Рабочая программа биология 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа биология 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_7_klass.doc | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЩЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Пеневичская основная общеобразовательная школа»
Хвастовичского района Калужской области
«Принято» «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор МОУ «Пеневичская
Протокол №______от_________201_г. основная школа»
Л.А. Журавлева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 7 класса
на 2015-2016 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: Панова М.П.
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
с. Пеневичи 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.) полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю - всего 68 часов.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки - зачеты.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 176 с.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- для проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Формы организации учебного процесса: урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Содержание рабочей программы
Тема | Количество часов |
Введение | 3 |
Царство Прокариоты | 3 |
Царство Грибы | 4 |
Царство Растения | 16 |
Царство Животные | 37 |
Царство Вирусы | 2 |
Итого | 68 |
Содержание программы
1. Введение
Мир живых организмов. Уровни организации живого. Чарльз Дарвин и происхождение видов. Многообразие живых организмов и их классификация.
Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природных сообществах. Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
I. Царство прокариоты
Общая характеристика. Происхождение. Подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанобразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерий. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.
II. ЦАРСТВО ГРИБЫ
Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы). Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение. Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы-паразиты, черты, приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.
Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение.
Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.
Грибы-паразиты растений и животных. Роль в природе. Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.
Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.
Демонстрация натуральных шляпочных грибов, муляжей плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, таблицы, диафильма о грибах; коллекции лишайников, таблицы, диафильма о лишайниках.
III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
1. Общая характеристика царства растений
Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Полцарства: Низшие и Высшие растения.
2. Подцарство Низшие растения Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки.
Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.
Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.
Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение.
3. Подцарство Высшие растения Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.
Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе.
Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.
Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение.
Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое значение.
Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.
Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Полцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.
1. Подцарство Одноклеточные Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.
Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных.
2. Подцарство Многоклеточные
Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.
Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.
Тип Кишечнополостные
Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль в природных сообществах.
Тип Плоские черви Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.
Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.
Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.
Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.
Многообразие червей-паразитов, черты приспособленности к паразитизму.
Тип Круглые черви
Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.
Тип Кольчатые черви
Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.
Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение.
Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.
Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.
Тип Моллюски
Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания.
Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Членистоногие
Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Иглокожие
Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.
Надкласс Рыбы
Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.
Класс Земноводные
Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.
Класс Пресмыкающиеся
Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.
Класс Птицы
Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Млекопитающие
Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные, Настоящие звери.
Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хронобионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.
Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.
Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности» — 1 ч.
V. ЦАРСТВО ВИРУСЫ
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.
III. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Введение | |||||||
1 | Многообразие живых организмов | КУ (или экскурсия в музей, в природу) | Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Понятие систематики. Классификация организмов. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Многообразие живых организмов – результат эволюции | Знать основные царства живых организмов. Уметь: перечислять факторы эволюции; объяснять значение классификации живых организмов, их родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных | Задания 1-3 на с. 3 в рабочей тетради | Вирусы. Основные систематические категории | |
2 | Ч. Дарвин и происхождение видов | КУ | Учение Дарвина о происхождении видов | Знать основные положения учения Дарвина о происхождении видов; их значение для развития науки. Уметь: работать с учебником и дополнительной литературой; использовать в работе таблицы, схемы, гербарии и др. наглядные пособия; делать выводы о результатах искусственного и естественного отбора | Устный (фронтальный) опрос (ответы на вопросы учителя) | Биография Ч. Дарвина. Причины многообразия живого. Относительный характер приспособлений | |
3 | Мир живых организмов. Уровни организации живого | УНПЗ | Живые организмы, их особенности. Уровни организации живой природы | Знать особенности живых организмов. Уметь: отличать их от тел неживой природы; работать с терминами; использовать таблицы, коллекции и др. наглядные пособия; сравнивать, анализировать, составлять схемы; называть уровни организации живой природы | Устный (фронтальный) опрос (ответы на вопросы учителя) | Сравнительная характеристика уровней организации живого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
Раздел I. Царство Прокариоты | ||||||||||||||||||||||
Тема: Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов | ||||||||||||||||||||||
4 | Общая характеристика и происхождение прокариот | УМПЗ | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор | Знать строение бактериальной клетки. Уметь: составлять схему способов питания, дыхания и размножения бактерий; объяснять особенности жизнедеятельности бактерий | Задания 5-6 в рабочей тетради. Тест на опознание рисунка в учебнике на с. 17. Биологический диктант | Кокки, диплококки, сарцины, стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы. Паразиты и сапрофиты. Аэробы и анаэробы. Систематика бактерий | ||||||||||||||||
5 | Многообразие и значение бактерий | КУ | Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии | Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Уметь: определять группы бактерий; объяснять связь между терминами; решать проблемные вопросы; объяснять роль бактерий в природе и жизни человека | Задание 7 в рабочей тетради. Вопросы 10 и 11 нас. 17 учебника | Архебактерии. Эубактерии (истинные бактерии). Метано- образующие бактерии. Паразитические бактерии | ||||||||||||||||
6 | Подцарство Оксифотобак- терии. | КУ | Бактерии подцарства Оксифотобактерии | Знать особенности организации бактерий подцарства ксифотобактерии, их роль в природе, практическое значение. Уметь: сравнивать, работать с микроскопом | Устный (фрон- тальный) опрос (ответы на вопросы учителя) | Сходство и отличие хемосинтетиков от фотосинтетиков | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
Раздел II. Царство Грибы | ||||||||||||||||||||||
Тема: Общая характеристика грибов | ||||||||||||||||||||||
7 | Общая характеристика грибов | УИПЗ | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофита, паразиты | Знать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Уметь: узнавать изученные грибы; сравнивать грибы с растениями и животными; называть способы питания многоклеточных грибов; выделять особенности организмов царства Грибы | Задания 8, 9, 11 в рабочей тетради. Вопросы 1,2, 8 на с. 26 учебника. Задание к «немому» рисунку на с. 27 учебника. Тест | Высшие и низшие грибы. Происхождение грибов и растений от общего предка. Симбиоз | ||||||||||||||||
8 | Настоящие грибы | КУ | Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пе- ницилл. Дрожжи | Знать классификацию и значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Уметь: работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты; обобщать и делать выводы на основе исследования; распознавать и описывать строение плесневых грибов; объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека | Тест | Классы Аскомикота, Зигомикота, Несовершенные грибы. Отличие гетеротрофного и автотрофного питания | ||||||||||||||||
