Химический состав растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Класс: 6

Предмет: биология

Тема урока: Химический состав растений.

На уроке будет проводиться лабораторная работа по теме «Химический состав растений». Ребята продолжать формирование умений выполнять лабораторные работы и самостоятельно делать выводы на основании полученных результатов. На уроке будут рассмотрены основные процессы жизнедеятельности, которые протекают в растениях. Так же  ребята узнают, из каких веществ состоят растения, т. е. лабораторным путем  установят химический состав растений. Так же в конспекте присутствуют задания для самостоятельной работы с учебником и закрепления изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Химический состав растений53 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Учитель: Данилова Дарья Сергеевна, учитель биологии

Предмет: биология

Тема урока: Химический состав растений.

Цель урока: познакомить учащихся с химическим составом растений, продолжить формирование умений выполнять лабораторные работы и делать выводы на основании полученных результатов.

Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала

Оборудование: на столе учителя: спиртовка, держатель, пробирка с листьями   растений, металлическая пластинка, спички;      

                            на столах учащихся: стаканы с водой, марлевые салфетки, комочки теста, раствор йода, пипетки, листочки бумаги, семянки подсолнечника, ломтики картофеля.                                                                                                                            

Этапы урока:

I. Организационный.

          1. Приветствие.

          2. Проверка готовности к учебному занятию.

II. Постановка темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. Мы с     вами уже знаем, как устроены растения. В новой теме мы с вами рассмотрим основные процессы жизнедеятельности, которые протекают в растениях, но прежде необходимо узнать, из каких веществ состоят растения, т.е. установить химический состав растений.

                Это и будет целью нашего урока сегодня. На уроке выполним лабораторную работу, после чего вы сами придёте к выводу о составе растений.

III. Изучение нового материала.

Вспомните. В курсе природоведения вы говорили о телах природы.

Вопросы:

  1. Из чего состоят все тела природы?
  2. Какие вещества различают?
  3. Какие вещества называют неорганическими (минеральными)?
  4. Какие вещества называют органическими?
  5. Растения  - это тела какой природы?

          Вывод: растения –  тела живой природы, значит они тоже состоят из

                       органических и минеральных  веществ.

        Учитель: Какие органические и минеральные вещества входят в

                          состав   растений, установим опытным путём.

          Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу и делать соответствующие выводы:

п/п

Что брали

Что делал

Что наблюдал

1.

Лист растения в пробирке

Нагревали на огне

На стенках пробирки появилась вода.

2.

Кусочек растения в тигле

Нагревали на огне

Кусочек растения обуглился, осталась зола.

3.

Тесто в марле

Промывали в стакане с водой.

Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.

4.

Стакан с мутной водой

Срез клубня

Капнули йод

Капнули йод

Вода посинела

Клубень на срезе посинел

5.

Семянка подсолнечника

Раздавили на белом листе бумаги

Жирное пятно

Демонстрация опыта № 1

          Лист растения помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в листе (из листа)

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся формируют вывод: В листьях (в растениях) содержится вода.

          Какие ещё вещества содержатся в растениях?

Демонстрация опыта № 2

          Нагревание кусочек растения на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, кусочек растения обугливается. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В состав растений входят минеральные вещества.

Демонстрация опыта № 3

          Для проведения этого опыта я приготовила муку.

Вопрос: Из чего делают муку?

Ответ: из зерён пшеницы.

- Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.

          Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

          Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

Делаем вывод: в состав растений входит белок.

Проведение учащимися опыта № 4

          Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

          Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Ответ: вода посинела.

Йод является индикатором крахмала.

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

          Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

Проведение учащимися опыта № 5

          У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

          Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

          Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

          - Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ  на вопрос в тексте параграфа 32, на стр. 155, второй абзац.

          В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

          Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

          Содержание минеральных веществ:

- в семенах – 3 %

- в корнях и стеблях – 5 %

- в листьях – 10-15 %

Остальное приходится на органические вещества.

Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

Ответ: органических.

Вопрос: В каких семенах больше воды?

Ответ: у зерновок пшеницы

Вопрос: А минеральных веществ?

Ответ: у семянок подсолнечника.

Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.  

          Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:

Семена

Углеводы

Жиры

Белки

Пшеница

69 %

2 %

13 %

Подсолнечник

16 %

44 %

26 %

          Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие.

Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:

        Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

        Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя

        Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.

IV. Закрепление изученного материала.

          Выполнение задания № 1,2 в учебнике на стр. 156.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. § 32 читать, выполнить задание № 3 на стр. 157.

VII. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химический состав растений

В презентации дана классификация веществ, содержащихся в растениях;  сравнение содержания веществ в растениях; группы растений и использование веществ, создаваемых растениями человеком...

Химический состав растений.

АНОТАЦИЯ Урок "Химический состав растений" разработан для 6 класса. УМК Пасечника В.В. В ходе урока учащиеся изучают химический состав растений и выявляют практическое примененияе растительных веществ...

Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"

Урок биологии в 6 классе с демонстрацией опытов, доказывающих состав растений...

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе "Употребление наклонения" "Химический состав растений"

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе " Употребление наклонения" " Химический состав растений"Учитель русског языка : Винокурова Н.М.Учитель биологии : Журавлева Л.В....

Презентация "Химический состав растений"

Презентация к уроку биологии в 6 классе "Химический состав растений"...

Урок Химический состав растений

Разработка урока по биологии для 6 класса, составленная по учебнику: «Бактерии. Грибы. Растения. Биология. 6 класс», автор В.В. Пасечник.Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреп...