Конспект урока "Значение бактерий в природе и жизни человека"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Конспект урока "Значение бактерий в природе и жизни человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Значение бактерий в природе и жизни человека" | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Петровская СОШ»
(Московская область, Серебряно – Прудский район, село Петрово, дом 42)
Конспект урока по биологии
в 5 классе на тему: «Значение бактерий в природе и жизни человека.»
Учитель: Адышкина Ольга Анатольевна.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению роли бактерий в природе и жизни человека.
Задачи:
Учебно-познавательные: углубить знания детей школьников о значении бактерий в природе и жизни человека,
сформировать понимание роли бактерий в жизни на Земле.
Развивающие: -развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.
-формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы.
-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Воспитывающие: формировать познавательный интерес к изучаемой теме и предмету в целом,
формировать способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.
Планируемые результаты (предметные):
Знакомство с многообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
- Развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре, группе.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебно- методическое обеспечение: учебник «Биология. 5-6 классы» под редакцией В.В. Пасечника (УМК «Линия жизни»)
Оборудование и технические средства обучения: доска.
Наглядные пособия: карточки, учебник, лупа, йогурты различных производителей по одному на каждую парту
Ключевые слова: Бактериальная клетка, «симбиоз», клубеньковые(азотфиксирующие) бактерии, почвенные бактерии, молочнокислые бактерии, бактерии гниения, болезнетворные бактерии.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник, тетрадь, карточки с заданием.
№п/п | Этапы урока, продолжительность | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. | Организационный этап. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок биологии мы посвятим изучению роли бактерии в природе и жизни человека. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, выполняют задание учителя. Дети в диалоге с учителем настраиваются на позитивное отношение к предмету и его значимость в жизни. | |
2. | Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности учащихся. Формулировка цели урока. . (7 мин.) | На прошлом уроке мы говорили об общей характеристике и строение бактерий. Давайте напишем диктант и вспомним, то, что мы уже знаем (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом). Диктант
Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно. Если их количество 10-9, поставьте отметку 5, 8-7 – отметку 4, 6-5 – отметку 3, менее 5 – 2. Сдайте листы мне. Еще на прошлом уроке мы выяснили, что бактерии распространенны практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве. Даже когда мы выходим в лес, нас окружают миллионы бактерий. Да бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве. При этом они настолько малы, что мы их не видим. Не понятно… Зачем вообще нужны эти бактерии? Пользу или вред они приносят? А главный вопрос: заметим ли мы вообще, если они исчезнут с лица Земли? Ребята, как вы считаете, вредны бактерии или полезны? (ответы детей, в случае однозначного ответа следует вопрос «Почему?») А что вы скажите по поводу их размеров? Они же состоят всего из одной малюсенькой клетки, заметим ли мы, если бактерии исчезнут? (если учащиеся однозначно говорят, что заметили бы, то задается еще один вопрос «Почему?») Чтобы ответить на этот вопрос аргументировано и точно, нам необходимо проделать большую работу. Скажите, какую цель нам нужно поставить перед собой, чтобы преодолеть наше затруднение? (узнать о бактериях и их роли в природе и для человека). | Отмечают какие утверждения верны, а какие нет. Проверяют и оценивают работу друг друга. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. | |
3. | «Открытие» детьми нового знания Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. 15мин. | Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, будем работать в группах. А как нам справедливо поделиться на 4 группы Каждой из групп я предлагаю изучить информацию только по одному из существующих видов бактерий. Группа 1 изучает бактерии гниения. Группа 2 – почвенные бактерии. Группа 3 – болезнетворные бактерии. Группа 4 – молочнокислые бактерии. Для изучения темы у нас есть учебник. Работу вы должны закончить в течение 10 минут. За временем будет следить капитан, он же координирует работу группы и поддерживает порядок. По истечении времени докладчик презентует готовую работу и материал для заполнения таблицы. | Распределяют роли в группе. Изучают информацию о своей группе бактерий, оформляют ее и представляют остальным учащимся. Слушают учителя. | |
4. | Первичное усвоение новых знаний (5 мин.) Цель: закрепление полученных знаний. | Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д.. Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий). | Моделируют ситуацию на основе имеющихся знаний. | |
6. | Физкультминутка (2 мин.) | - | Учащиеся выполняют упражнения. | |
7. | Первичное закрепление (13 мин.) Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. . | Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно?
| Выполняют работу по поиску на упаковке необходимой информации, вывод записывают в инструктивной карте. После выполнения задания учащиеся сравнивают свой результат с результатами одноклассников и формулируют умозаключения | |
8. | Рефлексия деятельности (2 мин.) | «Рефлексивное окно». Дайте анализ своей деятельности на уроке, начиная предложения с предложенных словосочетаний, но, не повторяя своих одноклассников. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников. Спасибо за хорошую работу на уроке! | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | |
9. | Информация о домашнем задании (1 мин.) | П.11 | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Значение бактерий в природе и жизни человека» 7-е классы
Тема:«Значение бактерий в природе и жизни человека»...
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
Биография Луи Пастера (К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека» )
К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека»...
конспект урока 6 класс- Роль бактерий в природе и жизни человека
Роль бактерий в природе и жизни человека...
Бактерии, их многообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. .
Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений и животных; раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий. Воспи...
Конспект урока "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Конспеки открытоно бинарного урока по предметам "Биология" и "Математика" 5 класс....