Разработка и проведение урока с использованием презентации
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Мецих Ольга Ивановна

В методической разработке изложены вопросы:

 1.    Требования, предъявляемые к учебной презентации к уроку;

2.    Методика подготовки к уроку с применением презентации;

3.    Рекомендации по проведению уроков с применением мультимедийной презентации.

В качестве приложения приводятся материалы для проведения урока в 5 классе по теме: "Общая характеристика грибов", включающие в себя  технологическую карту урока,

карточки-задания для учащихся, технологические карточки для учащихся, презентацию к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_s_ispolz_prezentatsii.zip1.9 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        

Итоговая практико-значимая работа

на тему:

«Разработка и проведение урока с использованием презентации»

                                                                                      Выполнил слушатель курсов

                                                             по программе

«Использование информационных

технологий в преподавании биологии

в средней школе в рамках ФГОС»

учитель биологии высшей категории

МБОУ СОШ №24

Мецих Ольга Ивановна

                                                                                                   

                                                                                                    Руководители:

К.б.н., доцент Зыков И.Е.

Ст. преподаватель Фёдорова Л.В.

Орехово-Зуево

2015

Содержание

стр

Введение ………………………………………………………………… 3

  1. Требования, предъявляемые к учебной презентации к уроку……….. 5
  2. Методика подготовки к уроку с применением презентации………… 9
  3. Рекомендации по проведению уроков с применением

мультимедийной презентации …………………………………………11

Заключение …………………………………………………………….. 17

Список литературы ……………………………………….……………19

Приложение 1. Технологическая карта урока ……………………….. 20

Приложение 2. Карточки-задания для учащихся ……………………. 30

Приложение 3. Технологические карточки для учащихся …………. 32

Приложение 4. Презентация к уроку

Введение

Я услышал и забыл,

я увидел и запомнил,

я сделал и понял.

(Китайская поговорка)

В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача становится перед учителем, который должен такую деятельность учащихся организовать. ФГОС ставит перед учителями задачу развития  универсальных учебных действий, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Для эффективного решения данной задачи учитель современной школы должен владеть обширным арсеналом педагогических технологий, среди которых важнейшее место занимают информационные технологии (ИТ), основанные, прежде всего, на использовании компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), - технической составляющей информационно-образовательной среды образовательного учреждения. «Эффективное использование информационно-образовательной среды образовательного учреждения предполагает компетентность его  сотрудников в решении профессиональных задач с применением ИКТ…» [1]. Более того, одним из важных требований ФГОС ООО к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является «формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владением ИКТ, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет» [1].

Актуальность данной работы определяется тем, что при преподавании биологии с использованием ИТ,  одной из наиболее распространенных и удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Такая форма сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе.

Целью данной работы является углубление знаний и практическое освоение методики подготовки и приемов использования учебных презентаций при проведении уроков  для повышения качества обучения учащихся по биологии, развития их творческих способностей.

Задачи работы:

  • изучить психолого-педагогическую литературу и выяснить проблемы использования ИТ и, в частности,  мультимедийных презентаций в образовательном процессе;
  • изучить требования, предъявляемые к учебным презентациям;
  • рассмотреть методику подготовки к уроку с использованием технологической карты и мультимедийной презентации в рамках ФГОС и основы их разработки;
  • разработать практические материалы для проведения урока с использованием презентации;
  • обобщить рекомендации по проведению урока с использованием мультимедийной презентации.

Практическая значимость работы состоит в том, что приобретенные знания и умения, а также разработанные практические материалы позволят в дальнейшем в рамках ФГОС более активно и эффективно использовать ИТ для повышения качества знаний учащихся по биологии, развития их творческих способностей.

1. Требования, предъявляемые к учебной презентации к уроку

«Презентация» - переводится с английского как «представление» [2]. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ в виде логически связанной последовательности слайдов, объединенной одной тематикой и общими принципами оформления. В школе презентации используются при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Мультимедийная презентация создает эффект присутствия и у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Самое простое и доступное средство для создания презентаций - программа Microsoft PowerPoint [3], входящая в пакет прикладных программ Microsoft Office. Однако, при создании презентаций с помощью этой программы, необходимо напомнить то, что вообще-то очевидно, но чему порой не уделяется должного внимания, а именно то, что форма представления информации в электронном виде, как и в традиционных средствах — книгах, не менее важна, чем содержание. Оформление может усилить впечатление или значительно его ухудшить. В этом смысле, достаточно полно требования, предъявляемые к мультимедийной презентации, описаны в книге Д. Лазарева [2]. Применительно к учебной презентации к уроку в среде Microsoft    PowerPoint,  основные из них сведем в таблицу (Табл. 1).