9 | Несовершенные грибы. Шляпочные грибы. Отдел Оомикоты | ЛУ | Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в регионе | Знать примеры шляпочных грибов, произрастающих в регионе; роль грибов в цепях питания и круговороте веществ в природе. Уметь: строить трофические цепи с участием грибов; распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы; объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека | Тест. Задания 13-15 в рабочей тетради. Вопросы 10-11 на с. 30 учебника | Класс Базидиомицеты | ||||||||||||||||
Тема: Лишайники | ||||||||||||||||||||||
10 | Лишайники | КУ | Лишайник - симбиоз гриба и водоросли. Условия жизни. Значение. Питание, размножение | Знать строение, условия жизни, значение лишайников. Уметь: объяснять роль лишайников в природе; выделять особенности строения и жизнедеятельности | Задания 16, 19-20. Тест в рабочей тетради | Типы слоевищ лишайников: кустистые, листовые, накипные. Систематика лишайников | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
Раздел III. Царство Растения | ||||||||||||||||||||||
Тема: Общая характеристика растений | ||||||||||||||||||||||
11 | Общая характеристика царства Растения | УИПЗ | Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. Биологические продуценты. Фитогормоны | Знать признаки царства Растения. Уметь: сравнивать растения между собой, узнавать их; работать с микроскопом, обобщать; распознавать отделы растений | Биологический диктант. Тест | Систематика растений. Отличие растений от грибов и бактерий | ||||||||||||||||
Тема: Подцарство Низшие растения | ||||||||||||||||||||||
12 | Общая характеристика водорослей. | УИПЗ | Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение. Спорофит. Гаметофит. Ароморфоз | Знать определение низших растений. Уметь работать с микроскопом; распознавать и описывать строение водорослей, тип размножения у водорослей | Тест. Опрос по карточкам. Таблица. Задания 22, 25 в рабочей тетради | Фитопланктон. Усложнение многоклеточных водорослей. Преимущества полового размножения перед беполым | ||||||||||||||||
13 | Значение и многообразие водорослей | КУ | Значение водорослей | Знать характерные признаки водорослей разных отделов. Уметь: распознавать водоросли разных отделов; объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека | Задания 21, 26 в рабочей тетради | Фитопланктон. Зеленые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные водоросли: порфира | ||||||||||||||||
в природе и в жизни чело века. Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания | ||||||||||||||||||||||
Тема: Подцарство Высшие растения | ||||||||||||||||||||||
14 | Общая характеристика Подцарства Высшие растения | КУ | Основные отделы, ткани, органы | Уметь вести записи, работать с микроскопом, делать биологические рисунки, анализировать и обобщать информацию,сравнивать высшие растения с водорослями | Значение появления тканей, цветка и постэмбрионального развития | |||||||||||||||||
15 | Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности | УИПЗ | Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Происхождение мхов | Знать основные признаки высших споровых растений. Уметь: распознавать и описывать строение мхов; сравнивать мхи между собой; выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу | Лабораторная работа «Изучение внешне го строения мхов». Отчет по лабораторной работе | Гаметофит, спорофит. Сравнение мхов и водорослей; сравнение зеленых и белых мхов | ||||||||||||||||
16 | Отдел Плау- новидные и отдел Хвоще видные. Особенности строения | КУ | Основные признаки. Значение в природе и в жизни человека. Происхождение плаунов. Плауны Красной книги | Уметь распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные, объяснять их роль и природе и в жизни человека; сравнивать хвощи и плауны | Лабораторная работа «Строение плаунов и хвощей». От чет по лабораторной работе. Опрос по карточкам. Биодиктант терминологический. Задание 29 в рабочей тетради | Усложнение плаунов и хвощей. Сравнение весеннего и летнего побегов | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
17 | Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности | КУ | Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. Значение в природе и в жизни человека | Уметь: сравнивать, обобщать; устанавливать межпредметные связи; объяснять роль в природе и в жизни человека; распознавать и описывать строение папоротников; называть места обитания и условия жизни | Лабораторная работа «Распознавание растений отдела Папоротниковидные». Отчет по лабораторной работе. Тест (закончить логическую цепочку). Задание 31 в рабочей тетради | Усложнение папоротников. Сравнение рав- носпоровых и разноспоровых папоротников | ||||||||||||||||
Тема: Голосеменные растения | ||||||||||||||||||||||
18 | Отдел Голо семенные рас тения. Особенности строения и жизнедеятельности | УИПЗ | Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение. Хвоя. Основные этапы развития | Знать определение термина «голосеменные растения». Уметь: сравнивать разные виды голосеменных растений; распознавать растения отдела Голосеменные растения; описывать этапы развития голосеменных растений; выделять особенности голосеменных растений | Лабораторная работа «Строение хвои со- сны. Пыльца и шишки сосны». Отчет по лабораторной работе. Терминологический диктат. Составить кроссворд | Строение муж- ской и женской шишки. Срав- нение размножения папоротников и голосеменных растений | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
