Календарно-тематическое планирование по бологии
календарно-тематическое планирование по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
по биологии 9 класс
№ | Тема урока | Дата Проведения | Основное содержание | Демонстрации Лабораторные, практические работы и экскурсии | Национальные, региональные и этнокультурные особенности | Инструктаж д/з | |||||||||
Введение (2 часа) | |||||||||||||||
1 | Биология как наука и методы её исследования. | Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, научный метод, научный факт, основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнительный, описательный, исторический. | Демонстрация опыта, иллюстраций. | § 1,2, слова | |||||||||||
2 | Свойства живого и сущность жизни | Открытая система. | § 3 | ||||||||||||
Тема I. Уровни организации живой природы. I. Молекулярный уровень. (10 часов). | |||||||||||||||
3 | Общая характеристика молекулярного уровня. | Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; мономер, полимер, живая природа | § 1.1 | ||||||||||||
4 | Углеводы | Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов. | § 1.2 | ||||||||||||
5 | Липиды. | Липиды, свойства липидов. | § 1.3 | ||||||||||||
6 | Состав и строение белков. | Аминокислота, мономер, уровни структурной организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. | §1.4 | ||||||||||||
7 | Функции белков | Функции белков: каталитическая, строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. | § 1.5 | ||||||||||||
8 | Нуклеиновые кислоты. | ДНК, РНК, типы РНК, принцип комплиментарности. | §1.6 | ||||||||||||
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | Строение АТФ, биологическая роль АТФ. | § 1.7 | ||||||||||||
10 | Вирусы. НРЭО | Катализаторы, ферменты | Вирус СПИДа, профилактика заболевания в ЕМР. | § 1.8 | |||||||||||
11 | Биологические катализаторы. Л.Р. № 1 | Вирус, вирусология, фаги. | Л.Р. № 1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | § 1.9, словарь | |||||||||||
12 | Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень» | ||||||||||||||
II. Клеточный уровень (15 часов). | |||||||||||||||
13 | Основные положения клеточной теории. | Цитология, царства живой природы, особенности строения растительных и животных клеток, клеточная теория. | В/ф «Клеточная теория» | § 2.1 | |||||||||||
14 | Клетка. Общие сведения о клетках. Клеточная теория. Л.Р. N 2 | Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз. | Д. модели клетки Л.Р. N 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | § 2.2 | |||||||||||
15 | Строение клетки. Ядро. | Прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гаметы. | Д. хромосом. | § 2.3 | |||||||||||
16 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи. | В/ф «Органоиды клетки». | § 2.4 | |||||||||||
17 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | Лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты; граны. | В/ф «Органоиды клетки». | § 2.5 | |||||||||||
18 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики, базальное тельце, клеточные включения. | В/ф «Органоиды клетки». | § 2.6 | |||||||||||
19 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. | Анаэробы, споры. | § 2.7 | ||||||||||||
20 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка, фотосинтез. | § 2.8 | ||||||||||||
21 | Энергетический обмен в клетке. | АТФ, макроэнергитическая связь, полное и неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, клеточное дыхание. | § 2.9 | ||||||||||||
22 | Питание клетки. | Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы. | § 2.10 | ||||||||||||
23 | Фотосинтез и хемосинтез. | Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, хемосинтез, хемотрофы, нитрифицирующие и серо- бактерии | В/ф «Фотосинтез». | § 2.11 | |||||||||||
24 | Гетеротрофы. | Сапрофиты, паразиты, голозойное питание. | §2.12 | ||||||||||||
25 | Синтез белков в клетке. | Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома. | Модель-аппликация «Синтез белка». | § 2.13 | |||||||||||
26 | Деление клетки. Митоз. | Митоз, жизненный цикл клетки: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза; редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления. | Модель-аппликация «Деление клеток». Д. микропрепаратов митоза в клетках корешков лука. | § 2.14, словарь | |||||||||||
27 | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень» | ||||||||||||||
III. Организменный уровень (14 часов). | |||||||||||||||
28 | Бесполое размножение. | Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение. | Живые цветы, в/ф «Вегетативное размножение» | § 3.1 | |||||||||||
29 | Половое размножение организмов. | Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетка, период размножения, период роста и созревания; мейоз, конъюгация, направительные тельца. | Д. микропрепаратов «Яйцеклетка и сперматозоид». | § 3.2 | |||||||||||
30 | Оплодотворение. | Оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение, эндосперм. | § 3.3 | ||||||||||||
31 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный период онтогенеза; дробление, бластомеры, бластула, гаструла; эктодерма, энтодерма, мезодерма; нейрула, биогенетический закон, филогенез. | § 3.4 | ||||||||||||
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Генетика, гомозигота и гетерозигота, гибридологический метод, моногибридное скрещивание, закон чистоты гамет. | В/ф «Основы генетики». Модель-аппликация «Моногибридное скрещивание» | § 3.5 задачи | |||||||||||
33 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. НРЭО | Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание. | Модель-аппликация «Анализируемое скрещивание» | Описание фенотипов местных видов. | § 3.6 задачи | ||||||||||
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Дигибридное и полигибридное скрещивание; закон независимого наследования признаков. | Модель-аппликация «Дигибридное скрещивание» | § 3.7 задачи | |||||||||||
35 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. | Сцепленное наследование признаков, закон Т.Моргана, локус гена, перекрест. | Модель-аппликация «Сцепленное наследование признаков». | § 3.8 задачи | |||||||||||
36 | Взаимодействие генов. | Кодоминирование, комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерное и плейотропное действие генов. | § 3.9 задачи | ||||||||||||
37 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. НРЭО | Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование признаков. | Наследственные заболевания, влияние факторов среды. | § 3.10 задачи | |||||||||||
38 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Л.Р.N 3 | Изменчивость, модификации, норма реакции. | Л.Р.N 3 «Выявление изменчивости организмов» | § 3.11 | |||||||||||
39 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | Мутации: генные, хромосомные, геномные, утрата, деления, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества. | В/ф «Мутации». | § 3.12 | |||||||||||
40 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. НРЭО | Селекция, центры происхождения культурных растений; закон гомомологичных рядов наследственной изменчивости. | Д. коллекций. | Центры селекционной работы в Челябинской области: историческая справка. | § 3.13 | ||||||||||
