Открытый урок "Химический состав растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Сидорчик Анастасия Васильевна

Открытый урок по  биологии в 6-ом класса по теме "Химический состав растений" представлен в виде лабораторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_himicheskiy_sostav_rasteniy_6_klass.odt40.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ

«ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ РАСТЕНИЙ»

Учитель химии и биологии Сидорчик Анастасия Васильевна

1.  Цель урока: познакомить учащихся с химическим составом растений, продолжить формирование умений выполнять лабораторные работы и делать выводы на основании полученных результатов.

2. Содержание учебного материала:

Опорные понятия: растения, стебель, листья, побеги

Оборудование на столе учителя и на столах учащихся: спиртовка, держатель, пробирка с листьями   растений, металлическая пластинка, спички, стаканы с водой, марлевые салфетки, комочки теста, раствор йода, пипетки, листочки бумаги, семянки подсолнечника, ломтики картофеля;  карточки для учащихся; мультимедийные слайдовые презентации  в программе «Power Point».

Методы: словесный, наглядный, практический

Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации, групповая интеллектуальная деятельность.

Формы организации: групповая, коллективная, самостоятельная.

Технологии: здоровьесберегающего обучения, интерактивные технологии, обучение в сотрудничестве.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • - представление о различных группах химических соединений, входящих в состав зеленых растений;

- умение объяснять роль растений в природе и жизни человека;

- умение приводить примеры органических и неорганических веществ, входящих в состав растений.

Личностные результаты:

- осознание бережного отношения к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Метапредметные  результаты:

- наличие познавательных интересов;

  • - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, работать с лабораторным оборудованием, учебником и дидактическими материалами;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;

- умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент).

Коммуникативные УУД:

-высказывание и обоснование своей точки зрения;

-умение слышать других и вступать в диалог.


                                      Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. I. Организационный момент (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок  биологии. Проверьте свою готовность. Запишите  число, классная  работа.

II. Введение в раздел  

(5 мин.)

Постановка цели и проблемы урок

- Мы с вами уже познакомились с органами растений. И давайте вспомним из каких органов состоят растения.

- Для того чтоб закремить материал, я вам предлогаю разгодать кросворд.

- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. В новой теме мы с вами рассмотрим основные процессы жизнедеятельности, которые протекают в растениях, но прежде необходимо узнать, из каких веществ состоят растения, т.е. установить химический состав растений. Это и будет целью нашего урока сегодня. На уроке выполним лабораторную работу, после чего вы сами придёте к выводу о составе растений.

Ученики дают ответы.

Ученики разгадывают кросворд

III. Изучение нового материала ( 20-25 мин)

Совместное «открытие» знаний

- Какие органические и минеральные вещества входят в состав растений, установим опытным путём. Но для начала познакомимся с техникой безопасности (приложение 1).  

- Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов, затем самостоятельно проделать эти опыты, по ходу выполнения работы, заполнять таблицу (приложение 2) и схему (приложение 3) и делать соответствующие выводы

Учащиеся наблюдают за демонстрацией опытов, повторяют их самостоятельно, работая в паре, и заполняют таблицу.  Высказывают своё мнение.

Опыт 1: Лист растения помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

  • Что вы наблюдаете?
  • А как вы думаете, откуда она взялась?
  • Какой мы можем сделать вывод?

- На стенках пробирки появились капельки воды.

- Она была в листе (из листа).

- В листьях (в растениях) содержится вода.

Опыт 2: Нагревание кусочек растения на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, кусочек растения обугливается. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

  • Какой вывод мы можем сделать?

-В состав растений входят минеральные вещества.

-Для проведения этого опыта я приготовила муку.

  • Из чего делают муку?
  • Значит,всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.

Опыт 3: Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)). Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

  • Делаем вывод: в состав растений входит белок
  • Из зерна пшеницы.

- Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

Опыт 4: Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

  • Что мы наблюдаем?
  • Йод является индикатором крахмала.

