Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии на тему

Матыгулина Наталья Валерьевна

Рабочая программа по биологии для учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dlya_att_r_p.zip263.07 КБ

Предварительный просмотр:

п\п

Раздел, тема урока

Тип урока

К-во часов

Дата

Цель

Задачи

Словарная работа

Лабораторные и практические работы

Основные знания и умений

I  четверть    (17 часов)

1

Окружающий нас мир

2

1

Человек и природа

Сообщение новых знаний

1

07.09

Дать сведения о живой и неживой природе, мире, который нас окружает.

Дать представления о изменении окружающей природной среды с развитием человечества. Способствовать развитию памяти, внимания, запоминания. Прививать интерес к предмету, воспитание аккуратности.

Остров, звери, хищник.

Знать:

Изменения, происходящие в окружающей природной среде, связанные с развитием человечества; образ жизни и занятий горожан и жителей села.

Уметь:

Проводить  наблюдения за живыми и неживыми природными объектами окружающего мира, своей местности. НРК

2

Экскурсия в природу

Урок-экскурсия

1

09.09

Наблюдение за предметами и явлениями окружающими нас.

Наблюдение за растительным и животным миром, трудом людей нашей местности, связанном с сезонными изменениями. Развитие наблюдательности. Воспитание любви к родному краю.

2

Изменения в жизни природы

23

3

Календарь природы

Комбинированный

1

14.09

Дать элементарные представления о календаре природы.

Разъяснить необходимость «календарь» для жизни человека, дать представления о планетах и других телах солнечной системы. Развитие памяти.

Воспитание бережливости.

Знать:

Значение календаря для жизни человека, название планет и тел солнечной системы.

Уметь: пользоваться календарем, активно участвовать в беседе.

4

Погода

Комбинированный

1

16.09

Формировать представления о погоде, изменениях погоды, и факторах влияющих на погодные условия.

Дать представление о взаимосвязи различных погодных явлений. Развивать мышление, память.

Воспитывать аккуратность, прилежание.

Погода.

Знать:

Что такое погода, погодные явления, погодные особенности нашей местности. НРК

Уметь: пользоваться календарем, активно участвовать в беседе.

5

Температура воздуха

Комбинированный

1

21.09

Дать сведения об необходимости измерения температуры воздуха, разновидностях термометров.

Разъяснить причины, по которым человек должен знать температуру воды, температуру воздуха. Дать представление о разновидностях термометров. Развитие внимания, долговременной памяти. Вызвать интерес к изучению темы.

Термометр

Знать: необходимость  измерения температуры, названия термометров, способы измерения температур.

Уметь: пользоваться термометрам для измерения температуры воды, воздуха, тела человека.

6

Практическая работа№1: «Строение, работа термометра»

1

23.09

Обобщить знания учащихся о необходимости измерения температуры воздуха, разновидностях термометров.

Вспомнить о  необходимости измерения температуры воздуха. Способах и приборах измерения температуры (воды, воздуха, тела). Самостоятельно выполнить лабораторную работу. Развивать мышление, память. Воспитывать ответственность при вы полнении работы.

Практическая работа №1. «Строение, работа термометра»

7

Вода в воздухе. Осадки

Комбинированный

1

28.09

Формировать представления о присутствии в воздухе воды, образовании осадков.

Разъяснить причины образования и выпадения таких природных явлений, как туман, роса, изморозь. Дать представления об образовании  и разновидностях облаков. Способствовать развитию логического мышления. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Осадки.

Знать:

Что такое осадки, как они образовываются.

Уметь:

Называть виды облаков, активно участвовать в беседе.

8

Ветер

Комбинированный

1

30.10

Формировать представления о ветре, силе ветра, о его влияниях на погоду.

Вспомнить, с чем связанна подвижность воздуха, разъяснить причины появления ветра, и его влиянии на природу. Развивать внимание, долговременную память.

Воспитывать

Ветер.

Знать:

Причины  появления ветра, влияние ветра на природу.