41 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. НРЭО | Гибридизация, массовый и индивидуальный отбор, гетерозис, близкородственное скрещивание, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики | Районированные сорта и породы | § 3.14 | |||||||||||
IV. Популяционно – видовой уровень (3 часа). | |||||||||||||||
42 | Вид. Критерии вида. Л.Р.N 4 НРЭО | Вид, критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, ареал. | Д. гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. Л.Р.N 4 «Изучение морфологического критерия вида». | Выявление признаков на местной флоре и фауне | § 4.1 | ||||||||||
43 | Популяции. Биологическая классификация. | Популяция, экология, биотические сообщества, самовоспроизводство, демографические показатели. Систематика, бинарная номенклатура, систематические категории. | В/ф «Популяция». | § 4.2 | |||||||||||
44 | Экология. Экологические факторы. | Экология, биотические сообщества | §4.3 | ||||||||||||
V. Экосистемный уровень (8 часов). | |||||||||||||||
45 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | Биоценоз, биогеоценоз, экосистема. | Д. моделей экосистем. В/ф «Биогеоценоз». | § 5.1 | |||||||||||
46 | Состав и структура биогеоценоза. НРЭО | Виды – средообразователи. Морфологическая и пространственная структура, ярусы, жизненные формы. Цепи питания: продуценты, консументы, редуценты. | Д.коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах. | Изучение и описание экосистемы своей местности | § 5.2 | ||||||||||
47 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. НРЭО | Правило экологической пирамиды. Продукция: чистая, первичная, вторичная. | Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) на примере своей местности | § 5.3 § 5.4 | |||||||||||
48 | Саморазвитие экосистемы. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. НРЭО | Экологическая первичная и вторичная сукцессия, равновесие. Динамика популяций. Рождаемость. Смертность. Регуляторные механизмы. Циклические колебания численности. | Изучение сукцессионных изменений на примере простейших представителей Челябинской области | § 5.5, § 9.6, словарь | |||||||||||
49 | Экологические факторы. Условия чреды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. | Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Экологические условия. Температура. Влажность. Свет. Вторичные климатические факторы. Загрязняющие вещества. Толерантность. Экотипы. Лимитирующие факторы. Закон минимума. | § 9.1, § 9.2. | ||||||||||||
50 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. | Экологические ресурсы. Энергетический ресурс. Пищевой ресурс. Жизненные формы. Морфологические приспособления. Ритмы жизни. | § 9.3, § 9.4. | ||||||||||||
51 | Межвидовые отношения организмов. НРЭО | Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, протокооперация, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм. | Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. | § 9.4. | |||||||||||
52 | Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень». Экскурсия 1 | Экскурсия 1 в биогеоценоз «Городской парк» | отчет | ||||||||||||
VI – Биосферный уровень (4 часа). | |||||||||||||||
53 | Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. | Биосфера. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва. Организмы как среда обитания. Механическое воздействие. Физико-химическое воздействие. Перемещение вещества. Гумус. Фильтрация. | § 6.1 § 6.2 | ||||||||||||
54 | Круговорот веществ в биосфере. НРЭО | Биогеохимический цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы. | Круговорот веществ и влияние ситуации на круговорот | § 6.3 | |||||||||||
55 | Эволюция биосферы. | Биосфера, ноосфера. Эволюция биосферы. | §10.1 | ||||||||||||
56 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. НРЭО | Природопользование. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | Д. моделей-аппликаций «Биосфера и человек» | Изучение экологической ситуации в регионе. | §10.2 §10.3 | ||||||||||
Тема II. Эволюция органического мира. VII. Основы учения об эволюции (6 часов). | |||||||||||||||
57 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Основные положения теории эволюции. | Изменчивость, естественный и искусственный отбор, борьба за существование. | Д. живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость и наследственность, результаты искусственного отбора. | § 7.1 | |||||||||||
58 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | Наследственная и ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип. Популяционная генетика, генетическое равновесие. | Д. живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость и наследственность | § 7.2 § 7.3 | |||||||||||
59 | Борьба за существование и естественный отбор НРЭО | Борьба за существование, естественный отбор, приспособленность. Отбор стабилизирующий и движущий. | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на примерах своей местности). | § 7.4 § 7.5 | |||||||||||
60 | Видообразование. Изолирующие механизмы. | Виды репродукции: репродуктивная, поведенческая. Микроэволюция. Географическое видообразование. Барьеры. Полиплоидия. | Д. живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих приспособленность | § 7.6 § 7.7 | |||||||||||
61 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции | Макроэволюция. Филогенетические ряды. Параллелизм, конвергенция, гомология, аналогия, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | § 7.8 § 7.9, словарь | ||||||||||||
62 | Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». Экскурсия 2. НРЭО | Экскурсия 2 «Причины многообразия видов в природе» | Многообразие видов в природе. | Отчет. | |||||||||||
VIII. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов). | |||||||||||||||
63 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | Креационизм, самопроизвольное зарождение. Гипотезы: стационарного состояния, панспермии, биохимической эволюции. | § 8.1, § 8.2, | ||||||||||||
64 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | Теория Опарина – Холдейна, коацерванты; современные теории. | § 8.3. | ||||||||||||
65 | Основные этапы развития жизни на Земле (архей, протерозой, палеозой). | Кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь; трилобиты, риниофиты, кистеперые рыбы, стегоцефалы, ихтиостеги, терапсиды. | В/ф «Основные этапы развития жизни на Земле». | § 8.4, § 8.5, § 8.6, таблица | |||||||||||
66 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Триас, юра, мел, динозавры, сумчатые и плацентарные млекопитающие; палеоген, неоген, антропоген. | В/ф «Основные этапы развития жизни на Земле». | § 8.7, § 8.8, таблица | |||||||||||
67 | Доказательства эволюции Л.Р.№5 Экскурсия 3 НРЭО | Доказательства эволюции | Д. окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночны животных, моделей. Л.Р. N 5 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». Экскурсия 3 Экскурсия в краеведческий музей. | Палеонтологические находки на Южном Урале. | Словарь | ||||||||||
68 | Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» |
Учебно-тематическое планирование по биологии . 8 класс.
