методические разработки
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Медведева Екатерина Олеговна

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Терморегуляция организма. Закаливание»

Цель урока

Сформировать понятие «кожа как орган терморегуляции», терморегуляция – саморегулирующийся процесс, «закаливание организма».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Обобщить знания о защите млекопитающих животных от перегревания и охлаждения.
  2. Познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами.
  3. Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры доврачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики.
  4. Сформировать представление о необходимости закаливания организма.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений:
  • связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выявлять причинно-следственные связи в процессе терморегуляции,
  • выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий,
  • формулировать выводы,
  • применять знания в новой ситуации,
  • осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом,
  1. Продолжить развитие психических познавательных процессов:
  • мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.
  • памяти,
  • всех видов внимания,
  • восприятия различных видов информации.

Воспитательные:

  1. Воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.
  2. Развивать чувство уважения к чужому мнению.
  1. Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, сообщения и презентации учащихся.

Этап урока

Содержание урока

I. Организационный

Задачи:

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания учащихся.

II. Актуализация    знаний и умений учащихся.

Задачи:

1.Совершенствование умений сравнивать разных животных по выбранному  признаку.

2.Применение знаний о различной температуре тела животных в новой учебной ситуации.

Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании,  какого признака вы его выделили? Приложение 1.

Предполагаемый ответ учащихся

Лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей. Лишний – заяц (теплокровное животное, остальные – холоднокровные).

Подведение итогов данного этапа урока

Тепло – форма энергии, имеющая важное  значение для поддержания живых организмов. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.

Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных -  пойкилотермные (их активность зависит от температуры окружающей среды). Птицы и млекопитающие – гомойотермные (существуют за счет внутренних источников тепла).

Для каждого органа, для каждой ткани характерна своя температура, только при ее значениях клетки этой ткани функционируют нормально. Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4° С до 37,5°С. Ее повышение выше 43°С и падение ниже 25° С смертельны.

III. Постановка темы, цели и задач урока.

Запись темы урока в тетради:

«Терморегуляция организма. Закаливание».

Постановка проблемы:

«Как человек может использовать знания о терморегуляции организма и закаливании для   сохранения и улучшения  здоровья?»

IV. Формирование новых знаний и умений.

Задачи:

1. Сформировать понятие терморегуляция

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе терморегуляции.

3. Раскрыть механизмы терморегуляции.

4. Развитие умений применять новые понятия к уже известным процессам.

Проблемный вопрос :

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется.

Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ:

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом.

Задание №1.Проанализируйте и объясните схему, зарисуйте ее в тетрадь.

Беседа по схеме.

Прием пищи

Мышечная работа

«Холодная дрожь»

 Испарение

Теплообмен

Теплоизлучение

Образование

 отдача

тепла

 тепла

Терморегуляция складывается из находящихся в равновесии процессов образования тепла и его отдача

Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма - кожа нагревается и теплоотдача увеличивается. Когда сосуды суживаются, через них протекает меньше крови, температура кожи понижается и теплоотдача с ее поверхности уменьшается. Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок. Волокна сокращаются под влиянием сигналов из центральной нервной системы. А она, в свою очередь, реагирует на сигналы температурных рецепторов кожи.

Задание №2

Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»

Температура

Кровеносные

Температура кожи

Теплоотдачи

окружающей среды

сосуды кожи

Низкая

Суживаются

Уменьшается

Уменьшается

Высокая

расширяются

увеличивается

увеличивается

Проблемный вопрос.

Почему на морозе кожа сначала краснеет, потом бледнеет и даже синеет?

Предполагаемый ответ:

При выходе из теплого помещения на мороз сначала охлаждается кожа. В ответ  

происходит расширение сосудов, которое увеличивает приток крови и тепла к поверхности кожи для ее согревания - кожа краснеет. При более длительном пребывании на холоде начинается охлаждение всего организма. Чтобы уменьшить потери тепла, сосуды кожи суживаются, уменьшая приток крови. Теплоотдача из организма уменьшается, но поверхность кожи при этом сильно охлаждается и может наступить обморожение.