19 | Многообразие голосеменных. Роль в природе и практическое значение | УОСЗ | Виды голосеменных растений, наиболее распространенные в регионе. Значение в природе и жизни человека | Знать практическое значение голосеменных для человека. Уметь: приводить примеры голосеменных растений; распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения; объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека; сравнивать и делать выводы, обобщать | Заполнение таблицы | Отличие споры от семени. Реликтовые растения и эндемики | ||||||||||||||||
Тема: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | ||||||||||||||||||||||
20 | Происхождение и особенности организации покрытосеменных | КУ | Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение | Знать жизненные формы покрытосеменных растений. Уметь наблюдать и узнавать цветковые растения; объяснять происхождение покрытосеменных растений; выделять особенности покрытосеменных растений | Тесты. Задание 37 в рабочей тетради• | Отличия цветковых и голосеменных растений. Особенности корневой системы. Усложнение цветковых и их ароморфозы | ||||||||||||||||
21 | Размножение, систематика отдела Покрытосеменные. Класс Двудольные | КУ | Признаки классов Однодольные и Двудольные | Знать основные классы покрытосеменных растений, их отличительные признаки. Уметь: распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные; сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные | Тесты. Вопросы 8, 10 на с. 81 учебника | Двойное оплодотворение. Ветро-и насе- комоопыляемые растения | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
22 | Класс Двудольные. Растения семейства Розоцветные | КУ | Признаки класса Двудольные. Значение растений семейства Розоцветные в природе и в жизни человека. Плоды. Формула цветка | Знать и уметь описывать по алгоритму наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные; определять принадлежность растений к классу Двудольные, семейству Розоцветные | Лабораторная работа «Семейство Розоцветные. Строение цветка шиповника». Отчет по лабораторной работе. Тест. Составить чайнворд | |||||||||||||||||
23 | Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейств Крестоцветные и Пасленовые | КУ | Признаки растений семейств Крестоцветные и Пасленовые. Значение в природе и жизни человека. Плоды. Формула цветка | Знать: роль этих растений в природе и в жизни человека, их характерные особенности. Уметь устанавливать при- чинно-следственные связи; узнавать изученные растения семейств Крестоцветные и Пасленовые | Тест. Работа по заполнению таблицы | Сорта крестоцветных. Историческое значение пасленовых | ||||||||||||||||
24 | Класс Однодольные растения. Характерные при- | КУ | Признаки однодольных растений. Редкие и охраняемые растения семейства Злаковые. Формула | Знать признаки однодольных растений. Уметь: определять принадлежность растений к классу | Задания по карточкам (I и II варианты). Нахождение оши- | |||||||||||||||||
знаки растений семейства Злаковые | цветка. Значение растений данного семейства в природе и в жизни человека. Заслуги Н. И. Вавилова | Однодольные; объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений | бок в тексте. Лабораторная работа «Строение злакового растения» | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
25 | Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Лилейные | КУ | Признаки растений семейства Лилейные, их многообразие, роль в природе и значение для человека. Цветок, его строение, его формула. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные | Знать особенности строения цветка и плода лилейных, формулу цветка; признаки класса Однодольные на примере лилейных. Уметь: обосновывать роль в природе; узнавать изученные растения | Программированный опрос («да», «нет»). Устный (фронтальный) опрос (ответы на вопросы) | |||||||||||||||||
Раздел IV. Царство Животные | ||||||||||||||||||||||
Тема: Общая характеристика животных | ||||||||||||||||||||||
26 | Общая характеристика царства Животные | УИПЗ | Признаки организмов царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Отличительные черты | Уметь: выделять особенности животных; приводить примеры животных с различным типом симметрии; сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные | Зоолото для классификации животных. Таблица | |||||||||||||||||
Тема: Подцарство Одноклеточные | ||||||||||||||||||||||
27 | Общая характеристика простейших. Классификация | КУ | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения (Саркодовые) | Знать процессы жизнедеятельности простейших и их значение. Уметь: определять принадлежность простейших к типам; выделять особенности одноклеточных животных; распознавать и описывать строение простейших | Тест. Задания 50,53 в рабочей тетради | Инцистирование. Многообразие и значение простейших | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