№ | Тема урока | Кол-во час | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Основное содержание | Домашнее задание | Дата План | Дата Факт | ||||||||||||||
I Введение. Науки изучающие организм человека (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 1 | Работа с текстом учебника, записи в тетради | Фронтальный опрос | Доказывать, что человек –существо биосоциальное. Характеризовать предмет и методы наук о человеке. | § 1, знать определения | ||||||||||||||||
2 | Становление наук о человеке. | 1 | Работа с текстом учебника,заполнение таблицы в тетради | Тестовый контроль | Знать основные этапы развития наук | § 2, вопросы | ||||||||||||||||
II Происхождение человека (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
3 | Систематическое положение человека | 1 | Работа с текстом учебника, записи в тетради | Фронтальный опрос | Определять место человека в систематике, приводить доказательства эволюции | § 3, вопросы | ||||||||||||||||
4 | Историческое прошлое людей. | 1 | Записи в тетради | Фронтальный опрос | Знать этапы эволюции человека | § 4, вопросы | ||||||||||||||||
5 | Расы человека | 1 | Работа с текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать признаки вида человека разумного, признаки рас | § 5, вопросы | ||||||||||||||||
III Строение организма (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
6 | Общий обзор организма. Органы и системы органов. | 1 | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать план строения организма | § 6, вопросы | ||||||||||||||||
7 | Клеточное строение организма | 1 | Работа с текстом учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Доказывать единство органического мира. Знать строение и функции клетки | § 7 стр. 27-30, заполнить таблицу на стр. 33 | ||||||||||||||||
8 | Физиология клетки | 1 | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать процессы жизнедеятельности клетки | § 7стр. 30-32 | ||||||||||||||||
9 | Ткани Л.р № 1 «Ткани организма человека» | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, лабораторная работа | Индивидуальный опрос | Знать основные типы тканей и их строение. Умение распознавать ткани и органы, которые ими образованы | § 8 до нервной ткани, вопросы стр.39 с 1-5 | ||||||||||||||||
10 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция организма. | 1 | Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицей | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения нейрона, принцип рефлекторной регуляции | § 8 (нервная ткань), § 9, вопросы | ||||||||||||||||
IV Опорно-двигательная система (7 часов) | ||||||||||||||||||||||
11 | Строение костей | 1 | Работа с анатомомичес. таблицей | Фронтальный опрос | Знать типы костей и их строение, химический состав костей | § 10, вопросы | ||||||||||||||||
12 | Скелет человека. Соединение костей | 1 | Работа с анатомомичес. таблицей | Фронтальный опрос | Знать типы соединения костей. Уметь работать с анатомической таблиц | §11,.12, вопросы | ||||||||||||||||
13 | Строение мышц | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, | Индивидуальный опрос | Знать морфологию мышц. Умение определять местоположение мышц | §13, вопросы | ||||||||||||||||
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция Л.р №2 «Безусловные рефлексы человека» | 1 | Работа с текстом учебника, в тетради, проведение опыта | Фронтальный опрос | Знать механизм регулирующий работу мышц. Уметь проводить исследования утомления | §14, принести отпечатки своей ступни | ||||||||||||||||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | 1 | Работа с текстом учебника, лаб. исследования | Фронтальный опрос | Знать методы самоконтроля и коррекции осанки. Выявлять признаки нарушения | § 15 | ||||||||||||||||
16 | Первая помощь при повреждениях скелета | 1 | Работа с рисунками учебника | Индивидуальный опрос | Знать виды травм и уметь оказывать доврачебную помощь | § 16, повторить §§ 10-15 | ||||||||||||||||
17 | Обобщение знаний по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | Работа в тетради, с таблицами | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | Творческое задание: составит кроссворд | ||||||||||||||||
V Внутренняя среда организма (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
18 | Внутренняя среда организма | 1 | . Работа с текстом и рисунками учебника | Фронтальный опрос | Знать компоненты внутренней среды | § 17 стр. 82-84 | ||||||||||||||||
19 | Плазма крови | 1 | Работа с рисунками учебника, анат. таблицей | Индивидуальный опрос | Знать хим. состав, функции; группы крови переливание крови | Стр. 84, 97-98, 99 (!) № 2 | ||||||||||||||||
20 | Эритроциты и лейкоциты | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника | Индивидуальный опрос | Знать их образование, строение, состав, функции | Стр. 85-86, 88-89, 91, повторить термины | ||||||||||||||||
21 | Иммунитет | 1 | Работа с текстом учебника | Биологический диктант | Знать защитные барьеры организма, виды иммунитета | § 18, 19 | ||||||||||||||||
22 | Аллергия. СПИД | 1 | Работа с текстом учебника, записи в тетради | Фронтальный опрос | Знать признаки и причины аллергии; пути передачи СПИДа и меры предосторожности | § 19 стр. 97 | ||||||||||||||||
VI Кровеносная и лимфатическая системы (7часов) | ||||||||||||||||||||||
23 | Транспортные системы организма | 1 | Работа с рисунками учебника | Фронтальный опрос | Знать понятие кровообращение, строение сосудов | § 20 | ||||||||||||||||
24 | Круги кровообращения | 1 | Работа с рисунками учебником, таблицей, практическая работа | Индивидуальный опрос | Знать большой и малый круги кровообращения. Уметь проводить лабораторные исследования | § 21, вопросы | ||||||||||||||||
25 | Строение и работа сердца | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, таб. | Индивидуальный опрос | Объяснять связь строения сердца с его функцией | § 22, вопросы | ||||||||||||||||
26 | Движение крови по сосудам | 1 | Работа с учебником, с рисунками | Индивидуальный опрос | Объяснять причину движения крови. Уметь проводить лабораторные исследования | § 23, вопросы | ||||||||||||||||
27 | Гигиена сердечно-сосудистой системы Л.р № 4 «Подсчет пульса» | 1 | Работа с учебником, проведение эксперимента | Фронтальный опрос | Знать физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Уметь находить пульс | § 24, знать термины | ||||||||||||||||
28 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, | Индивидуальный опрос | Знать типы кровотечений и способы их остановки | § 25, вопросы | ||||||||||||||||
29 | Обобщение знаний по теме: «Кровь» | 1 | Работа в тетради | Итоговый контроль | Знать основные понятия темы | Творческое задание : составить кроссворд | ||||||||||||||||
VII Дыхание (4 часа) | ||||||||||||||||||||||
30 | Строение и функции органов дыхания | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, таб. | Фронтальный опрос | Знать строение дыхательных путей | § 26 | ||||||||||||||||
31 | Легкие. Дыхательные движения и их регуляция | 1 | Работа с текстом учебника, заполнение таблицы | Индивидуальный опрос | Разъяснять связь дыхательной и кровеносной систем, механизм вдоха и выдоха | § 27,28 | ||||||||||||||||
32 | Первая помощь при нарушениях дыхания | 1 | Работа с рисунками учебника | Фронтальный опрос | Знать приемы первой помощи | § 29, вопросы | ||||||||||||||||
33 | Обобщение знаний по теме «Дыхание» | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | ||||||||||||||||||
