Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Дзанагова Екатерина Александровна

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.

Задачи программы внеурочной деятельности:

- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

- Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

- Знакомить с биологическими специальностями.

- Способствовать участию гимназистов в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.

- Развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами.

- Развивать навыки общения и коммуникации.

- Способствовать формированию приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Живая наука»

Предмет: биология

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 5 класс

Срок реализации: 1 год

Составитель: Дзанагова Е.А.

1.        Пояснительная записка

2.        Содержание программы

3.        Тематическое планирование

4.        Список литературы

Пояснительная записка

Программа « Живая наука» имеет  общеинтеллектуальную направленность. Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:

1.        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. N 1897

3.        Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» №03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015г.

 Программа внеурочной деятельности « Живая наука» имеет  общеинтеллектуальную направленность и носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

Актуальность данной программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, а также тем, что она позволяет научить школьников осознанному безопасному и экологически грамотному обращению с природой, формированию мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Бурное  развитие  биологии, свидетелями  которого мы  являемся, привлекает внимание  людей  самых  разных  специальностей. Это обусловлено тем, что  именно  от  этой  науки  человечество  ждёт  решения  многих  важнейших  проблем, связанных  с  сохранением  окружающей  среды,  питанием  и  здоровьем  человека.  Вовлечь  школьников  в  процесс познания  живой  природы, заставить  их  задуматься  о  тонких  взаимоотношениях  внутри  биоценозов, научить    высказывать свои  мысли  и  отстаивать их – это  основа  организации биологического кружка, т.к. биологическое  образование  формирует  у  подрастающего  поколения  понимание жизни  как  величайшей  ценности.

Важно познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них  познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.

Задачи программы внеурочной деятельности:

- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

- Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

- Знакомить с биологическими специальностями.

- Способствовать участию гимназистов в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.

- Развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами.

- Развивать навыки общения и коммуникации.

- Способствовать формированию приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Живая наука» носит  общеинтеллектуальный характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование                 общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской,  практической, социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы «Живая наука» имеет отличительные особенности:

- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в проектную деятельность.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что  содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация.

Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Живая наука»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

- получат возможность осознать своё место в мире;  

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- подбор и группировка материалов по определенной теме;

- составление планов различных видов;

- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

- составление тезисов, конспектирование;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента;

- использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- приобретение  предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, делать простые выводы.

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- иметь представления о природе как развивающейся системе;

- знать основные понятия и законы курса биологии и экологии для их использования в практической жизни;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

- приобретение  предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, делать простые выводы.

Формы контроля и оценки планируемых результатов освоения программы

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по завершению изучения разделов. Учащиеся выполняют творческие работы по разделам программы. Всего предусмотрено три итоговые работы.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет).

 Тематический план программы внеурочной деятельности

«Живая наука»

Наименование темы

Количество

часов

Теория

Прак-тика

Вводное занятие.

Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

1

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

2

2

Микромир.

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Разнообразие клеток. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай.

Практическая работа: Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки(изготовление коллективного коллажа).

4

5

Удивительные растения

Водоросли. Первопроходцы. Покрытосеменные растения. Грибы. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.

Исследовательская работа: "Лекарственные свойства растений", "Растения на моём подоконнике","Растения за моим окном"(изготовление мини-брошюры)

4

5

Мир животных Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых.

Исследовательская работа:"Животное, которое меня удивило"( создание презентации, мини-брошюры)

6

2

Подведение итогов работы кружка (3 ч).

Представление  результатов работы. Анализ работы.

1

2

Всего: 34 ч

18

17

Содержание программы.

Вводное занятие (1 ч).

Цели и задачи, план работы кружка.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (4 ч).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

        Мир малых величин (9 ч.)

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Разнообразие клеток. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай. Практическая работа: Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки(изготавление временного микропрепарата и наблюдение за объектом с последующим описанием и зарисовкой.)

        Удивительные растения(9ч.)

Водоросли. Первопроходцы. Покрытосеменные растения. Грибы. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. Исследовательская работа: "Лекарственные свойства растений", "Растения на моём подоконнике","Растения за моим окном"(изготорление мини-брошюры)

        Мир животных(8 ч.)

Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых. Исследовательская работа:"Животное, которое меня удивило"( создание презентации,мини-брошюры о выбранном животном)

        Подведение итогов кружковой работы (3ч.)

Представление результатов поисковой деятельности, защита проектов. Анализ работы.

Методическое обеспечение программы. Для реализации целей и задач по внеурочной деятельности данной программы используется учебники биологии, методические рекомендации, дидактические материалы, периодические издания, пособия, книги художественной литературы, энциклопедии. К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях по внеурочной деятельности, относятся компьютер, цифровой микроскоп, световой микроскоп, цифровой фотоаппарат, проектор, интерактивная доска и лабораторное оборудование, интернет ресурсы. Для практических работ – микроскопы, покровные стекла, пипетки, образцы воды, готовые микропрепараты.

 

Учебно-методическое обеспечение

  • Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва. 1971.
  • Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366с.
  • Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
  • Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
  • Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...