Урок на тему "Голосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок для уч-ся 6-7кл Показывает многообразие икрасоту родной природы.Особенности строения голосеменных на примере сосны и ели Охрана природных богатств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-7.rar | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему:
«Голосеменные растения».
6кл.(7кл)
Задачи урока:
1)Показать многообразие растительного мира
2)Изучение особенностей строение голосеменных растений на примере сосны и ели
3)Воспитание чуткого и бережного отношение к богатствам природы
Оборудование: гербарные образцы сосны, ели, лиственницы ;небольшие свежие веточки ели и сосны ,их шишки,картины с изображением соснового бора и дальневосточный тайги ;карта «Растительный мир» ,к/ф «Голосеменные растения».
План урока.
- Изучение нового материала.
1)Многообразие голосеменных растений.Особенности их строения.
2)Изучение особенности строения сосны и ели.
3)Голосеменные в произведениях искусства.
4)Значение хвойных .
5)Охрана природы
2.Закрепление изученного на уроке.
А)беседа б)письменная работа
3.Подведение итогов урока.
4. Задание на дом.
Ход урока
1)Многообразие голосеменных растений ,особенности их строения.(Рассказ с элементами беседы)
Голосеменные растения отличаются от рани изученных групп растений тем,что они размножаются с помощью семян и семена у них лежат открыто на чешуйках шишек.
-Какие растение относятся к голосеменным?
Ответ:сосна ,лиственница,ель,кедр,пихта,можжевельник.
Голосеменные растения образовали лесные массивы ,которые протянулись от Белого моря до Восточный Сибири. Посмотрите на карту,какую площадь занимают хвойные леса!Среди хвойных пород преобладает лиственница .Более чем на четверть миллиарда гектаров протянулись лиственничные леса от Онежского озера до Охотского и Японского морей .Почти пять таких государств,как Франция ,могут свободно разместиться на их территории. Нигде в мире таких обширных лесных массивов не образует ни одна другая древесная порода .Поэтому лиственницу можно считать национальным деревом.
-Как называют лесные массивы ,образованные сосной обыкновенной? Елью?
Ответ-(сосновый бор, тайга)
-Посмотрите на картины с изображением соснового бора и тайги. В чем отличие?
Ответ: В сосновом бору больше света ,чем тайги, потому что у сосен крона развита на вершине,а у ели –до земли.
-Почему?
Потому что сосна более требовательна к свету ,чем ель.
2)Изучение особенности строение сосны и ели.
Давайте сейчас с вами подробнее познакомимся с осбенностями строения сосны и ели. С этой целью мы посмотрим к/ф «Голосеменные растения»
Вопросы после просмотра к/ф.
-Почему у сосны ,выросший на опушке крона развита по всей длине ствола?
_У какого растение более глубокая корневая система?
-Как располагаются хвоинки у сосны и ели?
Перед вами шишки сосны и ели и земные веточки этих растений. На основе ваших наблюдений заполните таблицу:
«Сравните ветки сосны и ели.»
Название растения | сосна | ель |
Длина хвоинок | ||
Расположение на ветке | ||
Продолжительность жизни | ||
Форма шишек | ||
Плотность чешуек |
-У какого растения хвоинки живут дольше?
-Можно ли хвойные деревья назвать долгожителями?
- Загадайте загадку о хвойных деревьях.
Остановка на станции «Почему?»
Ребята, вы сейчас должны будете задать своему товарищу вопрос, начинающийся со слова «Почему?»
- Почему в лесу нижние ветви сосны отмирают?
- Почему ураганный ветер обычно не выкорчевывает сосны, а ломает их стволы?
- Почему у ели в лесу сохраняются нижние ветви?
- Почему сильный ветер выкорчевывает ели?
- Почему сосна может жить на скалах, а ель-нет?
- Почему на болотах ветер валит сосны?
После того, как вы внимательно изучили особенности строения голосеменных на примере сосны и ели, можно ли их назвать вечнозелеными? (Нет, так как хвоинки периодически опадают и поэтому дерево кажется все время зеленым).
Красота и величественность хвойных деревьев, сосновых лесов вдохновляла поэтов и художников. Посмотрите на красоту и величие соснового бора, изображенного на картинах И.И. Шишкина.
Сосна воспета в стихах М.Ю. Лермонтова (Учитель зачитывает стихотворение.) «На севере диком»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустная на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Видимо, красота и величие сосны и ели, способность долго оставаться в зеленом наряде, привлекли внимание людей. Новогодние праздники связаны с приходом в дом этих красавиц природы.
