календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
календарно-тематическое планирование к учебнику Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Е.А. Дмитриева. «БИОЛОГИЯ. Разнообразие живых организмов» 7 класс Издательство: «Просвещение» Линия УМК «Биология-Сферы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7_klass.docx | 81.56 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Сроки | Тема урока | Содержание темы | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые предметные результаты | Дом.задание | |||
Раздел 1: Организация живой природы - 5 ч | ||||||||||
УУД Личностные: Формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе на основе понимания ее системной организации , связи всех живых систем. -Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. -Вовлечение в природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое отношение к объектам живой природы. Регулятивные: Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата. Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности и уровня усвоения знаний, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности. -Умения оценивать и прогнозировать результат собственной деятельности, контроль и коррекция знаний. Осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. -Планирование последовательности своих действий. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения. Развитие наблюдательности, внимания, способности к самостоятельной познавательной деятельности на экскурсиях, лаб. занятиях, при выполнении проектов. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе. Коммуникативные: Умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий -Развитие речи при совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях и при выполнении проектов. -Акцентирование внимания на важности работы с тетрадью-тренажером и тетрадью – экзаменатором для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании. Познавательные: Формирование способности к обобщению при выделении общих свойств живых организмов, определении понятия об организме. -Развитие первоначальных представлений о связи и разнообразии живых организмов, видов, природных сообществ и экосистем. -Ознакомление с понятиями «природное сообщество» и «экосистема», раскрытие их значения для биологического познания. -Формирование предметных познавательных учебных действий - описание и сравнение живых систем. | ||||||||||
1нед | Организм | Знакомство с предисловием учебника и компонентами УМК. Основные методы изучения разнообразия живой природы. Экосистемная организация жизни на Земле. Соподчинение живых систем и экосистем. Общие признаки живых организмов. Средообразующая роль живого. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос | Называть основные уровни организации живой природы; определять понятия по теме урока; описывать общие признаки живых организмов; использовать различные источники учебной информации. | Страница 8-9 | ||||
1нед. | Вид | Организм и вид – различные уровни организации живой природы. Общие признаки особей одного вида. Популяция - часть вида. Значение определения особей в популяции и виды. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос | Называть и приводить примеры близких видов, организмов одного и разных видов; определять понятия по теме урока; описывать общие признаки вида; взаимоотношения между особями в одной популяции; объяснять связи между особями в одной популяции, значение внутрипопуляционных отношений для обеспечения целостности и длительного существования вида. | Страница 10-11 | ||||
2 нед. | Природное сообщество | Общая характеристика природного сообщества. Видовая структура сообщества. Пространственная структура сообщества. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос | Называть и определять естественные и искусственные природные сообщества и их компоненты; определять понятия по теме урока; описывать роль ярусности в использовании организмами ресурсов среды обитания; прогнозировать последствия исчезновения доминирующих и средообразующих видов. | Страница 12-13 | ||||
2нед. | Разнообразие видов в сообществе | Вводная беседа о задачах экскурсии, особенностях ее организации, правилах поведения в природе. Решение организационных задач (деление класса на группы, распределение задач). Групповая работа по выполнению плана экскурсии. Подведение итогов формулирование выводов. Фиксация результатов наблюдения. | Экскурсия | Взаимо-контроль. | Называть компоненты экосистем, типы и экосистем; приводить примеры организмов, выполняющих в экосистеме разные функции; определять понятия по теме урока; сравнивать естественные и искусственные экосистемы; устанавливать взаимосвязь компонентов экосистем, составлять пищевые цепи; работать с различными источниками информации. | Страница 12-13 | ||||
3 нед | Экосистема | Биологический круговорот веществ, его значение. Компоненты экосистемы. Пищевые связи организмов разных видов. Разнообразие экосистем. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос | Называть компоненты экосистем, типы экосистем; приводить примеры организмов, выполняющих в экосистеме разные функции; определять понятия по теме урока; сравнивать естественные и искусственные экосистемы; устанавливать взаимосвязь компонентов экосистемы; составлять пищевые цепи; работать с различными источниками информации. | Страница 14-15 | ||||
Раздел 2: Эволюция живой природы - 4 ч | ||||||||||
УУД Личностные:Развитие личностных представлений об историческом развитии живой природы, роль естественного отбора. -Выражение собственного отношения к центральному положению эволюционного учения о борьбе за существование и действий естественного отбора на основе мелких наследственных изменений. -Приобщение к ценностям биологического познания, нормам науки как компонентам культуры на основе ознакомления с личностными качествами К. Линнея, Ч. Дарвина. -Формирование мотивации к осознанному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории при изучении закономерностей эволюции. -Освоение ценностных ориентаций об уникальности жизни на нашей планете при ознакомлении с историей развития жизни на Земле. Регулятивные:Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата. Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности и уровня усвоения знаний, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности. -Умения оценивать и прогнозировать результат собственной деятельности, контроль и коррекция знаний. Осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. -Планирование последовательности своих действий. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения. Развитие наблюдательности, внимания, способности к самостоятельной познавательной деятельности на экскурсиях, лаб. занятиях, при выполнении проектов. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе. Коммуникативные: Умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий -Развитие речи при совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях и при выполнении проектов. -Акцентирование внимания на важности работы с тетрадью-тренажером и тетрадью – экзаменатором для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании. Познавательные:Получить представления о положениях эволюционного учения Ч. Дарвина о движущих силах и результатах эволюции, принципах систематики, классификации растений и животных. -Связывать положения учения Ч. Дарвина в целостную теоретическую систему, определять понятия о наследственности и изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе. -Овладевать классификацией растений и животных, применять бинарную номенклатуру к названию видов. -Наблюдать явления приспособленности живых организмов к условиям среды обитания, описывать приспособления к разным экологическим факторам, объяснять возникновение отдельных приспособлений, например формы клюва птиц, отличающихся способом питания и т.д. -Объяснять причины разнообразия видов в природе с позиции учения Ч. Дарвина. | ||||||||||