34 | Питание и пищеварение | 1 | Работа с текстом учебника, анат. таблицей | Фронтальный опрос | Объяснять значение пищеварения. Знать строение пищеваритель ного канала | §30 | ||||||||||||||||
35 | Пищеварение в ротовой полости | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника | Фронтальный опрос | Знать типы и строение зубов, значение слюны, заболевания зубов. | §31 | ||||||||||||||||
36 | Пищеварение в желудке Л.р № 5 «Действие слюны на крахмал» | 1 | Работа с таблицей, в тетради, проведение лабораторных исследований | Индивидуальный опрос | Характеризовать переваривание пищи в желудке. Проводить лаборат . исследования и делать выводы | §32, вопросы | ||||||||||||||||
37 | Кишечное пищеварение. Всасывание | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника, | Фронтальный опрос | Знать изменения пищевых веществ в кишечнике, барьерную роль печени | §33,34 | ||||||||||||||||
38 | Гигиена органов пищеварения | 1 | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Обосновывать правила гигиены питания, знать кишечные инфекции | §35, вопросы | ||||||||||||||||
IX Обмен веществ и энергии (4 часа) | ||||||||||||||||||||||
39 | Виды обмена веществ | 1 | Записи в тетради | Фронтальный опрос | Характеризовать виды обмена веществ | § 36 | ||||||||||||||||
40 | Витамины | 1 | Работа с текстом учебника, заполнение таблицы | Индивидуальный опрос | Разъяснять значение витаминов, содержание их в пищевых продуктах | § 37, докончить таблицу | ||||||||||||||||
41 | Энерготраты человека и пищевой рацион | 1 | Работа с текстом учебника, проведение лабораторной работы | Фронтальный опрос | Взаимосвязывать энерготраты и качество пищи. Уметь проводить лабораторные. исследования | § 38, повторить §§ 30-37 | ||||||||||||||||
42 | Обобщение знаний по теме: «Пищеварение и «Обмен веществ» | 1 | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | Написать сочинение «Путешествие по пищева- рительному тракту» | ||||||||||||||||
X Покровные органы Терморегуляция. Выделение. (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
43 | Строение и функции кожи | 1 | Работа с таблицей, записи в тетради | Фронтальный опрос | Знать значение кожного покрова и его строение | § 39, вопросы | ||||||||||||||||
44 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви | 1 | Работа с текстом учебника | Индивидуальный опрос | Соблюдать основные правила гигиены кожи, одежды и обуви | § 40, вопросы | ||||||||||||||||
45 | Терморегуляция организма. Закаливание | 1 | Работа с текстом учебником | Индивидуальный опрос | Оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях. Знать приемы закаливания | § 41, вопросы | ||||||||||||||||
46 | Выделение | 1 | Работа с анатомической таблицей, в тетради | Индивидуальный опрос | Знать строение и функции выделительной системы | §42, вопросы, повторить §§ 39-41 | ||||||||||||||||
47 | Обобщение знаний по теме «Терморегуляция» | 1 | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | Составить памятку о гигиене одежды или обуви | ||||||||||||||||
XI Нервная система (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
48 | Значение и строение нервной системы | 1 | Работа с таблицей, в тетради | Фронтальный опрос | Знать роль нервной системы, ее строение. | § 43, 44, вопросы | ||||||||||||||||
49 | Головной мозг Л.р№6 «Изучение головного мозга человека» | 1 | Работа с рис. учебника, в тетради, с анат таблицами | Индивидуальный опрос | Знать отделы головного мозга и их функции Умение работать с анатом. таблицей | § 45, 46, вопросы | ||||||||||||||||
50 | Вегетативная нервная система | 1 | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Объяснять значении симпатической и парасимпатической подсистем | § 47, вопросы | ||||||||||||||||
XII Органы чувств (6 часов) | ||||||||||||||||||||||
51 | Анализаторы | 1 | Работа с рисунками учебника | Итоговый тест | Знать строение анализатора | § 48, вопросы | ||||||||||||||||
52 | Зрительный анализатор | 1 | Работа с анат. таблицей, в тетради | Фронтальный опрос | Объяснять значение зрения, строение и функции глаза | § 49
| ||||||||||||||||
53 | Гигиена зрения | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника | Биолог. диктант | Знать причины глазных инфекций, травмы и заболевания глаз | § 50, вопросы | ||||||||||||||||
54 | Слуховой анализатор | 1 | Работа с анат. таблицей, в тетради | Фронтальный опрос | Знать строение и функции органа слуха | § 51, вопросы | ||||||||||||||||
55 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника | Индивидуальный опрос | Объяснять механизмы работы органов, их взаимодействие | § 52, вопросы, повторить §§ 48-51 | ||||||||||||||||
56 | Обобщение знаний по теме «Органы чувств» | 1 | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |||||||||||||||||
57 | Вклад ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | Работа с учебником, в тетради, с раздаточным материалом | Индивидуальный кнтроль | Знать вклад Сеченова, Павлова, Ухтомского в развитие учения о ВНД Проводить лабораторн. исследования | § 53, Вопросы | ||||||||||||||||
58 | Условные и безусловные рефлексы | 1 | Записи в тетради | Фронтальный опрос | Приводить примеры и объяснять рефлексы | § 54, вопросы | ||||||||||||||||
59 | Сон и сновидения | 1 | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Раскрыть природу сна и сновидений | § 55, Вопросы | ||||||||||||||||
60 | Речь и сознание | 1 | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Определять роль речи как средства самоорганизации личности | § 56 вопросы | ||||||||||||||||
61 | Воля, эмоции, внимание | 1 | Работа с текстом учебника | Индивидуальный опрос | Определять волевые процессы, разъяснять причины негативизма и внушаемости | § 57, вопросы | ||||||||||||||||
XIV Эндокринная система (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
62 | Роль эндокринной системы. Гормоны | 1 | Работа с рис. учебника, записи в тетради | Фронтальный опрос | Характеризовать железы внутренней, внешней и смешанной секреции, свойства гормонов | § 58, вопросы | ||||||||||||||||
63 | Функции желез внутренней секреции | 1 | Заполнение в тетради таблицы | Фронтальный опрос | Знать конкретные функции желез внутренней секреции, болезни | §59 | ||||||||||||||||
XV Индивидуальное развитие организма (6 часов) | ||||||||||||||||||||||
64 | Жизненные циклы. Размножение | 1 | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Объяснять преимущества полового размножения | § 60, вопросы | ||||||||||||||||
65 | Развитие зародыша и плода | 1 | Работа с текстом и рисунками учебника | Фронтальный опрос | Раскрыть значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни | § 61, вопросы | ||||||||||||||||
66 | Заболевания, передаваемые половым путем | 1 | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать профилактику и симптоматику болезней | § 62 | ||||||||||||||||
67 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Темперамент | 1 | Работа с текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать основы гигиены грудных детей, особенности развития подростка; типы ВНД | § 63, вопросы | ||||||||||||||||
68 | Контрольная работа по курсу «Человек» | 1 | Выполнение тестовых заданий | Итоговый контроль | Знать основные понятия курса, уметь применять полученные знания | § 64 |
Календарно-тематическое планирование по биологии. 6 класс.
