Духовно – нравственное воспитание на уроках биологии
презентация к уроку по биологии на тему

Ефремова Татьяна Арефиевна

Материал был использован на выступлении на районных педагогических чтениях "От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_suhomlinskomu.docx20.71 КБ
Office presentation icon moya_prezentatsiya_po_suhomlinskomu_2.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Кезская средняя общеобразовательная школа № 2»

пос. Кез  Кезского района Удмуртской Республики

"Духовно – нравственное воспитание на уроках биологии"

Автор: Ефремова Татьяна Арефиевна

учитель биологии МБОУ «Кезская СОШ №2»

п. Кез,2015

         

  Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, где формируются ценности личности  и реализуются духовно-нравственное развитие и воспитание.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

             Великий педагог –новатор Василий Александрович Сухомлинский  писал: “Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.

Большая роль в духовно – нравственном воспитании в школе отводится биологии, как предмету.

            Основными целями изучения биологии в школе являются:

-формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

-овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

-овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

-воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

-овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей, к собственному организму.

       Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам.

          Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:

-Нравственный — предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

-Гражданственный — формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.

-Политехнический — предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

-Патриотический — компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

-Здоровьесберегающий — предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества».

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения Вениамина Контантиновича Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают природу.

Урок по теме «Растение — целостный организм, взаимосвязь клеток, тканей и органов растения» (VI класс) можно начать следующим образом.

На доске вывешены репродукции картин Левитана «Золотая осень» и «Березовая роща», Саврасова «Грачи прилетели», Грабаря «Февральская  лазурь» под общим названием «Береза в произведениях великих художников». Звучат слова учителя: «Сколько изящества и привлекательности в молодой кудрявой березке! Сколько красоты в старой, развесистой белоствольной березе! Она прекрасна в любом наряде. Кто не восхищался молодой, светло-изумрудной зеленью распустившейся березы (обращаемся к картине «Березовая роща»)! Кто не любовался осенним нарядом берез, когда под оскудевшим солнцем осенней позднею порой их каждый лист блестит червонцем над серебристою корой (обращаемся к картине «Золотая осень»)! А зимой, когда после морозного тумана иней обсыплет тысячами блестящих кристаллов свесившиеся книзу ветки, которые засверкают на солнце, подобно алмазному дождю! Какое зрелище по великолепию может сравниться со зрелищем, которое представляет роскошная плакучая береза в таком морозном убранстве? (Обращается к картине «Февральская  лазурь».) Словно видишь перед собой громадный фонтан, брызги которого внезапно обледенели, повиснув в воздухе. И стоит вся в слезах алмазных плакучая береза.

И как контраст — другие «слезы» березы.

Вы слышали, когда березы плачут?

Вы видели, когда березы плачут?

 Вы знаете, когда березы плачут—

То вместе с ними стонет мать-земля».

И далее учитель говорит  о том, что повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели; напоминает о правилах поведения в лесу во время сбора березового сока.

Нам, биологам, в руки дано мощнейшее средство для патриотического  воспитания  ребенка - природа.  

Уметь видеть природу – первое условие воспитания через природу. Надо научиться самим и научить ребенка видеть красоту в окружающем мире, ценить  и беречь её, гордиться  красотой родного края.

Для решения этих задач я использую новые педагогические технологии – проектную и исследовательскую.        

Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма. 

Проектная деятельность даёт возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.В результате проектно – исследовательской деятельности ребята имеют возможность в дальнекйшем выстраивать свою жизненную траекторию, способствует самоопределению учащегося.     

       Ежегодно школьники принимают участие в  конференциях разных уровней и по результатам участия получают высокие оценки.

Исследовательская работа ученицы 5 класса Вологиной Елизаветы « Как вырастить розу из черенков ?» заняла  первое место на межрайонной научно- практической конференции в 2015 г, Работа ученицы 5 класса Горбушиной Елизаветы « Что за чудо – одуванчик?» заняла первое место на районной научно – практической конференции « Наука – молодым» в 2015 г, работа  ученика 8 класса Ефремова Данила  « Угрожает ли сибирский шелкопряд лесам Кезского района?» на районной экологической конференции заняла второе место. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер. В работе используется краеведческий материал, что позволяет воспитывать у обучающихся гражданское самосознание, чувство ответственности за судьбу своей малой Родины.

Учитель учит детей не только видеть природу, но и слышать ее. Недаром говорят, что классическая музыка берет начало в музыке природы.

Мы должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера — целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования — природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!» Только обращение это не к Господу Богу, а ко всем ныне живущим.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н.Старшинов)

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М,   Тишков В.А. -  М.:  «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно –нравственное воспитание на уроках биологии Ефремова Т.А. учитель биологии МБОУ «Кезская СОШ № 2 »

Слайд 2

«Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Цели изучения биологии: формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности

Слайд 4

Аспекты духовно-нравственного воспитания на уроках биологии Нравственный Гражданственный Политехнический Патриотический Здоровьесберегающий

Слайд 5

Виды корней и типы коневых систем ( 6 класс)

Слайд 6

Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут

Слайд 7

Грачи прилетели Саврасов

Слайд 8

И.И. Левитан «Березовая роща»

Слайд 9

И. И. Левитан «Золотая осень»

Слайд 10

Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь»

Слайд 11

Растение — целостный организм, взаимосвязь клеток, тканей и органов растения , 6 класс» « Как контраст — другие «слезы» березы. «Вы слышали, когда березы плачут? Вы видели, когда березы плачут? Вы знаете, когда березы плачут— То вместе с ними стонет мать-земля» Повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели. Напоминание о правилах поведения в лесу во время сбора березового сока.

Слайд 12

Уметь видеть природу — первое условие воспитания через природу. Надо научиться самим и научить ребенка видеть красоту в окружающем мире, ценить и беречь её, гордиться красотой родного края

Слайд 13

Спасибо за внимание! Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все навек объединимся. Давайте наши души сохраним! Тогда мы на Земле и сами сохранимся. (Н.Старшинов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

Выступление и презентация на педсовете по теме " Нравственно-духовное становление конкурентноспособной личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе"...

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии.

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках естествознания."...

Метод семинар "Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии"

Метод семинар "Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии"...

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...