Сохранение постоянной температуры тела в жаркую погоду или при тяжелой физической работе обеспечивается выделением и испарением с поверхности кожи соответствующего количества пота. При этом происходит постепенное обезвоживание организма и развивается жажда, которую необходимо своевременно утолять. При существенном недостатке жидкости в организме выделение пота снижается, кровь сгущается и может наступить тепловой удар. 

Решите биологические задачи

1.Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

2.Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.

3. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобом). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции.

Подведение итогов  данного этапа

Вывод: теплорегуляция - это процесс согласованного изменения интенсивности обмена веществ, просветов кровеносных сосудов кожи и выделения пота, в ходе испарения которого затрачивается энергия. Это саморегулирующийся процесс, протекающий с участием нервной системы и зависящий от температуры окружающей среды. В результате регулируется обмен тепла между организмом и окружающей средой, происходящий на основе физических законов.

V. Закрепление и обобщение полученных знаний.

Проблемный вопрос

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?

Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего, эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению. 

VI. Рефлексия.

Подведение итогов урока

-  Чем полезно закаливание, для вас лично?

- Какой способ закаливания вы выбрали для себя лично?

- А какой посоветуете вашим друзьям?

VII.

Домашнее задание

Параграф 42, вопросы

Приложение 1

Л

Я

Г

Ч

Е

Й

К

Ш

У

Ц

Р

Е

А

З

А

Я

В

В

О

Б

А

Б

Ь

А

Ч

К

А

М

У

Р



Предварительный просмотр:

Аннотация

Данный урок  проводится первым по теме «Кожа» в 8 классе, по программе  курса «Человек и его здоровье»(68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш,2006г, учебник «Биология», авторы А.Г Драгомилов, Р.Д. Маш, издательство «Вентана-Граф»,2009г.

Тема: Значение кожи и её строение.

Задачи:

  • Создать условия для формирования у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и функциях кожи;
  • Создать условия для развития учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций;
  • Помочь учащимся осознать личную и практическую значимость учебного материала;

Средства обучения:

  • таблица «Кожа»
  • лупа
  • зубочистка
  • муляжи фруктов
  • видеодвойка
  • видеокассета «Загадки человеческого тела», издательство «Ридерз Дайджест», видеофрагмент о коже
  • презентация к уроку

Ход урока

1.Целеполагание

Ребята, попробуйте  догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать.

  • В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр;
  • В нем содержится 250тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов;
  • На этом органе находится около 250 тысяч волос;

Конечно же, вы правильно догадались это наша кожа.  А, почему, ребята  кожу называют зеркалом нашего организма? (ребята высказывают свои предположения)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся)

Сегодня на уроке, вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи?

2. Формирование новых понятий

Давайте подумаем, может ли человек прожить без кожи? Конечно же, нет, человек просто погибнет.

Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Площадь кожного покрова взрослого человека достигает 1,5 – 2 кв.м.

Ребята, посмотрите на рисунок, скажите, сколько слоев можно выделить в нашей коже?

Назовите их и запишите в таблицу.

«Строение и значение кожи»

Слои кожи человека

Строение каждого слоя

Функции каждого слоя

Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис.

Возьмите лупу и рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, что вы видите?

(Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки)

 Как вы думаете, зачем они нужны? Если бы не они, мы бы не смогли работать пальцами.

Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца.

Знаете ли вы, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней.

Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная)

Внесите информацию в таблицу.

Рассмотрите следующий слой - собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью. Что входит в её состав? (учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы)

Сальные железы – мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке. Где больше всего сальных желез? (на голове, лбу, подбородок). За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.

Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Как вы думаете, где больше всего открывается протоков потовых желез?

 Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.

 Возьмите лупу рассмотрите свою ладонь. Что вы видите? (блестящие капельки)

Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется  до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час.

Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящая из воды и минеральных солей, мочевины? (для охлаждения)

Каким образом вода может попасть к потовым железам? (из крови), а как восполнить потери воды? (нужно попить)

Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (выделительная, терморегуляционная)

Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. Какие виды рецепторов изображены на рисунке? ( прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода)

У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.