№ | Тема урока | Кол-во Часов | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Особенности содержания | Домашнее задание | Дата | |||||||||
план | факт | |||||||||||||||
1 | Введение | 1 | Работа с текстом учебника, в тетради | Знать роль растений в природе и жизни человека. | Стр.3, §1 | |||||||||||
I Клеточное строение организмов (3часа) | ||||||||||||||||
2 | Клеточное строение организмов | 1 | Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицей | Фронтальный опрос | § 1 вопросы | |||||||||||
3 | Строение растительной клетки | 1 | Знать части клетки и основные процессы жизнедеятельности | § 2 | ||||||||||||
4 | Ткани. Жизнедеятельность клетки | 1 | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Характеризовать ткани растительного организма. | § 3,4 вопросы | ||||||||||
5 | Бактерии, их строение и жизнедеятельность. | 1 | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать характерные признаки бактерий, их отличие от растений. | § 5,6 вопросы | ||||||||||
6 | Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. | 1 | Работа с учебником, в тетради, с таблицей, л/р | Тестовый контроль | Знать строение, питание, размножение грибов | § 7,8 Вырастить на хлебе белую плесень. | ||||||||||
7 | Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы паразиты | 1 | Работа с учебником, в тетради, с таблицей, л/р | Фронтальный опрос | Характеризовать мукор, пеницилл, дрожжи. | § 9, 10 вопросы | ||||||||||
8 | Лишайники. | Работа с учебником, в тетради, с таблицей | Индивидуальный опрос | Характеризовать лишайники | §13, вопросы | |||||||||||
9 | Царство растения | 1 | Работа с рисунками , в тетради, с таблицей | Характеризовать представителей царства растений | § 11 вопросы | |||||||||||
10 | Водоросли. | 1 | Л/р №5 «Строение хламидомонады | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Характеризовать многоклеточные водоросли, значение водорослей. | § 12
вопросы | ||||||||||
11 | Мхи, Папоротники. Хвощи. Плауны. | 1 | Л/р№6 «Изучение строения мха» | Работа с учебником, в тетради, с таблицей, гербарием | Знать характерные особенности мхов, черты усложнения в организации | § 14,15 вопросы | ||||||||||
12 | Голосеменные растения. | 1 | Л/р № 8 «Строение хвои и шишек хвойных» | Прак. работа с натуральн. объектами | Характеризовать общие признаки голосеменных. | §16, вопросы | ||||||||||
13 | Покрытосеменные растения | 1 | Работа с учебником, в тетради, с таблицей, гербарием | §17 | ||||||||||||
14 | Строение семян. | 1 | Л/р №9. «Строение семян двудольных растений» | Прак. работа с натуральн объектами, с таблицей | Знать особенности строения семян однодольных и двудольных растений | § 18, вопросы | ||||||||||
15 | Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения коней | 1 | Л/р №10 «Строение мочковатых и стержневых корневых систем» | Работа с учебником, в тетради, с таблицей, гербарием | Знать стержневую и мочковатую корневые системы, функции корня, распознавать на объектах типы корневых систем | § 19, 20,21 вопросы | ||||||||||
16 | Побег и почки. | 1 | Л/р № 11 «Строение почек и расположение их на стебле» | Работа в тетради, с натуральн. объектами, с рисунками учебника | Знать основные понятия, листорасположение. Уметь определять почки, листорасположение. | § 22, вопросы | ||||||||||
17 | Внешнее и клеточное строение листа. | 1 | Работа с рисунками учебника, таблицей, натуральн. объектами | Знать строение листа, его функции, распознавать простые и сложные листья, типы жилкования. | § 23, 24, вопросы | |||||||||||
18 | Строение стебля. Видоизмененные побеги. | 1 | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Знать функции стебля, его внешнее и внутреннее строение | § 26, 27 вопросы | |||||||||||
19 | Цветок. | 1 | Л/р № 13 «Изучение строения цветка» | Работа с учебником, в тетради, с таблицей | Знать строение и биологическое значение цветка | § 28, вопросы | ||||||||||
20 | Соцветия. | 1 | Л/р № 14 «Строение соцветий» | Работа с рисунками учебника, таблицей | Знать биологическое значение соцветий, определять типы соцветий. | § 29, вопросы | ||||||||||
21 | Плоды. Распространение плодов и семян. | 1 | Л/р № 15 «Классификация плодов» | Работа с рисунками учебника, заполнение таблицы | Знать разнообразие плодов, функции плодов, способы распространения. | § 30, 31, вопросы | ||||||||||
V Жизнь растений (7час) | ||||||||||||||||
22 | Химический состав растений. | 1 | Л/р № 16 «Химический состав растений» | Работа с текстом учебника, натуральн. объектами | Знать органический и минеральный состав растений, делать выводы | § 32, вопросы | ||||||||||
23 | Минеральное питание растений. Фотосинтез. | 1 | Работа с текстом учебника, рисунками | Знать значение питательных веществ, виды удобрения, раскрыть понятие «фотосинтез» | § 33,34, вопросы | |||||||||||
24 | Дыхание. Испарение воды растениями. | 1 | Работа с рисунками учебника | Показать различие процессов дыхания и фотосинтеза, значение испарения воды и листопада. | § 35, 36, вопросы | |||||||||||
25 | Рост растения. Растительный организм как единое целое | 1 | Работа с рисунками учебника | Знать как происходит рост растения | § 38-39, вопросы | |||||||||||
26 | Способы размножения растений. Размножение споровых растений. | 1 | Работа с рисунками учебника | Знать о размножении споровых растений | § 40, | |||||||||||
27 | Способы размножения растений. . Вегетативное размножение | 1 | Работа с рисунками учебника | Знать о вегетативном размножении | § 40, | |||||||||||
28 | Способы размножения растений. Половое размножение | 1 | Работа с рисунками в учебнике, в тетради, с таблицей | Знать о половом размножении растений | § 44, вопросы | |||||||||||
29 | Основы систематики растений | 1 | Работа с рисунками в учебнике, в тетради | Различать понятия «сорт» и «вид». Знать значение классификации растений | § 45, 46, вопросы | |||||||||||
30 | Класс двудольные: семейство крестоцветные, розоцветные, пасленовые | 1 | Работа с рисунками, таблицами | Уметь различать растения, относящиеся к различным семействам | § 47-49, вопросы | |||||||||||
31 | Класс двудольные: семейство мотыльковые, сложноцветные | 1 | Работа с рисунками, таблицами | Уметь различать растения, относящиеся к различным семействам | § 50-51, вопросы | |||||||||||
32 | Класс однодольные | 1 | Работа с рисунками, таблицами | Уметь различать растения, относящиеся к различным семействам | § 52,53, вопросы | |||||||||||
33 | Природные сообщества | 1 | Работа с рисунками, таблицами | Знать о природных сообществах | §54-56 | |||||||||||
34 | Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс» | 1 | Проверки и учета знаний и умений | Групповая работа | Применять полученные знания в новой ситуации | Летнее задание | ||||||||||
Календарно - тематический план на 7 класс
№ | Система уроков | Дата | Основное содержание | Вид и формы контроля | Домашнее задание | Дополнительные | |||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ 2 часа | |||||||||||||||||||
1 | История развития зоологии. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.§1 | Зоология – наука о животных. | Называть: - предмет изучения зоологии; - систематические категории Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии. | Упражнения1, 3 на с.4 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос.2 на с.. Вопрос 3 на с.. Вопрос1 на с.7. | Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, их соподчиненность. | ||||||||||||||
2 | Современная зоология. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.§2 | Черты сходства и различия животных и растений. | Называть области применения зоологических знаний Отличать животных от растений. | Упражнение 6 на с.5 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 1 на с.7. | Современная зоология – система наук о животных: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология. | ||||||||||||||
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. ПРОСТЕЙШИЕ 2 часа. | |||||||||||||||||||
3 | Общая характеристика простейших. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§3 | Простейшие – одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Образование цисты | Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать типы простейших. | Вопрос 1 на с.. Выполнение лабораторной работы Знакомство с многообразием водных простейших. | Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы. | ||||||||||||||
