Урок "Химический состав клетки"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
- продолжить формирование знаний учащихся о строении растительной клетки и значении ее частей;
- формирование знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке;
- развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
- воспитывать аккуратность при оформлении работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока биологии по теме «Химический состав клетки»
5 класс (ФГОС)
Цели урока:
- продолжить формирование знаний учащихся о строении растительной клетки и значении ее частей;
- формирование знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке;
- развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
- воспитывать аккуратность при оформлении работ.
Формируемые УУД:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.
Предметные:
-уточняет свои представления о клетке и значении ее частей;
-узнает о химическом составе клетки, органических и неорганических веществах.
Метапредметные:
- определять важность знаний о составе клетки;
- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;
- оценивать свою работу.
Оборудование и реактивы:
- весы с набором разновесов
- спиртовка
- пробирки
- держатель пробирок
- штатив для пробирок
- пипетки
- пластиковые стаканчики
- препаровальные иглы
- клубни картофеля (сырой и вареный)
- семена пшеницы
- семена подсолнечника
- листы белой бумаги
- пресное тесто
- листья капусты (сырой и сухой)
- раствор перекиси водорода
- раствор йода
- вода
- марля
- набор «Клетка» для магнитной доски
- компьютерная презентация к уроку
Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
I. Организационный момент Цель: включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне. | ||
Презентация (электронное приложение) – слайд 1 | Готовность к уроку. | Формирование ответственного отношения к учению. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: готовность мышления и осознание надобности к повторению. | ||
- Давайте вспомним строение клетки Презентация (электронное приложение) – слайд 2 Презентация (электронное приложение) – слайд 3 | - Учащиеся класса (работа в парах) решают кроссворд по теме «Строение клетки» (Приложение 1). Взаимопроверка. - Строение клетки (один ученик - на магнитной доске). Взаимопроверка. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: выявление места и причины затруднения, постановка цели и темы урока. | ||
На прошлом уроке мы убедились, что растения состоят из клеток. Рассмотрели органоиды и их функции. Презентация (электронное приложение) – слайд 4 Мы с вами говорили о том, что всё живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Презентация (электронное приложение) – слайд 5 Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) – слайд 6 Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % - калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера. Презентация (электронное приложение) – слайд 7 И в очень малых количествах – остальные элементы. Презентация (электронное приложение) – слайд 8 Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества. Презентация (электронное приложение) – слайд 9 НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА – это вода и минеральные соли. Презентация (электронное приложение) – слайд 10 Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода от 40 до 95 %. Наличие воды можно доказать двумя способами: Презентация (электронное приложение) – слайд 11 - Демонстрационный опыт: нагревание семян пшеницы. - Второй опыт: У меня два листа капусты. - Для чего нужна вода в клетке? Презентация (электронное приложение) – слайд 12 Минеральные соли так же содержатся в клетке. Презентация (электронное приложение) – слайд 13 Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии. Демонстрационный опыт: продолжаем нагревать семена пшеницы. Презентация (электронное приложение) – слайд 14 Презентация (электронное приложение) – слайд 15 Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Презентация (электронное приложение) – слайд 16 А в каких растениях больше углеводов? Презентация (электронное приложение) – слайд 17 Какие углеводы вы знаете? Презентация (электронное приложение) – слайд 18 Опыты – работа в парах. Презентация (электронное приложение) – слайд 19 Кроме крахмала и сахара в состав растений входят: клетчатка и целлюлоза. Презентация (электронное приложение) – слайд 20 А в каких растениях больше жиров? Презентация (электронное приложение) – слайд 21 Опыты – работа в парах. Презентация (электронное приложение) – слайд 22 А в каких растениях больше белков? Презентация (электронное приложение) – слайд 23 Опыты – работа в парах. Презентация (электронное приложение) – слайд 24 Так же в клетках содержатся нуклеиновые кислоты. Презентация (электронное приложение) – слайд 25 | Какие вещества вы знаете? Что вы видите? Какое это вещество? Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать? Предположения детей. ТБ в кабинете биологии. ТБ при проведении опытов. Что вы видите? Какой можно сделать вывод? Какие минеральные соли вы знаете? В каких растениях их больше всего? А каких веществ органических или неорганических больше в клетке? Определение крахмала (проведение опытов парами) (Приложение 2- лаборатория 1). Вывод. Определение жира (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 2). Вывод. Определение белка (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 3). Вывод. Вывод по работе. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии. Приобретение опыта проведения несложных биологических экспериментов. Умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и умозаключение. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действий. Организация деятельности по проверке усвоения новых знаний. | ||
Презентация (электронное приложение) – слайд 26 Презентация (электронное приложение) – слайд 27 Презентация (электронное приложение) – слайд 28 Презентация (электронное приложение) – слайд 29 | 1. Вставьте пропущенные слова.