Давайте проверим работу ваших рецепторов.

Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (прикосновение)

Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (боль)

Кто смелый, пойти на эксперимент?

Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают.

При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала  сделан.

Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.

Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? (чувствительная)

Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу.

А, сейчас поработайте с учебником и найдите материал о гиподерме и заполните таблицу.

Ребята, обратите внимание, о каких образованиях кожи мы с вами еще не узнали?

 ( волосы и ногти)

Выступают ребята с сообщениями.

1.Жизнь волоса.

2.Ногти.

Что же происходит с нашей кожей с возрастом? Она стареет. Посмотрим, от чего это происходит? (ребята смотрят видеофрагмент)

Ребята отвечают на вопрос, почему стареет наша кожа?

3. Первичное закрепление

Решение познавательных задач

1.Если дохнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады. Почему?

2.В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?

3. Почему иной раз укус комара человек просто не замечает, но иногда укус комара бывает чувствительным, даже на том же участке кожи?

4. Всегда ли кожа служит надежным барьером для возбудителей заболеваний и ядовитых веществ?

5. Почему нельзя грызть ногти и заусенцы?

4.Задание на дом

1.Прочитать  параграф 39, ответить на вопросы 1-4

2.По желанию: приготовить сообщение исходя из жизненного опыта

а) уход за кожей

б) уход за волосами и ногтями

5.Рефлексия

Ребята, какой материал  был для вас наиболее интересным?

Какие моменты урока помогли вам узнать новое?

Используемая литература

1.Е.Н. Демьянков «Биология в вопросах и ответах». М,1996г

2.Е.Н. Демьянков «Биология. Мир человека». М,2004г

3.И.Д. Зверев «Человек. Организм и здоровье». М,2000г

4.М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов «Анатомия и физиология человека». М,2002г



Предварительный просмотр:

Конспект  урока биологии в 8 классе

Тема урока: «Органы выделения».(Слайд 1)

Цель урока: раскрыть связь строения почек с его функциями, раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма, показать механизм мочеобразования, рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении, продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма (слайд 2) .

Оборудование: таблица «Система органов выделения», компьютерная

                              презентация.

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний.
  1. Значение выделения / рассказ учителя с элементами беседы (слайд 4-5)

Сегодня на уроке мы: изучим строение и функции органов мочевыделительной системы, научимся узнавать их на рисунке, узнаем,  как образуется моча, чем отличается первичная моча от вторичной, сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.  

        Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений.

Выделение (экскреция) – это составная часть обмена веществ, удаление продуктов распада потребленных питательных веществ, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

-Какие вещества удаляются из организма?

-Какие органы принимают в этом участие?

Однако основным органом выделения являются почки.

  1. Изучение нового материала.

  1. Строение выделительной системы. / рассказ учителя (слайд 7-8)

В мочевыделительной системе выделяют:1. Мочеобразующие органы – почки;

2. Мочевыводящие органы: мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Почки – парный орган бобовидной формы, сверху расположены надпочечники. Располагаются по двум сторонам позвоночника на уровне поясницы, вогнутый край обращен к позвоночнику. Это место входа сосудов и нервов, отсюда берет начало мочеточник. На правую почку «давит» печень, поэтому она на 1,5 см ниже левой. Вес почки 300 гр. Снаружи они покрыты прочной оболочкой из соединительной ткани с жировыми капсулами.

Мочеточники – трубочки длинной 30 см, диаметром 4-7 мм, впадают в мочевой пузырь. Мышечные волокна стенок сокращаются по спирали, что препятствует обратному току мочи. Каждые 7 с из почек выходит порция мочи и мочеточники препровождают, образующуюся мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь – непарный орган лежит в области таза. Стенки толстые мышечные, могут растягиваться и объем пузыря увеличивается до 500 (700)мл. при сокращении мышц стенок мочевого пузыря моча удаляется наружу через мочеиспускательный канал. Выход из мочевого пузыря в мочеиспускательный канал закрыт сильными мышцами – сфинктерами, которые открываются только в момент мочеиспускания.