Таблица 1

п/п

Элементы презентации

Требования

Структура презентации

        В общем случае презентация для сопровождения выступления при защите (представлении) учебного проекта, исследовательской работы на конференции, конкурсе и т.п. должна иметь следущую структуру:

      1-ый слайд – титульный лист – тема, автор (фамилия и инициалы, класс), руководитель (фамилия и инициалы учителя, квалифик. категория, преподаваемый предмет),  наименование учебной организации (в верхней части слайда);  

      2-ой слайд – цель и задачи работы (проекта);

      3-ой слайд – содержание (оглавление);

      последующие слайды – материалы для сопровождения доклада (сообщения);

     финальный слайд – список использованной литературы, источников информации (в т.ч. ссылок на интернет-ресурсы).

      При создании презентации для сопровождения урока нет необходимости придерживаться указанной структуры.

        Иллюстративная простая презентация может иметь  простую последовательность слайдов. Слайд с названием темы может быть расположен после слайдов, используемых на этапе актуализации знаний.

       В сложной (структуированной интерактивной) презентации слайд с оглавлением (меню) уместен. В этом случае  нужно иметь  гиперссылки для перехода на нужный раздел оглавления (слайд).

    Слайд с перечнем использованных источников в презентации к уроку в школе не нужен, вместо него в конце презентации обычно включают слайд с домашним заданием.

Шрифт

Текст должен быть хорошо виден. Размер шрифта должен быть максимально крупным на слайде! Самый «мелкий» для презентации – шрифт 24-26 пт (для текста) и 36-40 пт (для заголовков). Лучше использовать шрифты Arial, Verdana, Tahoma, Comic Sans MS.

Интервал между строк – полуторный. Стиль шрифта – лучше единый для всех слайдов.

Расположение информации на странице

Проще считывать информацию расположенную горизонтально, а не вертикально.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Форматировать текст нужно по ширине страницы.

Содержание информации

При подготовке текста презентации в обязательном порядке должны соблюдаться общепринятые правила орфографии, пунктуации, стилистики и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.), а также могут использоваться общепринятые сокращения.

Презентация – это иллюстративный ряд к уроку, а не учебник и не конспект урока, поэтому выносить на экран слова учителя, цели и задачи, правила, вопросы учителя, приветствие и прощание не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним. 

Объем

информации

Не допустимо заполнять один слайд слишком большим объемом информации: единовременно человеку трудно запомнить более трех фактов, выводов или определений. (Чем младше дети, тем меньше информации на слайде должно быть).  Наибольшая эффективность передачи содержания достигается, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Способы выделения информации

Следует наглядно размещать информацию: применять рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, выделять слова.

В то же время  важно не нарушать чувства меры: не перегружать слайды украшательством.

Использование списков

Списки из большого числа пунктов не приветствуются. Лучше использовать списки по 3-7 пунктов.

Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда.

Воздействие цвета

Важно грамотное сочетание цвета в презентации!

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

Для фона и текста нужно использовать контрастные цвета.

Цвет фона

Для фона необходимо выбирать более холодные тона со светлым шрифтом или светлый фон (но, желательно,  не совсем белый) и темные надписи. Пёстрый фон не применять. Учитывать, что  презентация отображается по-разному на экране монитора и через проектор (цветовая гамма через проектор искажается, будет выглядеть темнее и менее контрастно).

Размещение изображений и фотографий

В презентации размещать только предварительно оптимизированные (уменьшенные) изображения.

Картинки должны иметь размер не более 1024*768 пикселей, чтобы не получился большой размер презентации.

Иллюстрации располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставались неширокие свободные поля.

Перед демонстрацией обязательно проверять, насколько четко просматриваются изображения.

Плохой считается презентация, которая:

  • долго загружается т.к. имеет большой размер,
  • когда фотографии и картинки растянуты и имеют нечеткие изображения!

Все рисунки, фотографии должны иметь подрисуночную надпись.

Анимационные эффекты

Анимация не должна быть навязчивой! Не допускается использование побуквенной анимации и вращения, а также использование более 3-х анимационных эффектов на одном слайде.

Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п.