3 нед. | Эволюционное учение | Ч. Дарвин – основатель учения об эволюции живой природы. Движущие силы эволюции. Разнообразие видов – результат эволюции. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос | Называть движущие силы и результаты эволюции, основные положения учения Ч. Дарвина; определять понятия по теме урока; объяснять формирование приспособлений с позиции учения Ч. Дарвина; работать с различными источниками информации. | Cтраница 18-19 | ||||
4 нед | Доказательства эволюции | Эволюция, записанная в строении организма. Картины прошлого в развитии зародыша. Реликты. Каменная летопись эволюции. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Взаимо-контроль. | Называть основные доказательства эволюции и иллюстрировать их примерами; определять понятия по теме урока; объяснять значение рудиментарных органов, реликтовых видов, сходство разных этапов эмбрионального развития позвоночных; получать информацию используя разнообразные источники; работать в группах. | Cтраница 20-21 | ||||
4нед. | История развития жизни на Земле | Научные гипотезы возникновения жизни на Земле. История развития живой природы. Основные события, протекающие в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос | Называть основные эры в истории развития жизни на Земле; наиболее важные события в эволюции живой природы; определять понятия по теме урока; характеризовать возникновение и существование жизни на Земле в форме экосистем. | Страница 22-23 | ||||
5 нед | Систематика растений и животных | Систематика организмов как раздел биологии. Значение классификации организмов. Основные систематические группы от царства до вида. Сравнение классификации животных и растений. Название видов. | Экскурсия | Взаимо-контроль. | Называть принципы систематики; систематические категории и иллюстрировать их конкретными примерами; определять понятия по теме урока, предмет изучения систематики как науки; описывать вклад К. Линнея в развитие систематики; объяснять: устанавливать соподчиненность основных систематических групп, обосновывать необходимость бинарной номенклатуры в классификации растений и животных. | Страница 24-25 | ||||
Раздел 3: Растения – производители органических веществ - 22 ч | ||||||||||
УУД Личностные:Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, средообразующем, практическом значении растений. -Стимулирование к осознанному построению индивидуальной траектории обучения при знакомстве с царством Растения. -Развитие личностных представлений о значении растений для жизни на Земле. Приобщение к ценностям и нормам науки при знакомстве с именами выдающихся ботаников, важнейшими моментами в истории изучения растений. -Применение знаний о разнообразии растений, способах выращивания зерновых и овощных культурных растений в экологических и практических ситуациях повседневной жизни. Регулятивные: Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата. Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности и уровня усвоения знаний, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности. -Умения оценивать и прогнозировать результат собственной деятельности, контроль и коррекция знаний. Осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. -Планирование последовательности своих действий. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения. Развитие наблюдательности, внимания, способности к самостоятельной познавательной деятельности на экскурсиях, лаб. занятиях, при выполнении проектов. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе. Коммуникативные: Умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий -Развитие речи при совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях и при выполнении проектов. -Акцентирование внимания на важности работы с тетрадью-тренажером и тетрадью – экзаменатором для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании. Познавательные:Систематизация учебной информации о разнообразии растений на основе классификации царства Растения, проведения эволюционной и экологической идей о растениях как производителях органического вещества, историческом развитии растительного мира. -Работа с определителями растений, тетрадями-приложениями, гербариями. -Распознавание, сравнение и классификация растений крупных таксонов(класс Однодольные и Двудольные). -Овладение агротехническими приемами выращивания культурных и комнатных растений. | ||||||||||
5нед. | Царство Растения | Основные признаки царства Растения. Разнообразие растений. Эволюция растений. | Изучение и первичное закрепления знаний | Устный опрос | Называть основные жизненные формы растений и иллюстрировать их конкретными примерами; выявлять отличительные признаки представителей царства Растения; давать определение понятия «фотосинтез», отличать высших водных растений от водорослей; описывать роль растений в природе, основные этапы эволюции растений; обосновывать роль растений в природе. | Страница 28-29 | ||||
6нед | Подцарство Настоящие водоросли, Багрянки | Водоросли – самые древние растения на Земле. Деление водорослей по особенностям строения и окраске слоевища. Особенности строения и разнообразие зеленых водорослей. Отдел Бурые водоросли – типичные обитатели прибрежной зоны морей и океанов. Самые глубоководные представители растений – багрянки. | Изучение и первичное закрепления знаний | Устный опрос | Называть представителей подцарств настоящие водоросли и Багрянки, иллюстрировать их примерами; определять понятия по теме урока; выявлять характерные особенности строения и образа жизни представителей подцарств; объяснять причины разнообразия водорослей, используя знания о движущих силах эволюции, устанавливать взаимосвязь особенностей строения водорослей с условиями их обитания. | Страница 30-31 | ||||
6нед. | Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли | Вводная беседа о задачах работы и особенностях ее организации. Изучение одноклеточных водорослей на основе наблюдений. Изучение многоклеточных водорослей на основе наблюдений. Фиксация результатов наблюдений. Итоговая беседа. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 1 «Изучение одноклеточных водорослей» Л. р. 2 « Изучение многоклеточных водорослей» | Устный опрос | Называть и распознавать представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей; описывать особенности их строения; отличать водоросли от высших водных растений; уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдения, делать выводы на их основе; соблюдать особенности работы в кабинете биологии. | Страница 30-31 | ||||
7 нед | Роль водорослей в водных экосистемах | Водоросли – составная часть планктона. Значение донных водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека. | Изучение и первичное закрепления знаний | Биологический диктант. Устный опрос. | Определять понятия по теме урока; обосновывать значение водорослей в природе и для человека, иллюстрируя примерами; устанавливать причины сокращения водорослей в природе; использовать различные источники информации. | Страница 32-33 | ||||
7нед. | Подцарство Высшие растения | Эволюция высших растений. Первые наземные растения – псилофиты. Общие черты строения высших растений. | Изучение и первичное закрепления знаний | Устный опрос | Называть события в эволюции высших растений; выявлять черты усложнения организации высших растений по сравнению с низшими; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь между условиями обитания и чертами строения высших растений, делать выводы на этой основе. | Страница 34-35 | ||||