4 | Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§4 выполнение вопр. 3 на с.19 в конце параграфа. | Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Органоиды движения. | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. | Упражнение 6 на с.6 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 7 на с.6 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 3 на с.. Вопрос 4 на с.. | Систематические группы простейших. | ||||||||||||||
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ. 19 часов. | |||||||||||||||||||
5 | Губки. Комбинированный урок. Д.з.§5 | Среда обитания. | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими. Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок. | Упражнение. 3-4 на с.9 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 2 на с.8 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 2 на с.. Упражнение 7 на с.9 и упражнение .8 на с.10 в рабочей тетради с печатной основой. | Классы губок: Известковые, стеклянные, обыкновенные. | ||||||||||||||
6 | Тип Кишечнополостные Общая характеристика. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§6 до класса гидроидные. | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными. | Упражнение 6 на с.11 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 1 на с.31 после параграфа учебника. Упражнение 1 на с.10 и упражнение 8 на с.11 в рабочей тетради с печатной основой. | Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза. | ||||||||||||||
7 | Многообразие кишечнополостных. Комбинированный урок. Д.з.§6 до конца. | Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. | Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. | Вопрос 3 на с.. Выполнение лабораторной работы №26.1 «Распознавание животных типа Кишечнополостные» Вопрос 1 на с.. | Классы кишечнополостных.: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы | ||||||||||||||
8 | Тип Плоские черви. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§7 | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная) | Давать определение основным понятиям. Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнить строение кишечнополостных и плоских червей. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. | Упражнения 1-4-5 на с.14 в рабочей тетради с печатной основой. Выполнение лабораторной работы №26.2 «Распознавание животных типа Плоские черви». Выполнение лабораторной работы №25.1 «Выявление приспособлений у плоских червей к среде обитания. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Классы типа Плоские черви. | ||||||||||||||
9 | Тип Круглые черви. Комбинированный урок. Д.з.§8 | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. | Выполнение лабораторной работы №26.3 «Распознавание животных типа Круглые черви». Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||||||||||||||
10 | Тип Кольчатые черви. Полихеты. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§9 | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | Упражнение 5 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 11 на с.18 в рабочей тетради с печатной основой. Выполнение лабораторной работы №26.4 «Распознавание животных типа Кольчатые черви». Вопрос 1 на с.40. | |||||||||||||||
11 | Многообразие кольчатых червей. Комбинированный урок. Д.з.§10, упражнение 14 на с.19 в рабочей тетради с печатной основой. | Образ жизни и особенности строения. | Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам. Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | Упражненик17 на с.20 в рабочей тетради с печатной основой. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Выполнение лабораторной работы №23.1 «Определение принадлежности кольчатых червей к классам». | Пиявки. | ||||||||||||||
12 | Зачет №1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Кишечнополостные, тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||||||||||||||
13 | Тип Моллюски. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Д.з.§11, упражнение 9 с.25 в рабочей тетради с печатной основой. | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности внешнего строения моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Выполнение лабораторной работы №26.5 «Распознавание животных типа Моллюски». Задание со свободным ответом по выбору учителя. Вопрос 3 на с.48 после параграфа учебника. | |||||||||||||||
14 | Многообразие моллюсков. Комбинированный урок. Д.з.§12 | Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. | Выполнение лабораторной работы №23.2 «Определение принадлежности моллюсков к классам». Упражнение7 на с.24 в рабочей тетради с печатной основой. Выполнение лабораторной работы №25.2. «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания». | |||||||||||||||
15 | Тип Иглокожие. Комбинированный урок. Д.з.§13 упражнение 6 с.29 в рабочей тетради с печатной основой. | Особенности строения и жизнедеятельности. | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | Упражнение 1, 5 на с.29 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 1, 3 на с.56 | Классы иглокожих: морские лилии, морские звезды, морские ежи, голотурии, офиуры. | ||||||||||||||
16 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§14 до паукообразных. | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. | Выполнение лабораторной работы №26.6 «Распознавание животных типа Членистоногие». Выполнение лабораторной работы №15 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». Вопрос 1, 4 на с.62. Выполнение лабораторной работы №25.3. «Выявление приспособлений у ракообразных к среде обитания». Упражнение 6 на с.32 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
17 | Класс Паукообразные. Клещи. Комбинированный урок. Д.з.§14 до конца. | Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие. Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. | Вопрос 2, 4 на с.62 после параграфа учебника. Упражнение 8 на с.32 в рабочей тетради с печатной основой. Выполнение лабораторной работы №25.4 «Выявление приспособлений у паукообразных к среде обитания». | |||||||||||||||
18 | Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. Комбинированный урок. Д.з.§15 | Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. | Упражнение 1 на с.34 в рабочей тетради с печатной основой. Выполнение лабораторной работы №25.4 «Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания». Упражнение 6 на с.35 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
19 | Отряды насекомых Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки. Комбинированный урок. Д.з.§16 | Признаки отряда прямокрылые. | Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять название прямокрылые. Характеризовать роль в природе и жизни человека. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Вопрос 1-3 на с.70 после параграфа учебника | Признаки отрядов: тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки. | ||||||||||||||
20 | Стрекозы, вши, жуки, клопы. Комбинированный урок. Д.з.§17 | Признаки отрядов жуки, клопы. | Распознавать и описывать представителей отрядов, обитающих в Волгоградской области. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять название жесткокрылые. Характеризовать роль в природе и жизни человека. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 6 на с.38 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 3 на с.77 после параграфа учебника. | Признаки отрядов: вши. | ||||||||||||||
21 | Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. Комбинированный урок. Д.з.§18 | Признаки отрядов бабочки, двукрылые. | Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнения 5-7 на с.41 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнения 10 на с.43 в рабочей тетради с печатной основой. | Признаки отрядов: равнокрылые и блохи | ||||||||||||||
22 | Перепончатокрылые насекомые. Комбинированный урок. Д.з.§19 | Признаки отряда перепончатокрылые | Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять роль в природе и жизни человека. Объяснять, почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнения 5, 8 и 9 на с.44 в рабочей тетради с печатной основой. | Состав пчелиной семьи. | ||||||||||||||