  1. Строение почек . / самостоятельная работа учащихся с учебником (слайд 9-10)

Инструктивная карта. (слайд 4 )

  1. Прочитать в учебнике п. 42.
  2. Рассмотрите в учебнике рис. 87 – 89 на стр.214.
  3. На поперечном разрезе почки найдите темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый слой (мозговое вещество).
  4. Найдите на внутреннем слое пирамидки.
  5. Выясните функции почек.
  6. Что является функциональной единицей почки?
  7. Какое строение имеет нефрон?
  8. Прочитай текст и подготовь устный рассказ по плану:

         а)Заболевания выделительной системы;

        б)Народная медицина и почечные инфекции;

        в)Аномалии почек;

        г) Причины заболевания почек. 

Обсуждение ответов самостоятельной работы с использованием презентации.

При нарушении обеих почек наступает сильное отравление организма и человек погибает через 5 дней. На срезе почки выделяют 2 слоя: более темный (наружный) – корковый, а более светлый (внутренний) – мозговой. Во внутреннем слое располагаются пирамидки. Основания пирамид обращено к корковому слою, а вершины - к почечной лоханке. Пирамидки открываются в чашки, а чашки в лоханку. Функции почек: выделительная, защитная, поддержание гомеостаза. Структурной единицей почки является нефрон. В одной почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из капсулы и почечного канальца. Нефрон начинается в корковом слое почки небольшой капсулой, имеющей форму двустенной чаши, образованной из двух слоев эпителиальных клеток. Между этими слоями находится щелевидное пространство – полость капсулы. От нее начинается почечный извитой каналец 1-го порядка, образованный одним слоем эпителиальных клеток. Каналец спускается в мозговой слой почки, там образует петлю Генле, затем возвращается в корковый слой, получая название канальца 2-го порядка. Здесь он снова извивается, сливается с таким же соседним канальцем и образует собирательную трубочку нефрона, проходящую внутри пирамидок.

Собирательные трубочки сливаются, образуя более крупные выводные протоки. Они проходят через мозговое вещество к верхушкам сосочков пирамид.

  1. Образование мочи. / рассказ учителя (слайд 11-13)

- Каким образом органы выделения осуществляют «отбор» продуктов обмена, подлежащих выведению во внешнюю среду?

Почки в нашем организме работают с огромной нагрузкой. За 1 мин. через них проходит 1000-1200 мл крови, а за сутки вся кровь организма пройдет через почки около 200 раз. Поступающая в почки кровь проходит две сети капилляров. Сначала почечная артерия распадается на капилляры в клубочке нефрона, затем снова собирается в артерию и опять распадается на капилляры в системе канальцев, а потом собирается в вену. Эта особенность позволяет организму быстро избавляться от ненужных и вредных продуктов распада. Процесс мочеобразования проходит в нефронах в две стадии: первая - образование первичной мочи и вторая - образование вторичной или конечной мочи. При мочеобразовании протекают следующие процессы: фильтрация, реабсорбция (обратное всасывание), секреция. Первая стадия - фильтрационная, протекает в капсуле: первичная моча фильтруется из капилляров клубочка в полость капсулы, фильтрация осуществляется за счет разницы давления в сосудах и капсуле. Кровь поступает по почечным артериям под большим давлением (давление в клубочках равно 70-90 мм рт. ст.). в сутки образуется до 150 л первичной мочи. Первичная моча отличается от плазмы крови отсутствием молекул белка. В первичной моче содержатся: продукты распада, составные части плазмы, питательные вещества (глюкоза, витамины, аминокислоты, минеральные соли). Формирование вторичной мочи происходит по мере прохождения фильтрата по выводящим канальцам. Клетки, выстилающие стенки извитых канальцев, активно всасывают обратно (реабсорбция) воду, сахар, аминокислоты и некоторые соли. Вещества, всосавшиеся из первичной мочи, поступают в венозную часть капилляров, оплетающих извитые канальцы. В сутки образуется 1,5 л вторичной мочи, в ее состав входят: 95% воды и 5% различных веществ (мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатин). Конечная моча по своему составу отличается от первичной: в ней нет сахара, аминокислот, некоторых солей, однако резко повышена концентрация других веществ, например, мочевины т.е. веществ, подлежащих удалению из организма. Интенсивность мочеобразования колеблется в течение суток: днем ее образуется больше, чем - ночью. При длительной физической нагрузке количество выделяемой мочи снижается. Моча представляет собой прозрачную жидкость светло-желтого цвета, из которой через некоторое время выпадает осадок из солей и слизи. Реакция мочи непостоянна: при питании белковой пищей ее реакция кислая, а при потреблении растительной пищи - реакция мочи нейтральная или даже щелочная. В среднем за сутки с мочой выделяется до 60 г солей. В нормальной моче белка не содержится, если белок появляется в моче, то это говорит о заболевании почек (воспаление или в результате патологических изменений проницаемости стенок капилляров). Белок может появиться в моче и у здоровых людей при большой физической нагрузке. Появление белка в моче называется альбуминурией.