28 | Многообразие и значение простейших в биоценозах и в жизни человека | КУ | Среда обитания и условия жизни. Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы. Колониальные формы. Строение паразитов | Уметь: готовить микропрепараты простейших; распознавать и описывать строение простейших, сравнивать по заданным критериям; объяснять роль простейших в природе и в жизни человека | Лабораторная работа «Строение инфузории туфельки». Отчет по лабораторной работе. Р. т., №51, 52, 54. Задания к «немому» рисунку на с. 101 уч. Таблица | Споровики | ||||||||||||||||
Тема: Подцарство Многоклеточные животные | ||||||||||||||||||||||
29 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки | КУ | Признаки многоклеточных животных. Эктодерма, энтодерма. Регенерация. Тип Губки. Среда обитания. Специализация клеток. Приспособления для защиты от врагов. Роль в природе и в жизни человека | Знать: особенности строения губок, их значение; признаки многоклеточных животных. Уметь: составлять схемы классификации; объяснять происхождение многоклеточных животных | Биодиктант терминологический. Составление схемы | |||||||||||||||||
Тема: Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные | ||||||||||||||||||||||
30-31 | Особенности строения и жизнедеятельности кишечнопостных | УИПЗ | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Среда обитания. Размножение. Этапы развития гидры пресноводной | Знать характерные особенности строения кишечнополостных. Уметь: распознавать и описывать строение кишечнополостных; описывать процессы их жизнедеятельности; выделять особенности кишечнополостных | Лабораторная работа «Строение пресно водной гидры». Отчет по лабораторной работе. Тест. Задания 61-65 в рабочей тетради | Систематика кишечнополостных. Отличия разных классов. Соответствие строения клеток их функциям | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
32 | Многообразие и распростра-нение кишечнополостных. Роль в природных сообществах | УОСЗУ (урок- путешествие) | Роль кишечнополостных в природе и в жизни чело века. Основные признаки кишечнополостных | Уметь: распознавать животных типа Кишечнополостные; объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека; сравнивать кишечнополостных по заданным критериям | Работа с географической картой полушарий. Таблица. Задание 66 в рабочей тетради | Актинии. Мадрепоровые коралловые полипы. Относительные приспособления | ||||||||||||||||
Тема: Трехслойные животные. Тип Плоские черви | ||||||||||||||||||||||
33 | Общая характеристика типа Плоские черви | КУ | Признаки типа Плоские черви; трехслойные животные, наличие паренхимы. Появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Примеры плоских червей | Знать системы органов плоских червей, органы и их функции. Уметь: работать в группах в заданном темпе; распозна- вать животных типа Плоские черви, последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика; выделять собенности строения; сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии; составлять сравнительные таблицы | Задания 68, 70 в рабочей тетради. Таблица сравнения | Сравнение плоских червей с кишечнополостными | ||||||||||||||||
34 | Многообразие и значение плоских червей. Черви- паразиты | КУ | Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Размножение, развитие печеночного сосальщика, бычьего цепня | Уметь: распознавать и описывать паразитических плоских червей; выявлять приспособления плоских червей к паразитизму; объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека | Биологический диктант. Тест. Задания 69, 71 в рабочей тетради | Значение паразитизма в животном мире | ||||||||||||||||
Тема: Первичнополостные. Тип Круглые черви | ||||||||||||||||||||||
35 | Общая характеристика типа Круглые черви | УИПЗ | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и в жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями | Знать последовательность этапов цикла развития аскариды. Уметь: распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви; объяснять меры профилактики заражения; сравнивать плоских и круглых червей | Таблица. Задания 72, 73 в рабочей тетради | Сравнение червей разных типов (круглых и плоских) | ||||||||||||||||
Тема: Кольчатые черви | ||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||
36-37 | Общая характеристика типа Кольчатые черви | КУ | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы | Уметь: распознавать и описывать строение кольчатых червей; выделять особенности строения кольчатых червей; сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей | Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя». Отчет по лабораторной работе. Тест. Таблица. Биологический диктант. Задание 77 в рабочей тетради | Сравнение кольчатых, круглых и плоских червей | ||||||||||||||||
38 | Многообразие кольчатых червей. Классы Многоще- тинковые и Малощетинковые | КУ (регламен- тированная дискуссия) | Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе. Пиявки | Знать классы червей, их роль в природе. Уметь: определять принадлежность кольчатых червей к классам; распознавать по рисункам представителей кольчатых червей; объяснять роль кольчатых черней в природе и в жизни человека; сравнивать классы кольчатых червей | Сообщения, выступления в ходе обсуждения вопросов | Класс Пиявки. Правила проведения дискуссии | ||||||||||||||||