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

- Вода посинела

Опыт 5: Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода.

  • Что происходит?

- Картофель тоже синеет.

Опыт 6: У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

  • Что вы обнаружили?
  • Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.
  • Делаем вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

- Масляное пятно

  • Подведём итог: Вещества, входящте в состав растений, деляться на органические и неоргганические. В состав растений входят вода, минеральные вещества и органические (белки, кразмал, жиры и тд.).
  • Вы заполнили схему и обратили внимание, что один квадратик пустой. Что же там должно быть?  На этот вопрос нам поможет ответить ребус.

Ученики  дают ответы и заполняют схему.

Ученики разгадывают ребус.

- Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений?

Ученики дают ответы (чтобы грамотно их  использовать в быту, в промышленном производстве)

Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ. Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты.

Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста. Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %.

Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах. Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств, а также используют для изготовления олиф, лаков, красок.

- Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ  на вопрос в тексте параграфа 32, на стр. 155 (143), второй абзац.

- Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.

Ученики дают ответы

(2 мин)

Физ. минутка (здоровьесберегающие технологии)

IV. Звкремпление изученного материала

  • Мы с вами изучили химический состав растений. И для закремления полученных знаний, дадим ответы на пропросы теста.
  • Давайте проверим ваши ответы.

Ученики самостоятельно отвечают на вопросы.

V. Домашнее задание

 (1 мин)

Прочитать § 32, ответить на вопросы к нему.Подготовить сообщения о растениях, из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства. ( дополнительное задание на выбор учащегося.)

VI. Итог урока. Рефлексия.

 (4 мин)

- Что удивило вас сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

- Где сможете применить свои знания?

- У кого что-то не получилось?

- Оцените свое участие в работе.

Ученики дают ответы и ставят себе оценки за работу на уроке.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Ученки не загромождает проходы портфелями и сумками.
2. Выполняйте только ту работу, которую поручил учитель.
3. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите его, накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки после её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну спиртовку от другой - всё это угрожает пожаром.
4. Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок,. Брать предметы  за края легко во избежание порезов пальцев. В случае если она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте их щёточкой в предназначенный для этого совок.

5. При нагревании пробирки, держать её необходимо отверстием от себя, закрепив пробирку в зажиме.

6. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

Таблица 1.

Что брали?

Что делали?

Что наблюдали?

1

2

3

4

5

6

Схема 1

ВЕЩЕСТВА РАСТЕНИЙ

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ

ОРГАНИЧЕСКИЕ

Кросворд

Погоризонтали:

1.Лист, который имеет одну листовую пластину.

3. Одна из функций стебля.

4.Нижняя часть растений.

5. Пластинка, которая крепиться к стеблю с помощью черешка.

6. Орган растений на котором располагаются почки, побеги, цветы, плоды.

7. Орган, с помощью которого растения удерживаются в почве.

8. Лист у которого нет черешка.

9. Корневая система с хорошо развитым корнем.

По вертикали:

2. Биологическое царство, одно из самых многочисленных на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химический состав растений

В презентации дана классификация веществ, содержащихся в растениях;  сравнение содержания веществ в растениях; группы растений и использование веществ, создаваемых растениями человеком...

Химический состав растений.

АНОТАЦИЯ Урок "Химический состав растений" разработан для 6 класса. УМК Пасечника В.В. В ходе урока учащиеся изучают химический состав растений и выявляют практическое примененияе растительных веществ...

Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"

Урок биологии в 6 классе с демонстрацией опытов, доказывающих состав растений...

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе "Употребление наклонения" "Химический состав растений"

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе " Употребление наклонения" " Химический состав растений"Учитель русског языка : Винокурова Н.М.Учитель биологии : Журавлева Л.В....

Презентация "Химический состав растений"

Презентация к уроку биологии в 6 классе "Химический состав растений"...

Химический состав растений

Класс: 6Предмет: биология Тема урока: Химический состав растений.На уроке будет проводиться лабораторная работа по теме «Химический сос...