Рабочая программа дистанционного курса «Решение генетических задач"
элективный курс по биологии (11 класс) на тему
Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их в возможности применения теоретических знаний для диагностики и прогнозирования наследственных заболеваний, успешной селекционной работы, повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.
Кроме того курс «Решение генетических задач», нацелен способствовать углублению знаний при подготовке к ЕГЭ, к олимпиадам разного уровня от школьной до Всероссийской.
Для успешного решения генетических задач обучающиеся должны свободно ориентироваться в основных генетических понятиях и законах, знать специальную терминологию и буквенную символику. Умение решать генетические задачи является важным показателем овладения учащимися теоретических знаний по генетике. Генетические задачи не только конкретизируют и углубляют теоретические знания обучающихся, но и показывают практическую значимость представлений о механизмах наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_reshenie_geneticheskih_zadach._gerasimovan.yu_.docx | 89.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Приуральский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа села Белоярск
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественных наук Протокол № _____ от «___» августа 2013г | СОГЛАСОВАНО Зам.директора _______________ «____» августа 2013г | УТВЕРЖДЕНО приказом по школе № _____ от «___»_____2013г |
Рабочая программа
дистанционного элективного курса
«Решение генетических задач»
для учащихся 10-11 класса профильного обучения
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Герасимова Н.Ю.,
учитель биологии,
высшей квалификационной категории.
2015г.
Пояснительная записка.
Предлагаемый дистанционный элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов. Элективный курс включает материал по разделу биологии «Основы генетики. Решение генетических задач» и расширяет рамки учебной программы. Важная роль отводится практической направленности данного курса как возможности качественной подготовки к олимпиадам и ЕГЭ. Генетические задачи включены в кодификаторы Всероссийской олимпиады по биологии, причем задания считаются повышенного уровня сложности.
Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их в возможности применения теоретических знаний для диагностики и прогнозирования наследственных заболеваний, успешной селекционной работы, повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.
Кроме того курс «Решение генетических задач», нацелен способствовать углублению знаний при подготовке к олимпиадам разного уровня от школьной до Всероссийской.
Для успешного решения генетических задач обучающиеся должны свободно ориентироваться в основных генетических понятиях и законах, знать специальную терминологию и буквенную символику. Умение решать генетические задачи является важным показателем овладения учащимися теоретических знаний по генетике. Генетические задачи не только конкретизируют и углубляют теоретические знания обучающихся, но и показывают практическую значимость представлений о механизмах наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков.
Для успешного решения задач по генетике следует уметь выполнять некоторые несложные операции и использовать методические приемы.
- Прежде всего необходимо внимательно изучить условие задачи. Даже те учащиеся, которые хорошо знают закономерности наследования и успешно решают генетические задачи, часто допускают грубые ошибки, причинами которых является невнимательное или неправильное прочтение условия.
- Следующим этапом является определение типа задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Кроме того, необходимо учитывать, связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцеплено или независимо наследуется пара признаков. Относительно последнего могут быть прямые указания в условии. Также, свидетельством о сцепленном наследовании может являться соотношение классов с разными фенотипами в потомстве.
- Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач. При этом решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен – аа. Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным (АА) или гетерозиготным (Аа).
- Конечным этапом решения является запись схемы скрещивания (брака) в соответствии с требованиями по оформлению, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки на экзамене.
Цели элективного курса: вооружение обучающихся знаниями по решению генетических задач, которые необходимы для успешной сдачи экзамена; для углубления знаний по генетике, раскрытии роли генетики в познании механизмов наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков.
Задачи курса:
- формировать представление о методах и способах решения генетических задач для правильного их применения при решении олимпиадных заданий и заданий ЕГЭ
- развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
- воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности), успешность существования и деятельности в ученическом коллективе
Программа курса рассчитана на 34 часа в год. Она реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
Важное место в курсе занимает практическая направленность изучаемого материала, реализация которой формирует у обучающихся практические навыки работы с исследуемым материалом, выступает в роли источника знаний и способствует формированию научной картины мира.
Учебно-методическое сопровождение.
- Барабанщиков Б.И., Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике – Казань, издательство КГУ, 1988
- Гладков Л. А., Курейчик В. В., Курейчик В. М. Генетические алгоритмы: Учебное пособие — 2-е изд.. — М: Физматлит, 2006. — С. 320. — ISBN 5-9221-0510-8.
- Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 624с.
- Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике – Ростов-на-Дону, издательство «Легион», 2009
- Спирина Е.В. Молекулярная биология. Генетика – М:, издательство Аркти, 2011
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | теория | практика | ||||
Введение 3 ч. | ||||||
1. | Введение. | 1 ч | 1 ч | - | Вводная лекция; распределение тем сообщений, рефератов и исследовательских проектов; тестирование | Опорный конспект, составление терминологического словаря |
2 | Основные генетические понятия | 1 ч | 1 ч | - | Лекция. | Опорный конспект, составление терминологического словаря |
3 | Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков. | 1 ч | 1 ч | - | Лекция, сообщения учащихся, работа с моделями-аппликациями и таблицами, тестирование | Опорный конспект, доклады, составление терминологического словаря (продолжение) |
Законы Менделя и их цитологические основы (5 ч) | ||||||
4 | Законы Менделя и их цитологические основы | 1ч. | 1 ч | - | Семинар, работа в группах, тестирование | Опорный конспект, составление таблицы, составление терминологического словаря (продолжение) |
5 | Практическое занятие № 1 «Решение генетических задач. Приемы составления схем» | 1ч. | 1ч | Практикум | Отчет по практическому занятию, плакаты | |
6 | Практическое занятие № 2 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | 1ч. | 1 ч | Практикум | Отчет по практическому занятию, плакаты | |
7 | Практическое занятие № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». | 1ч. | 1 ч | Практикум | Отчет по практическому занятию | |
8 | Практическое занятие № 4 «Решение генетических задач на полигибридное скрещивание». | 1ч. | 1ч. | Практикум | Решение тестовых заданий на законы Менделя | |
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм. Плейотропия (5 ч) | ||||||
9 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1ч. | 1 ч | Лекция с элементами беседы, работа с рисунками, иллюстрирующими взаимодействие аллельных и неаллельных генов, работа по тексту | Опорный конспект, составление опорных схем, составление терминологического словаря (продолжение) | |
10 | Множественный аллелизм. Плейотропия | 1ч. | 1ч. | Лекция с показом презентации, видеофильма. | Составление терминологического словаря (продолжение) | |
11 | Практическое занятие № 5 «Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов». | 1ч. | 1 ч | Практикум | Отчет по практическому занятию, презентация | |
12 | Практическое занятие № 6 «Определение групп крови человека – пример кодоминирования аллельных генов». | 1ч. | 1 ч | Практикум | Отчет по практическому занятию | |
