Рабочая программа биология 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа биология 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_6_klass.docx | 203.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЩЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Пеневичская основная общеобразовательная школа»
Хвастовичского района Калужской области
«Принято» «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор МОУ «Пеневичская
Протокол №______от_________201_г. основная школа»
Л.А. Журавлева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 6 класса
на 2015-2016 учебный год
35 часов (1 часа в неделю)
СОСТАВИТЕЛЬ: Панова М.П.
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
с. Пеневичи 2015
Классы: 6
Учитель: Панова М.П..
Количество часов: всего 35 ч.; в неделю 1 ч.
Учебник:
«Биология. Живой организм. 6 класс». Н.И.Сонин. – 4-е изд., .- М. «Дрофа», 2010г.
Основная литература:
- Сонин Н.И. «Биология. Живой организм. 6 класс». (Учебник). М.: Дрофа, 2010.
- Сонин Н.И. Биология (Рабочая тетрадь). М.: Дрофа, 2011.
- Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина Биология 6 класс «Учитель» 2005г. Составитель: М.В. Высоцкая.
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
4. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Для учащихся:
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.
Для учителя:
1. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Методическое пособие /Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина – М: Издательство «Экзамен», 2006
2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
Цели изучения предмета
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета учащиеся должны определенные знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать основные формы цветкового растения;
- распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.
В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения « Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю.
C учетом этого составлено календарно- тематическое планирование на 35 часов, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся и реализацию национально - регионального компонента.
Календарно - тематический план по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы.
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п | Название раздела | Количество часов по программе |
1 | Строение и свойства живых организмов. | 11 |
2 | Жизнедеятельность организмов. | 23 |
3 | Организм и среда. Природные сообщества | 1 |
ИТОГО | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11 ч)
Основные свойства живых организмов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Химический состав клеток
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке
Строение растительной и животной клеток
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки. Лабораторная работа Строение клеток живых организмов.
Ткани растений и животных
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Органы и системы органов
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ.
Лист. Строение и функции. Простые и листья. Цветок, его значение и строение (около тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Растения и животные как целостные организмы
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (23 ч)
Питание и пищеварение)
Сущность понятия «питание». Особенности питаниям растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строений пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Дыхание)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Передвижение веществ в организме
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
Выделение )
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ
и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Опора и движение
Значение опорных систем и жизни организмов. Опорные системы растений, опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Регуляция процессов жизнедеятельности
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности, организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.
Ростовые вещества растений.
Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия.
Рост и развитие
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (1 ч)
Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элементы дополнительного (необязательного) содержания | ||||||||||||||||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Измерители | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||
Раздел I. Строение и свойства живых организмов (11 ч) | ||||||||||||||||
Тема: Основные свойства живых организмов (1 ч) | ||||||||||||||||
1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов | УИНМ | Признаки живых организов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания. Их проявление | Знать признаки живых организмов и их значение. Уметь давать характеристику признакам живых организмов | Схема обмена веществ. Тест. Биологический диктант | Клеточное строение организмов как до казательство их родства. Един ство живои природы | ||||||||||
Тема: Строение растительной и животной клеток (2 часа) | ||||||||||||||||
2-3 | Строение растительной и животной клеток | КУ | Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории, правила работы с микроскопом | Знать признак живых организмов - клеточное строение. Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; рассматривать на готовых микроирепаратах и давать характеристику клеткам живых организмов;сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе их строения; самостоятельно готовить микропрепараты | Методы изучения клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Вирусы - неклеточная форма жизни | |||||||||||
Т е м а : Химический состав клетки (1 ч) | ||||||||||||||||
4 | Химический состав клетки | КУ | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки | Знать неорганические и органические вещества клетки. Уметь: называть неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; объяснять единство органического мира сходством химического состава и клеточным строением | Сравнительная таблица | |||||||||||
Тема: Ткани растений и животных (2 ч) | ||||||||||||||||
5 | Ткани растений | КУ | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения | Знать определение понятия «ткань». Уметь: называть типы тканей растений, функции тканей растений; различать типы тканей растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов; сравнивать ткани растений | Тест. Биологический диктант. Таблица сравнения | Взаимосвязь между строением и функциями тканей растений. Особенности тканей растений разных природных зон | ||||||||||
