Технологическая карта урока по ФГОС "Образование новых клеток". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Образование новых клеток", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, работающим по УМК "Сферы". Кроме технологической карты, разработка содержит приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качестве раздаточного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. Ф.И.О. учителя – Завгородняя Светлана Юрьевна
  2. О.У. – МБОУ «ЧСШ «№1»
  3. Предмет – Биология
  4. Класс – 5
  5. Тема урока – «Образование новых клеток»
  6. Цель: сформировать у обучающихся начальные представления о делении клетки.
  7. Задачи:
  1. Образовательные: 
  • познакомить учащихся с особенностями деления клетки;
  • выяснить, в чём заключается биологическое значение деления клетки;
  • показать взаимосвязь деления клеток и роста организма.
  1. Развивающие: 
  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
  1. Воспитательные: 
  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
  1. Планируемые образовательные результаты:
  • предметные  – обеспечить в ходе урока формирование  и закрепление основных понятий: общенаучных – клетка; специальных – материнская и дочерние клетки, экватор клетки, нити деления; обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий (представлений), теорий: общенаучных – клетка, клеточная теория; специальных – ядро, ядерная оболочка, хромосомы, эукариоты; умение анализировать полученную информацию об особенностях деления клетки.
  • метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
  • личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
  1. УУД: 
  • Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
  • Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  • Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
  1. Основные понятия: деление клетки, материнская клетка, дочерние клетки, наследственность, наследственная информация.
  2. Тип урока: комбинированный урок.
  3. План изучения нового материала: 
  • Организационный этап.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Изучение нового материала.
  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов урока).
  1. Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал «Образование новых клеток».
  2. Домашнее задание - §18 – читать, выучить термины, составить вопросы к тексту §18.

Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Поднимают руки, кто готов отвечать на «5»

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

А. Индивидуальная работа.

  1. Карточки. (Приложение)

Б. Работа для всего класса.

  1. Тестирование. (Приложение)

1) Ядро – важнейшая часть клетки, так как: а) находится в центре клетки; б) окружено со всех сторон цитоплазмой; в) содержит хромосомы – носители наследственной информации; г) содержит одно или несколько ядрышек.

2) Не имеют клеточного строения и не проявляют признаков жизни вне клетки-хозяина: а) вирусы; б) бактерии; в) растения; г) грибы.

3) Выберите части клетки, которые отсутствуют в клетках животных: а) ядро; б) мембрана; в) клеточная оболочка; г) вакуоль; д) пластиды; е) включения.

4) Клеточная оболочка грибов состоит из: а) минеральных веществ; б) целлюлозы; в) белков; г) хитина.

5) Клеточная оболочка растений состоит из: а) белков; б) минеральных веществ; в) целлюлозы; г) хитина.

  1. Выберите из предложенных терминов лишний и объясните свой выбор.

Хромосома, плазматическая мембрана, клеточная оболочка, лист, хлоропласт, вакуоль.

В. Организация взаимопроверки.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Самостоятельно выполняют тестовые задания.

Осуществляют взаимооценивание.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

Учитель:

  1. Вспомните положения клеточной теории.
  2. Что такое материнская клетка?
  3. Как происходит деление материнской клетки?
  4. Какие структуры играют главную роль в передаче наследственной информации?

Учитель:

  1. На все ли вопросы вы смогли дать ответ?
  2. Чего нам не хватает для этого?
  3. Сформулируем тему урока: Образование новых клеток.
  4. Сформулируем цели и задачи урока: выяснить, за счёт каких процессов происходит рост живых организмов; каким образом из одной материнской клетки образуются две дочерние.

Дают ответы на вопросы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

  • Организация работы с приложением.
  • Одновременный рассказ учителя, демонстрация анимаций и видео по данной теме.

Учитель:

  • Что такое деление клетки?

Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние.

  • Что такое дочерние клетки?

Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.

Доска: схема

                     Деление клетки

Деление ядра             Деление цитоплазмы

Демонстрация: рисунок «Делящиеся клетки»; рисунок 2.15, стр.48 учебника; анимация «Процесс деления клетки».

Учитель: 

  • Вспомним вопрос, который мы обсуждали в начале урока:

Какие структуры играют главную роль в передаче наследственной информации?

  • Найдите информацию об этом в учебнике. (Стр. 48)
  • Используя словарь, дайте определение понятиям наследственность, наследственная информация.

Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.

Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.

Демонстрация: рисунок «Передача наследственной информации»

Учитель: 

  • Деление клетки – это процесс, состоящий из нескольких стадий. Давайте охарактеризуем каждую из них - прочитаем в учебнике информацию и рассмотрим соответствующий рисунок. (Рисунок 2.16, стр. 48-49 учебника)

Учитель: 

  • Давайте ещё раз рассмотрим процесс деления клетки с поэтапной характеристикой.

Демонстрация: рисунок «Процесс деления клетки».

Учитель: 

  • Давайте запишем стадии деления клетки:
  1. Удвоение (образование) хромосом.
  2. Хромосомы располагаются по экватору клетки.
  3. Хромосомы расходятся к разным полюсам клетки.
  4. Образуются две новые клетки, которые содержат такое число хромосом, что и в материнской клетке.

Учитель: 

  • С помощью текста учебника найдите следующую информацию:
  1. Какой может быть продолжительность деления клетки?
  2. Существуют ли клетки, которые делятся постоянно? которые делятся лишь один раз за своё существование?