Взаимопроверка. 2. Заполните схему «Химический состав клетки». Взаимопроверка. 3. Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»? | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Владение основами самоконтроля, самооценки. |
V. Итог урока Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания. | ||
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
| Владение основами самоконтроля, самооценки. | |
VI. Домашнее задание Презентация (электронное приложение) – слайд 30 | ||
4.1. Выучить тему «Химический состав клетки». 4.2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 4.3. Дополнительное задание: 4.3.1. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? (задание для 1 ряда) 4.3.2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? (задание для 2 ряда) 4.3.3. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. (задание для 3 ряда) |
Приложение 1
Кроссворд по теме "Строение клетки" | |||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
1 | х | л | о | р | о | п | л | а | с | т | ы | ||||||
2 | о | 3 | |||||||||||||||
2 | я | д | р | о | ц | ||||||||||||
4 | д | ы | и | ||||||||||||||
к | р | т | |||||||||||||||
3 | п | л | а | с | т | и | д | ы | о | ||||||||
е | ш | п | |||||||||||||||
т | к | л | |||||||||||||||
4 | в | а | к | у | о | л | ь | 5 | о | б | о | л | о | ч | к | а | |
а | з | ||||||||||||||||
м | |||||||||||||||||
а | |||||||||||||||||
По горизонтали: | |||||||||||||||||
1. Пластиды, которые определяют зеленую окраску листьев. | |||||||||||||||||
2. Компонент клетки, содержащий генетическую (наследственную) информацию. | |||||||||||||||||
3. Многочисленные мелкие тельца в цитоплазме растительной клетки. | |||||||||||||||||
4. Заполнены клеточным соком. | |||||||||||||||||
5. Под ней располагается цитоплазма. | |||||||||||||||||
По вертикали: | |||||||||||||||||
1. Углубления в клеточной оболочке. | |||||||||||||||||
2. Есть в ядре. | |||||||||||||||||
3. Бесцветное вязкое вещество | |||||||||||||||||
4. Мельчайшие частицы живого. | |||||||||||||||||
Приложение 2
Лаборатория 1.
1. Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.
- Поместите его в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода? Почему?
- Капните 1 каплю раствора йода в стакан с водой, в которой промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?
- Оформите лабораторную работу в тетрадях.
Лабораторная работа
Изучение состава семян
Оборудование: перечислите, что использовали.
Результаты работы запишите в таблицу по образцу.
Что исследовали | Что делали | Что наблюдали |
Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и … входит …».
Лаборатория 2.
- Рассмотрите предложенные семена.
- Найдите семена подсолнечника.
- Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.
- Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
- Оформите в тетрадях проделанную работу.
Лабораторная работа
Изучение состава семян
Оборудование: перечислите, что использовали.
Результаты работы запишите в таблицу по образцу.
Что исследовали | Что делали | Что наблюдали |
Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и … входит …».
Лаборатория 3.
- Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.
- Поместите его в марлю.
- Промойте в стакане с водой. Как изменилась вода?
- Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите?
- Это растительный белок или клейковина?
- Оформите лабораторную работу в тетрадях.
Лабораторная работа
Изучение состава семян
Оборудование: перечислите, что использовали.
Результаты работы запишите в таблицу по образцу.
Что исследовали | Что делали | Что наблюдали |
Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и … входит …».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентации по теме "Органичекие вещества, входящие в состав клетки"
презентация поможет при объяснении нового материала в курсе биологии 9, 10 классов по теме "Органические вещества, входящие в состав клетки"...
презентации по теме "Органичекие вещества, входящие в состав клетки"
презентация поможет при объяснении понятия углеводы темы "Органические вещества, входящие в состав клетки"...
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».
Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...

Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"
Разработка урока с межпредметными связями на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки". Конспект и презентация к нему....
Органоиды клетки. Химический состав клетки.
Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...