Технологическая карта урока по ФГОС "Образование новых клеток". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Образование новых клеток", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, работающим по УМК "Сферы". Кроме технологической карты, разработка содержит приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качестве раздаточного.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
- Ф.И.О. учителя – Завгородняя Светлана Юрьевна
- О.У. – МБОУ «ЧСШ «№1»
- Предмет – Биология
- Класс – 5
- Тема урока – «Образование новых клеток»
- Цель: сформировать у обучающихся начальные представления о делении клетки.
- Задачи:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с особенностями деления клетки;
- выяснить, в чём заключается биологическое значение деления клетки;
- показать взаимосвязь деления клеток и роста организма.
- Развивающие:
- развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
- развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
- развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитательные:
- формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
- развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
- продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
- Планируемые образовательные результаты:
- предметные – обеспечить в ходе урока формирование и закрепление основных понятий: общенаучных – клетка; специальных – материнская и дочерние клетки, экватор клетки, нити деления; обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий (представлений), теорий: общенаучных – клетка, клеточная теория; специальных – ядро, ядерная оболочка, хромосомы, эукариоты; умение анализировать полученную информацию об особенностях деления клетки.
- метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
- личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
- УУД:
- Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
- Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
- Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
- Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
- Основные понятия: деление клетки, материнская клетка, дочерние клетки, наследственность, наследственная информация.
- Тип урока: комбинированный урок.
- План изучения нового материала:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов урока).
- Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал «Образование новых клеток».
- Домашнее задание - §18 – читать, выучить термины, составить вопросы к тексту §18.
Этап урока и цель | Содержание (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»! | Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки. Поднимают руки, кто готов отвечать на «5» | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные: слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. |
Актуализация знаний Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | А. Индивидуальная работа.
Б. Работа для всего класса.
1) Ядро – важнейшая часть клетки, так как: а) находится в центре клетки; б) окружено со всех сторон цитоплазмой; в) содержит хромосомы – носители наследственной информации; г) содержит одно или несколько ядрышек. 2) Не имеют клеточного строения и не проявляют признаков жизни вне клетки-хозяина: а) вирусы; б) бактерии; в) растения; г) грибы. 3) Выберите части клетки, которые отсутствуют в клетках животных: а) ядро; б) мембрана; в) клеточная оболочка; г) вакуоль; д) пластиды; е) включения. 4) Клеточная оболочка грибов состоит из: а) минеральных веществ; б) целлюлозы; в) белков; г) хитина. 5) Клеточная оболочка растений состоит из: а) белков; б) минеральных веществ; в) целлюлозы; г) хитина.
Хромосома, плазматическая мембрана, клеточная оболочка, лист, хлоропласт, вакуоль. В. Организация взаимопроверки. | Выполняют индивидуальные задания по карточкам. Самостоятельно выполняют тестовые задания. Осуществляют взаимооценивание. | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока | Учитель:
Учитель:
| Дают ответы на вопросы. Формулируют тему, цели и задачи урока. | Регулятивные: целеполагание. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку. |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)
Учитель:
Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние.
Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления. Доска: схема Деление клетки Деление ядра Деление цитоплазмы Демонстрация: рисунок «Делящиеся клетки»; рисунок 2.15, стр.48 учебника; анимация «Процесс деления клетки». Учитель:
Какие структуры играют главную роль в передаче наследственной информации?
Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам. Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных. Демонстрация: рисунок «Передача наследственной информации» Учитель:
Учитель:
Демонстрация: рисунок «Процесс деления клетки». Учитель:
Учитель:
Учитель:
Демонстрация: рисунок «Рост растительной клетки», анимация «Рост растительной клетки». Постановка познавательной задачи:
Учитель:
Постановка познавательной задачи:
Демонстрация: видео «Кто как растёт», видео «Рост сельдерея». | Читают текст учебника. Находят в тексте необходимую информацию по теме урока. Используя «Словарь», дают определение термину «Деление клетки». (Приложение) Записывают определение в тетрадь. Используя «Словарь», дают определение термину «Дочерние клетки». (Приложение) Записывают определение в тетрадь. Записывают схему в тетрадь. Рассматривают рисунки. (Приложение) Смотрят анимацию. На странице 48 учебника находят информацию о хромосомах и читают вслух. Используя «Словарь», дают определение терминам «Наследственность», «Наследственная информация». (Приложение) Рассматривают рисунок. (Приложение) На странице 48-49 учебника находят информацию о стадиях деления клетки и читают вслух. Соотносят прочитанное с рисунком. Рассматривают рисунок. (Приложение) Записывают информацию «Стадии деления клетки» На странице 48-49 учебника находят информацию о продолжительности и периодичности деления клетки и читают вслух. Рассматривают рисунок. (Учебник, стр. 49) Отвечают: по размеру вакуолей можно узнать о возрасте клетки – старая клетка или молодая. Рассматривают рисунки. (Приложение) Отвечают: деление клетки имеет значение 1) для одноклеточных организмов – увеличение их численности; 2) для многоклеточных организмов – рост и развитие организма, восстановление частей тела. | Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия. |
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. | А. Устный опрос.
Б. Индивидуальная работа. Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
В. Работа с карточками. (Приложение) Г. Организация взаимопомощи между учащимися. | Устно отвечают на вопросы. Выполняют индивидуальное задание. (Приложение) Выполняют индивидуальные задания по карточкам. (Приложение) Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция. Логические: анализ и синтез информации. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
| Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник. | Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах). |
Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности. Наш урок подходит к логическому завершению. Давайте вспомним:
Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Учитель:
| Заполнение листов самооценки. | Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах). Личностные: осмысление своих действий; самооценка. Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
В. Закрепление изученного материала
Выполните задания
В-1. Дайте краткие ответы на вопросы.
- Что является конечным результатом деления клетки?
- К чему приводит деление клеток одноклеточных организмов?
- С помощью каких структур происходит передача наследственной информации во время деления клетки?
- Где внутри клетки располагаются хромосомы?
- К чему приводит деление клеток многоклеточных организмов?
- С чего начинается клеточное деление?
В-2. Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
- Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.
- Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.
- За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.
- Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.
- Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.
В-3. Работа с карточками.
Карточка 1
Карточка 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ФГОС для 2 класса по теме "Тим и Том" по УМК М.З.Биболетовой (новая редакция)
Разработанная мною технологическая карта урока полностью соответствует ФГОС для 2 класса по УМК М.З.Биболетовой. Формируются учебные действия младших школьников, коммуникативная компетенция....
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по новым ФГОС с применением элементов развивающей, групповой технологий и технологии проектного обучения
Технологическая карта урока английского языка по теме "Школьные клубы" в 5 классе по учебнику Биболетовой...
Технологическая карта урока по ФГОС "Строение клеток животных и грибов. Вирусы". 5 класс
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Строение клеток животных и грибов. Вирусы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет поле...
технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...
технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."
технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."...
Технологическая карта урока «Экскурсия в мир клеток» 5 класс
к учебнику А. А. Плешакова «Введение в биологию»...