Тема: Тип Моллюски | ||||||||||||||||||||||
39 | Общая характеристика типа Моллюски | КУ | Тип Моллюски; среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Происхождение. Особенности размножения | Знать системы органов, органы и их функции. Уметь: распознать и описывать животных типа Моллюски; описывать стадии развития моллюсков; выделять признаки типа Моллюски; сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей | Лабораторная работа «Строение раковины моллюска». Отчет по лабораторной работе. Биологический диктант. Задания 80, 83 в рабочей тетради | Усложнение организации моллюсков | ||||||||||||||||
40 | Многообразие моллюсков и их значение в природе | КУ (рег- ламенти-рованная дискуссия) | Многообразие и практическое значение моллюсков. Их роль в природе. Способы питания и передвижения | Уметь: определять принадлежность моллюсков к классам; выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни; объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека | Задание 84 в рабочей тетради. Сообщения (оформление и защита) | Сравнение брюхоногих и двустворчатых. Головоногие | ||||||||||||||||
Тема: Тип Членистоногие | ||||||||||||||||||||||
41 | Происхождние членистоногих и особенности их организации. Класс Ракообразные | КУ | Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие и значение. Происхождение. Половой диморфизм | Знать: строение систем органов, органы и их функции. Уметь: работать с натуральными объектами; характеризовать животных типа Членистоногие, внешнее строение и многообразие членистоногих; объяснять происхождение членистоногих; выделять признаки животных типа Членистоногие; выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни; распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных | Лабораторная работа «Внешнее строение речного рака». Отчет по лабораторной работе. Тест. Задания 88, 85-86 в рабочей тетради | Сравнение членистоногих с кольчатыми червями | ||||||||||||||||
42 | Многообразие ракообразных, их роль в природе | КУ (пресс- конференция) | Высшие и низшие ракообразные. Среды обитания. Значение | Знать многообразие высших и низших ракообразных, их значение в водных биоценозах. Уметь: сравнивать разные виды; объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека | Р. т., 90 | Подготовка вопросов и сообщений по теме конференции | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
43 | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности | КУ | Образ жизни и особенности строения паукообразных: восемь ног, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Происхождение | Знать системы органов, органы и их функции. Уметь: распознавать и описывать строение паука; выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни; объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека; применять полученные знания для профилактики укусов пауков и клещей и заражения | Задания 91, 95, 96 в р. т. Тест. Программированный опрос («да», «нет»). Биологический диктант | Сравнение нервной системы ракообразных и паукообразных. Привести доказательства родственных связей ракообразных и паукообразных с кольчецами |
44 | Общая характеристика класса Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности | КУ | Образ жизни и особенности строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий | Уметь: распознавать и описывать строение насекомых; называть системы органов, органы и их функции; сравнивать представителей классов членистоногих | Задания 97, 98, 101 в р. т. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомых». Отчет по лабораторной работе. Биологический диктант. Таблица | Усложнение систем органов |
45 | Размножение и развитие насекомых | КУ (дис- куссия) | Развитие насекомых с неполным и полным превращением. Половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение. Имаго | Уметь: приводить примеры насекомых с различным типом развития; распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением | Задание 104 в р. т. Биологический диктант |
I | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | ||
46 | Значение и многообразие насекомых | КУ | Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и в жизни человека. Особенности первичнобескрылых и крылатых насекомых | Уметь: приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в регионе; описывать представителей отрядов насекомых; объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека | Задание 106 в р. т. Составить тексты о бабочках в научном и художественном стилях | Первичнобескры-лые и крылатые. Биологический способ борьбы с насекомыми- вредителями | ||
Тема: Тип Иглокожие | ||||||||
47 | Общая характеристика иглокожих. Их многообразие и роль в при роде | УИАЗ | Особенности строения | Уметь: распознавать строение и представителей иглокожих; называть системы органов, органы и их функции; характеризовать тип Иглокожие | Задания 107, | Воднососуди- стая система и движение | ||
и жизнедеятельности. | 108, 109 в р. т. | |||||||
Роль иглокожих в природе | Тест | |||||||
и в жизни человека | ||||||||
Тема: Тип Хордовые. Бесчерепные животные | ||||||||
