Компетентностный подход в обучении
статья по биологии (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в обучении
В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,
преподаватель биологии
Л. М. Карасева, преподаватель химии
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»
Аннотация. Идеи компетентностно ориентированного обучения на данном этапе общественного развития приобрели статус государственного заказа к образовательной системе. Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. При компетентностно ориентированном образовании акцент делается на практическую направленность обучения, подчёркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ в стандарте второго поколения представлены в виде совокупности компетенций выпускника, определяемых личностными потребностями и государственным заказом к их подготовке.
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
- Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности студента с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
- Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
- Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Постепенно акцент в обучении смещается с содержания (что преподают) на результат (какими компетенциями должен овладеть выпускник).
Компетентностный подход имеет большие возможности для реформирования образования, поскольку он решает многие задачи:
- Компетентностный подход может ответить на вопросы производственной сферы (Т. М. Ковалёва);
- Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И. Д. Фрумин);
- Компетентностный подход рассматривается как условие формирования способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций (В. А. Болотов);
- Компетентность характеризуется возможностью переноса способностей человека в условия, отличные от тех, в которых они изначально возникли (В. В. Башев);
- Компетентность – показатель готовности к будущей профессиональной деятельности (П. г. Щедровицкий) [1]
Таблица 1
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения | Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения | Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования | Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
Основная формула результата образования | «Знаю, что» | «Знаю, как» |
Характер образовательного процесса | Репродуктивный | Продуктивный |
Доминирующий компонент процесса | Контроль | Практика и самостоятельная работа |
Характер контрольных процессов | Статистические методы оценки учебных достижений | Комплексная отметка учебных достижений (портфолио - продукт творческого обучения) |
В процессе формирования компетенций важная роль отводится педагогу, владеющему современными технологиями и методическими подходами развития учащихся. В этой связи важно решить следующие задачи:
- Формировать внутреннюю потребность преподавателя в реализации компетентностного подхода в образовательном процессе;
- Осуществлять партнёрские отношения преподавателя и студентов как способа формирования личностных компетенций студентов;
- Ориентировать студентов на изучение того содержания, которое будет востребовано в процессе их дальнейшего обучения и профессиональной деятельности;
- Создавать условия для формирования компетентности обучающихся, в основе которой лежит их активная познавательная деятельность;
- Применять технологии оценивания образовательных результатов студентов, ориентированные не на формальные ЗУНы, а на процесс достижения успеха.
Преподаватель в процессе своей деятельности должен уметь пользоваться методами формирования учебно-познавательной и ценностно- смысловой компетенций.
Существенную роль здесь могут сыграть проекты различной направленности.
- Коллективное целеполагание в начале занятия или перед решением учебной задачи;
- Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение занятия, после решения учебной задачи);
- Проблемно-ориентированная дискуссия студентов;
- Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент;
- Проблемно-модельное обучение — моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры;
- Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки;
- Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения;
- Учебные задачи с избыточным условием;
- Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации;
- Метод кейсов (ситуационный семинар, решение ситуационных задач). Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс- пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания;
- Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты;
- Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст;
- Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.
Применение данных методов на уроках биологии и химии помогает студентам:
- использовать полученные знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач (закрепление знаний);
- выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности студентов;
- способствовать приобретению обучающимися навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме;
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении задач;
- способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.
Использование компетентностного подхода и активных методов в обучении студентов позволяет сформировать модель выпускника как конкурентноспособного молодого специалиста, ориентированного на достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Литература:
- Шалашова М.М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография / М. М. Шалашова; УРАО ИСМО, МПГУ, АГМИ им. Гайдара. – Арзамас: АГПИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Статья"Компетентностный подход при обучении математики."
Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...
Компетентностный подход в обучении
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, ав...
Презентация к выступлению на межрегиональном семинаре по компетентностному подходу в обучении русскому языку и литературе
Презентация...
Компетентностный подход в обучении математике
В связи с введением новых образовательных стандартов меняются требования к подготовке выпускников, с этой целью предлагается реализовывать компетентностный подход на уроках математики. В работе ...
Компетентностный подход в обучении математике
В статье рассматривается вопрос формирования ключевых образовательных компетенций на уроках математики (по Хуторскому)...
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Можно выделить следующие группы ключевых компетенций ...