Компетентностный подход в обучении
статья по биологии (11 класс) на тему

Статья размещена в сборнике: Наука и современность – 2012: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С. С. Чернова.- Новосибирск: Изд-тельство НГТУ. Аннотация. Идеи компетентностно ориентированного обучения на данном этапе общественного развития приобрели статус государственного заказа к образовательной системе. Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. При компетентностно ориентированном образовании акцент делается на практическую направленность обучения, подчёркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в обучении

В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,

преподаватель биологии

Л. М. Карасева, преподаватель химии

        Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы  «Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»

Аннотация. Идеи компетентностно ориентированного обучения на данном этапе общественного  развития приобрели статус государственного заказа к образовательной системе. Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции.         При компетентностно ориентированном образовании акцент делается на практическую направленность обучения, подчёркивается роль  опыта, умений применять знания в различных ситуациях.

        

        Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ в стандарте второго поколения представлены в виде совокупности компетенций выпускника, определяемых личностными потребностями и государственным заказом к их подготовке.

        Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория учащегося  и программа его жизнедеятельности в целом.
  2. Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых студент  должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
  3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности студента с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Студент  овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  7. Компетенция личностного самосовершенствования  направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

         Постепенно акцент в обучении смещается с  содержания (что преподают) на результат (какими компетенциями должен овладеть выпускник).

        Компетентностный подход имеет большие возможности для реформирования образования, поскольку он решает многие задачи:

  • Компетентностный подход может ответить на вопросы производственной сферы (Т. М. Ковалёва);
  • Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И. Д. Фрумин);
  • Компетентностный подход рассматривается как условие формирования способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций (В. А. Болотов);
  • Компетентность характеризуется возможностью переноса способностей человека в условия,  отличные от тех, в которых они изначально возникли (В. В. Башев);
  • Компетентность – показатель готовности к будущей профессиональной  деятельности (П. г. Щедровицкий) [1]

Таблица 1

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио - продукт творческого обучения)

        В процессе формирования компетенций важная роль отводится педагогу, владеющему современными технологиями и методическими подходами развития учащихся. В этой связи важно решить следующие задачи:

  • Формировать внутреннюю потребность преподавателя в реализации компетентностного подхода в образовательном процессе;
  • Осуществлять партнёрские отношения преподавателя и студентов как способа формирования личностных компетенций студентов;
  • Ориентировать студентов на изучение того содержания, которое будет востребовано в процессе их дальнейшего обучения и профессиональной деятельности;
  • Создавать условия для формирования компетентности обучающихся, в основе которой лежит их активная познавательная деятельность;
  • Применять технологии оценивания образовательных результатов студентов, ориентированные не на формальные ЗУНы, а на процесс достижения успеха.

        Преподаватель в процессе своей деятельности должен уметь пользоваться   методами  формирования учебно-познавательной и ценностно- смысловой компетенций.

     Существенную роль здесь могут сыграть проекты различной направленности.

  • Коллективное целеполагание в начале занятия или перед решением учебной задачи;
  • Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение занятия, после решения учебной задачи);
  • Проблемно-ориентированная дискуссия студентов;
  • Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент;
  • Проблемно-модельное обучение — моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры;
  • Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки;
  • Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения;
  • Учебные задачи с избыточным условием;
  • Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации;
  • Метод кейсов (ситуационный семинар, решение ситуационных задач). Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс- пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания;
  • Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты;
  • Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст;
  • Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.

        Применение данных методов  на уроках биологии и химии  помогает студентам:

  • использовать полученные знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач (закрепление знаний);
  • выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности студентов;
  • способствовать приобретению обучающимися навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме;
  • способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении  задач;
  • способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.

     Использование компетентностного подхода и активных методов в обучении студентов позволяет сформировать модель выпускника как конкурентноспособного молодого специалиста, ориентированного на достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Литература:

  1. Шалашова М.М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография / М. М. Шалашова; УРАО ИСМО, МПГУ, АГМИ им. Гайдара. – Арзамас: АГПИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Статья"Компетентностный подход при обучении математики."

Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...

Компетентностный подход в обучении

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, ав...

Компетентностный подход в обучении математике

В связи с введением новых образовательных стандартов меняются требования к подготовке выпускников, с этой целью предлагается  реализовывать компетентностный подход на уроках математики. В работе ...

Компетентностный подход в обучении математике

В статье рассматривается вопрос  формирования ключевых образовательных компетенций на уроках математики (по Хуторскому)...

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Можно выделить следующие группы ключевых компетенций ...