48 | Общая характеристика животных типа Хордовые. Подтип Бесчерепные | УИАЗ | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и в жизни человека | Знать подтипы типа Хордовые, представителей. Уметь: распознавать животных типа Хордовые; выделять признаки животных типа Хордовые | Составление систематической таблицы | Классификация. Оболочники (асцидии). Сравнение бесчерепных и позвоночных | ||
Тема: Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
49 | Общая характеристика хрящевых рыб | КУ | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека. Классификация рыб | Уметь: распознавать и описывать представителей хрящевых рыб; объяснять происхождение рыб; выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания; объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека | Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы». Тест. Таблица | |||
50 | Костные рыбы. Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение | КУ | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Практическое значение | Знать системы органов, органы и их функции. Уметь: определять принадлежность костных рыб к отрядам; объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека | Задания 112, 110 в р. т. Тест. Биологический диктант | Сравнивать: хрящевых, кис- теперых и луче- перых рыб | ||
Тема: Класс Земноводные | ||||||||
51 | Общая характеристика земноводных. Особенности строения и жизнедеятельности | УИПЗ | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных | Уметь: распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки; выявлять особенности внешнего строения, приспособления к среде обитания, образу жизни; объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных | Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки». Отчет по лабораторной работе. Тест | Ароморфозы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
52 | Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека | КУ | Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Размножение и развитие | Уметь: определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые; объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека; знать последовательность этапов развития лягушки | Тест. Составление схемы последовательного развития лягушки | Систематика как наука | ||
Тема: Класс Пресмыкающиеся | ||||||||
53 | Общая характеристика пресмыкающихся | КУ | Особенности внешнего строения. риспособления к жизни в наземно воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. Внутреннее оплодотворение | Уметь: выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни; доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение по сравнению с земноводными | Тест. Таблица. Задание 130 в р. т. | Сравнение земноводных с пресмыкающимися | ||
54 | Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека | УЗ | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. «Третий глаз», его роль. Причины вымирания динозавров | Уметь: распознавать по рисункам представителей класса Пресмыкающиеся; определять принадлежность пресмыкающихся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи; объяснять роль пресмыкающихся в природе | Тест | Экологические группы рептилий. Клювоголовые (гаттерия) | ||
Тема: Класс Птицы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
55-56 | Общая характеристика птиц | КУ | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Припособленность к полету. Происхождение. Систематическое положение птиц | Уметь: распознавать и описывать органы и системы органов птиц; выделять особенности строения птиц, являющиеся приспособлениями к полету; объяснять происхождение птиц | Лабораторная работа «Скелет птицы». Терминологический диктант. Отчет по лабораторной работе. Задание 136 в р. т. | Гомойотермные. Пойкилотермные. Сравнение кровеносной системы птиц и пресмыкающихся | ||
57-58 | Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека | КУ | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком | Уметь: распознавать по рисункам птиц различных экологических ниш, в том числе и домашних; выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни; приводить примеры домашних и промысловых птиц; объяснять роль птиц в природе и в жизни человека | Задание 142 в р. т. Диагностическая работа | Миграции. Килегрудые и бескилевые птицы. Оседлые, кочующие и перелетные птицы | ||
Тема: Класс Млекопитающие | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
59-60 | Общая характеристика класса | КУ | Признаки животных класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Происхождение | Знать системы органов, органы и их функции. Уметь: объяснять происхождение млекопитающих, особенности внутреннего и внешнего строения | Лабораторная работа «Строение скелета млекопитающего». Отчет по лабораторной работе. Таблица. Биологический диктант. Задания 160, 161 в р. т. | Сходство млекопитающих и пресмыкающихся. Систематика. Ароморфозы | ||