Учитель: 

  • Молодые растительные клетки содержат много вакуолей. По мере роста клетки вакуоли увеличиваются в размерах и сливаются в одну большую вакуоль.

Демонстрация: рисунок «Рост растительной клетки», анимация «Рост растительной клетки».

Постановка познавательной задачи: 

  • Подумайте, какую информацию о клетке можно узнать по размеру вакуолей?

Учитель: 

  • Рассмотрите рисунки «Деление эвглены зелёной», «Значение деления у одноклеточных организмов» и «Значение деления клеток у многоклеточных организмов».

Постановка познавательной задачи:

  • Подумайте, какое значение имеет деление клеток у одноклеточных организмов? у многоклеточных организмов?

Демонстрация: видео «Кто как растёт», видео «Рост сельдерея».

Читают текст учебника. Находят в тексте необходимую информацию по теме урока.

Используя «Словарь», дают определение термину «Деление клетки». (Приложение)

Записывают определение в тетрадь.

Используя «Словарь», дают определение термину «Дочерние клетки». (Приложение)

Записывают определение в тетрадь.

Записывают схему в тетрадь.

Рассматривают рисунки. (Приложение)

Смотрят анимацию.

На странице 48 учебника находят информацию о хромосомах и читают вслух.

Используя «Словарь», дают определение терминам «Наследственность», «Наследственная информация». (Приложение)

Рассматривают рисунок. (Приложение)

На странице 48-49 учебника находят информацию о стадиях деления клетки и читают вслух. Соотносят прочитанное с рисунком.

Рассматривают рисунок. (Приложение)

Записывают информацию «Стадии деления клетки»

На странице 48-49 учебника находят информацию о продолжительности и периодичности деления клетки и читают вслух.

Рассматривают рисунок. (Учебник, стр. 49)

Отвечают: по размеру вакуолей можно узнать о возрасте клетки – старая клетка или молодая.

Рассматривают рисунки. (Приложение)

Отвечают: деление клетки имеет значение 1) для одноклеточных организмов – увеличение их численности; 2) для многоклеточных организмов – рост и развитие организма, восстановление частей тела.

Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации)  и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.

Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний

Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.

А. Устный опрос.

  1. Что является конечным результатом деления клетки?
  2. К чему приводит деление клеток одноклеточных организмов?
  3. С помощью каких структур происходит передача наследственной информации во время деления клетки?
  4. Где внутри клетки располагаются хромосомы?
  5. К чему приводит деление клеток многоклеточных организмов?
  6. С чего начинается клеточное деление?

Б. Индивидуальная работа.

Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.

  1. Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.
  2. Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.
  3. За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.
  4. Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.
  5. Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.

В. Работа с карточками. (Приложение)

Г. Организация взаимопомощи между учащимися.

Устно отвечают на вопросы.

Выполняют индивидуальное задание. (Приложение)

Выполняют индивидуальные задания по карточкам. (Приложение)

Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция.

Логические: анализ и синтез информации.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. §18 – читать, стр. 48-49.
  2. Записи в тетради - выучить.
  3. Составить вопросы к тексту §18.

Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник.

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности.

Наш урок подходит к логическому завершению.

Давайте вспомним:

  • Какое новое знание мы открыли?
  • Как мы это сделали?
  • А что осталось сделать?

Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:

  1. Я знаю, как делится клетка и образуются новые клетки.
  2. Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.
  3. Если обозначить число хромосом в материнской клетке за n, то число хромосом в дочерних клетках будет __.
  4. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  5. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  6. Я сегодня был активным на уроке.
  7. Я сегодня был внимательным на уроке.
  8. Я выполнял правила работы в паре.
  9. Я сам(а) открыл(а) новое знание.
  10. Я доволен своей работой на уроке.

Учитель: 

  • Кто ответил, что у него в самостоятельной работе были ошибки? Почему? Над чем тебе еще надо поработать? Где ты будешь это делать? Что будешь делать?
  • Кто справился полностью?

Заполнение листов самооценки.

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Личностные: осмысление своих действий; самооценка.

Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В. Закрепление изученного материала

Выполните задания

В-1. Дайте краткие ответы на вопросы.

  1. Что является конечным результатом деления клетки?
  2. К чему приводит деление клеток одноклеточных организмов?
  3. С помощью каких структур происходит передача наследственной информации во время деления клетки?
  4. Где внутри клетки располагаются хромосомы?
  5. К чему приводит деление клеток многоклеточных организмов?
  6. С чего начинается клеточное деление?

В-2. Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.

  1. Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.
  2. Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.
  3. За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.
  4. Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.
  5. Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.

В-3. Работа с карточками.

Карточка 1

Карточка 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС для 2 класса по теме "Тим и Том" по УМК М.З.Биболетовой (новая редакция)

Разработанная мною технологическая карта урока полностью соответствует ФГОС для 2 класса по УМК М.З.Биболетовой. Формируются учебные действия младших школьников, коммуникативная компетенция....

Технологическая карта урока по ФГОС "Строение клеток животных и грибов. Вирусы". 5 класс

Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Строение клеток животных и грибов. Вирусы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет поле...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."...

Технологическая карта урока «Экскурсия в мир клеток» 5 класс

к учебнику А. А. Плешакова «Введение в биологию»...