При использовании анимации следует помнить о недопустимости пересечения вновь появляющегося объекта с элементами уже присутствующих объектов на экране.

Звук

Не допускается сопровождение появления текста звуковыми эффектами из стандартного набора звуков PowerPoint.

Музыка должна быть ненавязчивая, а её выбор оправдан!

Единство стиля

Для лучшего восприятия нужно придерживаться единого формата (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма). Недопустимо использование в одной презентации разных шаблонов оформления!

15

Сохранение презентаций

Сохранять презентацию лучше в формате «Демонстрация PowerPoint»: с расширением  .pps (.ppsx). Тогда в одном файле окажутся все приложения (музыка, ссылки, видеофайлы, текстовые документы и.т.д.)

В любом случае материал презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности и педагогической целесообразности ее использования. Кроме перечисленного в  табл. 1, компьютерная презентация должна обеспечивать учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывной работы за компьютером для учащихся 1-х классов не более 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин; длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин) [5].

2. Методика подготовки к уроку с применением презентации

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности (универсальных учебных действий (далее - УУД)) [1].  Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Реализовать эти требования, на мой взгляд, позволит планирование урока в виде технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемых образовательных результатов.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС  [7, 8].   Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющий структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Можно предложить следующий порядок  работы при подготовке к уроку с ипользованием компьютерной презентации и планирования урока в виде технологической карты:

 1. Определение места урока в изучаемой теме и его тип.

 2. Формулировка цели и задач урока (содержательные и деятельностные).

3. Формулировка планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных).

 4. Обозначение этапов урока в соответствии с их целями и типом урока.

5. Структуирование содержания учебного материала по этапам.

6. Разработка (создание) презентации или поиск (подбор) готовой презентации из своей коллекции либо в сети Интернет и их переработка (адаптация) к планируемому уроку.

7. Выбор форм организации учебной деятельности учащихся  на уроке.

8. Разработка содержания деятельности учителя и учащихся по этапам.

9. Определение планируемых результатов каждого этапа (формируемые УУД).

10. Привязка слайдов презентации к соответствующим этапам урока и действиям учителя и учащихся (номера слайдов вносятся в таблицу технологической карты), определение порядка предъявления и способа смены слайдов.

Следует отметить, что приведенная выше последовательность разработки урока является, в известной степени, условной. Обычно при  разработке содержания деятельности учителя и учащихся на этапах урока приходится неоднократно возвращаться к корректировке содержание презентации.

На практике может сложиться ситуация, когда применение компьютерной презентации на уроке окажется невозможным, например, при банальном отказе компьютера или проектора. Поэтому, при подготовке к уроку с применением презентации, учитель должен всегда иметь ввиду это обстоятельство и подготовить необходимые иллюстрации, таблицы, схемы в бумажном варианте, а также быть готовым использовать для этой цели классную доску.  На случай невозможности использования презентации на уроке можно так же рекомендовать подготовить раздаточный материал на бумажной основе с нужными иллюстрационными материалами, в т.ч. путем распечатки необходимых слайдов подготовленной презентации. Печать данных слайдов производится в режиме «Раздаточные материалы».

Подготовка к уроку с применением компьютерной презентации предполагает обязательную тренировку с выполнением хронометража времени. Такой хронометраж поможет исключить ситуацию с нехваткой времени на уроке.  В ходе тренировки с хронометражом производится корректировка презентации и объема материалов и заданий, выносимых на данный урок.  

Что касается рекомендаций  по порядку разработки презентации к уроку, то часть из них вытекает из  требований  к учебной презентации, приведенных в первом параграфе данной работы, а другая часть, не затрагивающая технологических нюансов,  приводится далее, в третьем параграфе.  

В рамках данной работы автором разработана технологическая карта урока (Приложение 1), карточки-задания для учащихся (Приложение 2), технологические карточки для учащихся (Приложение 3) и презентация  для проведения урока в 5 классе в рамках ФГОС по теме «Общая характеристика грибов».   Урок разработан в соответствии с рабочей программой основного общего образования по курсу биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова, ориентированной на применение одноименного учебника издательства «Дрофа».

3. Рекомендации по проведению уроков с применением

мультимедийной презентации

Прежде всего, необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному перемещению учеников и учителя и не исключала возможность работы с классной доской, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и т.п.