23 | Зачет №2. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Тестирование по теме «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Моллюски, тип Членистоногие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | |||||||||||||||||
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ХОРДОВЫЕ 19 часов | |||||||||||||||||||
24 | Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§20 | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. | Распознавать животных типа Хордовые. Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | Выполнение лабораторной работы №26.7 «Распознавание животных типа Хордовые». Вопрос 1-2 на с.96 после параграфа учебника. | Класс Круглоротые. | ||||||||||||||
25 | Классы рыб. Костные рыбы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§21 | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Выделять особенности строения рыб. | Вопрос 1-3 на с.102 после параграфа учебника. Выполнение лабораторной работы «Внешнее строение» и особенности передвижения рыбы. | |||||||||||||||
26 | Хрящевые рыбы. Комбинированный урок. Д.з.§22 | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. | Упражнения 1, 3, 4 на с.51 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 2, 3 на с.106 Выполнение лабораторной работы №25.5 «Выявление приспособлений у хрящевых рыб к среде обитания. | |||||||||||||||
27 | Многообразие костных рыб. Урок систематизации и обобщения знаний. Д.з.§23 | Многообразие костистых рыб. Отряды: Осетровые, Карпообразные и Окунеобразные. | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в Красноярском крае. Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. | Упражнение 1 на с.52 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 13, 14 на с.55 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнения 19-20 на с.57 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
28 | Класс Земноводные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§24 | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Объяснять роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных. Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. | Упражнение 7 и 111 на с.52 в рабочей тетради с печатной основой. Выполнение лабораторной работы «Внешнее строение лягушки и приспособленность к среде жизни» Вопрос 2 на с.121. | Отряд Червяги. | ||||||||||||||
29 | Зачет №3. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы, класс Земноводные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | |||||||||||||||||
30 | Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§25 до чешуйчатых | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных. | Упражнение 4, 13 на с.60 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 1 на с.133. | |||||||||||||||
31 | Отряды пресмыкающихся. Комбинированный урок. Д.з.§25 до конца, | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся. Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека, пресмыкающихся | Выполнение лабораторной работы «Выявление приспособлений пресмыкающихся к среде обитания. Вопрос 2, 4, 5 на с.133. Упражнение 9 на с.64 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
32 | Класс Птицы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§27 | Общая характеристика класса. | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. | Выполнение лабораторной работы№18 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни». Вопрос 3 на с.156. Вопрос 1 на с.138. | |||||||||||||||
33 | Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. Комбинированный урок. Д.з.§28 | Признаки отрядов страусообразные и гусеобразные. | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц обитающих в Волгоградской области. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека, необходимость защиты гусеобразные. | Задание со свободным ответом по выбору учащегося. Упражнение 3 на с.68 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 4 на с.69 в рабочей тетради с печатной основой. | Признаки отрядов нандуобразные, казуарообразные. | ||||||||||||||
34 | Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные. Комбинированный урок. Д.з.§29 | Признаки отрядов дневные хищники, совы, куриные. | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц; домашних птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека, необходимость защиты. | Упражнение 3, 6 на с.72 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 4 на с.71; 6 на с.76 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
35 | Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые. Комбинированный урок. Д.з.§30 | Признаки отрядов воробьинообразные. | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. Объяснять роль в природе и жизни человека. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 9 на с.76 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 6 на с.74 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 2 на с.156. | Признаки отрядов голенастые. | ||||||||||||||
36 | Класс Млекопитающие, или Звери. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§31 до насекомоядных. | Признаки класса Млекопитающие. | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания. | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения млекопитающих». Выполнение лабораторной работы «Выявление особенностей строения млекопитающих в связи с образом жизни». | Отряд Сумчатые. | ||||||||||||||
37 | Отряды: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Комбинированный урок. Д.з.§31 до конца. | Признаки отряда. | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны. Выявлять приспособления внешнего строения. | Вопрос 1-2 на с.170. Упражнение 6 на с.81 и 10 на с.84 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 3 на с.163. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||||||||||||||
38 | Отряд Хищные. Комбинированный урок. Д.з.§32 | Признаки отряда. | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры по охране. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 10 на с.90 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 3-4на с.177. | |||||||||||||||
39 | Отряды: Китообразные, ластоногие. Комбинированный урок. Д.з.§33 | Признаки отряда. | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры по охране. Выявлять приспособления внешнего строения. | Вопрос 2 на с.183. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 4 на с.87 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 3 на с.87 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
40 | Отряды млекопитающих. Парнокопытные, непарнокопытные. Комбинированный урок. Д.з.§34 | Признаки отряда. | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять | Упражнение 5 на с.94 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 3 на с.183. | |||||||||||||||
41 | Отряды млекопитающих. Приматы. Комбинированный урок. Д.з.§35 | Признаки отряда. | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 5 на с.96 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 2 на с.187. | |||||||||||||||
42 | Зачет №4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Многообразие живых организмов многоклеточные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | |||||||||||||||||
ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ 14 часов. | |||||||||||||||||||
43 | Покровы тела. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§36 | Разнообразие покровов тела у животных. Функции | Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания. | Упражнение 1 на с.96 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 8 на с.97 в рабочей тетради с печатной основой. Выполнение лабораторной работы «Выявление особенностей строения покровов тела в связи с образом жизни». | |||||||||||||||
44 | Опорно-двигательная система. Комбинированный урок. Д.з.§37 | Функции. | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы. Называть функции опорно-двигательной системы; типы скелетов. Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. Сравнивать скелеты позвоночных. | Выполнение лабораторной работы «Выявление особенностей строения скелета в связи с образом жизни». Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 15 на с.101 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
