Урок исследование
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Конспект урока биологии 7 класс по теме "Значение бактерий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovani.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование в 7-ом классе «Значение бактерий»
Тип урока - изучение нового материала.
Форма проведения урока – урок-исследование.
Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, используя технологию учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Воспитывающие – расширение кругозора учащихся по данной теме; воспитать уважительное отношение к мнению одноклассников, чувство товарищества
- Развивающая – формирование умений анализировать, делать выводы, обобщать; развивать учебно-исследовательские, информационные и коммуникативные умения, навыки групповой работы с различными источниками информации (метапредметные результаты).
- Обучающая – формирование знаний о многообразии и значении бактерий в жизни человека и в природе (предметные результаты).
Универсальные учебные действия, которые формируются на уроке:
Личностные:
формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Познавательные:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания
Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мотивация(ЛУУД)
Учитель задаёт вопрос: «Как Вы думаете, какую роль играют бактерии в жизни человека?
Учащиеся предлагают ответы, связанные с различными инфекционными заболеваниями, то есть вскрывают отрицательную роль бактерий.
Учитель создаёт проблемную ситуацию.
Попробуйте узнать роль бактерий в природе из этих строк:
Вот на зелёный стебелёк
Садится пёстрый мотылёк
Попил нектар со всех цветов,
Их опылил - и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! -
На завтрак птице луговой.
А у неё гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде,
И уж, конечно, их помёт
Питанье травушке даёт.
- Формулирование проблемы.
В ходе обсуждения формулируется проблема: Бактерии – это друзья или враги?
- Выдвижение гипотез. (КУУД)
Учащиеся выдвигают следующие гипотезы:
- бактерии – это только враги (гипотеза 1),
- бактерии – это в ряде случаев враги, иногда – друзья (гипотеза 2),
- бактерии – это только друзья (гипотеза 3),
-… (учащиеся могут предложить другие гипотезы)
5.Проверка гипотез. (РУУД) Разделимся на группы и попытаемся доказать наши предположения(гипотезы): бактерии помогают или вредят человеку?
Учащиеся выбирают способ проверки гипотез – это теоретический анализ. Для того, чтобы ответить на вопрос выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанную гипотезу.
1.Подумать и задать себе вопрос.
2.Спросить у взрослых.
3.Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
5.Посмотреть в книге, компьютере, справочной литературе
При ознакомлении с материалами разных источников информации учащиеся приходят к выводу о том, что бактерии выполняют как отрицательную, так и положительную функцию в окружающем нас мире.
6.Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
Учитель предлагает вниманию учащихся кинофильм о роли бактерий в природе, предлагает изучить текст о бактериях в учебнике, изучить дополнительную литературу о бактериях, которая заранее найдена и подготовлена к уроку (ПУУД). В ходе этой работы дети должны заполнить таблицу (КУУД) (работа в группах):
Название бактерий | Значение бактерий | |
В природе | В жизни человека | |
Бактерии гниения | ||
Почвенные бактерии | ||
Азотфиксирующие бактерии | ||
Молочнокислые бактерии | ||
Патогенные бактерии (холера, туберкулёз, ангина, столбняк) |
7.Подведение итогов.
Учащиеся делают вывод о том, что значение бактерий заключается в следующем (ЛУУД, РУУД):
- Отрицательная роль бактерий
- патогенные бактерии
- порча продуктов
- Положительная роль бактерий
- почвообразование (формирование перегноя - гумуса)
- усвоение газообразного азота
- помощь в переваривании целлюлозы у растительноядных животных
- производство молочнокислой продукции
- производство антибиотиков, витаминов и т. д.
3) Чтобы бактерии помогали человеку, нужно вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня, не курить, не употреблять алкоголь и наркотики, заниматься спортом, правильно питаться, принимать витамины. Тогда полезные бактерии объявят войну вредным бактериям и организм победит.
Учащиеся фиксируют полученную информацию в тетради (подтвердилась гипотеза 2).
Обсуждение завершённой работы.
8.Рефлексия. (РУУД)
Подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.
Какова наша тема? Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли? Как доказать помогают или вредят бактерии человеку? Почему польза некоторых бактерий вызвала у вас сомнение? Как мы вышли из затруднительно положения?
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Вот и подошёл к концу наш урок. Мы хорошо потрудились: молодцы . Исследование помогло нам решить проблему: помогают или вредят бактерии человеку? Однако тот, кто по-прежнему сомневается в верности нашего вывода, может дома продолжить исследование по данной проблеме, используя другие методы для сбора информации. Ваши отчёты мы выслушаем на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация
Я, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок литер...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...