9

Прогноз погоды

Комбинированный

1

05.10

Дать сведения о необходимости для человека знать прогноз погоды.

Разъяснить, для чего человеку необходимо знать прогноз погоды, какие службы ведут наблюдение за изменением погоды. Развивать внимание, логическое мышление.

Воспитывать  любовь к окружающей природной среде.

Знать:

Название службы  наблюдения за погодными условиями; причины по которым человеку необходимо знать прогноз погоды; факторы погоды  влияющие на организм человека, правила безопасности в различных погодных условиях.

Уметь:

Проводить наблюдения за погодными условиями, фиксировать погоду в календаре природы.

10

Экскурсия на метеостанцию

Урок-экскурсия

1

07.10

Организовать  наблюдения за приборами определяющими погоду.

Обобщить знания детей, для чего и при помощи каких приборов определяют температуру воздуха, влажность, силу ветра.

Развитие наблюдательности. Воспитывать  уважительное отношение к людям разных профессий.

11

Погода и мы

Комбинированный

1

12.10

Формировать представления о влиянии погоды на организм человека.

Разъяснить какие природные факторы влиянию на организм человека, какие правила необходимо соблюдать во избежание перегрева, переохлаждения организма. Развивать память, мышление. Воспитание бережного отношения к своему организму.

12

Смена дня и ночи

Сообщение новых знаний

1

14.10

Дать представления о форме нашей планеты, и участии нашей планеты в космических движениях.

Разъяснить какую форму и вид наша планета имеет из космоса. Развитие наблюдательности, памяти.

Воспитание бережного отношения к нашей планете.

Знать:

Какую форму имеет наша планета, что происходит с нашей планетой за сутки, продолжительность земных суток, названия точек не участвующих в суточном движении, что такое – ось.

Уметь:

Активно участвовать в обсуждении темы, определять  на глобусе ось, полюса.

13

Смена дня и ночи

Комбинированный

1

19.10

Формировать представление о движении Земли вокруг своей оси.

Вспомнить, какую форму имеет наша планета, дать представление о вращении Земли вокруг своей оси, точках которые не участвуют в суточном движении. Развитие долговременной памяти, логического мышления. Воспитание бережного отношения к планете на которой мы живет.

Ось.

14

Суточные часы

Комбинированный

1

21.10

Дать представления о «суточных часах», изменениях в природе при смене дня и ночи.

Закрепить знания о смене дня и ночи, разъяснить, что происходит в природе при смене дня и ночи, о влиянии «суточных часов» на горные породы и образование «суточных ветров». Развитие внимания, мышления. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Горные породы.

Бриз.

Знать:

Что происходит в природе  при смене дня и ночи, примеры суточных изменений температуры воздуха, какие ветры называют «суточными».

15

Сутки в жизни растений и животных

Комбинированный

1

26.10

Формировать представление о влиянии смены дня и ночи на растительный и животный мир.

Вспомнить, как ведут себя наши домашние животные в течение суток, дать представления о необходимости смены дня и ночи для растений и животных. Развитие внимания, памяти. Воспитание бережного отношения к растениям и животным.

Знать:

О необходимости смены дня и ночи для растений и животных.

Уметь:

Проводить наблюдения за домашними животными.

16

Смена времен года

Комбинированный

1

28.10

Формировать представления о смене времен года, причинах этого явления.

Дать представление о движении Земли вокруг Солнца, и главной причины смены времен года, о смене освещенности полушарий при движении Земли вокруг Солнца. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Знать:

Название времен года по порядку, месяцы; причину смены времени года; какую форму имеет наша планета, переходные сезоны года; о смене освещенности полушарий при движении Земли вокруг Солнца, продолжительность года.

Уметь:

Активно участвовать в обсуждении, пользоваться глобусом, называть времена года, месяцы.

17

Смена времен года

Комбинированный

1

02.11

Формировать представления о смене времен года, причинах этого явления.