8 нед | Отдел Моховидные | Общая характеристика отдела Моховидные. Разнообразие мхов – печеночные и листостебельные. Половое и бесполое поколения в цикле развития растений. Особенности размножения мхов. | Изучение и первичное закрепления знаний | Устный опрос | Определять понятия по теме урока; описывать особенности строения, цикл развития мхов на конкретном примере; устанавливать взаимосвязь между особенностями их строения, размножения и условиями обитания, делать на этой основе выводы; уметь преобразовывать текстовую информацию в графическую и наоборот, составлять схематичный рисунок жизненного цикла. | Страница 36-37 | ||||
8нед. | Изучение строения мха | Вводная беседа о задачах работы и особенностях ее организации. Изучение кукушкина льна и сфагнума на основе наблюдений. Фиксация результатов наблюдений. Сравнение строения водорослей и мхов. Итоговая беседа. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 3 « Строение мха кукушкин лен» | Устный опрос, лабораторная работа. | Выявлять особенности строения мхов, цикл развития на конкретном примере; формулировать выводы о чертах более высокой организации одной группы растений по сравнению с другой; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения мхов, условиями их обитания; наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. | Страница 36-37 | ||||
9 нед | Роль мхов в образовании болотных экосистем | Средообразующая роль мхов. Болота – удивительные фильтры. Как рождается торф. | Изучение и первичное закрепления знаний | Биологический диктант. Устный опрос. | Называть характерные особенности болотных экосистем; выявлять особенности сфагновых мхов; определять понятия по теме урока; оценивать роль сфагновых мхов в природе и деятельности человека; объяснять значение болотных экосистем в биосфере; использовать различные источники информации. | Страница 38-39 | ||||
9нед. | Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные | Общая характеристика папоротникообразных. Папоротниковидные – живые ископаемые. Особенности строения папоротников. Отдел Хвощевидные и Плауновидные. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 4 « Строение папоротника» | Устный опрос, лабораторная работа. | Называть представителей папоротникообразных, редкие виды плаунов; определять понятия по теме урока, изучаемых представителей на натуральных объектах, иллюстрированном материале; описывать особенности строения, цикл развития папоротников; делать выводы о более прогрессивном строении папоротников; фиксировать результаты наблюдений в виде схем, таблиц; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 40-41 | ||||
10 нед | Роль папоротников, хвощей и плаунов в образовании древних лесов | Древние вымершие папоротники. Образование и значение каменного угля. Разнообразие современных папоротников. Использование современных папоротников. | Изучение и первичное закрепления знаний | Биологический диктант. Устный опрос. | Называть виды папоротников, нуждающихся в охране, в том числе произрастающих на территории родного края; описывать роль древних вымерших папоротников в образовании каменного угля; обосновывать значение современных папоротников в лесных экосистемах и практической деятельности человека; использовать различные источники информации. | Страница 42-43 | ||||
10 нед. | Отдел Голосеменные | Появление в процессе эволюции семенного способа размножения растений. Преимущества семенного размножения. Общие черты строения голосеменных растений. Строение побегов хвойных растений. Особенности строения и размножения,голосеменных на примере сосны обыкновенной. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 5 « Строение побега хвойного растения» | Устный опрос, лабораторная работа. | Называть наиболее распространённые хвойные растения; описывать характерные особенности голосеменных на примере сосны обыкновенной; определять понятия по теме урока; выявлять общие черты семенных растений; объяснять преимущества семенного размножения, устанавливать взаимосвязь между строением хвои и уменьшением испарения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 44-45 | ||||
11 нед | Разнообразие хвойных | Строение мужских и женских шишек, семян. Хвойные растения как самая многочисленная группа современных голосеменных. Древние голосеменные – живые ископаемые. | Изучение и первичное закрепления знаний Л.р. 6 « Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной» | Устный опрос, лабораторная работа. | Называть представителей хвойных растений, виды, нуждающиеся в охране; давать определение понятия «древние голосеменные»; описывать цикл развития сосны обыкновенной; применять знания о строении и размножении голосеменных; наблюдать и фиксировать результаты наблюдений; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 46-47 | ||||
11нед. | Роль голосеменных в экосистеме тайги | Лесообразующая роль голосеменных растений. Основные лесообразующие породы и их значение в природе и жизни человека. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Рациональное использование и охрана лесов. | Изучение и первичное закрепления знаний | Биологический диктант. Устный опрос. | Определять понятия по теме урока; описывать основные приемы рационального природопользования; соблюдать правила поведения в лесу; оценивать значение тайги для сохранения целостности биосферы; прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для устойчивости таежных экосистем. | Страница 48-49 | ||||
12 нед | Отдел Покрытосеменные или Цветковые | Характерные черты покрытосеменных или цветковых растений, как наиболее высокоорганизованной и господствующей группы высших растений. Основные отличия голосеменных от покрытосеменных. Основные систематические группы покрытосеменных, охраняемые виды. Жизненные формы покрытосеменных, приспособленность к различным условиям обитания. Признаки однодольных и двудольных растений. Происхождение покрытосеменных. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 7 « Признаки однодольных и двудольных растений» | Устный опрос, лабораторная работа. | Называть представителей Покрытосеменные растения, их жизненные формы, виды находящиеся под охраной; ученых сделавших вклад в развитие систематики; выявлять черты приспособленности покрытосеменных к условиям обитания, черты более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; объяснять: название отдела, происхождение цветковых, используя знания о движущих силах эволюции; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения различных покрытосеменных растений и условиями среды их обитания; преобразовывать информацию, фиксируя результаты наблюдений в виде сравнительных таблиц; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 50-51 | ||||
12нед. | Класс Двудольные Семейство Крестоцветные | Класс Двудольные растения – самый многочисленный из покрытосеменных. Характерные особенности данного класса. Отличительные признаки семейства Крестоцветные. Значение крестоцветных в природе. Охраняемые виды семейства. Культурные растения семейства Крестоцветные. Определение растений семейства. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 8 « Признаки растений сем. Крестоцветные» П. р. 1 « Определение растений семейства Крестоцветные» | Устный опрос, лабораторная работа, практическая работа. | Называть охраняемые виды семейства; определять понятие «формула цветка»; распознавать однодольные, двудольные растения, растения семейства Крестоцветные на гербариях и иллюстрациях; описывать отличительные признаки растений классов Двудольные и Однодольные, семейства Крестоцветные; составлять формулу цветка; преобразовывать полученную в ходе наблюдений информацию, заполняя таблицы. | Страница 52-53 | ||||
13нед. | Семейство Бобовые | Отличительные признаки семейства Бобовые. Разнообразие, жизненные формы семейства. Роль бобовых в природе. Охраняемые виды семейства. Культурные растения семейства Бобовые. Определение растений семейства Бобовые. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 9 « Признаки растений сем. Бобовые» П. р. 2 « Определение растений семейства Бобовые » | Устный опрос, лабораторная работа, практическая работа. | Приводить примеры дикорастущих, культурных, декоративных и охраняемых растений семейства Бобовые; определять растения семейства Бобовые на гербариях и иллюстрациях; составлять формулу цветка; описывать отличительные признаки семейства; наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 54-55 | ||||
