Конспект урока по теме "Ткани"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Хлобыстова Карина Александровна

Представленный урок- урок изучения нового материала, четвертый  в разделе «Клеточное строение организма растения».  Особенностью представленного урока является включение метапредметного содержания на этапах актуализации и проблематизации, с целью определения  многозначности понятия «ткань» с учетом жизненного опыта учащихся. Другой особенностью является  активное использование ЭОР для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tkani.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-сценарий урока

  1. ФИО: Хлобыстова Карина Александровна
  2. Место работы:  МБОУ «СОШ № 43 г. Владимира»
  3. Квалификационная категория - высшая
  4. Предмет: биология
  5. УМК по биологическому образованию для основной школы, разработанный под руководством Пасечника В.В.
  6. Учебник  Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. : учеб. для общебразовательных, учреждений /  В.В. Пасечник. – 11-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2010. – 304 с. : ил.  
  7. Тема урока:  «Ткани»
  8. Класс: 6

Пояснительная записка

Представленный урок- урок изучения нового материала, четвертый  в разделе «Клеточное строение организма растения».  Особенностью представленного урока является включение метапредметного содержания на этапах актуализации и проблематизации, с целью определения  многозначности понятия «ткань» с учетом жизненного опыта учащихся. Другой особенностью является  активное использование ЭОР для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Технологическая карта урока

Тема урока

«Ткани»

Цель урока

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

Задачи урока

задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- развитие умения работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- объяснять сущность понятия «Ткань»

- сформировать представление о  видах тканей растений, характеризовать особенности их строения в связи с выполняемыми функциями

Оборудование  

Лоскуты тканей из натуральных материалов, компьютерный класс с мультимедийным проектором, экраном и выходом в Интернет

Этапы урока

ЭОР, используемые на уроке

Деятельность

УУД

учителя

ученика

Мотивационно - ориентировочный блок

Этап актуализации

Организует  деятельность учащихся по подготовке к изучению нового материала. Организует беседу по вопросам

- какие ассоциации возникают когда вы слышите слово ткань?

- что такое ткань?

Актуализация  необходимых знаний

Построение ассоциаций к понятию «Ткань»

(прием колесо ассоциаций технологии РКМЧП)

Личностные – формирование мотива учебной деятельности на урок.

Коммуникативные -умение  грамотно выражать свои мысли

Этап проблематизации

 Электронный модуль

«Натуральные текстильные волокна» http://fcior.edu.ru/card/21152/naturalnye-tekstilnye-volokna.html (см.приложение № 1)

схема «Ткани», схема «Ткани из натуральных волокон»

Демонстрирует схемы на доске, образцы натуральных тканей

-какие существуют виды тканей?

- из чего состоит ткань? (волокна)

- почему ткани разные?

-одежду из какой ткани вы использовали бы в жаркую погоду?

- в морозную погоду? почему?

- а что вы знаете о тканях растительного организма?

1.Рассматривают образцы натуральных  тканей (шерсть, хлопок, лен,  шелк), отделяют волокна.

2.Составляют схему свойства тканей (Задание 1 электронного модуля)

Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог

Познавательные - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные.

- выбор оснований для сравнения

Регулятивные-  умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их

Этап целеполагания

Совместно с учащимися формулирует задачи урока

Предлагают формулировки задач урока

- определить из чего состоят ткани растений

- выяснить какие существуют виды тканей

-  определить какое значение они имеют для растений

Коммуникативные - умение  грамотно выражать свои мысли

Познавательные – самостоятельное формулирование познавательных задач

Организационно-оценочный блок

Этап моделирования

 Теоретический модуль «Разнообразие тканей растений

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf 

Организует работу по изучению нового материала с помощью ЭОР

Просматривают  модуль

Фиксируют в тетради определение понятия «Ткань»

Заполняют 1 колонку таблицы (см. приложение  №2)

Познавательные – умения выделять необходимую информацию,

структурировать знания

Этап конструирования

Организует индивидуальную работу учащихся с материалами учебника (текст, рисунки)

Организует работу в малых группах (предварительное обсуждение результатов заполнения таблицы)

Анализ результатов выполнения учащимися задания

Индивидуальная работа с  учебником (см. приложение №1), работа в малых группах (обсуждение результатов заполнения таблицы)

Личностные – осознание индивидуальной ответственности за коллективный продукт

Коммуникативные - совершенствование навыков работы в группе, умение осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками

-владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации в тексте

Регулятивные - работа по алгоритму, ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности (работа с таблицей)

Этап презентации

Контрольный модуль «Разнообразие тканей растений

http://fcior.edu.ru/card/14562/raznoobrazie-tkaney-rasteniy.html 

 Анализ результатов выполнения учащимися задания

Выполняют задание № 2   контрольного модуля (фронтальная письменная  работа с последующей устной проверкой и внесение коррективы в выполненное задание)

Регулятивные -овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Рефлексия.

Формулирование выводов урока

Формулирует выводы совместно с учениками

Раздает задания этапа рефлексии (лист с вопросами)

  1. До начала урока я не знал…
  2.  На уроке я узнал и научился ..
  3.  Хочу еще узнать и научиться .

Фиксируют выводы

Определяют уровень усвоения темы.

Личностные – умение осознавать собственные достижения в процессе учения Коммуникативные умение грамотно выражать свои мысли

Познавательные – умение соотносить цель и результат

Регулятивные – осознание учащимся,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Домашнее задание

Знакомит учащихся с заданием:

-изучить материал & «Ткани»

 -задание «Посмотри вокруг себя»

 (приведи  3 примера растений и их органов, в которых наиболее явно представлен тот или иной вид ткани  (по возможности принеси объекты в класс на следующий урок)

Фиксируют задание в дневнике

Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях

Комуникативные умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа с учетом поставленной цели.

Приложение к плану-конспекту урока

«Ткани»

Таблица №1.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Натуральные текстильные волокна

мультимедийный

Иллюстрация (схема)

http://fcior.edu.ru/card/21152/naturalnye-tekstilnye-volokna.html

2

 «Разнообразие тканей растений

мультимедийный

Видеоматериал

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf 

3

 «Разнообразие тканей растений»

мультимедийный

Интерактивный тест

http://fcior.edu.ru/card/14562/raznoobrazie-tkaney-rasteniy.html

Таблица №2

Ткани растительного организма

Название ткани

Функции (значение)

Особенности строения (особенности клеток, межклеточного вещества)

Покровная

Образовательная

Основная

Проводящая

Механическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме «Ткани»

Дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях...

конспект урока на тему Ткани

группы клеток и межклеточное вещество имеющие сходное строение и происхождение и выполняющие общие функции называют тканями...

Конспект урока по теме " Раскрой ткани" 5 класс

Конспект урока  по теме " Раскрой ткани" 5 класс...

Конспект урока по теме " Ткани"

Конспект урока по биологии по теме " Ткани" в 8 кл. Цели урока, основное содержание новойтемы, закрепление. домашнее задание....

Конспект урока по теме:"Процесс производства ткани" (Материаловедение, 5 класс)

Данный урок составлен в соответствии с ФГОС по предмету "технология" с использованием рабочих карт (информационных листов) авторской методической разработки - Рабочая тетрадь по материаловедению ...

План-конспект урока по теме "Декупаж по ткани"

На уроке обучающиеся знакомятся с техникой "Декупаж", историей возникновения и учатся выполнению основных приемов техники....

План-конспект урока по теме: "Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки" - 7 класс

План-конспект урока по теме: "Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки" - 7 класс...