6 | Ткани животных | КУ | Строение организма животного: ткани. Типы тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции | Знать типы тканей животных, их функции. Уметь: различать типы тканей животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов; сравнивать ткани растений и животных и делать выводы на основе сравнения | Тест. Таблица сравнения. Биологический диктант | Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных | ||||||||||
Тема:Органы и системы органов (4 ч) | ||||||||||||||||
7 | Органы цветкового растения. Корень. Побег | КУ | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья | Знать определения понятий «ткань», «орган», «побег», «вегетативные органы». Уметь: называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения; различать типы корневых систем; распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы, побег и его части; изучать биологические объекты - органы цветкового растения | Тест (вставить пропущенные слова). Схема. Биологический диктант | Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Взаимосвязь между строением и функциями органов растений Строение листовой почки. Клеточное строение стебля. Отличие стебля двудольных и однодольных растений. Клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растений | ||||||||||
8 | Цветок. Соцветия. Плоды. | КУ | Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. | Знать определения понятий: «репродуктивные органы». Уметь: называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения; описывать многообразие соцветий; приводить примеры многообразия плодов; характеризовать строение цветка как органа размножения с использованием дидактического и наглядно-иллюстративного материала | Биологический диктант. Таблица сравнения | Взаимосвязь между строением и функциями органов растений | ||||||||||
9 | Строение семян двудольного и однодольного растения | КУ | Строение семян двудольного и однодольного растения | Знать «двудольные и однодольные растения». Уметь: определять семена однодольных и двудольных растений. | Тест. Схема. Биологический диктант | Отличия семян однодольных от двудольных | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||
10 | Системы органов животного | КУ | Строение организма животного: системы органов (опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции | Знать определения понятий: «ткань», «орган», «система органов». Уметь: называть органы и системы органов животных; функции органов и систем органов животных; распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных; изучать биологические объекты - органы и системы органов животных; находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных | Тест. Схема. Вопросы 3-10, 12 на с. 55 учебника. Тест. Таблица. Схема. Р. т., №41, 43. | Взаимосвязь органов и систем органов | ||||||||||
Тема: Растения и животные как целостные организмы (1ч) | ||||||||||||||||
11 | Организм как единое целое | УОСЗ | Растение, животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда | Знать определения понятий «ткань», «орган», «система органов». Уметь: называть особенности строения и функции многоклеточного организма; характеризовать причины нарушения целостности организма; доказывать, что организм - единое целое | Лабораторная работа «Распознавание органов и систем органов у живот- ных». выводы к ней. Вопросы, требующие свободного ответа | Саморегуляция, открытая система | ||||||||||
| ||||||||||||||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (22 ч) | ||||||||||||||||
Тема: Питание и пищеварение (4 ч) | ||||||||||||||||
12 | Особенности питания растительного организма | КУ | Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное - фотосинтез, минеральное - почвенное). Роль корня в почвенном питании | Знать определения понятий: «питание», «почвенное питание», «фотосинтез». Уметь: описывать сущность биологических процессов, в частности почвенного питания; объяснять значение почвенного питания в жизни растения; называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисун- ках и живых объектах; характеризовать роль корня в почвенном питании растения; находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Вопрос 1 на с. 72 учебника. Р. т., № 47. Вопрос 3 на с. 72 учебника. Описание рисунка на с. 69. Тест. Таблица. Схема. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся | Минеральные удобрения. Гетсротрофы, автотрофы | ||||||||||
13 | Фотосинтез и его значение в жизни растений и животных | КУ | Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы, животных | Знать определение понятия «фотосинтез». Уметь: описывать сущность биологических процессов, в частности воздушного питания растений - фотосинтеза; объяснять значение воздушного питания в жизни растения, значение фотосинтеза для жизни на Земле; называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах; характеризовать функцию листа как органа фотосинтеза; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Схема фотосинтеза | |||||||||||
14 | Особенности питания животных | КУ | Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов животных по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Цепи питания | Знать определение понятия «питание». Уметь: описывать сущность биологических процессов животных, в частности питания; называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах; приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов | Схема. Цепи питания | Отличие питания животных от питания растений | ||||||||||
15 | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты | ЛУ | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение | Знать определение понятий: «питание», «пищеварение». Уметь: описывать сущность биологических процессов, в частности питания животных - пищеварения; описывать строение пищеварительных систем животных; сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения | Условия работы ферментов | |||||||||||
Тема: Дыхание (2 ч) | ||||||||||||||||
16 | Дыхание у растений | КУ | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений | Знать определение понятия «дыхание». Уметь: описывать сущность биологических процессов, в частности дыхания; характеризовать особенности дыхания растений; роль органов растений в процессе дыхания; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Биологический диктант. Сравнительная таблица | Типы дыхания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
