Факторы среды и их влияние на биоценозы. 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы
7 класс Учебник Биология. Животные. 7 класс Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А.
Называть основные среды жизни.
Описывать условия среды обитания.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
Объяснять влияние среды обитания на животных. создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.
Воспитание биологического мышления, любви к природе.
· представлений о значении биологических знаний в жизни человека
· Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературойПосмотрите фрагмент мультфильма
В каком биоценозе происходят события?
Какой процесс в жизни главного героя показан?
Что характерно для представителей данного класса?
В каких биоценозах герой может обитать?
Что такое среда обитания?
Тема урока Факторы среды и их влияние на биоценозы ( тетрадь)
-это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы ( термин в тетрадь) стр 272
С чем связан метаморфоз лягушки ( изменение среды изменяющиеся условия)
Работа с учебником - прочитайте стр 273 до пункта Антропогенные факторы
Заполните таблицу Экологические факторы
Экологические факторы | |
Абиотические факторы | Биотические факторы |
1. Освещенность. | 1. Животные, их влияние на окружающую природу. |
Сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Прочитайте отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)
Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_faktory_sredy_i_ih_vliyanie_na_biotsenozy.docx | 847.91 КБ |
instruktivnaya_karta.docx | 410.71 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1001.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы
Называть основные среды жизни.
Описывать условия среды обитания.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
Объяснять влияние среды обитания на животных. создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.
Воспитание биологического мышления, любви к природе.
- представлений о значении биологических знаний в жизни человека
- Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературой
Задачи урока:
- повторить понятийный аппарат по теме Развитие и закономерности размещения животных на Земле
- закрепить причины устойчивости биоценозов, значение звеньев биоценоза
- выявить факторы среды, влияющие на жизнь биоценоза
- научиться составлять логические связи между понятиями
- развивать умение работать с литературным текстом, используя знания биологии
Ход урока
I.Организационный момент.
Рефлексия. Как вы оцениваете свою готовность к уроку (смайлики)
II. Актуализация знаний.
- Составление понятийной карты в парах и индивидуально по теме Развитие и закономерности размещения животных на Земле (карта на парте)
Проблемные вопросы по д.з
Вопрос 1. Докажите, что пространственная и временная ярусность повышают устойчивость биоценоза.
( Пространственная и временная ярусность позволяет большому количеству видов уживаться на одной территории, так как обеспечивает более широкое использование света, тепла, влаги и тем самым уменьшает конкуренцию. А у сообщества с большим видовым разнообразием шире возможность приспособления к меняющимся условиям живой и неживой природы, т. е. выше устойчивость.)
Вопрос 2. Приведите известные вам примеры, подтверждающие наличие временной или пространственной ярусности у животных.
(Примером пространственной ярусности у животных может служить распределение гнездовий у птиц. Есть виды птиц, гнездящиеся на земле (куриные, тетеревиные, овсянки, коньки и др.), в кустарниковом ярусе (снегири, славки, соловьи, певчие дрозды и др.), в кронах деревьев (корольки, щеглы, зяблики и др.). Временную ярусность иллюстрируют различные календарные сроки гнездования. Так, например, зяблики выводят птенцов весной, а клесты — зимой)
Вопрос 3. Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка?
( Продуцентами являются организмы, которые производят первичные органические вещества из неорганических. Например, растения, используя энергию солнца, производят их из углекислого газа и воды. Поэтому продуцентов II порядка быть не может. Все они относятся к первому трофическому уровню. Консументы — это потребители органических веществ. Их можно разделить на растительноядных и хищных, т. е. отнести к I и II порядку)
Вопрос 4. Почему в естественных биоценозах значительно реже, чем в искусственных, наблюдаются случаи массового размножения вредителей? (Это объясняется тем, что в естественных биоценозах видовой состав и взаимоотношения между видами сбалансированы. Внедрение в устойчивую систему естественного биоценоза инородного вида и его массовое размножение затруднительно. В искусственном же биоценозе законы взаимодействия между видами направленно нарушены (для получения высокой продуктивности одного вида) и массовому размножению вредителей нет естественных преград.)
III. Изучение нового материала.
Посмотрите фрагмент мультфильма
В каком биоценозе происходят события?
Какой процесс в жизни главного героя показан?
Что характерно для представителей данного класса?
В каких биоценозах герой может обитать?
Что такое среда обитания?
Тема урока Факторы среды и их влияние на биоценозы ( тетрадь)
-это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы ( термин в тетрадь) стр 272
С чем связан метаморфоз лягушки ( изменение среды изменяющиеся условия)
Работа с учебником - прочитайте стр 273 до пункта Антропогенные факторы
Заполните таблицу Экологические факторы
Экологические факторы | |
Абиотические факторы | Биотические факторы |
1. Освещенность. | 1. Животные, их влияние на окружающую природу. |
Сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Прочитайте отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)
Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.
Пример заполнения таблицы учащимися, после прочтения текста:
Экологические факторы Таблица №2
Абиотические факторы | Биотические факторы |
– «сумрак», т.е. недостаток света; | – наличие зверей, в том числе хищных; |
Физкультминутка - ладошки, уши, улыбка
- Ребята, среди экологических факторов выделяют не только биотические и абиотические, но еще и антропогенные.
- Антропогенные факторы и будут объектом нашей дальнейшей работы на уроке
- Ребята, значение понятий «биотические» и «абиотические факторы» вам уже известно, давайте определимся в понятии антропогенные факторы. Вам знакомы слова с таким же корнем?