Дать представление о движении Земли вокруг Солнца, и главной причины смены времен года, о смене освещенности полушарий при движении Земли вокруг Солнца, протяженности года. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к изучаемой теме.

II четверть ( 14 часов)

18

Осень. Осень нашего края.

Комбинированный

1

09.11

Дать представления о природных явлениях  осени.

Вспомнить о причинах смены времен года, дать представления о признаках осени , особенностях прихода осени характерных для нашей местности. Развитие наблюдательности. Воспитывать любовь к родному краю.

Сентябрь.

Октябрь.

Ноябрь.

Знать:

Характерные признаки осени, начало осени по календарю, особенности прихода осени в нашей местности. НРК.

Уметь:

Называть месяцы осени. Проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе.

19

Зима. Зима нашего края

Комбинированный

1

11.11

Дать представления о природных явлениях  зимы.

Вспомнить о причинах смены времен года, дать представления о признаках зимы, особенностях прихода зимы характерных для нашей местности. Развитие наблюдательности. Воспитание любви к родному краю.

Декабрь.

Январь.

Февраль.

Знать:

Характерные признаки зимы, начало зимы по календарю, особенности прихода зимы в нашей местности. НРК.

Уметь:

Называть месяцы зимы. Проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе.

20

Весна. Весна нашего края

Комбинированный

1

16.11

Дать представления о природных явлениях  весны.

Вспомнить о причинах смены времен года, дать представления о признаках весны, особенностях прихода весны характерных для нашей местности. Развитие наблюдательности. Воспитание любви к родному краю.

Март.

Апрель.

Май.

Знать:

Характерные признаки весны, начало весны по календарю, особенности прихода весны в нашей местности. НРК.

Уметь:

Называть месяцы весны. Проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе.

21

Лето. Лето нашего края

Комбинированный

1

18.11

Дать представления о природных явлениях  лета.

Вспомнить о причинах смены времен года, дать представления о признаках лета, особенностях прихода лета характерных для нашей местности. Развитие наблюдательности. Воспитывать любовь к родному краю.

Июнь.

Июль.

Август.

Знать:

Характерные признаки лета, начало лета по календарю, особенности летнего периода  в нашей местности. НРК.

Уметь:

Называть месяцы лета. Проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе.

22

Многолетние изменения в природе.

Комбинированный

1

23.11

Формировать представления о изменениях происходящих с момента появления Земли.

Разъяснить, как на протяжении 5 миллиардов лет продолжалось формирование земной поверхности, воды, воздуха, живых организмов, человечества.  Развитие мышления, памяти. Воспитывать бережное отношение к окружающей природной среде.

Лишайники.

Знать:

Причины и примеры многолетних изменений в природе, чем почвы отличаются от горных пород,

Уметь:

Активно участвовать в обсуждении темы, пользоваться таблицами, схемами об многолетних изменениях в природе.

23

Многообразие живых организмов.

Комбинированный

1

25.11

Дать представления  о разнообразии живых организмов.

Формировать представления о появлении на Земле живых организмов. Развитие памяти, логического мышления. Воспитывать любви к живым организмам.

Знать:

Названия и отличительные признаки основных групп живых организмов;

Уметь:

Перечислять, различать представителей основных групп живых организмов, активно участвовать в обсуждении темы.

24

Многообразие живых организмов

Комбинированный

1

30.11

Формировать представление о многообразии живых организмов.

Вспомнить о возникновении живых организмов на Земле, дать представление о современных живых организмах,  обитающих на нашей планете. Развитие внимания, памяти. Воспитывать любовь к окружающей природной среде.

25

Повторительно- обобщающий урок

Обобщения и повторения материала

1

02.12

Обобщать и закреплять  весь пройденный материал по второму разделу.

Закреплять понятия о изменениях в жизни природы. Применять полученные знания в практической деятельности. Формировать умения работать самостоятельно и активно на уроках.

3

Наша Родина – Россия

12

26

Российская Федерация

Сообщение новых знаний

1

07.12

Формировать представления о полушарии и континенте, на котором находиться наша страна

Дать представление о расположении России на земном шаре, о водах омывающих Россию, населении. Развитие внимания, логического мышления. Воспитывать любовь к Родине.

Континент

Знать:

Расположение Российской Федерации на карте, воды омывающие Россию, население России.

Уметь:

Работать с картой, находить Российскую Федерацию на карте полушарий.

27

Практическая работа№2«Расположение Российской Федерации на карте»

1

09.12

Обобщать и закреплять знания учащихся о расположении России на земном шаре.

Вспомнить о расположении России на карте полушарий, континенте, водами каких океанов омывается наша страна. На контурной карте обозначить границу России, Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический океаны. Столицу России, граничащие страны. Развитие наблюдательности, памяти. Воспитывать любовь к Родине.

Практическая работа №2 «Расположение Российской Федерации на карте»

28

Города и села. Города и села нашего края.

Комбинированный

1

14.12

Дать представления о городах и селах нашей страны.

Вспомнить о наблюдениях за жизнью односельчан, сравнить их деятельность с деятельностью жителей городов. Формировать представления о основных различиях жителей села и горожан. Развитие памяти, наблюдательности. Воспитывать любовь к Родине.

Знать:

Названия крупных городов и сел России, своей местности, расположение крупных городов на карте, образ жизни и занятий горожан и жителей села.

Уметь:

Называть крупные города  нашей страны, пользовать картой.

29

Москва – столица России

Комбинированный

1

16.12

представления о столице России – городе Москва.

Вспомнить о расположении России на географической карте, дать представления о Москве – столице нашей Родины, достопримечательностях Москвы. Развитие памяти, логического мышления. Воспитывать любовь к Родине.

Знать:

Что такое – столица. Название столицы России, основные достопримечательности Москвы, транспортные пути Москвы с различными регионами.

Уметь:

Активно участвовать в беседе, называть столицу России, достопримечательности Москвы, транспортные пути  с другими регионами.

30

Разнообразие поверхности

Комбинированный

1

21.12

Формировать представления о разнообразии земной поверхности, о горных породах слагающих земную поверхность.

Дать представления о основных формах земной поверхности – горах и равнинах. Развитие логического мышления, внимания. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Знать:

Основные формы земной поверхности.

Уметь:

Пользовать таблицами и схемами.

31

Полезные ископаемые.

Сообщение новых знаний

1

23.12

Дать представления о полезных ископаемых, применении полезных ископаемых.

Разъяснить, что такое полезные ископаемые, какие бывают полезные ископаемые. Развитие логического мышления, памяти. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Каменный уголь

Нефть

Природный газ

Знать:

Состояния природных тел, названия полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых.

Уметь:

Называть  полезные ископаемые, различать полезные ископаемые на наглядном материале.

II  полугодие

III четверть ( 17  часов)

32

Полезные ископаемые нашего края

Комбинированный

1

25.01

Дать представления о полезных ископаемых, местах их добычи в нашем крае.

Вспомнить, какие бывают полезные ископаемые, формировать представления о полезных ископаемых ,добываемых в нашем округе. Развитие памяти, внимания. Воспитывать любовь к родному краю

Знать:

 названия полезных ископаемых добываемых в нашей местности , способы добычи полезных ископаемых, их использование.

Уметь:

Называть  полезные ископаемые добываемые в нашей местности , различать полезные ископаемые на наглядном материале. распознавать полезные ископаемые по внешнему виду. НРК

33

Практическая работа №3. «Обозначение и места добычи  полезных ископаемых»

1

27.01

Обобщить и закрепить знания о полезных ископаемых, местах их добычи, применении.

Вспомнить о расположении месторождений нефти и природного газа в нашем округе, обозначить на контурной карте места добычи различных полезных ископаемых. Развивать наблюдательности, памяти. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Знать:

Состояния природных тел, названия полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых, условные обозначения полезных ископаемых.