13 | Практическая работа №7 «Решение генетических задач множественный аллелизм» | 1ч. | Практикум | Решение тестовых заданий на взаимодействие генов | ||
Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (3 ч) | ||||||
14 | Сцепленное наследование признаков и кроссинговер | 1ч. | 1 ч | Лекция, работа с моделями-аппликациями, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; генетические карты хромосом | Составление терминологического словаря (продолжение) | |
15 | Практическое занятие № 8 «Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков». | 1ч. | 1 ч | Практикум | Отчет по практическому занятию, составление вопросников. Решение тестовых заданий на сцепленное наследование | |
16 | Зачет по темам «Законы Мендаля. Аллелизм» | 1ч. | 1ч. | Тестирование | ||
Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность (3 ч) | ||||||
17 | Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность. | 1ч. | 1 ч | Лекция с элементами беседы, работа по схемам скрещивания | Тезисная работа, составление опорных схем, составление терминологического словаря (продолжение) | |
18 | Практическое занятие № 9 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование; на применение пенетрантности». | 1ч. | 1 ч | Практическая работа | Отчет по практическому занятию, составление тестов (работа в группах) | |
19 | Значение сцепленного наследования в передаче признаков. | 1ч. | 1ч. | Лекция с элементами беседы. | Презентация «генеалогические заболевания» | |
Генеалогический метод (7 ч) | ||||||
20 | Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека. | 1ч. | 1 ч | Беседа, работа по таблице «Символы родословной», рисункам, иллюстрирующим хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления, сообщения учащихся | Лекция, сообщения учащихся, составление терминологического словаря (продолжение), составление схемы родословной на примере своей семьи | |
21 | Конференция «Генеология. Важные аспекты наследственности» | 1ч. | 1ч. | Конференция с защитой детских проектных и исследовательских работ | ||
22 | Практическое занятие № 10 «Составление родословной». | 1ч. | 1 ч | Практикум | Отчет по практическому занятию, презентация | |
23 | Практическое занятие № 10 «Составление родословной». (продолжение работы) | 1ч. | 1ч. | Практикум | Решение тестовых заданий на определение родословной | |
24 | Практическая работа №11 «Решение генетических задач на определение родословной» | 1ч. | 1ч. | Практикум | Проект «Наследование признаков» | |
25 | Практическая работа №12 «Выявление наследственных заболеваний» | 1ч. | 1ч. | Практикум | Проект «Наследование признаков» | |
26 | Конференция «Наследственные заболевания» | 1ч. | 1ч. | Конференция с защитой сообщений. | Подведение итогов. Презентация учащимися проектных работ; своих терминологических словарей | |
Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга (9 ч) | ||||||
27 | Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность | 1ч. | 1ч. | Лекция, | Лекция с элементами беседы. | |
28 | Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга. | 1ч. | 1 ч | Лекция, работа с формулой – выражением закона Харди-Вейнберга | Лекция, составление терминологического словаря (завершение) | |
29 | Практическое занятие № 13 «Анализ генетической структуры популяции на основе закона Харди-Вейнберга». | 1ч. | 1 ч | Практикум | Отчет по практическому занятию | |
30 | Практическая работа №14 «Решение генетических задач на применение закона Харди-Вейнберга в менделеевских популяциях» | 1ч. | 1ч | Практикум | Решение тестов, олимпиадных заданий | |
31 | Практическая работа №15 «Решение генетических задач на применение закона Харди-Вейнберга в панмиктических популяциях» | 1ч. | 1ч. | Практикум | Решение тестов, олимпиадных заданий | |
32 | Практическая работа № 16 «Решение занимательных генетических задач» | 1ч. | 1ч. | Практикум | Составление занимательных задач. | |
33 | Игра «Бег с барьерами» | 1ч. | 1ч. | Практикум | Игра. Решение Лист ответов | |
34 | Итоговая диагностика решения генетических задач. | 1ч. | 1ч. | Практикум | Решение генетических задач, разными способами и сложности. |
Содержание программы
Курс предназначен для общеобразовательной подготовки школьников, которые в дальнейшем отдадут предпочтение экзамену по биологии, имеет образовательно-воспитательный характер и носит практико-ориентированный характер. Курс позволяет решить многие теоретические и прикладные задачи (прогнозирование проявления наследственных заболеваний, групп крови человека, вероятность рождения ребенка с изучаемым или альтернативным ему признаком и др).
Введение (3 ч). Цели и задачи курса. Актуализация ранее полученных знаний по разделу биологии «Основы генетики».
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и символика. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Демонстрации: модель ДНК и РНК, таблицы «Генетический код», «Мейоз», модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
1. Законы Менделя и их цитологические основы (5 ч). История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Практическое занятие № 1 «Решение генетических задач. Приемы составления схем».
Практическое занятие № 2 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Практическое занятие № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».
Практическое занятие № 4 «Решение генетических задач на полигибридное скрещивание».
Демонстрации: решетка Пеннета, биологический материал, с которым работал Г.Мендель.
2. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм. Плейотропия (5 ч). Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами.
Практическое занятие № 5 «Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов».
Практическое занятие № 6 «Определение групп крови человека – пример кодоминирования аллельных генов».
Практическая работа №7 «Решение генетических задач множественный аллелизм»
Демонстрации: рисунки, иллюстрирующие взаимодействие аллельных и неаллельных генов
- окраска ягод земляники при неполном доминировании;
- окраска меха у норок при плейотропном действии гена;
- окраска венчика у льна – пример комплементарности
- окраска плода у тыквы при эпистатическом взаимодействии двух генов
- окраска колосковой чешуи у овса – пример полимерии
3. Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (3 ч). Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Цитологические основы сцепленного наследования генов, кроссинговера.
Практическое занятие № 8 «Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков».
Зачет по темам «Законы Мендаля. Аллелизм»
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; генетические карты хромосом.
4. Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность (3 ч). Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность – способность гена проявляться в фенотипе.
Практическое занятие № 9 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование; на применение пенетрантности».
Демонстрации: схемы скрещивания на примере классической гемофилии и дальтонизма человека
5. Генеалогический метод (7 ч). Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека. Установление генетических закономерностей у человека. Пробанд. Символы родословной.
Практическое занятие № 10 «Составление родословной».
Практическая работа №11 «Решение генетических задач на определение родословной»
Практическая работа №12 «Выявление наследственных заболеваний»
Конференция «Наследственные заболевания»
Демонстрации: таблица «Символы родословной», рисунки, иллюстрирующие хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
6. Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга (9 ч). Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике. Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций.
Практическое занятие № 13 «Анализ генетической структуры популяции на основе закона Харди-Вейнберга».
Практическая работа №14 «Решение генетических задач на применение закона Харди-Вейнберга в менделеевских популяциях»
Практическая работа №15 «Решение генетических задач на применение закона Харди-Вейнберга в панмиктических популяциях»
Практическая работа № 16 «Решение занимательных генетических задач»
Игра «Бег с барьерами»
Итоговая диагностика решения генетических задач.
Требования к усвоению учебного материала.