13нед. | Семейство Пасленовые | Отличительные признаки семейства Пасленовые. Разнообразие, жизненные формы растений семейства. Роль пасленовых в природе, охраняемые виды семейства. Культурные растения семейства Пасленовые. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 10 « Признаки растений сем. Пасленовые» | Устный опрос, лабораторная работа. | Приводить примеры дикорастущих, культурных, декоративных и охраняемых растений семейства Пасленовые; определять растения семейства Пасленовые на гербариях и иллюстрациях; описывать отличительные признаки семейства; составлять формулу цветка; наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 56-57 | ||||
14 нед | Класс Однодольные Семейство Лилейные | Отличительные признаки семейства Лилейные. Разнообразие, жизненные формы растений семейства. Роль лилейных в природе, охраняемые виды семейства. Культурные растения семейства Лилейные. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 11 « Признаки растений сем. Лилейные» П. р. 3 « Определение растений семейства Лилейные » | Устный опрос, лабораторная работа, практическая работа. | Приводить примеры дикорастущих, культурных, декоративных и охраняемых растений семейства Лилейные; определять растения семейства Лилейные на гербариях и иллюстрациях; описывать отличительные признаки семейства; составлять формулу цветка; наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 58-59 | ||||
14нед. | Семейство Злаки | Злаковые – основные кормильцы человечества. Отличительные признаки семейства. Разнообразие, жизненные формы растений семейства. Роль злаковых в природе, охраняемые виды семейства. Культурные растения семейства Злаковые. | Изучение и первичное закрепления знаний Л. р. 12 « Строение пшеницы» | Устный опрос, лабораторная работа. | Приводить примеры дикорастущих, культурных, декоративных и охраняемых растений семейства Злаковые; определять растения семейства Злаковые на гербариях и иллюстрациях; описывать отличительные признаки семейства; составлять формулу цветка; наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе; соблюдать правила поведения в кабинете биологии и правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 60-61 | ||||
15 нед | Выращивание овощных растений в теплице | Вводная беседа о задачах экскурсии, правилах поведения в теплицах, решение организационных задач. Групповая работа по выполнению плана экскурсии. Подведение итогов, формулирование выводов. Фиксация результатов наблюдения. | Экскурсия | Взаимо-контроль. | Обосновывать выращивание растений в закрытом грунте; сравнивать растения разных сортов; объяснять: устанавливать связь между особенностями строения и условиями обитания; работать в группе; уметь наблюдать, измерять и фиксировать результаты этих методов; соблюдать правила поведения в теплице. | Страница 62-63 | ||||
15нед. | Роль покрытосеменных в развитии земледелия | Основные направления земледелия. Понятие «сорт», «селекция». История развития земледелия. Хлеборобство – основная отрасль земледелия. Овощеводство как отрасль земледелия. | Изучение и первичное закрепления знаний | Биологический диктант. Устный опрос. | Называть основные культурные растения различных семейств; устанавливать основные отличительные особенноститвердых и мягких, озимых и яровых форм зерновых; определять понятия по теме урока; использовать различные ресурсов процессе подготовки и защиты учебных проектов. | Страница 62-63 | ||||
16 нед | Обобщающий урок | Царство Растения. Подцарство Настоящие водоросли, Багрянки. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли. Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные или Цветковые. | Урок обобщения и закрепления знаний. | Фронтальный опрос. | Определять и классифицировать представителей царства Растения, описывать их характерные особенности, роль растений в природе и для человека; объяснять: устанавливать взаимосвязь между биологическими особенностями и условиями обитания растений различных систематических групп; устанавливать филогенетические связи между отделами растений; делать выводы об эволюции растительного мира; использовать различные источники информации; работать в группе. | Страница 28-60 | ||||
Раздел 4: Животные - потребители органических веществ - 27 ч | ||||||||||
УУД Личностные:Формирование мотивации к изучению разнообразия животного мира нашей планеты, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения на основе использования различных источников информации. -Развитие личностных представлений о роли животных в экологических системах, их связи с миром растений и неживой природой. -Приобщение к ценностям и нормам экологической культуры, правилам поведения в природе, участию в экологической деятельности. -Соблюдение правил и норм личной гигиены в повседневной жизни с целью профилактики заражения паразитическими организмами. Регулятивные: Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата. Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности и уровня усвоения знаний, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности. -Умения оценивать и прогнозировать результат собственной деятельности, контроль и коррекция знаний. Осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. -Планирование последовательности своих действий. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения. Развитие наблюдательности, внимания, способности к самостоятельной познавательной деятельности на экскурсиях, лаб. занятиях, при выполнении проектов. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе. Коммуникативные: Умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий -Развитие речи при совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях и при выполнении проектов. -Акцентирование внимания на важности работы с тетрадью-тренажером и тетрадью – экзаменатором для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании. Познавательные:Применение понятий экологии, эволюционного учения, систематики при описании разнообразия царства Животные. -Наблюдение, описание, сравнение типов беспозвоночных животных, классов хордовых, формулирование выводов и обобщений об усложнении их организации в процессе эволюции. -Раскрытие роли представителей крупных таксонов в конкретных экосистемах, ценности разнообразия животных для устойчивого существования биосферы. -Применение знаний о разнообразии животных, развитии насекомых – вредителей культурных растений, экто и эндопаразитов человека и домашних животных в практических ситуациях повседневной жизни. | ||||||||||
16нед. | Царство Животные | Зоология – наука о животном мире. Методы изучения зоологии. Животные – потребители органического вещества. Характерные признаки животных. Происхождение и эволюция животных. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть основные систематические группы царства Животные, иллюстрировать их примерами; определять понятия по теме урока; выявлять отличительные черты животных; описывать виды симметрий многоклеточных животных, наиболее значимые события в эволюции животного мира; использовать различные источники информации. | Страница 66-67 | ||||
17 нед | Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы | Подцарство Одноклеточные – микроскопические животные. Характерные признаки. Деление простейших на группы. Тип Саркожгутиконосцы, характерные представители типа. Роль саркожгутиконосцев в экосистемах и жизни человека. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть и распознавать представителей типа Саркожгутиконосцы на таблицах, иллюстрациях; определять понятия по теме урока; выявлять характерные признаки типа Саркожгутиконосцы, обосновывать их роль в экосистемах и жизни человека. | Страница 68-69 | ||||
