Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Урок биологии в 6 классе с демонстрацией опытов, доказывающих состав растений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskiy_sostav_rasteniy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Химический состав растений
Цели урока:
- изучить химический состав растений на основе изучения состава семян;
- выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семенах;
-
Оборудование: стакан с водой, пробирка, марлевые салфетки, йод, спиртовка, семена пшеницы, подсолнечника, мука, белая бумага, клубни картофеля.
Ход урока:
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
2. Проверка подготовленности к учебному занятию.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
1. Сообщение темы урока: «Химический состав растений» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
2. Формулировка целей урока: цель нашего урока не просто узнать какие вещества входят в состав растений, но и доказать это опытным путём.
Полученные знания на уроке пригодятся вам при использовании веществ, входящих в состав растений, а также использовать растения по своему назначению.
III. Изучение нового материала.
Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров и углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.
Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу:
№ п/п | Что брали | Что делали | Что получили |
1. | Пшеница в пробирке | Нагревали на огне | На стенках пробирки появилась вода. |
2. | Семена в тигле | Нагревали на огне | Семена обуглились, осталась зола. |
3. | Тесто в марле | Промывали в стакане с водой. | Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса. |
4. | Стакан с мутной водой Срез клубня | Капнули йод Капнули йод | Вода посинела Клубень на срезе посинел |
5. | Семянка подсолнечника | Раздавили на белом листе бумаги | Жирное пятно |
Демонстрация опыта № 1
Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.
Вопрос: Что вы наблюдаете?
Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.
Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?
Ответ: Она была в семенах (из семян)
Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?
Учащиеся формируют вывод: В семенах содержится вода.
Какие ещё вещества содержатся в семенах?
Демонстрация опыта № 2
Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: В состав растений входят минеральные вещества.
Демонстрация опыта № 3
Для проведения этого опыта я приготовила муку.
Вопрос: Из чего делают муку?
Ответ: из зерён пшеницы.
- Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.
(приглашаю ученика для поведения опыта)
Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).
Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
Делаем вывод: в состав растений входит белок.
Демонстрация опыта № 4
Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.
(приглашаю ученика для проведения опыта)
Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.
Вопрос: что мы наблюдаем?
Ответ: вода посинела.
Йод является индикатором крахмала.
Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.
Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.
Проведение учащимися опыта № 5
У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.
Вопрос: Что вы обнаружили?
Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).
Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.
Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.
Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
- Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа 32, на стр. 155, второй абзац.
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.
Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.
Содержание минеральных веществ:
- в семенах – 3 %
- в корнях и стеблях – 5 %
- в листьях – 10-15 %
Остальное приходится на органические вещества.
Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.
Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?
Ответ: органических.
Вопрос: В каких семенах больше воды?
Ответ: у зерновок пшеницы
Вопрос: А минеральных веществ?
Ответ: у семянок подсолнечника.
Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.
Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:
Семена | Углеводы | Жиры | Белки |
Пшеница | 69 % | 2 % | 13 % |
Подсолнечник | 16 % | 44 % | 26 % |
Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:
Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение задания № 102 в рабочей тетради.
Проверка заполнения таблицы.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание. § 32, задание № 3 на стр. 157, повторить § 20 (зоны корня)
VII. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии на тму: "Состав крови"
Данный урок для 9 класса коррециооной школы 8 вида....
Мультимедийная презентация к уроку биологии 6 класса "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок",
Мультимедийная презентация по теме "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок", где рассматриваются особенности строения данного органа и предусмотрена проверка знаний...
К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без корней
Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "Организм растения, как единое целое"...
К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без стеблей?
Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "ОРганизм растения,как единое целое"...
К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без листьев
Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме "Организм растения, как единое целое"...
К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без цветков
Материал к открытому уроки биологии для учащихся 6 класса по теме "Организм растения, как единое целое"...
Технологическая карта урока биологии на тему "Состав крови"
Данная методическая разработка будет полезна учителям биологии в подготовке к уроку для 8 класса по теме "Состав крови"....