открытый урок
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plen.griby_.docx | 69.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Плесневые грибы и дрожжи.
Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедеятельностью;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: спорангии, мукор, пеницилл, дрожжи.
– формировать умение сравнивать шляпочные грибы и плесневые грибы.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- Оценивать собственный вклад в работу;
- Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, видеофрагментами, выполнение различных заданий в маршрутных листах, фронтальный опрос, беседа,
самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.
Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский, лабораторная работа.
Приемы деятельности учителя:
работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения:
- Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
- Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
- Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
- Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
- Аспект контроля: фронтальный, взаимоконтроль, самоконтроль итоговый.
Формируемые компетенции:
учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
Оборудование: рисунки плесневых грибов, компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеофильм, натуральные объекты - колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, микроскоп.
Ход урока:
Приветствие: Учитель: Добрый день, ребята! Садитесь. Настройтесь на рабочий лад. А теперь начнём наш урок.
Ребята я прошу ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь?
«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»
И так
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о плесени)
- А где вы видели плесень?
- Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти?
( Дрожжи)
- Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.)
- Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни)
- Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться)
- Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы)
- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)
Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).
Запишите ее в тетрадь.
Сегодня каждый из вас получит оценку на уроке. Оценивать себя вы будете самостоятельно. Для оценивания будите использовать конвертик, в котором лежат критерии и шкала оценок для каждого задания. Для упражнения №2 и №3 и оценки д/з белая карточка оценивания, для оценивания л/р зеленые карточки, на которых так же указаны критерии и шкала оценивания работы. Розовые карточки для оценивания итоговой работы в конце урока.
- Какие грибы мы изучали на прошлом уроке? На каких предметах вы еще говорили о грибах? (окруж. Мир; литература)
Предлагаю проверить ваши знания в виде игры «Светофор»
Отвечать на мои вопросы будете таким образом. Если утверждение правильно, то поднимаете красные карточки (ДА), а если утверждение неправильно, то поднимаете зеленую карточку (НЕТ).
«Светофор»
- Грибы принято выделять в отдельное царство (да)
- Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)
- Грибы размножаются семенами (нет)
- Все ли грибы съедобны (нет)
- Какова роль грибов в природе и в жизни человека?
Давайте вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – не знаю»
Знаю | Не знаю |
Общую характеристику грибов | Особенности строения плесневых грибов и дрожжей Роль плесневых грибов и дрожжей в природе |
1.Совместное открытие знаний.
–Вспомни, при каких обстоятельствах тебе приходилось сталкиваться с плесенью? (Жизненный опыт.)
2. Для того, что бы выполнить задание №1 (учащийся читает задание) мы послушаем сообщение
Сообщения учащихся «Среда обитания грибов» (2 минуты)
Задание №1 Закончи предложение
Плесневые грибы встречаются ________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. Работа в парах задание № 2 и последующая проверка по эталону; фронтальное обсуждение результатов работы с учебником с записью ответов в таблицу
Изучите статью §15 на стр 78 «Гриб мукор» и стр. 79 статью «Гриб пеницилл». Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика. (5 мин)
Какое строение имеет мукор? Чем пеницилл отличается от мукора? | Грибница мукора состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер в цитоплазме. Головки мукора содержат споры. Эти головки называют спорангиями. Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены на концах нитей грибницы в виде кисточек. |
4.Какие грибы человек использует при выпечки хлеба? (дрожжи). Это микроскопические грибы, которые состоят из одной клетки, имеющую форму шарика, ядро, цитоплазма.
А каким же способом размножаются дрожжи? Стр 79 учеб
5.Работа в парах задание № 2 и последующая проверка по эталону; взаимопроверка. (2 мин)
Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:
А. Их используют в хлебопечении, виноделии
Б. Их тело многоклеточное
В) Это микроскопические грибы
Г) Имеют форму шарика
Д) Размножаются половым способом
Е) Размножаются почкованием
Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ
Правильные ответы: А В Г Е Ж
Физминутка.
Ежик по лесу шел, шел
И грибок нашел
Наклонился поднял, положил в кузовок
Наклонился поднял, положил в кузовок
Устал, сел, вздохнул и снова работать стал
Самостоятельное применения знаний:
Лабораторная работа №6
Особенности строения мукора и дрожжей
Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, дрожжи, научиться делать выводы.
Ход работы:
- Рассмотри плесень под лупой
- Приготовь микропрепарат плесневого гриба мукора
- Зарисуй строение мукора и подпиши его части.