61 | Многообразие млекопитающих. Внутреннее строение. Размножение и развитие млекопитающих | КУ | Системы внутренних органов млекопитающих. Особенности обмена веществ. Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутриутробное развитие. Признаки отрядов. | Уметь: распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих; выделять особенности строения, развития млекопитающих; определять принадлежность млекопитающих к отрядам; выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни | Тест. Задания 154, 155, 158, 159 в р. т. | Сравнение плацентарных и сумчатых. Преимущество приматов перед другими отрядами | ||
62 | Сумчатые и первозвери | КУ | Основные признаки сумчатых и однопроходных животных. Их характеристика | Уметь распознавать и описывать сумчатых и однопроходных млекопитающих, места их проживание, их отличие от других зверей. | ФО | |||
63-64 | Повторительно-обобщающий урок | КУ | Царства: прокариоты, грибы, растения, животные | Знать основные понятия, общую характеристику всех царств, основных представителей царств. Уметь описывать представителей всех царств, распознавать, определять принадлежность живых организмов к типам, классам. | Тест ФО УО | |||
65-66 | Вирусы | ИНМ | Общая характеристика, строение вируса, взаимодействие вируса и клетки, происхождение вируса. | Знать строение вируса, его взаимодействие с клеткой, классификацию вирусов. Уметь описывать вирусы, выявлять вирусы различные по природе, объяснить происхождение вирусов. | ФО УО | |||
67-68 | Резерв |
V. Литература и средства обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для об-щеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с; а также методических пособий для учителя:
- Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;
2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
- Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. - (Дидактические материалы).
- Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И, «Биология. 7 класс Многообразие живых организмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б., Сонина Н.И. - М.: Дрофа, 2006. - 46 с.
5) Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.
- Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
- В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.
- Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.
4) Секреты природы/Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с
5) Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. - Волгоград: ООО «Издательство
Волгоград», 2004. - 172с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
- Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
III. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Введение | |||||||
1 | Многообразие живых организмов | КУ (или экскурсия в музей, в природу) | Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Понятие систематики. Классификация организмов. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Многообразие живых организмов – результат эволюции | Знать основные царства живых организмов. Уметь: перечислять факторы эволюции; объяснять значение классификации живых организмов, их родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных | Задания 1-3 на с. 3 в рабочей тетради | Вирусы. Основные систематические категории | |
2 | Ч. Дарвин и происхождение видов | КУ | Учение Дарвина о происхождении видов | Знать основные положения учения Дарвина о происхождении видов; их значение для развития науки. Уметь: работать с учебником и дополнительной литературой; использовать в работе таблицы, схемы, гербарии и др. наглядные пособия; делать выводы о результатах искусственного и естественного отбора | Устный (фронтальный) опрос (ответы на вопросы учителя) | Биография Ч. Дарвина. Причины многообразия живого. Относительный характер приспособлений | |
3 | Мир живых организмов. Уровни организации живого | УНПЗ | Живые организмы, их особенности. Уровни организации живой природы | Знать особенности живых организмов. Уметь: отличать их от тел неживой природы; работать с терминами; использовать таблицы, коллекции и др. наглядные пособия; сравнивать, анализировать, составлять схемы; называть уровни организации живой природы | Устный (фронтальный) опрос (ответы на вопросы учителя) | Сравнительная характеристика уровней организации живого |
III. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Введение | |||||||
1 | |||||||
2 | Ч. Дарвин и происхождение видов | КУ | Учение Дарвина о происхождении видов | Знать основные положения учения Дарвина о происхождении видов; их значение для развития науки. Уметь: работать с учебником и дополнительной литературой; использовать в работе таблицы, схемы, гербарии и др. наглядные пособия; делать выводы о результатах искусственного и естественного отбора | Устный (фронтальный) опрос (ответы на вопросы учителя) | Биография Ч. Дарвина. Причины многообразия живого. Относительный характер приспособлений | |
3 | Многообразие живых организмов | КУ (или экскурсия в музей, в природу) | Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Понятие систематики. Классификация организмов. Основные положения | Знать основные царства живых организмов. Уметь: перечислять факторы эволюции; объяснять значение классификации живых организмов, их родство, общность | Задания 1-3 на с. 3 в рабочей тетради | Вирусы. Основные систематические категории |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...