В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны
Знать:
- общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач
- законы Менделя и их цитологические основы
- виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику; виды скрещивания
- сцепленное наследование признаков, кроссинговер
- наследование признаков, сцепленных с полом
- генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека
- популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней)
Уметь:
- объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
- применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
- решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
- анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
- описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
- находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- профилактики наследственных заболеваний;
- оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Формы контроля: тематическое тестирование, составление схем скрещивания, создание тематических презентаций, составление вопросников, тестов силами обучающихся, формирование тематических справочников, защита проектов.
Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии, дифференцированная групповая работа, проектная деятельность обучающихся.
Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на общих сведениях о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфических терминах и символике, используемых при решении генетических задач.
В основной части курса особое внимание следует обратить на формирование практических навыков по анализу генетической задачи, составлению схем скрещивания с последующим ответом на определение генотипов и фенотипов изучаемых особей.
Темы рефератов и проектных работ:
- Генетика: история и современность.
- Методы изучения наследственности человека.
- Генетическая медицина: шаги в будущее.
- Чем опасны близкородственные браки?
- Изучение и прогнозирование наследования конкретного признака в своей семье.
- Изучение проявления признаков у домашних питомцев.
Литература:
Для учащихся:
- Барабанщиков Б.И., Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике – Казань, издательство КГУ, 1988
- Гладков Л. А., Курейчик В. В., Курейчик В. М. Генетические алгоритмы: Учебное пособие — 2-е изд.. — М: Физматлит, 2006. — С. 320. — ISBN 5-9221-0510-8.
- Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 624с.
- Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.
- Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.
- Фросин В.Н.Учебные задачи по генетике – Казань, издательство «Магариф», 1995
Для учителя:
- Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.
- Гофман-Кадошников П.Б. Задачник по общей и медицинской генетике – М., 1969, 155 с.
- Гуляев Г.В. Задачник по генетике – М., Колос, 1980, 78 с.
- Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
- Орлова Н.Н. Сборник задач по общей генетике – М., издательство МГУ, 1982, 128 с.
- Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.
- Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.
Приложение
Фрагмент занятия № 1
Задачи:
-учить самостоятельно добывать знания, используя дополнительную литературу;
-учить делать краткие сообщения и расширенные доклады по поставленным вопросам;
-повторение и закрепление основных терминов и понятий генетики, формирование умений свободно оперировать данными понятиями;
-объяснение целей и задач данного элективного курса.
Примерный теоретический материал к занятию.
История первых открытий.
Мендель Грегор Иоганн (1822-1884) – чешский ученый, основоположник генетики. В 1843 году закончил университет по курсу «Философия». (В то время курс философии был значительно шире, чем сейчас, и включал в себя также естественные науки и математику). Сразу же по окончании университета Мендель постригся в монахи в августинский монастырь в г. Брюнне (ныне Брно); позже он стал настоятелем этого монастыря. В 1856-1863 гг. провел знаменитые опыты по гибридизации гороха, результаты которого были изложены в 1865 году в Обществе испытателей природы в Брюнне, а затем опубликованы в работе «Опыты над растительными гибридами». Успеху работ Менделя способствовало то, что при проведении экспериментов он использовал строгую и хорошо продуманную методику. Основные ее особенности заключаются в следующем:
-использование самоопыляющегося растения (горох);
-использование только чистых линий (на выведение которых он потратил несколько лет);
-исключение возможности случайного переопыления (проводилось либо перекрестное опыление самим исследователем, либо имело место самоопыление);
-в начале своих исследований Мендель наблюдал за наследованием одного признака, и лишь после установления закономерностей наследования одного признака он перешел к изучению наследования одновременно нескольких признаков;
-выбор для работы признаков, встречающихся лишь в двух четко различающихся формах (альтернативные признаки). Всего Менделем было взято 7 таких признаков;
-индивидуальный анализ потомства каждого скрещивания;
-использование больших выборок и математических методов обработки результатов своих экспериментов.
Основное значение работ Менделя для всего последующего развития биологии состоит в том, что он впервые сформулировал основные закономерности наследования: дискретность наследственных факторов и независимое их комбинирование при передаче из поколения в поколение. Следует иметь в виду, что во времена Менделя биологи придерживались принципиально иных взглядов на наследование: они были сторонниками теории слитной наследственности. Мендель сформулировал законы наследования задолго до того, как были открыты материальные носители наследственности (хромосомы и гены) и механизмы, обеспечивающие передачу этих носителей следующим поколениям – мейоз и двойное оплодотворение у цветковых растений.
Основные генетические понятия и термины.
Хромосомная теория наследственности.
1. Генетические понятия и термины.
Для изучения любой науки необходимо знание ее специальных терминов и понятий. Познакомимся с основными терминами и понятиями науки генетики.
Наследственность и изменчивость – два противоположных свойства организма, которые составляют единое целое. Именно эти свойства являются основой для эволюции органического мира. Наследственность – это способность организма сохранять и передавать следующему поколению свои признаки и особенности развития. Благодаря этой способности каждый вид сохраняет свои свойства из поколения в поколение. Изменчивость – это способность организма изменяться в процессе индивидуального развития под воздействием факторов среды.
Единица материальной основы наследственности – ген – участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака. Гены располагаются в определенных участках хромосом – локусах.
Наследственный фактор – введенное Г. Менделем понятие, которым он обозначил признак, передающийся по наследству. Впоследствии для определения этого понятия В. Иогансеном был введен термин «ген».
Реализация признака у организма осуществляется по схеме: ген → белок → признак.
Гомологичные хромосомы – хромосомы, содержащие одинаковый набор генов, сходных по морфологическим признакам, коньюгирующие в профазе I мейоза.
Диплоидная клетка – клетка, имеющая два гомологичных набора хромосом.
У диплоидных клеток в гомологичных хромосомах находятся гены, регулирующие развитие одних и тех же признаков. Парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за появление одного признака (например, цвета волос, глаз, формы уха и т.д.), называются аллельными генами (аллелями).
Аллели обозначаются буквами латинского алфавита: А, а, В, в, С, с и т.д.
Аллельные гены могут нести одинаковые или противоположные качества одного признака. Последние называются альтернативными. Альтернативными являются, например, аллели темной и светлой окраски волос, серого и карего цвета глаз, желтой и зеленой окраски семян.
Аллельные гены могут быть доминантными и рецессивными.
Доминантный признак (ген) – господствующий, преобладающий признак, проявляется всегда как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии. Доминантный признак обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т.д.
Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак, проявляющийся только в гомозиготном состоянии. В гетерозиготном состоянии рецессивный признак может полностью или частично подавляться доминантным. Он обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, в, с и т.д.
Гомозигота – это клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа).
Гетерозигота – это клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа), т.е. несущая альтернативные признаки.
Генотип – совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных особью от родителей, а также новых свойств, появившихся в результате мутаций генов, которых не было у родителей.
Фенотип – совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития организма.
Передача наследственных признаков происходит при делении клетки и размножении организма: при половом размножении – через половые клетки – гаметы; при бесполом размножении через соматические клетки.
Соматические клетки – клетки тела.
Геном – совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом данного организма.
Кариотип – совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом), характерных для того или иного вида.
