Открытый урок "Химический состав растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Открытый урок по биологии в 6-ом класса по теме "Химический состав растений" представлен в виде лабораторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_himicheskiy_sostav_rasteniy_6_klass.odt | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ
«ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ РАСТЕНИЙ»
Учитель химии и биологии Сидорчик Анастасия Васильевна
1. Цель урока: познакомить учащихся с химическим составом растений, продолжить формирование умений выполнять лабораторные работы и делать выводы на основании полученных результатов.
2. Содержание учебного материала:
Опорные понятия: растения, стебель, листья, побеги
Оборудование на столе учителя и на столах учащихся: спиртовка, держатель, пробирка с листьями растений, металлическая пластинка, спички, стаканы с водой, марлевые салфетки, комочки теста, раствор йода, пипетки, листочки бумаги, семянки подсолнечника, ломтики картофеля; карточки для учащихся; мультимедийные слайдовые презентации в программе «Power Point».
Методы: словесный, наглядный, практический
Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации, групповая интеллектуальная деятельность.
Формы организации: групповая, коллективная, самостоятельная.
Технологии: здоровьесберегающего обучения, интерактивные технологии, обучение в сотрудничестве.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
- - представление о различных группах химических соединений, входящих в состав зеленых растений;
- умение объяснять роль растений в природе и жизни человека;
- умение приводить примеры органических и неорганических веществ, входящих в состав растений.
Личностные результаты:
- осознание бережного отношения к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
Метапредметные результаты:
- наличие познавательных интересов;
- - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, работать с лабораторным оборудованием, учебником и дидактическими материалами;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;
- умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент).
Коммуникативные УУД:
-высказывание и обоснование своей точки зрения;
-умение слышать других и вступать в диалог.
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок биологии. Проверьте свою готовность. Запишите число, классная работа. | ||
II. Введение в раздел (5 мин.) | Постановка цели и проблемы урок - Мы с вами уже познакомились с органами растений. И давайте вспомним из каких органов состоят растения. - Для того чтоб закремить материал, я вам предлогаю разгодать кросворд. - Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. В новой теме мы с вами рассмотрим основные процессы жизнедеятельности, которые протекают в растениях, но прежде необходимо узнать, из каких веществ состоят растения, т.е. установить химический состав растений. Это и будет целью нашего урока сегодня. На уроке выполним лабораторную работу, после чего вы сами придёте к выводу о составе растений. | Ученики дают ответы. Ученики разгадывают кросворд | |
III. Изучение нового материала ( 20-25 мин) | Совместное «открытие» знаний | ||
- Какие органические и минеральные вещества входят в состав растений, установим опытным путём. Но для начала познакомимся с техникой безопасности (приложение 1). - Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов, затем самостоятельно проделать эти опыты, по ходу выполнения работы, заполнять таблицу (приложение 2) и схему (приложение 3) и делать соответствующие выводы | Учащиеся наблюдают за демонстрацией опытов, повторяют их самостоятельно, работая в паре, и заполняют таблицу. Высказывают своё мнение. | ||
Опыт 1: Лист растения помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.
| - На стенках пробирки появились капельки воды. - Она была в листе (из листа). - В листьях (в растениях) содержится вода. | ||
Опыт 2: Нагревание кусочек растения на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, кусочек растения обугливается. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
| -В состав растений входят минеральные вещества. | ||
-Для проведения этого опыта я приготовила муку.
Опыт 3: Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)). Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
|
| ||
- Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество. Опыт 4: Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.
Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества. | - Вода посинела | ||
Опыт 5: Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода.
| - Картофель тоже синеет. | ||
Опыт 6: У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.
| - Масляное пятно | ||
| Ученики дают ответы и заполняют схему. Ученики разгадывают ребус. | ||
- Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений? | Ученики дают ответы (чтобы грамотно их использовать в быту, в промышленном производстве) | ||
Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ. Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты. Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста. Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %. Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах. Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств, а также используют для изготовления олиф, лаков, красок. | |||
- Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа 32, на стр. 155 (143), второй абзац. - Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155. | Ученики дают ответы | ||
(2 мин) | Физ. минутка (здоровьесберегающие технологии) | ||
IV. Звкремпление изученного материала |
| Ученики самостоятельно отвечают на вопросы. | |
V. Домашнее задание (1 мин) | Прочитать § 32, ответить на вопросы к нему.Подготовить сообщения о растениях, из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства. ( дополнительное задание на выбор учащегося.) | ||
VI. Итог урока. Рефлексия. (4 мин) | - Что удивило вас сегодня на уроке? - Что нового вы узнали? - Чему научились? - Где сможете применить свои знания? - У кого что-то не получилось? - Оцените свое участие в работе. | Ученики дают ответы и ставят себе оценки за работу на уроке. |
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
1. Ученки не загромождает проходы портфелями и сумками.
2. Выполняйте только ту работу, которую поручил учитель.
3. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите его, накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки после её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну спиртовку от другой - всё это угрожает пожаром.
4. Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок,. Брать предметы за края легко во избежание порезов пальцев. В случае если она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте их щёточкой в предназначенный для этого совок.
5. При нагревании пробирки, держать её необходимо отверстием от себя, закрепив пробирку в зажиме.
6. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
Таблица 1.
№ | Что брали? | Что делали? | Что наблюдали? |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
Схема 1
ВЕЩЕСТВА РАСТЕНИЙ | ||||||
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ | ОРГАНИЧЕСКИЕ | |||||
Кросворд
Погоризонтали:
1.Лист, который имеет одну листовую пластину.
3. Одна из функций стебля.
4.Нижняя часть растений.
5. Пластинка, которая крепиться к стеблю с помощью черешка.
6. Орган растений на котором располагаются почки, побеги, цветы, плоды.
7. Орган, с помощью которого растения удерживаются в почве.
8. Лист у которого нет черешка.
9. Корневая система с хорошо развитым корнем.
По вертикали:
2. Биологическое царство, одно из самых многочисленных на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химический состав растений
В презентации дана классификация веществ, содержащихся в растениях; сравнение содержания веществ в растениях; группы растений и использование веществ, создаваемых растениями человеком...
Химический состав растений.
АНОТАЦИЯ Урок "Химический состав растений" разработан для 6 класса. УМК Пасечника В.В. В ходе урока учащиеся изучают химический состав растений и выявляют практическое примененияе растительных веществ...
Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"
Урок биологии в 6 классе с демонстрацией опытов, доказывающих состав растений...
Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе "Употребление наклонения" "Химический состав растений"
Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе " Употребление наклонения" " Химический состав растений"Учитель русског языка : Винокурова Н.М.Учитель биологии : Журавлева Л.В....
Презентация "Химический состав растений"
Презентация к уроку биологии в 6 классе "Химический состав растений"...
план-конспект урока "Химический состав растений"
урок-исследование...
Химический состав растений
Класс: 6Предмет: биология Тема урока: Химический состав растений.На уроке будет проводиться лабораторная работа по теме «Химический сос...