Уметь:

пользоваться контурной  картой, таблицей условных обозначений полезных ископаемых, распознавать полезные ископаемые

34

Природа России

Комбинированный

1

01.02

Формировать представления о разнообразии природы России.

Вспомнить о многообразии форм земных поверхностей. Дать представления о разнообразии природы России на примере смены природных зон, о разнообразии растительного и животного мира различных природных зон. Развивать внимание, память. Воспитывать любовь к окружающей природной среде.

Мхи

Гнездование.

Знать:

Названия природных зон, представителей животных и растений  различных природных зон.

Уметь:

Пользоваться картой природных зон России, активно участвовать в беседе.

35

Заповедники и национальные парки России

Комбинированный

1

03.02

Формировать представления о заповедниках и национальных парках, как охраняемых природных территориях.

Вспомнить о разнообразии растительного  и животного мира России. Разъяснить для чего были созданы заповедники и национальные парки, в чем различие заповедника и национального парка. Развивать логическое мышление, память. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Знать:

Для чего создаются заповедники и национальные парки, в чем их различие, названия заповедников и национальных парков нашей местности, что такое Красная книга, названия животных нашей местности, которые занесены в Красную книгу.

36

Заповедники и национальные парки нашего края

Комбинированный

1

08.02

Формировать представление о заповедниках и национальных парках нашего края.

Вспомнить о значении заповедников и национальных парков, дать представление о расположении заповедников и национальных парков на территории ХМАО. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать бережное отношение к окружающей природной среде.

37

Повторительно – обобщающий урок

Обобщения и повторения материала

1

10.02

Обобщать и закреплять  пройденный материал по третьему разделу.

Закрепить понятия о расположении Российской Федерации на географической карте, населении страны, столице России, природных богатствах, заповедниках и национальных парках нашей Родины. Развивать память, логическое мышление. Воспитывать любовь к Родине.

4

Увлекательные путешествия в мир природы

22

38

Экскурсия «Наблюдение за  природой в лесу»

Урок-экскурсия

1

15.02

Организовать наблюдения за природными объектами леса.

Вспомнить о значении леса, обитателях леса, растительном мире, правилах поведения в лесу. Развивать наблюдательность. Воспитывать чувство ответственности за окружающий нас мир.

Знать:

Что такое лес, каково значение леса для человечества, названия животных,  и растений произрастающих в лесу

Уметь:

Проводить наблюдения за природой в лесу.

39

Лес.

Комбинированный

1

17.02

Формировать представления о многообразии растительного и животного мира лесов (хвойные, смешанные, лиственные )

Разъяснить о значении леса в жизни человека. Развивать любознательность, память. Воспитание любви к природе.

40

Растения леса. Растения леса ХМАО.

Комбинированный

1

22.02

Дать представления о многообразии растительного мира леса, лесов нашей местности.

Вспомнить о значении леса в жизни человека. Дать представления о растительном мире леса, нашей местности. Рассмотреть гербарий с лесными видами растений. Развивать наблюдательность, память.

Воспитывать любовь к родной природе.

Знать:

Что такое лес, каково значение леса для человечества, названия животных,  и растений произрастающих в лесах нашей местности.

Уметь:

Проводить наблюдения за природой в лесах нашей местности.

41

Грибы.

Комбинированный

1

24.02

Формировать представление о строении, особенностях их произрастания.

Разъяснить, какое значение природе имеют грибы. Рассказать о строении, особенностях произрастания грибов. Развивать память, логическое мышление. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Грибница.

Знать:

Значение грибов в природе, особенности строения и произрастания.

Уметь:

Распознавать части строения гриба, пользоваться таблицами и схемами строения гриба.

42

Грибы.

Комбинированный

1

29.02

Дать представления о разнообразии грибов (съедобных и несъедобных), значении грибов в природе.

Вспомнить о строении и особенностях произрастания грибов. Рассказать о разнообразии грибов, правилах сбора, значении грибов в жизни леса. Развивать память, внимание. Вызвать интерес к изучению темы.