Генофонд – Совокупность генов популяции вида или другой систематической единицы на данном отрезке времени.
Мутация – внезапно возникающие наследственные изменения генотипа.
Обозначения и символы, используемые в генетике.
Родительские особи (лат. «парентс») – P.
Женская особь – ♀.
Мужская особь – ♂.
Особи первого поколения, гибридные особи (лат. «филии») – F1.
Второе поколение гибридов – F2.
Гаметы – G .
Доминантные аллели – А, В, С …
Рецессивные аллели – а, в, с…
Гетерозигота – Аа.
Доминантная гомозигота – АА.
Рецессивная гомозигота – аа.
Дигетерозигота (гетерозигота при дигибридном скрещивании) – АаВв.
Доминантная гомозигота при дигибридном скрещивании – ААВВ.
Рецессивная гомозигота при дигибридном скрещивании – аавв.
2. Методы генетики.
Для изучения закономерностей наследственности и изменчивости используются различные метода науки.
1. Гибридологический метод – это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования признаков у потомства. Этот метод был использован Г. Менделем при изучении наследования семи контрастных признаков у растений гороха.
Организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам, получаемые от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи и не дающие в потомстве проявления альтернативного признака, называются чистой линией.
Организмы, полученные от скрещивания двух генотипически разных организмов, называются гибридами.
По результатам гибридизации определяются доминантные признаки, по характеру проявления признаков у гибридов – полное или частичное подавление рецессивных признаков.
2. Цитологические методы основаны на анализе кариотипа особей, изучении процесса мейоза, поведения хромосом в мейозе и образования гамет.
При изучении хромосомного набора любого организма учитываются следующие правила:
1) число хромосом в соматических клетках каждого вида в норме постоянно;
2) у диплоидных организмов в соматических клетках все хромосомы парные, гомологичные; гаплоидный набор хромосом имеют только гаметы, а у растений – гаметофит;
3) каждая хромосомная пара индивидуальна и отличается по своим параметрам от других; при окрашивании имеет различную дифференциальную окраску – чередование светлых и темных полос.
Для систематизации и изучения кариотипа хромосомы располагаются попарно по мере убывания их величины.
3. Молекулярно-генетический метод основан на изучении структуры генов, их количества и последовательности расположения в ДНК; выявлении нуклеотидной последовательности отдельных генов, генных аномалий, определении генома организма, т.е. всей структуры ДНК, содержащейся в гаплоидном наборе хромосом.
3. Хромосомная теория наследственности.
Основные положения хромосомной теории наследственности были сформулированы американским ученым Томасом Морганом в 1911 году. В основе теории лежит поведение хромосом в мейозе, от которого зависит качество образующихся гамет.
Основные положения хромосомной теории наследственности:
- Единицей наследственной информации является ген, локализованный в хромосоме.
- Каждая хромосома содержит множество генов; гены в хромосомах располагаются линейно, каждый ген имеет определенное место (локус) в хромосоме.
- Гены наследственно дискретны, относительно стабильны, но при этом могут мутировать.
- Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено.
- Сцепление генов может нарушаться в процессе мейоза в результате кроссинговера, что увеличивает число комбинаций генов в гаметах.
- Частота кроссинговера прямо пропорциональна расстоянию между генами.
- В процессе мейоза гомологичные хромосомы, а следовательно, аллельные гены попадают в разные гаметы.
- Негомологичные хромосомы расходятся произвольно, независимо друг от друга и образуют различные комбинации в гаметах.
Значение хромосомной теории наследственности.
*Дала объяснение законам Менделя.
*Вскрыла цитологические основы наследования признаков.
*Объяснила генетические основы теории естественного отбора.
Фрагмент занятия № 4.
Моногибридное скрещивание.
Задачи:
- повторить сущность первого и второго законов генетики;
- продолжать формировать умения применять знания о митозе, мейозе и оплодотворении для
объяснения генетических закономерностей;
- познакомить учащихся с различными генетическими явлениями и закономерностями;
- продолжать формировать умения пользоваться генетической символикой.
Примерный теоретический материал к занятию.
Моногибридное скрещивание – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (контрастных) признаков, предающихся по наследству.
Впервые закономерности наследования были установлены Г.Менделем с помощью гибридологического метода. Для своих опытов Мендель использовал особи, относящиеся к чистым линиям (гомозиготные), отличающиеся по одной паре альтернативных признаков.
Схема 1-го скрещивания
(представителей двух чистых линий).
Р фенотип желтые семена х зеленые семена
Р генотип АА х аа
↓ ↓
G А а
F1 генотип Аа
F1 фенотип желтые семена
В результате все гибриды первого поколения имеют одинаковый генотип и фенотип. Эту закономерность называют законом единообразия первого поколения или первым законом Менделя.
При моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки: фенотип их и генотип их единообразны.
Для второго скрещивания используются гибриды первого поколения F1.
Схема 2-го скрещивания
(гибридов первого поколения).
Р фенотип желтые семена х желтые семена
Р генотип Аа х Аа
↓ ↓ ↓ ↓
G А а А а
F2 генотип АА Аа Аа аа
F2 фенотип жел. жел. жел. зелен.
Для удобства расчета результатов скрещивания принято использовать схему, предложенную ученым Пеннетом (решетка Пеннета). В ней по вертикали указывают гаметы женской особи, а по горизонтали – мужской. В местах пересечений записывают генотипы зигот, полученных в результате случайного оплодотворения.
Решетка Пеннета для приведенной выше схемы скрещивания.
♂ ♀ | А | а |
А | АА | Аа |
а | Аа | аа |
Таким образом, при скрещивании гибридов первого поколения во втором поколении происходит расщепление признаков: у основной части потомков (3/4) присутствует ген А и фенотипически проявляется доминантный признак, а у части потомков с генотипом аа проявляется рецессивный признак. Эту закономерность называют законом расщепления признаков (второй закон Менделя).
При скрещивании двух гетерозиготных особей (гибридов первого поколения) во втором поколении наблюдается расщепление признаков по фенотипу в соотношении 3:1, а по генотипу – 1: 2:1.
Цитологические основы моногибридного скрещивания.
Расщепление признаков во втором поколении объясняется сохранением рецессивного гена в гетерозиготном состоянии. При переходе в гомозиготное состояние рецессивный ген вновь проявляется в виде признака. Эту закономерность Мендель назвал «гипотезой чистоты гамет».
Эта гипотеза или закон гласит, что находящиеся в каждом организме пары наследственных факторов не смешиваются и не сливаются и при образовании гамет по одному из каждой пары переходят в них в чистом виде: одни гаметы несут доминантный ген, другие – рецессивный. Гаметы никогда не бывают гибридными по данному признаку. Для наследования признака не имеет значения, какая именно гамета несет ген признака – отцовская или материнская; у дочернего организма в одинаковой степени проявляются доминантные признаки и не проявляются рецессивные.
Исходные родительские особи гомозиготны (АА и аа) и дают только один тип гамет – А или а соответственно. При слиянии гамет в зиготу попадают гомологичные хромосомы с альтернативными признаками, поэтому все полученные потомки являются гетерозиготными гибридами с генотипом Аа, но проявляется в фенотипе только доминантный признак.