- Зарисуй клетку дрожжей и подпишите названия ее основных частей.
- На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.
Вывод: …..
IV. Закрепление изученного материала.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроке.
1.Вопросы классу.
- С какими плесневыми грибами мы познакомились на уроке?
- Какое строение имеет мукор?
- Имеет ли мукор сходство со шляпочными грибами?
- Что получают из пеницилла?
- Как человек использует антибиотики?
- Как размножаются дрожжи?
Рефлексия:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Данный материал пригодится мне в жизни….
- Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела
- Мукор и пеницилл имеют грибницу
- Размножается плесень спорами и обрывками грибницы; дрожжи почкованием
- Дрожжи и многие плесневые грибы – сапрофиты
- Для развития плесневым грибам нужно тепло, влага. Питательная среда
По изученным нами темам какие грибы мы теперь знаем?
Домашнее задание:
Творческое задание (на выбор)
1) Вырастить зеленую плесень. Сфотографировать все этапы ее развития и оформить в виде презентации (можно с помощью взрослых).
2)Подготовить сообщение об открытии пенициллина.
3) Придумать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине
Приложения 1
Число __________
Маршрутный лист Ф.И________________________________________________
Тема урока: _________________________________________________________________
«Знаю – не знаю»
Знаком плюс отметь, что ты уже знаешь (колонка «знаю») и знаком минус, что тебе неизвестно (колонка «не – знаю»)
Утверждения | Знаю | Не знаю |
| ||
| ||
|
Задание №1 Закончи предложение
Плесневые грибы встречаются ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Задание №2 Изучите статью §15 на стр 78 «Гриб мукор» и стр. 79 статью «Гриб пеницилл». Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика. Поменяйтесь с соседом по парте маршрутным листом и проверьте по эталону ошибки правого столбика, оцените работу.
Какое строение имеет мукор? Чем пеницилл отличается от мукора? | Грибница мукора состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной _________ с множеством ________в цитоплазме. Головки мукора содержат _________ Эти головки называют _____________ . Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных ____________ на клетки. Споры пеницилла расположены на концах нитей грибницы в виде ___________ .
|
Оценка:
Задание №3 Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:
А. Их используют в хлебопечении, виноделии
Б. Их тело многоклеточное
В) Это микроскопические грибы
Г) Имеют форму шарика
Д) Размножаются половым способом
Е) Размножаются почкованием
Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ Ответ: ______________
Поменяйтесь с соседом по парте маршрутным листом и проверьте по эталону правильность ответа, оцените работу. Оценка:
Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей»
Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, дрожжи, научиться делать выводы.
Ход работы:
- Рассмотри плесень под лупой
- Приготовь микропрепарат плесневого гриба мукора
- Зарисуй строение мукора и подпиши его части.
- Зарисуй клетку дрожжей и подпишите названия ее основных частей.
- На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.
Мукор | Дрожжи |
Вывод: |
Оценка:
Задание №4 Используй рисунки учебника подпиши названия плесневых грибов
_________________
Оценка:
Итог урока
Оцените себя за работу на уроке по пятибалльной шкале, поставив знак + или - | ||||||||
Общеучебные умения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Общий балл | Оценка |
Отвечал(ла) на вопросы д/з | ||||||||
Выполнил (ла) задание №2 на | ||||||||
Выполнил (ла) задание №3 на | ||||||||
Самостоятельно выполнил (ла) л\р на | ||||||||
Итого |
Сообщения на тему: Среда обитания грибов
Грибы распространены во всем мире, растут в различных средах обитания, в том числе в экстремальных условиях, таких как пустыни, районы с высокой концентрацией солей или ионизирующего излучения, а также в глубине водоемов. Некоторые могут выдержать интенсивное ультрафиолетовое и космическое излучение. Однако они наиболее распространены в земной среде, хотя некоторые виды обитают частично или исключительно в водной среде. Их называют хитридиомицеты. Другие примеры водных грибов включают в себя виды, обитающие в гидротермальных районах океана.
Существует более 600 видов пресноводных грибов. Ученые полагают, что пресноводные грибы произошли от наземных предков. Многие виды четко приспособлены к жизни в пресной воде. Пресноводные грибы участвуют в распаде древесины и листовых материалов, а также приводят к заболеваниям растений и животных. Однако на сегодняшний день пробелы в знаниях о пресноводных грибах огромные, а эта область микологии нуждается в изучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...