Подберезовик.

Подосиновик.

Знать:

Значение грибов в природе, особенности строения и произрастания, названия съедобных и несъедобных грибов.НРК

Уметь:

Распознавать части строения гриба, пользоваться таблицами и схемами строения гриба, называть названия грибов.

43

Лесной дом и его обитатели

Комбинированный

1

02.03

Формировать представления об обитателях леса.

Вспомнить о значении леса в жизни растений и животных, дать представление о нишах (ярусах) в которых находятся различные растения и животные. Развивать наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Знать:

Что такое лес, каково значение леса для человечества, названия животных,  и растений произрастающих и обитающих в лесах нашей местности.

Уметь:

Проводить наблюдения за природой в лесах нашей местности, распознавать животных и растения леса.

44

Птицы леса

Комбинированный

1

09.03

Формировать представления о причинах многообразия растений и животных в лесу, их связей друг с другом.

Рассказать о разнообразии птиц леса, связях друг с другом. Развивать память, мышление. Воспитывать чувство ответственности за братьев наших меньших.

Дятел.

Сова.

Знать:

Что такое лес, каково значение леса для человечества, названия птиц обитающих  в лесах нашей местности. НРК.

Уметь:

Проводить наблюдения за природой в лесах нашей местности, распознавать птиц леса.

45

Змеи и ящерицы

Комбинированный

1

14.03

Формировать представления о многообразии змей их особенностях.

Вспомнить о значении леса в жизни животных, многообразии лесных обитателей. Дать представления о змеях и ящерицах, их особенностях, образе жизни, значении в природе. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать любовь к природе.

Знать:

Что такое лес, каково значение леса для человечества, особенности строения и образа жизни змей и ящериц.

Уметь:

Узнавать и показывать змей и ящериц на таблицах и схемах.

46

Насекомые леса

Комбинированный

1

16.03

Формировать представления о внешнем строении, среде обитания, образе жизни насекомых.

Вспомнить о значении леса в жизни животных, многообразии лесных обитателей. Дать представления о многообразии насекомых обитающих в лесу. Развивать память, внимание.

Воспитывать любовь к природе.

Знать:

Что такое лес, каково значение леса для человечества, внешнее строение, среду обитания, образ жизни насекомых.

Уметь:

Узнавать и показывать насекомых леса на таблицах и схемах. Проводить наблюдения в лесу.

47

Луг

Сообщение новых знаний

1

21.03

Формировать представления о природном сообществе луг.

Разъяснить об условиях формирования, многообразии, значении в природе и жизни человека лугов. Развивать память, логическое мышление.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Знать:

Что такое – луг.  Об условиях формирования лугов значение лугов в природе и для человека, названия луговых растений и животных, обитателей почв, насекомых, их внешнем строении, образе жизни обитателей луга.

Уметь:

Узнавать и показывать представителей природного сообщества – луг.

48

Луговые травы

Комбинированный

1

23.03

Формировать  представления о разнообразии луговых растений, их необходимости для животных и человека.

Вспомнить об  условиях формирования, многообразии, значении в природе и жизни человека лугов. Рассказать о разнообразии луговых растений, их необходимости для животных и человека. Развивать память, внимание. Воспитание бережного отношения к природе

IV четверть (20  часов)

49

Животный мир луга

Комбинированный

1

30.03

Формировать  представления о разнообразии  животного мира луга.

Вспомнить о условиях формирования, многообразии, значении в природе и жизни человека лугов. Объяснить особенности формирования животного населения луга. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать любовь к природным сообществам.

50

Обитатели почв

Комбинированный

1

04.04

Дать представления о многообразии почвенных обитателей на лугах.

Вспомнить о многообразии обитателей луга, рассказать разнообразии почвенных обитателей луга. Развивать внимание, память. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Почва.

51

Болото

Сообщение новых знаний

1

06.04

Дать  представление о формировании болот их многообразии и значении.

Разъяснить причины образования болот их многообразие их значение. Рассказать о болотах верховых и низинных. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь к окружающей природной среде.

52

Болото

Комбинированный

1

08.04*

Обобщить и закрепить знания о формировании болот и их многообразии, значении.

Вспомнить о многообразии и причинах  формировании болот. Рассказать о значении болот в жизни человека. Развивать логическое мышление. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

53

Растения болот

Комбинированный

1

11.04

Формировать представления о многообразии растительного мира болот.

Вспомнить о многообразии и причинах  формировании болот. Дать представления о растительном мире болот, формировании торфа. Рассмотреть гербарий растений болот. Развивать наблюдательность, память. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Сфагнум.

Кукушкин лён.

Знать:

Что такое – болото.  Об условиях формирования болот, значение болот  в природе и для человека, названия болотных растений и животных, , их внешнем строении, образе жизни обитателей болот.

Уметь:

Узнавать и показывать представителей природного сообщества – болото.

54

Птицы болот

Комбинированный

1

13.04

Формировать представления о многообразии животного мира болот.

Вспомнить о многообразии и причинах  формировании болот. Дать представления о многообразии животного мира болот, значении для природы и человека. Развивать  логическое мышление, память. Воспитывать  любовь к окружающей среде.

Знать:

Что такое – болото.  Об условиях формирования болот, значение болот  в природе и для человека, названия птиц обитающих на болотах нашей местности. НРК.

Уметь:

Узнавать, описывать внешнее строение птиц болот.

55

Вода на Земле

Сообщение новых знаний

1

18.04

Формировать представления о значении воды на Земле.

Рассказать  о многообразии водоёмов, их значении для жизни человека, о круговороте воды в природе. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать чувства бережного отношения к водным богатствам

Океан.

Знать:

Названия водоемов, их значение для жизни человека, что такое круговорот воды в природе.

Уметь:

Описывать, рассказывать о круговороте воды в природе.

56

57

Животные морей и океанов

Комбинированный

2

20.04

22.04*

Дать представления о многообразии животных, обитающих в морях и океанах.

Вспомнить о многообразии водоёмов, их значении для жизни человека. Рассказать о многообразии, среде обитания, образе жизни животных морей и океанов. Развивать логическое мышление. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Краб.

Креветка.

Медуза.

Морская звезда.

Знать:

Названия животных обитающих в морях и океанах, их внешнее строение, образ жизни.

Уметь:

Описывать, показывать животных обитателей морей и океанов.

58

Жизнь на границе двух сред

Комбинированный

1

25.04

Дать представления об особенностях растений и животных, составляющих сообщество на (примере озера.)

Вспомнить о многообразии водоёмов, их значении для жизни человека. Рассказать о многообразии, среде обитания, образе жизни животных пресных водоемов. Развивать логическое мышление. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Знать:

Названия обитателей пресных водоемов, представителей приспособленных к обитанию в двух средах, названия животных обитающих на берегу водоема.

Уметь:

Описывать, различать обитателей пресных водоемов, активно участвовать в обсуждении

59

Повторительно- обобщающий урок

Обобщения и повторения материала

1

27.04

Обобщать и закреплять весь пройденный материал по четвертому разделу.

Закрепить знания о природных сообществах, многообразии растительного и животного мира нашей планеты. Применять полученные знания в практической деятельности. Формировать умения работать самостоятельно и активно на уроках.

5

Рядом с нами

9

60

Культурные растения

Сообщения новых знаний

Комбинированный

1

04.05

Формировать представления о причинах обусловивших появление культурных растений

Разъяснить причины  появления культурных растений, дать представления о различии дикорастущих и культурных растений, о многообразии культурных растений. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Знать:

Характерные отличительные признаки культурных растений, названия культурных растений.

Уметь:

Описывать  по внешнему строению культурные растения, проводить наблюдения за выращиванием культурных растений.

61

Практическая работа №4. «Уход за комнатными растениями».

