выступать публично, подбирать фактический материал.

Закрепление нового материала
       Этапы:

1.Закрепление новых знаний и умений.

2.Проверка понимания сущности новых понятий.

Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа.

1)Решение на основе новых знаний творческих и практических задач.

2)Использование  самостоятельной работы  для закрепления знаний:  выбор ответов из предложенных

Корректировка ответов и оценивания

Оценивание работ учащимися:

 

1.1..Выбор терминов, изучаемых  на уроке

Задание№6

1.2..Задание с выбором правильных ответов.

Задание№7

 

Повторение основных понятий урока

Оценивать правильность выполнения действий; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Обобщать факты и явления,

Информация учащихся о домашнем задании

        Этапы:

1.Мотивирование домашнего задания

2. Сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания

Определяют свое домашнее задание

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Корректировка домашнего задания

Задание 1)образовательное

для всех: с.160-161,с163-164 (читать)

2)творческое Кроссворд на карточке

3)познавательное сообщения по темам: «Дыхание в горах», «Дыхание под водой»

Правила записи домашнего задания в дневник

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе инструктажа по домашнему заданию

Рефлексия

Работа по теме «Мои достижения»

Ответы на вопросы:

Я знаю…

Я умею…

Мне понравилось…

Подведение итога урока, выставление оценок

Подвести итог полученных знаний  

Обобщать факты и явления, делать умозаключения и обобщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...