  1. Регуляция работы выделительной системы. / самостоятельная работа учащихся со схемой (слайд 14)

Используя схему на слайде14, составьте рассказ о регуляции работы выделительной системы.

Регуляция работы выделительной системы осуществляется нейро - гуморальным путем. Центр мочеиспускания находится в спинном мозге и работает под контролем коры больших полушарий .Симпатический отдел нервной системы сужает сосуды почек, что снижает фильтрацию. Парасимпатичекая н.с. усиливает реабсорбцию. В гуморальной регуляции принимает участие гормон гипофиза – вазопрессин, он усиливает реабсорбцию.

  1. Гигиена выделительной системы. / самостоятельная работа учащихся с текстом

Прочитай текст и подготовь устный рассказ «Заболевания выделительной системы»по плану:

Нефрит –

Мочекаменная болезнь –

Народная медицина и почечные инфекции.

Аномалии почек.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Переедание, однообразное питание мясом, мучными изделиями, злоупотребление острой, пищей оказывают на почки вредное влияние. Особенно опасен для них алкоголь, он поражает все отделы мочевыводящей системы, организм отравляется ядовитыми веществами. Лишняя доза медикаментов тоже вредна для почек. Сульфаниламиды, антибиотики, принимаемые в больших количествах, накапливаются в почках и могут стать причиной почечных заболеваний. Суточные нормы потребления воды не должны превышать 1,5—2 л. Иногда нелишне будет просто прополоскать рот или смочить губы. Нарушение правил личной гигиены может вызвать у детей воспаление мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые отличаются высокой ранимостью и пониженной стойкостью к усиленным слущиваниям эпителия. Иногда маленькие дети страдают энурезом (недержание мочи). В основном это связано с функциональными отклонениями в психо-неврологическом статусе детей. Можно ли помочь таким детям? Зачастую можно. Необходимо соблюдать режим дня и отдыха, диетическое питание без раздражающей, соленой и острой пищи; ограничить прием жидкости (особенно перед сном); исключить во второй половине дня большие физические нагрузки (спортивные игры); не менее 2-х раз за ночь детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря. Крайне опасно переохлаждение почек, при котором воспаляются капиллярные клубочки почечных телец, вследствие чего уменьшается отделение мочи, развиваются отеки, появляются боли и ломота в пояснице.

Нефрит — одно из распространенных заболеваний почек, при котором воспаление охватывает почечные клубочки либо полностью и на обеих почках (диффузный нефрит), либо лишь отдельными очагами (очаговый нефрит). Диффузный нефрит является более тяжелым заболеванием, он может протекать в острой и хронической форме.