1

11.05

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Закрепить знания об уходе за комнатными растениями.

Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать любовь к природной среде.

Практическая работа№4 «Уход за комнатными растениями»

62

Сад. Садовые растения

Комбинированный

1

16.05

Формировать представления о плодово-ягодных деревьях растущих в садах.

Вспомнить о причинах появления культурных растений. Дать представления о разнообразии, строении садовых растений, и условий их выращивания. Развивать память, внимание. Воспитывать любовь к природе.

Знать:

Названия плодовых деревьев, животных обитающих в саду, способы получения богатого урожая.

Уметь:

Описывать строение и внешний вид садовых растений, рассказывать о способах ухода за садовыми растениями.

63

Цветочно – декоративные растения.

Комбинированный

1

18.05

Формировать представления о цветочно –декоративных растениях.

Вспомнить о причинах появления культурных растений. Дать представления о разнообразии, строении цветочно -  декоративных растений, и условий их выращивания. Развивать память, внимание. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Знать:

Названия цветочно-декоративных растений, их строение, условия выращивания.

Уметь:

Описывать  строение и внешний вид цветочно-декоративных растений. Рассказывать о способах ухода и выращивания цветочно- декоративных растений.

64

Практическая работа.№6 «Работа на пришкольном участке»

1

20.05*

Весенняя обработка почвы.

Закрепить знания о разнообразии земной поверхности. Весенняя обработка почвы (рыхление, вскапывание). Воспитание самостоятельности и трудолюбия.

Практическая работа№5. «Работа на пришкольном участке»

Знать:

Форы земной поверхности, способы весенней обработки почвы.

Уметь:

Пользоваться рабочим инвентарем, соблюдать технику безопасности при работе с рабочим инструментом, производить рыхление, вскапывание почвы.

65

Огород

Комбинированный

1

23.05

Формировать представления о растениях, выращиваемых на огороде.

Вспомнить о причинах появления культурных растений. Дать представления о растениях, выращиваемых на огородах. Объяснить об особенностях, выращивания, различных овощных культур. Развивать наблюдательность. Вызвать интерес к изучаемой теме.

Знать:

Названия растений выращиваемых на огородах, их внешнее строение, способы выращивания огородных растений.

Уметь:

Описывать внешнее строение огородных растений, рассказывать о способах ухода  и выращивания растений огорода.

66

Поле. Полевые растения

Комбинированный

1

25.05

Формировать представления о растениях, выращиваемых на полях.

Вспомнить о причинах появления культурных растений. Дать представления о растениях, выращиваемых на полях, их значении в сельском хозяйстве. Объяснить особенности выращивания, различных  культур. Развивать наблюдательность. Вызвать интерес к изучаемой теме

Злаки.

Знать:

Названия растений выращиваемых на полях, их внешнее строение, способы выращивания полевых растений.

Уметь:

Описывать внешнее строение полевых растений, рассказывать о способах ухода  и выращивания растений полей.

67

Природа и наше будущее

Комбинированный

1

27.05*

Дать представления о мерах охраны окружающей природной среды

Формировать представление о значении природоохранных мероприятий для человека и природы

Развивать наблюдательность.

Воспитывать чувство любви к окружающему миру

Экология

Знать: что такое экология, некоторых  представителей  растений  и животных Красной книги, мероприятия  по охране окружающей природной среды

Уметь:

Рассказывать о животных и растениях Красной книги, находить их на иллюстрациях

68

Повторительно – обобщающий урок

Обобщения и повторения материала

1

30.05

Закреплять  знания о появлении культурных растений, растений сада, цветочно-декоративных растений, растений полей и огородов. Условий выращивания  культурных растений и их ценности для природы и человека.

Применять полученные знания в практической деятельности. Формировать умения работать самостоятельно.

Знать:

названия растений огорода, полей, цветочно-декоративных растений, условия их выращивания.

Уметь:

Различать по внешнему виду и строению культурные растения, описывать способы ухода и выращивания культурных растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...