Гибриды первого поколения гетерозиготны (Аа). Так как при мейозе гомологичные хромосомы попадают в разные гаметы, то гибриды дают два типа гамет: А и а. В процессе оплодотворения происходит свободная комбинация двух типов гамет и образуются 4 варианта зигот с генотипами: АА, 2Аа и аа. В фенотипе проявляются только два признака, причем потомков с доминантным признаком в 3 раза больше, чем с рецессивным.
Полное и неполное доминирование.
Полное доминирование – один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллелей (доминантный) в гетерозиготе полностью подавляет проявление другого аллеля (рецессивного). Например, у гороха ген желтой окраски семян полностью подавляет проявление гена зеленой окраски семян. При полном доминировании во втором поколении расщепление по фенотипу 3:1.
Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточный признаков у гибридов. Неполное доминирование – один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллелей (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллеля (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежуточный характер. Так, например, при скрещивании двух чистых линий растения ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу – 1:2:1.
У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы. Неполное доминирование широко распространено в природе.
Летальные гены
Иногда расщепление признаков во втором поколении может отклоняться от ожидаемых (3:1 – при полном доминировании,1:2:1 – при неполном доминировании) результатов. Это связано с тем, что в некоторых случаях гомозиготы по одному из признаков оказываются нежизнеспособными. В этих случаях говорят о летальных генах. Летальные гены (лат. «леталис» - смертельный) – гены, в гомозиготном состоянии вызывающие гибель организма из-за нарушения нормального хода развития. Появление летальных генов – следствие мутаций, которые в гетерозиготном организме не проявляют своего действия.
Примеры. 1) Серые каракульские овцы, гомозиготные по доминантному признаку серой окраски, погибают после рождения из-за недоразвития желудка. 2)Примером доминантного летального гена является брахидактилия у человека (укороченные пальцы). Гомозиготы по данному пальцу погибают на ранних стадиях развития зародыша, а признак проявляется только у гетерозигот. 3) Примером рецессивного летального гена является ген серповидно-клеточной анемии у человека. В норме эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. При серповидно-клеточ-ной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты все же имеют измененную форму. Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из-за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны. 4) У растений есть ген, отвечающий за развитие хлорофилла. Если он подвергся мутации и оказался в гомозиготном состоянии, то вырастающее бесцветное растение погибает на стадии всходов из-за отсутствия фотосинтеза. В изолированных популяциях, где велика вероятность перехода летальных генов в гомозиготное состояние, смертность потомства достигает 8%.
Анализирующее скрещивание.
Анализирующее скрещивание – скрещивание, проводящееся для определения генотипа организма.
Анализирующее скрещивание – это скрещивание особи с доминантным признаком, но неизвестным генотипом с особью, гомозиготной по рецессивному признаку, генотип которой всегда аа. По результату скрещивания определяется генотип особи с доминантным признаком.
I вариант. Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготной особью полученное потомство единообразно, то анализируемая особь с доминантным признаком гомозиготна.
Р фенотип доминантный признак х рецессивный признак
Р генотип А_ х аа
↓ ↓ ↓
G А _ а
F1 фенотип доминантный признак
генотип Аа
Вывод: если потомство единообразно, то неизвестный ген А, т.е. генотип анализируемой особи АА.
II вариант. Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготной особью полученное потомство дает расщепление 1:1, то исследуемая особь с доминантным признаком гетерозиготна.
Р фенотип доминантный признак х рецессивный признак
Р генотип А_ аа
↓ ↓ ↓
G А _ а
F1 фенотип доминантный признак рецессивный признак
генотип Аа аа
1:1
Вывод: если у потомства происходит расщепление признаков, то неизвестный ген рецессивный и генотип анализируемой особи Аа.
Анализирующее скрещивание часто используется в селекции растений и животных для определения генотипа особи с доминантным признаком и выведения чистой линии.
Решение задач на моногибридное скрещивание.
Алгоритм решения прямых задач.
Под прямой задачей подразумевается такая, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.
Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.
Алгоритм решения обратных задач.
Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.
1. Читаем условие задачи. | 1. Задача. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства? |
2. По результатам скрещивания F1 или F2 определяем доминантный и рецессивный признаки и вводим обозначение. | 2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с редуцированными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а редуцированные крылья – рецессивный признак (а). |
3. Составляем схему скрещивания и записываем генотип особи с рецессивными признаком или особи с известным по условию задачи генотипом. | 3. Р фенотип ♀норм. х ♂норм. крылья крылья Р генотип ♂А_ х ♀ А_ F1 фенотип 88 норм. крылья 32 редуц. крылья генотип А_ аа |
4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь. | 4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда: Р фенотип норм. крылья х норм. крылья Р генотип Аа х Аа ↓ ↓ ↓ ↓ G А а А а |
5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему. | 5. F1 генотип АА Аа Аа аа фенотип 88 (норм. норм. норм. редуц.) |
6.Записываем ответ задачи. | Ответ: доминантный признак – нормальные крылья/ Аа и Аа/ АА, 2Аа, аа. |
Фрагмент итогового занятия элективного курса
«Решение генетических задач».
Участники занятия.
Учащиеся 9 классов.
Цели занятия.
- Проверка усвоения основных законов наследственности, терминологии, символики;
- проверка усвоения основных алгоритмов решения генетических задач;
- проверка сформированности навыков решения генетических задач повышенной сложности на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, сцепленное наследование генов, наследование, сцепленное с полом, комплементарность, эпистаз и др.
- развитие логического мышления;
- развитие познавательной самостоятельности, интереса к изучаемому предмету;
- воспитание внимательности, сосредоточенности
Продолжительность занятия – 1 урок.
Оборудование.
- Распечатанные задачи (усложненные задачи помечены *);
-ответы к задачам;
-готовые решения задач;
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителя: постановка цели перед учащимися.
Цель: решить все предложенные задачи для проверки усвоения навыков решения генетических задач.
2. Учащиеся самостоятельно выбирают задачи, решают их на доске, объясняют решение. Для самопроверки пользуются готовыми ответами. В случае затруднения могут помогать друг другу, в случае расхождения с ответами - коллективно находить ошибки.
3. В конце занятия учитель анализирует а) степень самостоятельности;
б) степень усвоения материала.
Задача 1.
У разводимых в неволе лисиц доминантный ген вызывает появление платиновой окраски, а в гомозиготном состоянии обладает летальным действием (гибнут эмбрионы). Рецессивный аллель определяет серебристо-серую окраску. Скрещивали платиновых лисиц между собой и получили 72 потомка.
- Сколько типов гамет образуется у платиновой лисицы?
- Сколько животных погибло в эмбриональном состоянии?
- Сколько разных жизнеспособных генотипов образуется при таком скрещивании?
- Сколько родилось серебристо-серых лисят?
- Сколько родилось платиновых лисят?
Задача 2.