17 нед. | Тип Инфузории Тип Споровики | Тип Споровики: особенности строения, образа жизни, размножения, разнообразия представителей. Тип Инфузории – наиболее сложноорганизованные простейшие. Особенности строения, образа жизни, размножения инфузорий. Роль представителей типов Инфузории и Споровики в природе и жизни человека. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть и распознавать представителей типов Инфузории и Споровики на таблицах, иллюстрациях, фиксированных препаратах; выявлять и описывать характерные признаки простейших, их роль в экосистемах и жизни человека; сравнивать черты организации представителей изученных типов; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни на примере малярийного плазмодия. | Страница 68-71 | ||||
18 нед | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах | Характерные признаки подцарства Многоклеточные. Возникновение многоклеточности – важный этап в в эволюции живой природы. Происхождение многоклеточных животных. Систематические группы многоклеточных животных. Систематические группы многоклеточных животных. Особенности беспозвоночных животных, их разнообразие. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть и распознавать представителей, характерные особенности многоклеточных животных; определять понятия по теме урока; описывать основные признаки представителей изучаемого подцарства; раскрывать роль беспозвоночных в экосистемах; объяснять: делать выводы об усложнении живой природы в ходе эволюции. | Страница 72-73 | ||||
18 нед. | Тип Кишечнополостные | Общие сведения о кишечнополостных, среда обитания. Характерные признаки типа Кишечнополостные. Гидра – типичный представитель типа. Разнообразиекишечнополостных. Роль кишечнополостных в природе и жизни человека. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть и распознавать представителей типа Кишечнополостные на таблицах, иллюстрациях, фиксированных препаратах; выявлять и описывать характерные признаки кишечнополостных, их роль в экосистемах и жизни человека; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни на примере гидры. | Страница 74-75 | ||||
19 нед | Тип Плоские Черви | Характерные признаки типа Плоские Черви. Разнообразие плоских червей. Систематические группы типа. Особенности образа жизни, жизненный цикл ресничных червей. Особенности образа жизни, жизненный цикл сосальщиков. Особенности образа жизни, жизненный цикл ленточных червей. Роль плоских червей в экосистемах. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть и распознавать представителей типа Плоские Черви на таблицах и иллюстрациях; выявлять и описывать характерные признаки плоских червей, их роль в экосистемах и жизни человека; определять понятия по теме урока; описывать вклад ученых в развитии паразитологии; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания плоских червей; применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими плоскими червями. | Страница 76-77 | ||||
19 нед. | Тип Круглые Черви | Характерные признаки типа Круглые Черви. Нематода и аскарида – типичные представители круглых червей. Разнообразие круглых червей. Классификация типа. Значение круглых червей в экосистемах и жизни человека. Меры борьбы и профилактика заражения паразитическими круглыми червями. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть и распознавать представителей типа Круглые Черви на таблицах и иллюстрациях; выявлять и описывать характерные признаки высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими; понимать роль круглых червей в экосистемах и жизни человека; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания круглых червей; применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими круглыми червями. | Страница 80-81 | ||||
20 нед. | Тип Кольчатые Черви | Характерные признаки типа Кольчатые Черви. Разнообразие и основные систематические группы кольчецов. Класс Многощетинковые черви: основные признаки, образ жизни, типичные представители. Дождевой червь – типичный представитель класса Малощетинковые черви. Внешнее строение дождевого червя в связи с обитанием в почве. Класс Пиявки: основные признаки, образ жизни, типичные представители. Роль кольчатых червей в экосистемах и жизни человека. | Изучение и первичное закрепления знаний. Л. р. 13 « Внешнее строение дождевого червя» | Устный опрос, лабораторная работа. | Классифицировать и распознавать представителей типа Кольчатые Черви на таблицах и иллюстрациях; выявлять и описывать характерные признаки высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми; сравнивать представителей разных классов кольчатых червей; понимать роль кольчатых червей в экосистемах и жизни человека, обосновывать значение дождевых червей в почвообразовании; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания кольчатых червей; наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 82-85 | ||||
20 нед. | Тип Моллюски | Характерные признаки типа Моллюски. Прудовик обыкновенный – типичный представитель моллюсков. Особенности строения. Разнообразие моллюсков, их классификация. Характерные особенности представителей классов Брюхоногие, двустворчатые, Головоногие. Значение моллюсков в экосистемах и для человека. Усложнение организации моллюсков в сравнении с представителями типов червей. | Изучение и первичное закрепления знаний. Л. р. 14 « Строение раковины моллюска» | Устный опрос, лабораторная работа. | Классифицировать и распознавать представителей типа Моллюски на таблицах и иллюстрациях; выявлять и описывать характерные признаки высокой организации моллюсков по сравнению с кольчатыми червями; сравнивать представителей разных классов моллюсков; понимать роль моллюсков в экосистемах и жизни человека; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания моллюсков; наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 86-89 | ||||
21 нед. | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | Общая характеристика представителей типа Членистоногие. Разнообразие представителей типа, классификация. Основные представители классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые типа Членистоногие. Речной рак – типичный представитель класса Ракообразные: особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни. Разнообразие ракообразных, их значение в экосистеме и жизни человека. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть и распознавать представителей типа Членистоногие на таблицах и иллюстрациях; выявлять и описывать характерные признаки высокой организации членистоногих по сравнению с кольчатыми червями; сравнивать представителей разных классов членистоногих; понимать роль членистоногих в экосистемах и жизни человека; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания речного рака. | Страница 90-93 | ||||
21 нед. | Класс Паукообразные | Характерные признаки паукообразных. Места обитания представителей класса. Паук крестовик – типичный представитель паукообразных: особенности внешнего строения в связи со средой обитания, взаимосвязь строения и функций систем органов. Значение паукообразных в природе и жизни человека. Меры по профилактике клещевого энцефалита и болезни Лайма. Разнообразие паукообразных. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть и распознавать представителей класса Паукообразные на таблицах и иллюстрациях; обосновывать значение паукообразных в природе и для человека, меры по профилактике клещевого энцефалита и болезни Лайма; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания представителей класса. | Страница 94-95 | ||||