17 | Дыхание у животных | КУ | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания | Знать органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Уметь: характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных; использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними | Сообщение учащихся. Биологический диктант | Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции |
Тема: Передвижение веществ в организме (2 ч) | ||||||
18 | Передвижение веществ в растении | КУ | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ | Знать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Уметь: характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях; использовать приобретенные знания и умения для выращивания растений, ухода за ними | Тест. Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Отчет по лабораторной работе. Таблица | Движение цитоплазмы, сосудисто- волокнистый пучок, корневое давление |
19 | Передвижение веществ в животном организме | ЛУ | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части | Знать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Уметь: называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, таблицах; описывать функции органов кровеносной системы, состав крови, ее функции, типы кровеносных систем; приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем; характеризовать особенности транспорта веществ у животных | Тест. Биологический диктант | |
Тема: Выделение (2 ч) | ||||||
20 | Выделение у растений, грибов и животных | КУ | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных | Знать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Уметь: называть органы выделения растений, органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах; характеризовать: особенности процесса выделения у растений, особенности процесса выделения у животных; находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных | Фронтальный опрос | Взаимодействие выделительной системы с другими системами организма |
21 | Обмен веществ у растений и животных | КУ | Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных | Знать определение понятия «обмен веществ». Уметь: описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение; называть органы, участвующие в обмене веществ у растений, органы, участвующие в обмене веществ у животных; характеризовать особенности обмена веществ у растений, особенности обмена веществ у разных животных | Устный фронтальный опрос (ответы на вопросы) | |
Тема: Опорные системы (1 ч) | ||||||
22 | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма | ЛУ или экскурсия в ботанический сад (зоологический музей) | Строение растительного организма и организма животного: опорные истемы, их значение в жизни организма. | Знать строение и разнообразие опорных систем организмов и узнавать их на рисунках, таблицах. Уметь: называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных; | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
23-25 | Опорные системы позвоночных животных и растений. Движение. | КУ | Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных Признаки живых организмов: движение, его проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции у растений | Знать роль движения в жизни растений и животных; способы передвижения животных. Уметь: приводить примеры животных с разными типами скелетов; распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета; соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни распознавать и описывать на таблицах органы движения животных; приводить примеры животных с разными способами пере движения; наблюдать за поведением животных; сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения | Лабораторная работа «Строение и свойства кости». Отчет по лабораторной работе. Лабораторная работа «Движение инфузории туфельки». Отчет по лабораторной работе. Лабораторная работа «Передвижение дожде вого червя». Отчет по лабораторной работе | Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета Приспособления к передвижению у животных в раз личных условиях |
Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч) | ||||||
26 | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость | КУ | Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения | Знать определение понятий «раздражимость», «рефлекс». Уметь: распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы; называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; характеризовать значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных; приводить примеры животных с разными типами нервной системы; находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности | Устный фронтальный опрос (ответы на вопросы) г | Безусловные и условные рефлексы. Инстинкт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
27 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных | КУ | Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции | Знать органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных. Уметь: наблюдать за поведением животных | Сообщения учащихся | Гормоны |
28 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений | КУ | Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений | Знать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Уметь: называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений; наблюдать за ростом и развитием растений; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Фронтальный опрос (ответы на вопросы) | Прищипка, пикировка. Сходство и различие регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных |
Тема: Размножение (3 ч) | ||||||
29 | Размножение, его виды. Бесполое размножение | КУ | Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры | Знать определение понятий «размножение», «вегетативные органы». Уметь: характеризовать значение размножения; называть виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения растений; приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение; описывать сущность бесполого размножения растений; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Тест. Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений». Отчет по лабораторной работе | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
30 | Половое размножение животных | КУ | Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение | Знать определения понятий «размножение», «гамета», «оплодотворение», «зигота». Уметь: описывать сущность полового размножения; называть: значение полового размножения, органы полового размножения животных, жен- ские и мужские половые клетки (и узнавать их на рисунках, таблицах); объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым | Фронтальный опрос (ответы на вопросы) | Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез |
31 | Половое размножение растений | КУ | Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Знать определение понятий: «размножение», «опыление», «оплодотворение». Уметь: характеризовать значение полового размножения; называть органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках, таблицах; описывать строение цветка как органа полового размножения; знать сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения); использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними | Фронтальный опрос(ответы на вопросы) | Отличия полового размножения растений от полового размножения животных |
| ||||||
Тема: Рост и развитие (2 ч) | ||||||
32 | Рост и развитие растений | КУ | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развигие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя. Его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков | Знать определение понятия «индивидуальное развитие». Уметь: распознавать и описывать по таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов; называть роль семян и плодов в жизни растения, условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян, способы их рас- пространения; наблюдать за ростом и развитием растений | Лабораторная работа «Условия прорастания семян». Отчет по лабораторной. Фронтальный опрос (ответы на вопросы) | Типы распространения семян. Моделирование опытов, доказывающих необходимость тепла, воды и воздуха для прорастания семян |
33 | Рост и развитие животных. Послезародышевое развитие животных | КУ | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных | Знать основные классы животных с разным типом пост- эмбрионального развития. Уметь: называть этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных; описывать сущность эмбрионального развития животных; наблюдать за ростом и развитием животных; использовать приобретенные знания и умения для выращивания животных, ухода за ними | Тест. Фронтальный опрос (ответы на вопросы) | Стадии развития зародыша (дробление, бластула, гаструла, ней- рула) |
Раздел III. Организм и среда (2 ч) | ||||||
Тема: Среда обитания организмов. Факторы среды (1 ч) | ||||||
34 | Среда обитания организмов. Факторы среды Природные сообщества | КУ | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой | Знать определение понятий «среда обитания», «экология», «экологические факторы», «природное сообщество», «экосистема», «цепи питания». Уметь: называть виды экологических факторов, типы взаимоотношений организмов; | Игра «Экологические кубики» Игра «Засели свой биотоп» | Экологические проблемы нашего региона Природное сообщество - открытая саморегулирующаяся система |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
природы, взаимосвязь живых организмов Экосистема. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания | приводить примеры, три группы организмов в экосистеме (продуценты, консументы, редуценты): факторов неживой природы, их влияния на живые организмы, взаимосвязей живых организмов, приспособлений организмов к действию экологических факторов; использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними приводить примеры природных сообществ; объяснять взаимосвязь организмов в сообществе, роль информации о состоянии природных сообществ; анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 6 классе проводится 11 лабораторных работ:
- по теме «Строение и свойства живых организмов»
- лабораторная работа № 1 «Строение растительной клетки»
- лабораторная работа № 2 «Строение клеток живых организмов»
- лабораторная работа № 3 «Определение состава семян»
- лабораторная работа № 4 «Ткани животных»
- лабораторная работа № 5 «Распознание органов у растений и животных»
- по теме «Жизнедеятельность организма»
- лабораторная работа № 1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
- лабораторная работа № 2 «Строение и свойства кости»
- лабораторная работа № 3 «Движение инфузории – туфельки»
- лабораторная работа № 4 «Перемещение дождевого червя»
- лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений»
- лабораторная работа № 6 «Условия прорастания семян»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: «Строение растительной клетки»
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения растительных клеток.
Оборудование:
- микроскопы, предметные и покровные стекла, флаконы с водой
- элодея
Инструктивная карточка
- В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи.
- Расправьте лист препаровальными иглами и накройте покровным стеклом.
- Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив х20, окуляр х15).
- Найдите клетки элодеи.
- Нарисуйте группу клеток.
- Зарисуйте клетку листа элодеи. Надпишите ее части.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: «Строение животной клетки»
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения животных клеток.
Оборудование:
- микроскопы, предметные и покровные стекла, флаконы с водой
- микропрепараты животной клетки.
Инструктивная карточка
- Рассмотрите постоянный препарат животной ткани при увеличении в 300 раз.
- Сравните его с приготовленным вами препаратом листа элодеи. В чем их сходство и различие?
3. Зарисуйте группу клеток.
4. Зарисуйте клетку. Надпишите ее части.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: «Определение состава семян»
Цель: определить химический состав семени; рассмотреть значение органических и неорганических веществ.
Оборудование:
- пшеничная мука, стакан с водой, марля;
- йод;
- семя подсолнечника, лист белой бумаги;
- спиртовка, ложечка для сжигания веществ.
Инструктивная карточка.
1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?
2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.
Как изменилась вода в стакане?
3. Капните 1—2 капли раствора йода в стакан с чистой водой.
Как изменился цвет воды?
4. Капните 1—2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?
5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша.
Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: «Ткани животных»
Цель: рассмотреть на готовых микропрепаратах ткани животных; научится распознавать основные типы тканей животных; закрепить умения работать с микропрепаратом и микроскопом.
Оборудование:
- микроскоп; микропрепараты тканей животных.
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите микропрепарат тканей животного. Какие ткани вы видите? Каковы особенности каждого типа тканей?
2. Заполните таблицу: «Ткани животных»
Название ткани | Особенности строения | Что образуют | Рисунок | |
3. Какова роль межклеточного вещества в тканях? В каких тканях животных оно особенно развито?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
По теме: «Распознание органов у растений и животных»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: «Передвижение воды и минеральных
солей по стеблю»
Цель: рассмотреть передвижение воды и минеральных солей по стеблю при помощи простейших опытов.
Оборудование:
- раствор воды с чернилами;
- препаровальный нож;
- побег липы (предварительно простоявший в чернильном растворе 18-20 часов);
- ручная лупа.
Инструктивная карточка.
- Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега липы (предварительно простоявшего в растворе чернил 18—20 часов).
- С помощью лупы рассмотрите сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.
- Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля липы.
- С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
по теме: «Строение и свойства костей»
Цель: изучить строение и свойства костей.
Оборудование:
- натуральная кость животного.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите натуральную кость животного. Попробуйте ее согнуть и растянуть. Удается ли вам это сделать? Сделайте вывод о прочности кости.
2. Сделайте рисунок кости.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
по теме: «Движение инфузории – туфельки»
Цель: изучить способ передвижения инфузории – туфельки.
Оборудование:
- микроскоп;
- предметное и покровное стекло;
- пипетка;
- вата;
- культура инфузории – туфельки в пробирке.
Инструктивная карточка
- На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.
- Накройте каплю покровным стеклом. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.
- Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив х20, окуляр х15).
- Пронаблюдайте биение ресничек.
- Зарисуйте внешний вид инфузории.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
По теме: «Перемещение дождевого червя»
ЛАБОРАТОРАНАЯ РАБОТА № 10
по теме: «Черенкование комнатных растений»
Цель: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.
Оборудование:
- три склянки с водой;
- скальпель;
- комнатные растения.
Инструктивная карточка.
Черенкование стеблей
- Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
- Разрежьте побег на черенки с 2 — 3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
- Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.
Черенкование листьев
- Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, эписции) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.
- Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной в 5 — 7 см каждый.
- Поставьте черенки в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Наблюдение за развитием корней у черенка
- Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
- После развития корней посадите в цветочные горшки с почвой. Полейте.
- Наблюдение за развитием корней записывайте в таблицу.
№ п/п | Растение | Дата черенкования | Дата появления первого корня | Дата развития корней длиной в 1,5 – 2 см | Дата посадки в почву |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11
по теме: «Условия прорастания семян».
Цель: познакомится с этапами прорастания семян и развития проростков.
Оборудование:
- семена двух разных растений (однодольного и двудольного);
- банки с увлажненными опилками.
Инструктивная карточка
1. Возьмите семена двух разных растений (например: горох и овес, фасоль и пшеница).
2. Положите семена в банку с увлажненными
опилками. По мере необходимости увлажняйте
опилки водой.
- Каждый день вынимайте из опилок по 1 проростку каждого растения и засушивайте их.
- Через 10—12 дней опыт прекратите, а из засушенных проростков сделайте коллекцию, показывающую рост и развитие проростков.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО БИОЛОГИИ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
включает в себя
одно итоговое тестирование
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗА КУРС «БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ»
вариант 1
- Тест «Проверь себя»
1. Для живых организмов в отличие от неживых тел
природы характерно:
а) уменьшение массы в) дыхание
б) изменение окраски г) разрушение
2. К объектам неживой природы относятся:
а) ландыши в) грибы
б) бабочки г) минералы
3. Живым организмом можно считать:
а) лист осины
б) клетки стенок желудка
в) березовый лес
г) дуб, выросший из желудя
4. Из клеток состоит:
а) камень в) кусок сыра
б) сибирский кот г) автобус
5. Клетка стенки кишечника слона по сравнению с
клеткой стенки кишечника мухи:
а) значительно больше
б) немного больше
