Урок биологии в 9кл. ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

 

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

урок   биологии  в 9 классе

по теме

ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

учитель:  Колесникова Наталья Дмитриевна

2011 г

9кл 09.02.11

Тема урока : ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ.

Цели

 Образовательные: 

Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

Воспитательные: 

Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем

Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы

Развивающие: 

Развитие общеучебных умений и навыков – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана

Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики

и урока:

ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедиа, компьютер.

Ход  урока:

I    ОПРОС

  1. Работа с тестами
  2. Индивидуальная работа по карточкам (для слабоуспевающих..)  3-е учащихся
  3. Беседа с классом по следующим вопросам:

  1. Краткая история генетики.
  2. Назовите 2 основных свойства генетики.
  3. Что лежит в основе наследственности и изменчивости. Дайте определение гену, локусу.
  4. Какими бывают гены , что такое генотип и фенотип.

ТЕСТОВЫЕ  ЗАДАНИЯ.

II  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО  МАТЕРИАЛА:

1. Да, действительно, на формирование фенотипа влияет генотип и факторы окружающей среды. Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”.

Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIXв. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”. Поколебать устоявшееся убеждение первым решился Г. Мендель – монах и ботаник-любитель из Брно. После ряда опытов, кропотливых, но гениально точных Мендель сформулировал свои знаменитые законы (слайд №4) - 1865г. в статье “Опыты над растительными гибридами”. В этой публикации он обобщил результаты многолетней работы. В ней были изложены основные закономерности наследования признаков, которые легли в основу современной генетики. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет.

(слайд №4) 1900г. – три учёных из разных стран голландец Г. де Фриз, немец К. Корренс, австриец Э. Чермак независимо друг от друга на разных объектах переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя.

1900г. – официальная дата рождения науки генетики.

Постановка проблемного вопроса (слайд №5): 

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Сообщение учащегося о биографии Г. Менделя (портрет учёного - слайд №5): 

Грегор Мендель родился 22 июля 1822г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы.

В 1843г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не “гороховыми” а “мышиными”? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856г.

- Обобщение учителя по выбору Менделем объекта для опытов: 

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного (слайд №6). Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIXв. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.
- Имеет многочисленное потомство.
- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.
- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.
- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

  • Ознакомление учащихся с альтернативными признаками гороха, объяснение учителя: 

Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. В конце концов, он выбрал для длительного изучения семь признаков, каждый из которых встречается у разных сортов гороха в двух чётко различающихся формах (слайд №7,8).

  • В процессе эвристической беседы с опорой на знания учащихся устанавливаем сущность гибридологического метода как основного метода генетики (слайд №9): 

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического. Суть метода заключается в:

- скрещивании (гибридизации) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам
- анализе характера проявления этих признаков у потомков (гибридов).

Многие видные ботаники в то время пытались понять, как генетическая информация передаётся у растений от родителей потомкам. Однако все их попытки получить ответ на этот вопрос оказались неудачными, тогда как опыты Менделя позволили ему сформулировать законы наследственности. Как мог Мендель, работая в одиночку, увидеть то, чего не могли разглядеть его современники, тесно связанные с научным миром? Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил (слайд №10):

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.
- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

- Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов (генов) для удобства оформления записей, что позволило ему легко объяснять полученные результаты.

- Предложил парность определения каждого признака, т. е. признак определяется парой “наследственных факторов”. При образовании половых клеток в каждую из них попадает только один из пары “наследственных факторов”. В те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего. Впоследствии было доказано, что в половую клетку действительно попадает одна из каждой пары гомологичных хромосом после редукционного деления мейоза.

  1. Работа с учебником стр.175  вопросы.

Д.З   параграф № 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гибридологический метод изучения наследственности

Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, прави...

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Методы изучения природы"

Практическая работа на уроке биологии в 5 классе. Тема "Методы изучения природы"....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Методы изучения природы"

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Методы изучения природы"...

Урок биологии в 5 классе "Методы изучения живых организмов"

Тип урока. Урок изучения нового знанияСистема знаний, умений, компетенций, формируемых на уроке: орнитолог, наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделированиеЗначимость урока в вос...