22 нед. | Тип Членистоногие. Класс Насекомые | Насекомые – самая многочисленная группа животных: общая характеристика, среды жизни. Особенности внешнего строения насекомых: отделы тела, разнообразие форм строения конечностей и ротовых аппаратов. Особенности внутреннего строения насекомых. | Изучение и первичное закрепления знаний. Л. р. 15 « Внешнее строение насекомого» | Устный опрос, лабораторная работа. | Называть и распознавать представителей класса Насекомые на таблицах и иллюстрациях; обосновывать значение насекомых в природе и для человека; определять понятия по теме урока; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания представителей класса; наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе в различных формах (таблицы, схемы и т.д.); соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием. | Страница 96-99 | ||||
22 нед. | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Размножение, развитие, разнообразие. | Типы развития насекомых. Основные отличия насекомых разных отрядов. Общественные насекомые. Значение насекомых в природе и жизни человека. Охрана насекомых. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть виды насекомых, нуждающиеся в охране; определять, сравнивать и классифицировать представителей класса Насекомые на таблицах и иллюстрациях; определять понятия по теме урока; выявлять и описывать характерные признаки высокой организации насекомых по сравнению с представителями других классов; описывать особенности размножения и развития насекомых, устанавливать различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением; объяснять: обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых; понимать роль насекомых в экосистемах и жизни человека; использовать различные источники информации. | Страница 96-99 | ||||
23 нед. | Тип Хордовые. Позвоночные животные | Характерные признаки хордовых животных. Разнообразие представителей, классификация типа Хордовые. Усложнения организации хордовых по сравнению с беспозвоночными животными. Ланцетник – представитель подтипа Бесчерепные. Общая характеристика подтипа Черепные, или Позвоночные. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Приводить примеры представителей подтипа Бесчерепные, Черепные типа Хордовые; определять понятия по теме урока; выявлять черты усложнения организации черепных хордовых по сравнению с бесчерепными; обосновывать выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных. | Страница 100-101 | ||||
23 нед. | Надкласс Рыбы | Рыбы – самые древние позвоночные животные. Общая характеристика. Характерные признаки представителей надкласса Рыбы. Внешнее строение рыбы в связи с обитанием в водной среде. Внутреннее строение рыбы. | Изучение и первичное закрепления знаний. Л. р. 16 « Внешнее и внутреннее строение рыбы» | Устный опрос, лабораторная работа. | Называть основные классы надкласса Рыбы, их представителей; определять и распознавать рыб на таблицах и иллюстрациях; определять понятия по теме урока; выявлять черты усложнения организации костных рыб по сравнению с ланцетником, черты приспособленности рыб к водной среде; обосновывать роль рыб в водных экосистемах. | Страница 102-103 | ||||
24 нед. | Класс Хрящевые рыбы | Характерные отличия представителей хрящевых рыб. Основные признаки и разнообразие представителей подкласса Пластиножаберные. Основные признаки и представители подкласса Цельноголовые, или Химеровые. Роль хрящевых рыб в экосистемах и жизни человека. Охрана хрящевых рыб. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть представителей класса Хрящевые рыбы, виды, нуждающиеся в охране; определять и распознавать представителей хрящевых рыб на таблицах и иллюстрациях; определять понятия по теме урока; выявлять черты приспособленности рыб к жизни в водной среде; понимать роль хрящевых рыб в водных экосистемах и жизни человека, необходимость их охраны. | Страница 104-105 | ||||
24 нед. | Класс Костные рыбы | Характерные признаки представителей костных рыб. Классификация костных рыб. Общая характеристика лопастеперых как древних костных рыб. Основные группы лопастеперых: двоякодышащие и кистеперые. Подкласс Лучеперые: систематические группы, образ жизни, основные представители. Значение рыб в природе и жизни человека. Охраняемые виды рыб. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть основные виды касса Костные рыбы; определять и распознавать представителей костных рыб на таблицах и иллюстрациях; определять понятия по теме урока; описывать основные признаки представителей класса; выявлять черты более высокой организации костных рыб по сравнению с хрящевыми; объяснять причины разнообразия рыб с позиции знаний о движущих силах эволюции; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни представителей разных систематических групп класса. | Страница 106-107 | ||||
25 нед. | Класс Земноводные или Амфибии | Характерные признаки класса Земноводные как позвоночных животных, ведущих наземно-водный образ жизни. Усложнение уровня организации земноводных по сравнению с рыбами. Особенности размножения и развития земноводных. Происхождение земноводных. Систематические группы земноводных, их представители. Значение земноводных в экосистемах и жизни человека. Охраняемые виды. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть охраняемые виды земноводных; определять, сравнивать и классифицировать представителей отрядов Земноводные на таблицах и иллюстрациях; определять понятия по теме урока; выявлять черты более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами; объяснять: устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания; понимать роль земноводных в экосистемах и жизни человека. | Страница 108-109 | ||||
25 нед. | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии | Пресмыкающиеся как настоящие наземные животные: общая характеристика, особенности строения, размножения и развития. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Разнообразие пресмыкающихся, их классификация. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охраняемые виды. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Приводить примеры, называть охраняемые виды класса Пресмыкающиеся; определять, сравнивать и классифицировать представителей отрядов Пресмыкающиеся на таблицах и иллюстрациях; определять понятия по теме урока; выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными; объяснять: устанавливать взаимосвязь строения и образом жизни класса. | Страница 112-115 | ||||
26 нед. | Класс Птицы | Птицы – покорители воздуха. Общая характеристика, среда обитания птиц. Основные систематические группы птиц. Особенности внешнего строения птиц: отделы тела, покров, конечности. Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом. Черты усложнения организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Происхождение птиц. Размножение и развитие птиц в связи с сезонами года. | Изучение и первичное закрепления знаний. Л. р. 17 « Внешнее строение птицы» | Устный опрос, лабораторная работа. | Приводить примеры, называть и распознавать представителей класса Птицына таблицах, иллюстрациях и в природе; определять понятия по теме урока; выявлять черты более высокой организации птиц по сравнению с пресмыкающихся; описывать особенности внешнего и внутреннего строения птиц; объяснять: устанавливать взаимосвязь строения птиц и способностью к полету. | Страница 116-117 | ||||
26 нед. | Птицы наземных и водных экосистем | Основные экологические группы птиц. Птицы леса и их характерные особенности. Птицы открытых пространств: особенности внешнего строения, образа жизни. Птицы водоемов и побережий. Значение птиц в экосистемах и жизни человека. Охраняемые виды птиц. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. Защита проектов. | Называть экологические группы птиц и их представителей, охраняемые виды; определять понятия по теме урока; описывать особенности строения и жизни птиц разных экологических групп птиц; Обосновывать необходимость охраны птиц; использовать различные источники информации для защиты проектов. | Страница 120-121 | ||||
