Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии.
презентация к уроку по биологии на тему
Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках естествознания."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель обучения: Обеспечить системный подход к формированию базовой национальной ценности и гордости– природы, представлению об уникальности жизни, понятию здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни средствами предмета биологии.
«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: «нравственность» И. Гербарт «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Л. Толстой
Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей учреждения образования и должно быть в центре ее воспитательной деятельности – «ядром идеи гармонического развития личности»! Обучение без нравственного воспитания характеризовалось великим философом и педагогом Иоганном Гербартом, как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения, как цель, лишенная средства.
- формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах - овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов - овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму - воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности
Задачи обучения: 1) Обеспечить преемственность понятия эволюции живой природы на протяжении всего курса изучения биологии. 2) Воспитывать любовь к природе своего родного края, Родины, планеты. 3) Формировать понятие жизни как величайшей ценности. 4)Формировать принципы здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни.
Нравственный Гражданственный Политехнический Патриотический Здоровьесберегающий
анализ и отбор содержания учебного материала, важного для воспитания учащихся; ознакомление школьников с фундаментальными основами биологической науки, с диалектическим подходом к изучению явлений; широкое использование связей биологии с другими учебными предметами, включение биологических знаний в общую систему знаний о научной картине мира; применение проблемных ситуаций и заданий, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности мировоззренческих знаний; выработка у каждого обучающегося ценностного отношения к живой природе, гордости от того, что являешься её частью, любви к ней, умений применять знания в практической деятельности; использование разнообразных методов и приемов, развивающих мыслительную деятельность учащихся и способствующих выработке духовно-нравственных убеждений.
Важным методом в обучении естествознанию является экскурсия. Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную внеклассную работу , которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью. Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий . Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Экскурсия в природу - увлекательная форма работы учителя. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия - сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических и духовно-нравственных качеств . «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего мира», - писал академик Н.П.Анучин.
Методы и средства воспитания Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; презентаций; экскурсии и работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.
Мероприятия и акции, дающие эколого-краеведческие знания, воспитывающие нравственные ценности, на уроках биологии и в другое время: «Богатства нашей малой Родины» «Чистота и уют родного дома» «Поход бережливых» «Дом, в котором мы живем» «Зеленый друг» «Как сохранить то, что мы имеем?» «Мы — хозяева земли» «Ненужную бумагу на нужное дело» «Голубая планета» «Посади дерево» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии
Выступление и презентация на педсовете по теме " Нравственно-духовное становление конкурентноспособной личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе"...
Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к ...
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»....
Духовно – нравственное воспитание на уроках биологии
Материал был использован на выступлении на районных педагогических чтениях "От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней"...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Метод семинар "Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии"
Метод семинар "Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии"...