(Ответы учащихся: антропология, антропогенез, антрополог. Если учащиеся затрудняются, учитель помогает им).
значение слов: антропос и генезис
- Запишите значение этих слов в рабочий лист.
( от греч. «антропос» -человек, «генез»-происхождение).
- Давайте теперь попробуем сформулировать определение: антропогенные факторы это…
(Звучат ответы учащихся. Обычно, после проделанной работы, у учащихся не возникает сложностей, но если вдруг заминка произошла, то необходимо попросить учащихся обратиться к справочной литературе на их столах и учебнику).
- Запишите определение в ваши тетради
Антропогенные факторы – это факторы, связанные с деятельностью человека в природе.
Актуальность темы
- Ребята, к какому царству живой природы принадлежит человек? (К царству животные).
- Не кажется ли вам, что «человеческий фактор» можно было бы занести в группу «Биотические факторы»? Какая, по вашему мнению, причина заставила ученых и ряд исследователей выделить его в отдельную категорию. (Звучат ответы, догадки, домыслы)
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся рассказом:
- На заре развития человечества степень воздействия людей на среду обитания не отличалась от воздействия других организмов. Но в настоящее время влияние человека на окружающую среду стало таким огромным, что нуждается в пристальном изучении и контроле со стороны человека.
По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.
Пользуясь своими знаниями, учебником «наполните» чаши весов в ваших рабочих листах
- Ребята, какой вывод можно сделать, глядя на заполненные чаши весов? (отрицательное воздействие превышает положительное). Запишите результат в ваши рабочие листы
- А что плохого в том, что отрицательного воздействия больше? (учащиеся перечисляют последствия для живой природы, в том числе и для человека). Какой вывод можно сделать? (Пагубное воздействие человека на окружающую среду негативно отражается на жизни и здоровье самого человека).
4. Подведение итогов. ОЦЕНИВАНИЕ
1. Фронтальная беседа.
- Что сегодня узнали на уроке?
- Задайте вопрос к новой теме
- Какие группы факторов мы можем выделить
2. Рефлексия.
Выберите смайл, который соответствует вашей работе на этом уроке.
Итак …придешь домой и расскажешь о………….
5. Домашнее задание
Информация о домашнем задании.
Параграф 54, определения, вопросы в конце параграфа 1-3
Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение на тему: «Земля – наш дом»
Предварительный просмотр:
Дата Ф.И. |
КАРТА ПОНЯТИЙ
РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ
Стрелками покажите, как связаны эти понятия между собой и напишите над стрелками, в чем суть данной связи
|
Посмотрите фрагмент мультфильма В каком биоценозе происходят события? Какой процесс в жизни главного героя показан? Что характерно для представителей данного класса? В каких биоценозах герой может обитать? |
Прочитайте и выпишите в два столбика все знакомые экологические факторы
Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни- выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, неслышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.
Николай Сладков «Разноцветная земля»
Пользуясь своими знаниями «наполните» чаши весов
✚
▬
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие и закономерности размещения животных на Земле Ч Дарвин эволюция основоположник, доказал…
Докажите, что пространственная и временная ярусность повышают устойчивость биоценоза .
Приведите известные вам примеры, подтверждающие наличие временной или пространственной ярусности у животных.
Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка ?
05.02.2016 Факторы среды и их влияние на биоценозы
Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы 1. Освещенность. 2. Температура. 3. Влажность. 4. Почва. 5. Горные породы и др. 1. Животные, их влияние на окружающую природу. 2. Растения, их влияние на окружающую природу. Прочитайте учебник стр 273 до статьи Антропогенные факторы Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы
Абиотические факторы Биотические факторы – «сумрак», т.е. недостаток света; – «сыро», т.е. повышенная влажность; – тишина; – заболоченность, деревья во влажной почве падают – «корни- выворотни»; – отсутствие ветра- «пахнет сыростью, прелью», «обомшелые стволы». – наличие зверей, в том числе хищных; – птицы; – густая хвойная растительность: сосны, кедры, пихты, ели; – осины (тоже растут во влажной почве); – моховая растительность говорит о заболоченности. Абиотические факторы Биотические факторы
Параграф 54, определения, вопросы в конце параграфа 1-3 Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение на тему: «Земля – наш дом» Семашкова Елена Александровна учитель биологии ГБОУ СОШ 348 Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация. "Факторы среды и их влияние на биоценозы"
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы сре...
презентация к уроку"Экологические факторы среды и их влияния на растения" 6 класс.
В презентации раскрыты вопросы влияния факторов среды на растительный организм....
Урок биологии в 7 класс.Тема: Факторы среды и их влияние на биоценозы.
подробный конспект урока с презентацией...
Технологическая карта урока: "Факторы среды и их влияние на биоценозы".
Предмет, класс: Биология,7 классУчитель: Подгорнова Наталья Ивановна...
Факторы среды и их влияние на биоценозы
Презентация к уроку...
Лабораторная работа № 12 по теме: Факторы среды и их влияние на биоценозы
Лабораторная работа № 12 по теме: Факторы среды и их влияние на биоценозыВариант 1. Работа состоит из 5 заданий....
Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме " Факторы среды и их влияние на биоценозы"
Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме "Факторы среды и их влияние на биоценозы" ( учебник В.В. Латюшин)...