У человека серповидноклеточная анемия наследуется как признак неполностью доминантный. У доминантных гомозигот развивается сильная анемия, приводящая к смерти, а у гетерозигот анемия проявляется в легкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, поэтому люди, имеющие ген серповидноклеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов легкая форма анемии.
- Сколько типов гамет образуется у каждого супруга?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары?
- Какова вероятность рождения ребенка с тяжелой формой анемии?
- Какова вероятность рождения ребенка, устойчивого к малярии?
- Какова вероятность рождения ребенка, чувствительного к малярии?
Задача 3.
Владелец нескольких тигров нормальной (поперечной) «окраски» приобрел тигра с продольными полосками на шкуре (рецессивный признак). Скрестив его с одним из своих тигров, он получил тигрят «в клеточку». При скрещивании клетчатых тигров между собой в потомстве преобладали клетчатые животные, но встречались и тигрята с поперечными и продольными полосками.
- Опишите одним словом генотип «клетчатого» тигра.
- Сколько гамет может образовать полосатый тигр?
- Какова вероятность появления во втором поколении тигрят в клеточку?
- Является ли клетчатый рисунок рецессивным признаком?
- Можно ли говорить о полном доминировании поперечной окраски?
Задача 4.
В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребенок.
Задача 5.
У морских свинок черная окраска шерсти (А) доминирует над белой, курчавая шерсть (В) – над гладкой, а короткая шерсть (Д) – над длинной. Скрещивали свинок с белой гладкой длинной шерстью с тригетерозиготными свинками, у которых шерсть черная курчавая короткая.
- Сколько типов гамет образуется в организме родительской свинки с черной курчавой короткой шерстью?
- Сколько разных фенотипов получиться у потомков при описанном скрещивании?
- Сколько разных генотипов получится при описанном скрещивании?
- Какова вероятность появления потомства с белой длинной шерстью?
Задача 6.
У человека темные волосы, карие глаза, веснушки на лице – доминантные признаки, а светлые волосы, голубые глаза, отсутствие веснушек – рецессивные.
Темноволосая женщина, имеющая синие глаза и веснушки на лице вышла замуж за светловолосого мужчину с карими глазами, без веснушек. У них родился светловолосый голубоглазый сын без веснушек на носу. С какой вероятностью может родиться темноволосый кареглазый ребенок без веснушек?
Задача 7.*
Здоровая женщина вступает в брак со здоровым мужчиной. У них рождается 5 сыновей. Один страдает дальтонизмом, но имеет нормальную кровь, один – страдает гемофилией, но имеет нормальное зрение, а один страдает дальтонизмом и гемофилией. Определите генотипы родителей, объясните причину появления у детей таких фенотипов, укажите название процесса.
Задача 8.*
Скрещены две чистые линии мышей: в одной из них животные имеют черную шерсть нормальной длины, а другой – длинную серую. Гены нормальной длины шерсти (А) и серой окраски (В) - доминантные. Гибриды F1 имеют шерсть нормальную серую. При анализирующем скрещивании получилось следующее расщепление: мышат с нормальной серой шерстью – 89, с нормальной черной – 36, с длинной серой – 35 и длинной черной – 88. Какой процент составят кроссоверные мышата?
Примеры генетических задач.
Задача 1.
Популяция содержит 400 особей, из них с генотипом АА – 20, Аа – 120 и аа – 260. Определите частоты генов А и а.
Дано: N = 400 D = 20 H = 120 R = 260 | Решение:
2D + H p = ----------- = 0, 2 2N |
p – ?
g - ? H + 2R
g = ----------- = 0,8
N
Ответ: частота гена А – 0, 2, гена а – 0,8
Задача 2.
У крупного рогатого скота породы шортгорн рыжая масть доминирует над белой. Гибриды от скрещивания рыжих и белых - чалой масти. В районе, специализирующемся на разведении шортгорнов, зарегистрировано 4169 рыжих животных, 3780 – чалых и 756 белых. Определите частоту генов рыжей и белой окраски скота в данном раойне.
Дано АА – красн. аа – белая Аа - чалая D = 4169 H = 3780 R = 756 | Решение 2D + H p = ----------- = 0, 7 2N |
p – ? H + 2R
g - ? g = ----------- = 0, 3
N
Ответ: частота гена красной окраски 0,7, а белой – 0, 3.
Задача 3.
В выборке, состоящей из 84000 растений ржи, 210 растений оказались альбиносами, т.к. у них рецессивные гены находятся в гомозиготном состоянии. Определите частоты аллелей А и а. а также частоту гетерозиготных растений.
Дано N = 84000 R = 210 | Решение
g 2 = 210 : 8400 = 0, 0025 |
p – ? g = 0, 05
g - ? p = 1 – g = 0, 95
2 pg - ? 2 pg = 0, 095
Ответ: частота аллеля а – 0, 05, ч
частота аллеля Аа – 0, 95,
частота генотипа Аа – 0, 095
Задача 4.
Группа особей состоит из 30 гетерозигот. Вычислите частоты генов А и а.
Дано N = H = 30 | Решение 2D + H p = ----------- = 0, 5 2N |
p – ? g = 1 – p = 0, 5
g - ?
Ответ: частота генов А и а - 0, 5.
Задача 5.
В популяции известны частоты аллелей p = 0,8 и g = 0, 2. Определите частоты генотипов.
Дано
p = 0,8 g = 1 – p = 0, 5 g = 0,2 | Решение p 2 = 0, 64 g 2 = 0, 04 2 pg = 0, 32 |
p 2 – ?
g 2 - ?
2 pg - ? Ответ: частота генотипа АА – 0, 64,
генотипа аа – 0, 04
генотипа Аа – 0, 32.
Задача 6.
Популяция имеет следующий состав 0,05 АА, 0,3 Аа и 0,65 аа. Найдите частоты аллелей А и а.
Дано p 2 = 0,05 g 2 = 0,3 2 pg = 0,65 | Решение p = 0,2 g = 0,8 |
p – ?
g - ?
Ответ: частота аллеля А – 0,2,
аллеля а – 0, 8
Задача 7.
В стаде крупного рогатого скота 49% животных рыжей масти (рецессив) и 51% чёрной масти (доминанта). Сколько процентов гомо- и гетерозиготных животных в этом стаде?
Дано g 2 = 0,49 p 2 + 2 pg = 0,51 | Решение p = 1 – g = 0,3 p 2 = 0,09 2 pg = 0,42 |
p 2 – ?
2 pg - ? Ответ: гетерозигот 42%,
гомозигот по рецессиву – 49%
гомозигот по доминантне – 9%
Задача 8.
Вычислите частоты генотипов АА, Аа и аа (в %), если особи аа составляют в популяции 1% ?
Дано g 2 = 0,01 | Решение g = 0,1 p = 1 – g = 0,9 |
p 2 – ? 2 pg = 0,18
2 pg - ? p 2 = 0,81
Ответ: в популяции 81% особей с генотипом АА,
18% с генотпом Аа и 1% с генотипом аа.
Занимательные генетические задачи
Задача 9. « Сказка про драконов»
У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:
- Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.