 Образование мочевых камней в почках и мочевыводящих путях — довольно частое явление. Основная причина заболевания — нарушение обмена веществ в организме (особенно водно-солевого) и изменение химического состава крови. В результате этого происходит выпадение содержащихся в моче солей в кристаллы, которые дают начало образованию камней. Развитию болезни могут способствовать следующие факторы: убыточное содержание солей в питьевой воде, влияющий на потоотделение жаркий климат, пища, изменяющая химический состав мочи (например, длительное употребление растительно-молочной или мясной пищи). Количество и размеры образовавшихся камней могут быть очень большими. Иногда скопление мелких камней в почечной лоханке или мочеточнике приводит к более серьезным последствиям, чем образование крупных камней — к нарушению оттока мочи из почки.

 Расстройство мочеиспускания может быть двух видов: учащение и затруднение. Затруднение мочеиспускания чаще бывает у мужчин с аденомой или раком предстательной железы. Больной испытывает частые и нередко бесплодные позывы на мочеиспускание. У женщин бывает задержка мочеиспускания после операции или родов. Непроизвольное выделение мочи. Причины могут быть разными: ослабление замыкающей мочевой аппарат мышцы (наблюдается у женщин при понижении мышечного тонуса, родовой травме, климаксе, а также у лиц преклонного возраста), запирание мочеточника увеличенной предстательной железой (последствие гонореи и других инфекций), неправильное строение или травма мочевыводящих путей, заболевания нервной системы. В преклонном возрасте недержание мочи обычно возникает из-за жирового перерождения мочевого пузыря или ослабления мышцы, запирающей мочевой канал. Избавиться от этого недуга довольно трудно, но можно уменьшить проблемы, следуя таким советам: не пить вечером никаких жидкостей, по утрам делать холодные обтирания, постель устраивать так, чтобы в ногах она была несколько приподнята.

Народная медицина при заболевании почек и мочевыводящих путей советует применять отвар листьев бузины сибирской, отвар из сбора цветков бузины и терновника, листьев березы и травы крапивы двудомной. Настой листьев или почек белой березы применяют как мочегонное средство при заболеваниях почек, отеках. Отвар семян шиповника применяют при камнях в почках и мочевом пузыре. При воспалениях мочевого пузыря используют отвар корней шиповника. Средством для очищения почек является отвар льняного семени. Наиболее частыми симптомами заболеваний почек и мочевыводящих путей являются боли, расстройство мочеиспускания, повышение температуры тела, отеки.

Аномалии почек.  Дистопии почек — наиболее частые врожденные аномалии почек. Различают тазовую дистопию (почки остаются в области малого таза, поворот почки обычно не совершается, ворота почки открыты кпереди); подвздошную дистопию (почки находятся в подвздошной ямке); поясничную дистопию (почки расположены на уровне нижних поясничных позвонков); перекрестную дистопию (одна почка перемещена к другой). Сращенная почка — у эмбриона почки срастаются, образуя подкову, крючок и др.

Удвоение почек — может быть двусторонним или односторонним. Каждая почка при этом имеет свою лоханку и двойной или расщепленный на 2 ветви, идущие к обеим лоханкам, мочеточник.

  1. Закрепление  материала. (слайд 15-16)

  1. Что обозначено номерами 1-6 на рисунке А? (1.корковый слой 2.мозговой слой, 3.почечная лоханка,4.почечная артерия,5.почечная вена,6.мочеточник)
  2. Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились,        '
У позвоночного столба
Уютно разместились

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.

  1. Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы:  лохань, пирамида, чашка, почки растений?

  1. Задание на дом. (слайд 17)

  1. Изучить п.42;
  2. Заполнить таблицу:

орган

строение

функции

Инструктивная карта. 

  1. Прочитать в учебнике п. 42.
  2. Рассмотрите в учебнике рис. 87 – 89 на стр.214.
  3. На поперечном разрезе почки найдите темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый слой (мозговое вещество).
  4. Найдите на внутреннем слое пирамидки.
  5. Выясните функции почек.
  6. Что является функциональной единицей почки?
  7. Какое строение имеет нефрон?
  8. Прочитай текст и подготовь устный рассказ по плану:

а)Заболевания выделительной системы;

б)Народная медицина и почечные инфекции;

в)Аномалии почек;

г) Причины заболевания почек. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...