27 нед. | Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности строения | Млекопитающие – цари природы. Общая характеристика класса. Разнообразие млекопитающих. Основные систематические категории млекопитающих, их представители. Характерные особенности внешнего строения млекопитающих. Особенности внутреннего строения млекопитающих. Черты усложнения организации млекопитающих по сравнению с птицами. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Письменный опрос. | Приводить примеры, называть и распознавать представителей класса Млекопитающиена таблицах, иллюстрациях и в природе; определять понятия по теме урока; выявлять черты более высокой организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающихся, находить сходство; описывать основные признаки млекопитающих; делать выводы об усложнении организации живого в процессе эволюции; объяснять причины высокого уровня обмена веществ и теплокровности млекопитающих. | Страница 122-125 | ||||
27 нед. | Особенности размножения и развития Млекопитающих | Особенности нервной системы млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных животных. Общая характеристика размножения и развития представителей подклассов млекопитающих. Характерные особенности размножения плацентарных животных. Происхождение млекопитающих. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Называть предковые формы млекопитающих; распознавать представителей класса Млекопитающиена таблицах, иллюстрациях и в природе; определять понятия по теме урока; описывать особенности строения нервной системы, размножения и развития млекопитающих; находить сходства и различия млекопитающих и представителей других классов; сравнивать особенности размножения представителей первозверей и зверей, сумчатых и плацентарных млекопитающих; обосновывать выводы о происхождении млекопитающих от древних зверозубых пресмыкающихся. | Страница 122-125 | ||||
28 нед. | Млекопитающие различных экосистем | Среды жизни и места обитания млекопитающих. Функции млекопитающих в природе. Млекопитающие леса. Открытых пространств. Млекопитающие водных систем. Звери – обитатели почвы. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. | Приводить примеры млекопитающих различных экосистем, редкие и исчезающие виды; определять понятия по теме урока; описывать особенности образа жизни млекопитающих различных экосистем; распознавать млекопитающих различных экосистем; распознавать представителей класса Млекопитающиена таблицах, иллюстрациях и в природе; объяснять: устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни зверей различных экосистем; обосновывать необходимость охраны редких млекопитающих и экосистем. | Страница 126-127 | ||||
28 нед. | Млекопитающие родного края | Вводная беседа о задачах экскурсии, решение организационных задач. Групповая работа по выполнению плана экскурсии. Подведение итогов, формулирование выводов. Фиксация результатов наблюдения | Экскурсия | Взаимо-контроль. | Называть млекопитающих разных экосистем родного края; давать определение понятия «приспособленность»; описывать черты приспособленности млекопитающих разных экологических групп; применять знания о факторах эволюции для объяснения приспособленности зверей к разным условиям жизни; обосновывать необходимость сохранения лесов как места обитания многих животных; фиксировать результаты наблюдения. | Страница 128-129 | ||||
29 нед. | Роль Птиц и Млекопитающих в жизни человека | История одомашнивания животных человеком.
| Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. Защита проектов. | Называть предков домашних птиц и млекопитающих, их основные породы; определять понятия по теме урока; оценивать значение птиц и млекопитающих для человека. | Страница 128-129 | ||||
29 нед. | Обобщающий урок | Животноводство, скотоводство, овцеводство, свиноводство, коневодство, звероводство, птицеводство. | Урок обобщения и закрепления знаний. | Фронтальный опрос. | Определять и классифицировать представителей животных разных типов и классов, выявлять их характерные особенности, описывать роль в природе и для человека; объяснять: устанавливать филогенетические связи между типами животных; обосновывать выводы об эволюции животного мира; использовать различные источники информации; преобразовывать информацию, заполняя таблицы, составляя схемы; испытывать психологический комфорт при работе в группе. | Страница 130 | ||||
Раздел 5: Бактерии, Грибы – разрушители органического вещества. Лишайники - 4 ч | ||||||||||
УУД Личностные:Дальнейшее формирование мотивации к обучению биологии на основе знакомства с разнообразием царств Бактерии и Грибы, разнообразием лишайников. - Развитие способности к самообразованию, осознанному построению индивидуальной траектории обучения на основе использования различных источников информации. -Развитие личностных представлений о роли бактерией, грибов, в биосфере как разрушителей органического вещества, значении лишайников. -Соблюдение правил сбора грибов, личной гигиены с целью профилактики инфекционных заболеваний бактериальной природы, микозов, отравления ядовитыми грибами. -Приобщение к ценностям и нормам эстетической и экологической культуры, правилам поведения в природе. Регулятивные: Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата. Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности и уровня усвоения знаний, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности. -Умения оценивать и прогнозировать результат собственной деятельности, контроль и коррекция знаний. Осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. -Планирование последовательности своих действий. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения. Развитие наблюдательности, внимания, способности к самостоятельной познавательной деятельности на экскурсиях, лаб. занятиях, при выполнении проектов. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе. Коммуникативные: Умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий -Развитие речи при совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях и при выполнении проектов. -Акцентирование внимания на важности работы с тетрадью-тренажером и тетрадью – экзаменатором для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании. Познавательные: Актуализация знаний предыдущих разделов о бактериях и грибах как разрушителей органического вещества. -Описывать –выделять существенные признаки бактерий, грибов, лишайников, сравнивать их, классифицировать бактерии(по способу питания, добычи энергии), грибы ( по способу питания, зависимости от субстратов), лишайники ( по внешнему виду их слоевища). -Объяснять разнообразие, бактерий, грибов и лишайников с позиции эволюционного учения, обосновывать их роль в экосистемах. - | ||||||||||
30 нед. | Царство Бактерии | Бактерии, нуклеотид, автотрофы, гетеротрофы, симбионты, паразиты, сапрофиты, аэробы, анаэробы. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос | Называть компоненты бактериальной клетки, формы бактерий, приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий-возбудителей заболеваний человека; определять понятия по теме урока;описывать характерные признаки бактерий; раскрывать значение бактерий в экосистемах и жизни человека; применять в повседневной жизни правила поведения личной гигиены с целью предупреждения бактериальных заболеваний. | Страница 132-133 | ||||
30 нед. | Царство Грибы | Сравнительная характеристика грибов, растений и животных. Разнообразие одноклеточных и многоклеточных грибов. Шляпочные грибы, их строение. Микориза как симбиоз мицелия с корнями высших растений. | Изучение и первичное закрепления знаний. Л. р. 18 « Строение тел шляпочных грибов» | Устный опрос, лабораторная работа. | Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных, шляпочных грибов; определять понятия по теме урока; описывать признаки грибов; сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных; объяснять средообразующую роль грибов в природе; устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания; соблюдать правила с лабораторным оборудованием. | Страница 134-137 | ||||