- Неогнедышащие родители – всё потомство неогнедышащее.
- Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
- Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё потомство неогнедышащее.
Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.
Решение:
- по скрещиванию №4 определяем: А – неогнедыш., а – огнедышащ. => огнедышащие: ♀аа и ♂аа; неогнедышащий самец - ♂ АА
- по скрещиванию №3: неогнедышащая самка - ♀ Аа.
Задача 10.«Консультант фирмы «Коктейль»
Представьте себе, что вы – консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всём мире. Длина перьев определяется геном А (длинные) и а (короткие), цвет: В – чёрные, в – красные, ширина: С – широкие, с – узкие. Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов и кур со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными чёрными узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.
Решение:
F1 : А* В* СС
- Р: ♀ ААВВсс х ♂ ааввсс
- Р: ♀ ААВВсс х ♂ ААввсс
- Р: ♀ ААввсс х ♂ ооВВсс и т.д.
Задача 11. « Контрабандист»
В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они
считаются национальным достоянием, и перевозить через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?
Решение:
- провести анализирующее скрещивание и выяснить: какие рыжие лисы гетерозиготны по аллелям окраски, их перевезти через границу
- на родине контрабандиста их скрестить друг с другом и ¼ потомков будет с серебристой окраски.
Задача 12. «Расстроится ли свадьба принца Уно?»
Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха?
Ответ:
построив предполагаемое генеалогическое древо, можно доказать, что ген гемофилии был в одной из х- хромосом бабушки Беатрис; мат Беатрис могла получить его с вероятностью 0,5, сама Беатрис – с вероятностью 0, 25.
Задача 13.«Царские династии»
Предположим, что у императора АлександраΙ в У-хромосоме была редкая мутация. Могла ли эта мутация быть у: а) Ивана Грозного
б) Петра Ι
в) Екатерины ΙΙ
г) Николая ΙΙ?
Решение:
- Ввиду принадлежности к женскому полу, мы сразу вычеркнем Екатерину ΙΙ.
- Ивана Грозного вычеркнем тоже – он представитель рода Рюриковичей и к династии Романовых не принадлежал.
- Провинцал. немецкий герцог и Анна (дочь Петра Ι)
↓
Петр ΙΙΙ и Екатерина ΙΙ
↓
Павел Ι
↓ ↓
Александр Ι Николай Ι
↓
Александр ΙΙ
↓
Александр ΙΙΙ
↓
Николай ΙΙ
Ответ: могла у Николая ΙΙ
Задача 14. «Листая роман «Война и мир»
Предположим, что в Х – хромосоме у князя Николая Андреевича Болконского была редкая мутация. Такая же мутация была и у Пьера Безухова. С какой вероятностью эта мутация могла быть у: а) Наташи Ростовой
б) у сына Наташи Ростовой
в) сына Николая Ростова
г) автора «Войны и мира» ?
Ответ:
- Андрей Болконский не получил от отца Х-хромосомы. Его жена не была родственницей ни Болконских ни Безуховых. Следовательно, у сына князя Андрея мутации нет.
- Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова. Пьер передал свою хромосому своим дочерям, но не сыновьям. Следовательно, дочери Наташи Ростовой получили мутацию, а сыновья – нет.
- Сын Николая Ростова получил свою Х – хромосому от матери – дочери старого князя Болконского (из 2 хромосом княжны Марьи мутация была только в одной => она передала Х – хромосому своему сыну с вероятностью 50%)
- Лев Николаевич: действие романа заканчивается за несколько лет до рождения Толстого, на страницах романа сам автор не появляется. Но: отцом писателя был отставной офицер граф Николай Ильич Толстой, а мать – урожденная Волконская => прототипами родителей писателя были Николай Ростов и его жена, урожденная Мария Болконская. Их будущий сын Лев получит мутацию с вероятностью 50%.
Задача 15. «Спор Бендера и Паниковского»
Два соседа поспорили: как наследуется окраска у волнистых попугайчиков? Бендер считает, что цвет попугайчиков определяется одним геном, имеющим 3 аллеля: Со - рецессивен по отношению к двум другим, Сг и Сж кодоминантны Поэтому у попугайчиков с генотипом Со Со – белый цвет, Сг Сг и Сг Со – голубой, Сж Сж и Сж Со – жёлтый цвет и Сг Сж – зелёный цвет. А Паниковский считает, что окраска формируется под действием двух взаимодействующих генов А и В. Поэтому попугайчики с генотипом А*В* - зелёные, А* вв – голубые, ааВ* - жёлтые, аавв – белые.
Они составили 3 родословные:
1. P : З х Б 2. P : З х З 3. P : З х Б
F1 : З, Б F1 : Б F1 :Г, Ж, Г, Г, Ж, Ж, Ж, Г, Ж
Какие родословные могли быть составлены Бендером, какие – Паниковским?
Ответ: родословные 1 и 2 могли быть составлены
Паниковским, а родословная 3 – Бендером
ИГРА «БЕГ С БАРЬЕРАМИ»
Цель: проверить умение решать генетические задачи
- на моногибридное скрещивание,
- на неполное доминирование,
- на дигибридное скрещивание
- на наследование, сцепленное с полом
- на взаимодействие генов
с использованием элементов игры.
В игре 5 этапов (так как проверяется умение решать 5 типов задач)
- 1 этап: учитель выдает ученикам по карточке с задачей № 1:
на одной стороне карточки указан номер варианта (всего 5 вариантов)
В – 1 Задача № 1 | В – 2 Задача № 1 | В – 3 Задача № 1 | В – 4 Задача № 1 | В – 5 Задача № 1 |
1 2 3 4 5
(карточки пронумерованы для того, чтобы легче было разобраться с игрой)
на другой стороне каждой карточки напечатана задача №1
(на моногибридное скрещивание)
см. стр. 4 (там карточки тоже пронумерованы)
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 2 этапу
- 2 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №1:
Задача № 2 ½ Аа, ½ аа | Задача № 2 АА, Аа, Аа, аа | Задача № 2 ½ АА, ½ Аа | Задача № 2 Аа | Задача № 2 АА |
6 7 8 9 10
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 2
(на неполное доминирование)
см. стр. 5
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 3 этапу
- 3 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №2:
Задача № 3 ¼ белых, ½ пестрых, ¼ черных | Задача № 3 ½ пестрых, ½ белых | Задача № 3 ¼ красных, ½ розовых, ¼ белых | Задача № 3 ½ красных, ½ розовых | Задача № 3 ¼ узких, ½ промеж. ширины ¼ широких |
11 12 13 14 15
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 3
(на дигибридное скрещивание)
см. стр. 6
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 4 этапу
- 4 этап: он должен взять ту карточку с задачей №4, на которой напечатан ответ на его задачу №3:
Задача № 4 АаВа, Аавв | Задача № 4 АаВв | Задача № 4 Аавв | Задача № 4 ааВв, аавв | Задача № 4 ааВв |
16 17 18 19 20
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 4
(на наследование, сцепленное с полом)
см. стр. 7
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 5 этапу
- 5 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №4:
Задача № 5 ♀ ½ кр. ½ бел. ♂ ½ кр. ½ бел. | Задача № 5 ♀ здоровы ♂ больны | Задача № 5 ♀ здоровы ♂ ½ больны | Задача № 5 ♀ здоровы ♂ здоровы | Задача № 5 ♀ ½ больны ♂ ½ больны |
21 22 23 24 25
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 5
(на взаимодействие генов)
см. стр. 8
Ученик решает задачу, ответ говорит учителю.
Учитель проверяет ответ (см. ключ ответов):
- если ответ верный, значит, ученик все «барьеры преодолел» –
все задачи решил верно
- если ответ неверный, значит, ученик какую-то задачу решил неверно и перешел на «беговую дорожку» другого варианта – учитель, пользуясь ключом ответов, проверяет все его задачи.
Оценка выставляется по количеству решенных верно задач.
Задачи для 1 этапа игры: задачи на моногибридное скрещивание
Карточка 1 | ЗАДАЧА 1. Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми? |
Карточка 2 | ЗАДАЧА 1. Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определить потомство по генотипу и фенотипу, если чёрный мех доминирует над серым. |
Карточка 3 | ЗАДАЧА 1. Скрещены гетерозиготный красноплодный томат с гомозиготным красноплодным. Определите потомство по генотипу и фенотипу, если красная окраска плодов доминирует над жёлтой. |
Карточка 4 | ЗАДАЧА 1. У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет потомство? |
Карточка 5 | ЗАДАЧА 1. У фасоли чёрная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготных растений с чёрной окраской семенной кожуры. |
Задачи для 2 этапы игры: задачи на неполное доминирование
Карточка 6 | ЗАДАЧА 2. При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании чёрных кур и черных петухов – чёрными. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство пёстрых кур? |
Карточка 7 | ЗАДАЧА 2. При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур и черных петухов – чёрным. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство белого петуха и пёстрой курицы? |
Карточка 8 | ЗАДАЧА 2. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами? |
Карточка 9 | ЗАДАЧА 2. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство получится, если красноплодную землянику опылить пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами? |
Карточка 10 | ЗАДАЧА 2. У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями - только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины? |
Задачи для 3 этапа: задачи на дигибридное скрещивание
Карточка 11 | ЗАДАЧА 3. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки? |
Карточка 12 | ЗАДАЧА 3. Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки? |
Карточка 13 | ЗАДАЧА 3. У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами? |
Карточка 14 | ЗАДАЧА 3. У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели). |
Карточка 15 | ЗАДАЧА 3. У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым, нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов? |
Задачи для 4 этапа: задачи на наследование, сцепленное с полом
Карточка 16 | ЗАДАЧА 4. У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски глаз находятся в Х-хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами? |
Карточка 17 | ЗАДАЧА 4. Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз. Каков прогноз в отношении детей этой пары? |
Карточка 18 | ЗАДАЧА 4. Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками? |
Карточка 19 | ЗАДАЧА 4. Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отец у мужчины был дальтоник? |
Карточка 20 | ЗАДАЧА 4. Могут ли дети мужчины – дальтоника и женщины нормально различающей цвета (отец которой был дальтоник), страдать дальтонизмом? |
Задачи для 5 этапа: на взаимодействие генов
Карточка 21 | ЗАДАЧА 5. Форма гребня у кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов сочетание одного из генов в рецессивном, а другого в доминантном сочетании определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня. Особи с простым гребнем являются рецессивными по обоим генам. Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот? |
Карточка 22 | ЗАДАЧА 5. Окраска мышей зависит в простейшем случае от взаимодействия двух генов. При наличии гена А мыши как-то окрашены, у них вырабатывается пигмент. При наличии гена а - пигмента нет, и мышь имеет белый цвет. Конкретный цвет мыши зависит от второго гена. Его доминантный аллель В определяет серый цвет мыши, а рецессивный в- чёрный цвет. Скрестили чёрных мышей Аавв с белыми ааВВ. Каким будет F2 ? |
Карточка 23 | ЗАДАЧА 5. У тыквы дисковидная форма пода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов даёт удлинённую форму плодов. Определить фенотипы потомства, полученного от скрещивания двух сортов тыквы с дисковидными плодами, имеющими генотипы АаВв. |
Карточка 24 | ЗАДАЧА 5. Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием двух доминантных генов А и В. Гомозиготность по рецессивным аллелям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. При скрещивании двух платиновых норок ааВВ и ААвв все гибриды нового поколения были коричневыми. Каким будет потомство этих коричневых норок? |
Карточка 25 | ЗАДАЧА 5. Ген А у кур подавляет действие гена чёрного цвета В. У кур с генотипом А-белый цвет. При отсутствии гена В куры тоже имеют белый цвет (т.е. гомозиготные по рецессивному гену – белые). Каким будет второе поколение от скрещивания белых леггорнов (ААВВ) и белых виандотов (аавв)? |
ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
Задача 1 ½ Аа, ½ аа | Задача 1 АА, Аа, Аа, аа | Задача 1 ½ АА, ½ Аа | Задача 1 Аа | Задача 1 АА |
Задача 2 ¼ белых, ½ пестрых ¼ черных | Задача 2 ½ пестрых, ½ белых | Задача 2 ¼ красных ½ розовых ¼ белых | Задача 2 ½ красных, ½ розовых | Задача 2 ¼ узких ½ промеж. ¼ широких |
Задача 3 АаВв Аавв | Задача 3 АаВв | Задача 3 Аавв | Задача 3 ааВв аавв | Задача 3 ааВв |
Задача 4 ♀ ½ красных, ½ белых ♂ ½ красных, ½ белых | Задача 4 ♀ здоровы ♂ больны | Задача 4 ♀ здоровы ♂ ½ больны | Задача 4 ♀ здоровы ♂ здоровы | Задача 4 ♀ ½ больны ♂ ½ больны |
Задача 5 9 : 3 : 3 : 1 ор. роз. гор. пр. | Задача 5 9 : 3 : 4 сер. чер. бел. | Задача 5 9 : 6 : 1 д. сф. уд. | Задача 5 9 : 7 кор. пл. | Задача 5
бел. черн. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дистанционного курса "Решение нестандартных задач по химии-11 класс"
Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти. Данная программа включает в себя все основные требования, кото...
Программа элективного курса "Решение расчётных химических задач"
Данный курс предполагает знакомство обучающихся с общими подходами к решению типовых расчётных химических задач разного уровня сложности....
Рабочая программа курса "Решение нестандартных физических задач" для 9 класса
Целью данного курса является совершенствование познавательной сферы учащихся и формирование у них умения решать нестандартные физические задачи....
Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс
Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс...
Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс
Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс...
Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"
Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...
Элективный курс "Решение проектно - исследовательских задач". Программа углубленного изучения физики в 8-9 классах.
Элективный курс разработан для учащихся 8-9-х классов на основе учебника А.В.Перышкина. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся к старшей школе, расчитан на 70 часов в год как в 8 так...