Как правило, весь урок не должен быть полностью «завязан» на презентации, необходим обязательный учет требований СанПиНов. Есть уроки, на которых достаточно показа нескольких  плакатов с таблицами, рисунками, схемами или портретами. Тогда целесообразно использовать  презентацию в виде простой последовательности слайдов. В других случаях презентация может быть  составлена  в виде вопросов, схем, эффектной анимации и даже веселых человечков. Тогда весь урок проводится в виде фронтальной беседы, где виртуозными вопросами учителя учащиеся как бы подводятся к тому, что будет на следующем слайде. Слайды появляются как выводы из фронтальной беседы. Логично появляется новая для учеников информация, которая также усваивается в ходе беседы. Учащиеся ничего не записывают, т.к. в конце урока (не вначале!) все необходимые слайды в распечатанном виде (в виде раздаточного материала), или всю презентацию в электронном варианте, учитель передает ученикам.

Презентация не должна заменять практическую деятельность учеников. Нужно помнить, что лучше запоминается то, что делаешь своими руками, а не видишь на экране. Поэтому демонстрировать опыты лучше на практике, руками. В презентациях нужно показать то, что невозможно осуществить на практике.

На школьном уроке целью презентации может быть:

- актуализация знаний;

- сопровождение объяснения учителем нового материала;

- первичное закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний;

- контроль уровня знаний учащихся.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды. Вопросы могут быть представлены в виде простого текста, либо  как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Текст вопросов озвучиваются учителем. После одного или нескольких ответов  на поставленный вопрос целесообразно показать на слайде правильный ответ, что позволяет учащимся реализовать самооценку своих знаний.  

Вспоминая изученный материал, можно привести слайды из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. Предлагается учащимся, отвечающим на вопрос, использовать эти слайды. Можно привести слайды с некоторым видеорядом, где сознательно допущены ошибки. Учащимся предлагается в интерактивном режиме исправить ошибки с соответствующим обоснованием. Вариант такого приема имеется в презентации, прилагаемой к данной работе на DVD диске.

Для актуализации новых знаний в презентации приводится видеоряд изображений, на основании которого учащиеся делают вывод о теме урока, получают представление о содержании и формулируют задачи урока.

При сопровождение объяснения учителем нового материала можно предложить следующие рекомендации по содержанию и использованию презентации.

Слайды не следует перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно следует убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.

Известно, что материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, мультипликационную схему. Здесь слайды презентации незаменимы.

Учитель не должен быть привязан к слайдам презентации, важно поддерживать постоянный контакт с учащимися. В то же время, предъявляя новый слайд, и когда нужно акцентировать внимание на том, что учащиеся должны списать то, что показывается на слайде, нужно обязательно перенести и зафиксировать взгляд на слайде. Известно, что обучаемые смотрят туда, куда смотрит учитель. Когда необходимо повысить темп изложения материала, и когда внимание учащихся уже ослаблено, целесообразно  словами направлять учащихся, например,  “а теперь посмотрите (обратите внимание) на слайд …”

На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей. При этом на слайде презентации может остаться только название опыта, название объекта, модель которого демонстрируется или проектор может быть на время отключен (закрыт объектив крышкой), чтобы полностью сфокусировать внимание только на эксперименте.

В случае организации на уроке самостоятельного изучения учащимися материала темы с использованием учебника, в т.ч. при групповой работе, в презентацию целесообразно включать  слайды, которыми учащиеся смогут воспользоваться при изложении изученного материала классу. Для этого в ходе работы над текстом учащимся нужно представить возможность ознакомиться с этими слайдами. На этих слайдах следует использовать исключительно рисунки из учебника.

Первичное закрепление обычно проходит в виде беседы или при выполнении заданий (упражнений).

В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Здесь, кроме материалов к вопросам и самих вопросов, уместно после ответов на вопросы учащимися, также вывести в обобщенном виде правильные ответы и выводы. Можно предложить на этапе закрепления использовать слайды презентации, использовавшейся при объяснении нового материала, для самостоятельного комментария учащимися.

Задания на этапе закрепления предпочтительнее предъявлять в виде  индивидуальных карточек, а на слайде презентации показать правильные ответы.

Обобщению и систематизации знаний, как правило, отводится отдельный урок. Презентация, используемая на уроке обобщения может не отличаться стройной логикой, а представлять из себя отдельные наборы слайдов, используемых на уроке. Такая презентация может включать в себя слайды, взятые из презентаций, использованных на уже проведенных уроках по изучаемой теме. Компоновка этих слайдов должна обеспечить проведение сравнения, анализа, систематизации и формулирования итоговых выводов по теме. Здесь более уместно включить в презентацию видеофрагменты,  изображения и материалы позволяющие реализовать не репродуктивную, а развивающую функцию ИТ.