в) не отличается по размерам
г) меньше
6. Обмен веществ — это непрерывное:
а) поступление вещества
б) выведение вещества
в) обновление вещества
г) запасание вещества
7. Обмен веществ происходит:
а) в кристалле кварца
б) в куске льда
в) в организме бабочки
г) в комете
8. Пища, съедаемая живым организмом, обеспечивает его:
а) только веществами, необходимыми для восстановления клеток
б) только энергией
в) только веществами, необходимыми для роста клеток
г) веществами, необходимыми для восстановления и роста клеток, и энергией
9. Пища, съедаемая коровой, обеспечивает ее:
а) только «строительным материалом»
б) только энергией
в) только кислородом
г) «строительным материалом» и энергией
10. Процесс дыхания обеспечивает живой организм:
а) энергией
б) органическими веществами
в) минеральными веществами
г) органическими и минеральными веществами
11. Дышит:
а) камень
б) гусеница бабочки
в) деревянная матрешка
г) кристалл поваренной соли
12. Ненужные и ядовитые вещества, образовавшиеся в организме животного в результате обмена веществ:
а) накапливаются
б) используются в процессе жизнедеятельности
в) выводятся в окружающую среду
г) растворяются
13. Размножение свойственно:
а) только животным
б) только растениям и животным
в) всем живым организмам
г) всем химическим веществам
14. На Земле обитает огромное множество живых существ. По степени родства их объединяют в 4 царства:
а) Растения, Животные, Голосеменные, Лишайники
б) Животные, Растения, Бактерии, Грибы
в) Растения, Млекопитающие, Грибы, Бактерии
г) Пресмыкающиеся, Покрытосеменные, Водоросли, Мхи
15. К животным относится:
а) малярийный комар в) возбудитель холеры
б) возбудитель гриппа г) одуванчик
- Рассмотри рисунок. Ответь на вопросы
1. Подпиши, что обозначено на рисунке цифрами.
2. Что такое кровь? Из чего она состоит? Назовите части сердца, обозначенные цифрами.
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗА КУРС «БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ»
вариант 2
- Тест «Проверь себя»
1. Живое существо в отличие от большинства неживых тел:
а) непрерывно расходует энергию
б) разрушается под внешним воздействием
в) может изменять структуру
г) может изменять форму
2. Объект неживой природы:
а) кристалл кварца в) береза бородавчатая
б) заяц-беляк г) белый гриб
6. Вещества из окружающей среды волк получает благодаря:
а) росту в) выделению
б) питанию г) размножению
7. Питание свойственно:
а) только животным
б) только растениям и грибам
в) только бактериям
г) всем живым организмам
8. Энергия освобождается при:
а) образовании белков, жиров, углеводов
б) окислении белков, жиров, углеводов
в) поступлении в клетки питательных веществ
г) росте и развитии
9. Получает энергию, потребляя кислород:
а) электрическая плитка в) щука
б) лист бумаги г) кусок стекла
10. Процесс удаления из организма соединений, образующихся в клетках при распаде и окислении белков,
называется:
а) обменом веществ в) питанием
б) выделением г) дыханием
11. Раздражимость — это способность:
а) реагировать на внешние или внутренние воздействия-раздражители
б) увеличивать размеры
в) получать пищу извне
г) выживать в определенной среде обитания
12. Размножение — это:
а) способность воспринимать воздействия внешней
среды
б) воспроизведение организмами себе подобных
в) осваивание животными организмами новых территорий
г) увеличение размеров и массы организма
10. В процессе дыхания:
а) органические вещества передвигаются из клетки
в клетку
б) образуются сложные органические вещества из
более простых
в) происходит расщепление органических веществ
с выделением энергии
г) из минеральных веществ образуются органические
11. Так же как и организм лошади, автомобиль тратит
энергию на:
а) движение в) рост
б) ремонт г) размножение
12. Процесс освобождения организма от конечных продуктов обмена, чужеродных веществ и избытка воды — это:
а) дыхание в) выделение
б) питание г) питание и дыхание
13. В результате размножения число организмов:
а) незначительно уменьшается
б) сильно сокращается
в) не меняется
г) увеличивается
14. Царство — самая большая группа, в которую ученые-систематики объединяют организмы. Большинство ученых выделяют царства:
а) Водоросли, Голосеменные, Покрытосеменные,
Грибы
б) Растения, Животные, Бактерии, Грибы
в) Одноклеточные, Многоклеточные, Неклеточные,
Безъядерные
г) Простейшие, Позвоночные, Беспозвоночные,
Растения
15. Растение отличается от животного:
а) способностью к росту
б) питанием готовыми органическими веществами
в) отсутствием какого-либо движения
г) способностью образовывать органические вещества из неорганических
- Рассмотри рисунок. Ответь на вопросы
1.Подпиши, что обозначено на рисунке цифрами.
2. Рассмотрите рисунки. Назовите изображенные на них типы нервных систем. Укажите, какие животные их имеют. Каковы особенности строения нервных систем этих животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...