Значение хвойных(рассказ, беседа, работа с учебником).
Хвойные деревья имеют большое значение, как в природе, так и в жизни человека.
- Какое значение имеют хвойные в природе?
Ответ: выделяют кислород, корм и убежище для животных, укрепляют почву.
- А не знаете ли вы, почему санатории для лечения органов дыхания, располагают в сосновом бору? (Множество самых разнообразных ответов).
Дело в том, что хвойные деревья, выделяют пахучие вещества – фитонциды, убивающие бактерии. У нас в Саратовской области, в Базарно-Карабулакском районе, где большие лесные массивы из сосен, имеются санатории для лечения больных.
- Кто знает, когда и зачем был посажен нас сосновый бор?
Прочитайте в параграфе учебника раздел « Значение голосеменных». (Обсуждение по тексту учебника, беседа).
Охрана природы.
Хвойные породы деревьев имеют огромное значение и в природе и в жизни человека.
Несмотря на их величие, они порой остаются беззащитными перед человечеством.
Большое губительное воздействие оказывает на деревья повышенная концентрация в воздухе сернистого газа.
- Есть ли у нас в городе угроза для хвойных? (Ответ:В настоящее время угроза для соснового бора, там, где проложили новую трассу через реку Медведицу).
- Каким образом мы можем помочь в сохранении хвойных деревьев? (Правильное поведение в лесу, помощь лесхозу в посадке саженцев хвойных, сбор шишек. На Новогодние праздники лучшее использовать набор еловых или сосновых веток. Это сэкономит деревья).
Молодцы! Правильно! Но еще мы можем сохранить хвойные породы деревьев, аккуратно обращаясь с книгами, учебниками, экономя бумагу.
В нашей области в Вольском районе сохранилась с доледникового периода меловая сосна , которая обитает на скалах.
Многие виды растение занесены в «Красную книгу». Но мы не можем допустить исчезновения с лица Земли ни единого вида растений, так как это большая потеря прежде всего для человека.
С исчезновением вида растений человек лишается одной частицы зеленый жизни, которая была для человека источником его здоровья, украшением его ландшафта, источником радости и красоты.
Равнодушие к земному другу – это тоже зло.
Мы должны бережливо и внимательно относиться ко всем земным растениям,, которые нас окружают.
Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой и задумайтесь над его строками.
Как сгорают корни.
И дереву
До срока невдомек,
Что пошатнулся
Кряж его огромный-
Копитель силы,
Крепости исток.
Оно стоит,
Ни в чем не уступая
Другим деревьям
В золотом бору.
И та же стать,
И та ж листва густая,
И тот же шелест
Веток на ветру.
Но вдруг заметим
Мы однажды летом,
Что листья стали
Мельче и бледней.
Не по прямым,
По косвенным приметам
Мы узнаем о гибели
Корней…
Казним себя,
По сердцу бьем наотмашь,
Что, находясь вблизи,
А не вдали,
Не поспешили дереву
На помощь
И красоту от смерти
Не спасли!
Строки из стихотворения ученицы 7 класса Дурмановой К.
Зеленая красавица
Стояла во дворе.
Наверное, понравилась
Она всей детворе.
Но был мальчишка
злой один:
Он драл с нее кору -
Чуть не оставил
Ствол один.
Но вот настал вдруг
Черный день.
Для елки молодой -
срубили ее под корень дед.
И с ней пошел домой.
Пришла во двор вся
детвора.
А там лежит топор.
Пропала чудная кора,
Исчез прекрасный ствол.
Закрепление материала, изученного на уроке.
- Беседа по вопросам параграфа учебника (устно).
- Какие голосеменные растения вы знаете?
- Сравните строение сосны и ели?
- В каких условиях растут сосна и ель?
- Почему на заболоченной почве часто встречаются поваленные ветром сосны?
- В чем значение голосеменных растений?
- Какое значение имеет то, что листья у хвойных видоизменились и иголки?
- Перепишите предложения, написанныена доске, вставив пропущенные слова.
Голосеменные получили такое название, потому что….. .
Листья у их видоизменились в….. .
Хвоя сосны испаряет мало влаги, потому что…… .
- Подведение итогов урока. Выставления оценок.
Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».
Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...
разработка урока-экскурсии "Многообразие растений. Сезонность в жизни растений."
Урок- экскурсия для шестого класса, на основе местных биологическмх объектах, позволяет иллюстрировать многообразие флоры Урала, сезонность в жизни растений, использование растений человеком....
мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"
Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...
Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс
Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...
Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»
Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...
Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".
Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....
Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."
План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....