Заслуживают интерес также следующие варианты организации деятельности учащихся с презентациями на уроке:

1. Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.

2. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Предлагается изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

3. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Предлагается, изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответить на вопрос.

4. Ученики получают задание по теме и набор рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Предлагается создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка необходимо вставить небольшой текстовой фрагмент.

Одним из целесообразных и важных направлений использования презентаций на уроках, на мой взгляд,  является создание презентаций самими учащимися для сопровождения представления учащимися перед классом своих докладов, ученических проектов, а также сопровождения уроков, проводимых старшеклас-сниками с учениками младшей и средней ступени.

Учащимся дается тема и предлагается создать презентацию из не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила - презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы. Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии или рисунка на слайде и текст небольшого объема. Оформление на усмотрение ученика, но стиль можно обговорить с учителем, особенно, если учитель предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву урока. Эти требования не должны быть жесткими и звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, с программой PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль.

Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же по таким докладам можно включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и учащиеся с удовольствием просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.  

Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Учитель, начавший работу по созданию презентаций к своим урокам, обязательно столкнется с нехваткой интересных изображений, видеофрагментов и т.д. Поэтому является существенным создание банка изображений, анимации, видеофрагментов по предмету. Сбор такого банка - процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в систематической работе по созданию и применению электронных презентаций. Учащиеся здесь - первые помощники.

Заключение

Современный урок  с применением компьютерной презентации строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. В то же время, подготовка к уроку с применением компьютерной презентации – это довольно трудоемкий процесс, требующий достаточно большого времени и владения в необходимом объеме технологией создания презентации с использованием прикладной программы  Microsoft PowerPoint. При этом к учебной, как и к другим видам презентаций, предъявляются определенные требования, рассмотренные в данной работе выше.   Необходимы также определенные знания и навыки в качестве пользователя персонального компьютера для демонстрации презентации в ходе урока. Только при названных условиях возможна реализация всех преимуществ применения компьютерной презентации на уроках:

1. Повышается привлекательность урока, его эстетическая форма: качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране, что повышает интерес учащихся к обучению;

2. Обеспечивается высокий уровень наглядности на уроке;

3. Увеличивается плотность урока, т.е. более рационально используется время, в результате  повышается производительность урока;

 4. Повышается уровень интерактивности обучения;

5. Позволяет реализовать технологию дифференцированного обучения за счет структуирования учебного материала и обеспечения перехода к нужной информации (для сильных, слабых и дополнительного материала)  с помощью гиперссылок;

6. Преподаватель создающий или использующий презентацию к уроку, должен обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что так же положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Однако, при всех преимуществах применения компьютерной презентации, при подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является ее применение. Надо всегда помнить, что ИКТ - это не цель, а средство обучения, позволяющее, в первую очередь, обеспечить высокую наглядность - дидактический принцип обучения, упомянутый в известной фразе К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас...), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...» [6].

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт -

 http://www.edu.ru/db/portal/obschee/

2. Дмитрий Лазарев. Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — с. 142

3. Брыксина О.Ф., Овчинникова О.А. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога. Самара; СИПКРО, 2004. — 40 с.

4. Рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-образовательных презентаций MicrosoftPowerPoint – http://docs.google.com/Doc?id=dcrwjdpd_102gqsnqhdt

5. Требования к презентации. - НПФК.Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. – http://www.openclass.ru/wiki-pages/31184

6. Ушинский К.Д. Родное слово//Избр. пед. соч. в 2 т. – М.: Учпедгиз, 1954. Т.2. – 437 с.

7. Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения -  https://docviewer.yandex.ru

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения).

9. Программа основного общего образования по курсу биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова //Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие / Сост. Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2014,- 382.

10. Учебник. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.   5кл.: учебник / В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2014.-141, (3) с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения

Эффективность урока - это его результативность.Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....

Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения

Эффективность урока - это его результативность. Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....

Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс).

Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс). Данная презентация подразумевает работу учащихся в пяти творческих ...

Проведение уроков с использованием ИКТ

Данный материал поможет эффективно использовать ЭОР на уроках...

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы).

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы)....

Технология проведения уроков с использованием электронного учебника

Возможности использования электронного учебника...