45 | Способы передвижения. Полости тела. Комбинированный урок. Д.з.§38 | Передвижение животных. | Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения. Выявлять приспособления организмов к передвижению. | Упражнение 1 на с.101 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 5 на с.103 в рабочей тетради с печатной основой. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Выполнение лабораторной работы «Изучение способов передвижения». | |||||||||||||||
46 | Органы дыхания и газообмена. Комбинированный урок. Д.з.§39 | Дыхание. Пути поступления кислорода. | Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания. | Упражнение 1 на с.104 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 6 и 8-9- на с.104-105 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 1 и 2 на с.208. Упражнение 10 и 12 на с.105 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
47 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§40 | Питание. | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения. Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 4 на с.104 и 12 на с.108 в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 1 на с.106 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
48 | Кровеносная система. Кровь. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§41 | Транспорт веществ. | Называть функции кровеносной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы. Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций. | Вопрос 3, 4, 6 на с.219. Упражнение 6 на с.111 и 11 на с.112 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
49 | Органы выделения. Комбинированный урок. Д.з.§42 | Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. | Называть функции органов выделения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. | Вопрос 1 на с.223. Упражнение 5 на с.114 в рабочей тетради с печатной основой. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||||||||||||||
50 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§43 | Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. | Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы. Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Наблюдать за поведением животных. | Упражнение 2 на с.115 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 1 на с.229. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Вопрос 1-2 на с.229. Выполнение лабораторной работы «Изучение ответной реакции организма на раздражение». | |||||||||||||||
51 | Органы чувств. Регуляция деятельности. Комбинированный урок. Д.з.§44 | Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов чувств. | Вопрос 1-2 на с.235. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||||||||||||||
52 | Продление рода. Органы размножения. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§45 | Размножение. | Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения. Приводить примеры животных с различным типом размножения. | Упражнение 7 на с.122 в рабочей тетради с печатной основой. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 2 и 6 на с.123 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
53 | Способы размножения животных. Оплодотворение. Комбинированный урок. Д.з.§46 | Способы бесполого размножения: деление, почкование. | Приводить примеры животных с различными видами бесполого размножения, животных с внешним и внутренним оплодотворением. Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания. | Упражнение 2 на с.121 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
54 | Развитие животных с превращением и без превращения. Комбинированный урок. Д.з.§47 | Типы развития. | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза. | Вопрос 1, 3 на с.246. | |||||||||||||||
55 | Периодизация и продолжительность жизни животных. Комбинированный урок. Д.з.§48 | Эмбриональный период. | Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных. | Вопрос 1 на с.246. Упражнение 1 на с.125 в рабочей тетради с печатной основой. Вопрос 2 на с.248. | |||||||||||||||
56 | Зачет №5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | |||||||||||||||||
РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ 4 часа. | |||||||||||||||||||
57 | Доказательства эволюции животных. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.§48 | Понятие об эволюции. | Давать определение термину эволюции. Называть доказательства эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. | Упражнение 1-4 на с.126, 1-3 с.127, 1-7 с.128 в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
58 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.§49 | Учение Ч. Дарвина. | Называть факторы эволюции. Приводить примеры действия факторов эволюции. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 1-4 на с.128, в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
59 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.§50 | Основные этапы развития животного мира на Зеле: появление многоклеточности, систем органов. | Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 4 на с.129, в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
60 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.§52 | Закономерности размещения животных. | Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных. | Вопрос 5-6 на с.266. | Ареалы обитания. | ||||||||||||||
БИОЦЕНОЗЫ 4 часа. | |||||||||||||||||||
61 | Естественные и искусственные биоценозы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§53 | Биоценоз. | Давать определение понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов. Распознавать и описывать компоненты биоценоза. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Упражнение 2 на с.132, в рабочей тетради с печатной основой. | |||||||||||||||
62 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. Комбинированный урок. Д.з.§54 | Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная. | Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Вопрос 3 на с.274. | |||||||||||||||
63 | Цепи питания и поток энергии. Комбинированный урок. Д.з.§55 | Цепь питание. | Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания. | Упражнение 2 на с.135, в рабочей тетради с печатной основой. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||||||||||||||
64 | Взаимосвязь компонентов биоценоза. Комбинированный урок. Д.з.§56 | Взаимосвязь компонентов в биоценозе. | Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза. Давать определение понятию пищевые связи. | Вопрос 2 на с.282. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||||||||||||||
ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. 4 часа. | |||||||||||||||||||
65 | Воздействие человека и его деятельности на животных. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.§57, §58 | Положительное и отрицательное воздействие | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных. Приводить примеры промысловых животных. | Упражнение 1 на с.137, в рабочей тетради с печатной основой. Упражнение 1 на с.138, в рабочей тетради с печатной основой. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Одомашнивание. | ||||||||||||||
66 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з.§59, §60 | Охрана животных. | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. | Вопрос 1-5 на с.295. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||||||||||||||
67 | Многообразие животных. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з. – повторение. | Признаки разных систематических групп животных. | Выделять основные признаки животных разных систематических групп. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | |||||||||||||||
68 | Эволюция строения и функций органов и систем животных. Урок обобщения и систематизации знаний. Д.з. – повторение. | Признаки приспособленности животных к среде обитания и образу жизни, выработанные в процессе эволюции. | Выявлять признаки приспособленности животных к среде обитания и образу жизни. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...