31 нед. | Роль грибов в природе и жизни человека | Разнообразие съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов. Отличительные особенности экологических групп грибов. Разнообразие грибов-паразитов, вред, наносимый ими человеку. Определение съедобных и ядовитых грибов. | Изучение и первичное закрепления знаний. П. р. 4 « Определение съедобных и ядовитых грибов» | Устный опрос, Практическая работа. | Называть распознавать и классифицировать съедобные, ядовитые, паразитические по натуральным объектам и иллюстрациям; определять понятия по теме урока; описывать признаки грибов различных экологических групп; оценивать роль грибов в экосистемах; осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении грибами. | Страница 134-135 | ||||
31 нед. | Лишайники | Лишайники как симбиотические организмы. Особенности размножения и роста лишайников. Разнообразие внешнего строения слоевища. Группы лишайников. Место обитания лишайников, их роль в экосистемах. Значение лишайников как индикаторов загрязнения среды. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос | Называть основные компоненты лишайника, иллюстрировать примерами группы лишайников; определять понятия по теме урока; распознавать накипные, листоватые, кустистые лишайники; описывать особенности строения, роста и размножения лишайников, условия их обитания; раскрывать их роль в экосистемах; использовать различные ресурсы для подготовки. | Страница 138-139 | ||||
Раздел 6: Биоразнообразие - 6 ч | ||||||||||
УУД Личностные:Развитие личностных представлений о ценности биоразнообразия и опасности его обеднения для устойчивости биосферы. -Приобщение к ценностям и нормам экологической культуры, правилам поведения в природе. -Личное участие в деятельности по изучению и сохранению видового разнообразия родного края. --Развитие способности к самообразованию, личному развитию на основе использования различных источников информации. Регулятивные: Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата. Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности и уровня усвоения знаний, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности. -Умения оценивать и прогнозировать результат собственной деятельности, контроль и коррекция знаний. Осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. -Планирование последовательности своих действий. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения. Развитие наблюдательности, внимания, способности к самостоятельной познавательной деятельности на экскурсиях, лаб. занятиях, при выполнении проектов. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе. Коммуникативные: Умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий -Развитие речи при совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях и при выполнении проектов. -Акцентирование внимания на важности работы с тетрадью-тренажером и тетрадью – экзаменатором для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании. Познавательные: Регулятивные: Умение планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата. Ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности и уровня усвоения знаний, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности. -Умения оценивать и прогнозировать результат собственной деятельности, контроль и коррекция знаний. Осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. -Планирование последовательности своих действий. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения. Развитие наблюдательности, внимания, способности к самостоятельной познавательной деятельности на экскурсиях, лаб. занятиях, при выполнении проектов. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, развитие способности выбирать целевые и ценностно-смысловые установки в действиях и поступках применительно к своему здоровью, живой природе. Коммуникативные: Умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий -Развитие речи при совместной деятельности на экскурсиях, лабораторных занятиях и при выполнении проектов. -Акцентирование внимания на важности работы с тетрадью-тренажером и тетрадью – экзаменатором для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании. | ||||||||||
32 нед. | Видовое разнообразие | Биологическое разнообразие, его составляющие. Видовое разнообразие – результат эволюции. Обеднение разнообразия видов по вине человека. Видовое разнообразие – условие устойчивости экосистем. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос | Называть виды растений и животных, исчезнувшие по вине человека; определять понятия по теме урока; оценивать значение видового разнообразия для поддержания устойчивости экосистемы; объяснять: устанавливать причины сокращения видового разнообразия в процессе эволюции и в результате деятельности человека; прогнозировать последствия сокращения видового разнообразия для целостности биосферы. | Страница 142-143 | ||||
32 нед. | Экосистемное разнообразие | Экосистемное разнообразие, причины его сокращения. Лесные и степные экосистемы: разнообразие, значение для жизни биосферы. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. Защита проектов. | Называть естественные и искусственные экосистемы; разные виды наземных экосистем; определять понятия по теме урока; описывать разнообразие лесных и степных экосистем; объяснять причины сокращения экосистем лесов и степей; прогнозировать последствия дальнейшего сокращения площадей естественных экосистем для биосферы. | Страница 144-145 | ||||
33 нед. | Пути сохранения биоразнообразия | Пути сохранения видового разнообразия. Заповедники – эталоны дикой природы, их роль в сохранении разнообразия видов и экосистем. Биосферные заповедники. | Изучение и первичное закрепления знаний. | Устный опрос. Защита проектов. | Называть некоторые редкие и исчезающие виды, включенные в федеральную и региональную Красные книги, наиболее известные заповедники на территории России и родного края; определять понятия по теме урока; определять виды, нуждающиеся в охране, на таблицах, иллюстрациях и в природе; оценивать значение Красных книги ООПТ; объяснять роль биосферных заповедников; прогнозировать последствия сокращения численности популяций редких видов. | Страница 148-149 | ||||
33 нед. | Разнообразие птиц леса родного края | Вводная беседа о задачах экскурсии, решение организационных задач. Групповая работа по выполнению плана экскурсии. Подведение итогов, формулирование выводов. Фиксация результатов наблюдения. | Экскурсия | Взаимо-контроль. | Называть и распознавать птиц, гнездящихся в дуплах, кронах деревьев, подлеске, на лесной подстилке; определять понятия по теме урока; описывать черты приспособленности птиц к жизни в разных ярусах леса; фиксировать результаты наблюдений; соблюдать правила поведения в природе. | Страница 144-145 | ||||
34 нед. | Итоговый контроль | Системная организация живой природы. Взаимоотношения организмов в сообществе. Эволюционное учение. История развития живой природы. Классификация живых организмов. Основные систематические группы. Средообразующая роль растений, животных, грибов, лишайников и бактерий различных экологических групп. Значение растений, животных, грибов, лишайников и бактерий различных экологических групп в природе и жизни человека. Значение сохранения разнообразия планеты для устойчивости биосферы. Пути сохранения биоразнообразия планеты. | Контроль знаний. | Письменный опрос | Применять знания и умения в различных ситуациях. | Проверочные работы / тетрадь тренажер | ||||
34 нед. | Заключительный урок | Подведение итогов изучения курса биологии. | Урок обобщения и подведения итогов. | Устный опрос | Определять и классифицировать растения, животных, грибы, лишайники и бактерии различных экологических групп; распознавать млекопитающих различных экосистем; распознавать представителей живой природы на таблицах, иллюстрациях и в природе. | Задание на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...