Открытый урок по теме: "Вирусы"
план-конспект занятия по биологии ( класс) на тему
Вирусы — неклеточные инфекционные агенты, которые могут воспроизводиться только внутри живых клеток. Вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий и архей (вирусы бактерий обычно называют бактериофагами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме "Вирусы".
Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия; Изучить строение и классификацию вирусов; Изучить жизненный цикл вирусов;
Познакомить обучающихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах
предупреждения
заболеваний СПИДом.
Развивающие:
Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами; Развивать коммуникативные умения обучающихся;
Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать,
делать выводы;
Воспитательные:
Научить обучающихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте; Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями; Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, таблица «Вирусы», презентации, учебник
Ход урока
L Организационный момент
II. Актуализация знаний
Обучащимся предлагается ответить на следующие вопросы: Чем живое отличается от неживого? Какими свойствами обладают живые организмы? Что является основой любого живого организма?
Какая структура является носителем наследственной информации в клетке? В ходе фронтальной беседы ученики исправляют и дополняют друг друга.
- Итак, тема сегодняшнего урока «Вирусы»
Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.
Какие задачи вы перед собой поставите, чтобы достичь этой цели? (учащиеся формируют задачи)
Познакомиться с историей появления и открытия вирусов;
Изучить особенности строения, жизнедеятельности вирусов, их классификацию и значение;
Познакомиться с особенностями строения вируса СПИДа и мерами профилактики этого заболевания.
Сегодня мы работаем следующим образом: перед вами лежит рабочий лист, где вы и будете вести все записи и выполнять все задания.
- Изучение нового материала
- В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)
Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяется по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?
Итак, перед нами - два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:
Вирусы - это вещества или существа?
Почему вирусы практически невозможно уничтожить?
- Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?
- Выступление обучающегося по теме «Гипотезы происхождения вирусов. История открытия вирусов»
- На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов: Гипотеза №1 «Первые на Земле»
- Вирусы - это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4.5 млрд. лет.
- Гипотеза №2
- Вирусы - потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.
- Гипотеза №3
- Вирусы - это составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены», постоянно образующиеся в живых клетках.
- В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном
- увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не
- \
- растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе - это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.
- В переводе с латинского «вирус» означает «яд».
- Наука, изучающая вирусы - вирусология.
- 3) Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов? Самостоятельная работа по вариантам с использованием текста учебника, параграф 20.
Выход вирусов из клетки.
- Какие вирусы бывают и каково их значение? Выступление обучающегося «Классификация вирусов. Их значение» (сообщение + презентация). Вирусы могут различаться
- ДНК-содержащие (герпес, оспа)
- РНК-содержащие (корь, бешенство)
Значение вирусов. Вызывают различные заболевания, используются как метод борьбы с болезнетворными бактериями. Биологическое оружие.
- Рассказ учителя о СПИДе.
СПИД - синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ - вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками- мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клеткй и клетки-нейроны, клетки кишечника. Каковы пути передачи вируса?
- Подведение итогов
Итак, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?
Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).
Вирусы - это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)
Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п.)
Давайте подведем итог урока и ответим на вопрос: ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ВИРУС»?
- Закрепление
- Оценивание обучающихся
Результаты обучающиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе - задание №4
- вариант «Сходство вирусов с живыми существами».
- вариант «Отличия вирусов от живых организмов».
- вариант «Специфические черты вирусов».
В итоге у обучающихся должна быть заполнена следующая таблица: Сходство с живыми организмами; Отличия от живых организмов;
Специфические черты вирусов
1)Размножение
- Наследственность
- Изменчивость
- Приспособленность к меняющимся условиям среды
- Не имеют клеточного строения
5)Не питаются
6)Не растут
7)Нет обмена веществ
8)Имеют форму кристалла, нет свойств живого 1. Маленькие размеры
9)РНК (ДНК) + капсид
10)Быстро размножаются
11)Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
11)Внутриклеточные паразиты
4) А теперь послушайте выступление вашего однокурсника на тему «Жизненный цикл
вирусов» (сообщение + презентация) и постарайтесь ответить на вопрос: «Почему вирусы
называют двигателями эволюции?
Итак, вот основные этапы размножения вирусов:
Вирус прикрепляется к клетке.
Проникновение вируса в клетку. Вирус работает как своеобразный шприц (ДНК или РНК проникают внутрь клетки, а капсид остается снаружи). Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Синтез вирусных белков, самосборка капсида.
VIII. Домашнее задание
Творческое задание: «Почему то, что поражает компьютер, тоже назвали вирусами?
IX. В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ)
Урок На уроке я Итог
Интересно Работал Понял материал
Не интересно Отдыхал Узнал много
Нового
скучно Помогал другим Не понял
Спасибо за урок! Вы сегодня хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему "Вирусы и антивирусные программы"
презентация к уроки вирусы и антивирусные программы...
Поурочное планирование урока по теме: "Вирусы"
Цель данного урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о неклеточных формах жизни-вирусах, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножении....
Урок по теме "Вирусы" 10 класс
Урок самостоятельного изучения нового материала путём выполнения различных заданий. Описаны приёмы деятельностного подхода к обучению....
План-конспект урока по теме "Вирусы - неклеточные формы жизни"
В уроке используется материал ФЦОР....
Коспект урока по теме "Вирусы"
Данная разработка поможет в проведении урока по теме "Вирусы" в 10 классе. Учащиеся заранее готовят материал к уроку в виде презентаций и сообщений....
Методическая разработка открытого урока на тему "Вирусы"
Конспект открытого урока на тему "Вирусы" 10 класс....
Презентация к открытому уроку по теме "Вирусы"
Презентация к открытому уроку по предмету "Биология" на тему "Вирусы" 1 курс специальность ь "Сестринское дело"...