«Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Материал формирует у учащихся представления о бактериях и вирусах как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Савинкова Ольга Владимировна

Класс: 5

Тема  урока: «Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека»

Цель урока: Формирование представлений о бактериях и вирусах как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с новыми формами жизни.

2. Проанализировать значение бактерий и вирусов природе и жизни человек, научить работать с информацией.

Оборудование: цифрового микроскопа с мультимедиа, микроприпарат, ТСО, таблицы, рисунки, фотографии, карточки.

Планируемые результаты  обучения:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

ученик познакомится с новыми формами жизни;

ученик научится:

выделять существенные признаки живых организмов,

- определять роль различных групп бактерий и вирусов, объяснять значение их жизнедеятельности (практическую пользу и опасность),

- определять уровень своих знаний и закрепит их в теме «Многообразие живых организмов»,

-применять приобретенные умения и навыки в повседневной жизни;

ученик получит знания основ здорового образа жизни, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, вредных привычек, инфекционных заболеваний;

ученик сможет:

- объяснять роль биологии в практической деятельности людей;

-приводить доказательства значимости многообразия живых организмов в природе и в частности роль бактерий в природе и жизни человека.

Познавательные:

- умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую;

- уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;

- объяснять значения новых слов;

- использовать знания в новой ситуации.

Коммуникативные:

- слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение;

- самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные:

- самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- планировать свою работу при выполнении заданий учителя, при самостоятельном поиске, делать выводы по результатам своей работы;

- продолжить овладевать составляющими исследовательской деятельности:

- уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы.

Личностные:

- стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы;

- научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к  здоровью своему и окружающих.

ученик научится:

- ценить здоровье свое и окружающих, осознавать его значимость, взаимосвязь человека с окружающей средой, ученик получит возможность научиться бережно относиться к здоровью своему и окружающих, помогать другим, самому влиять на положительные и отрицательные изменения в повседневной жизни своей и окружающих;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Этапы урока

Виды организации учебной деятельности (формы, методы, приемы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение  которых приведет к достижению планируемых результатов

Организационный

Создание благоприятного психологического настроя на работу, включение учащихся в учебную деятельность

Приветствует учеников,  настраивает на работу

Готовятся к уроку, включаются в деловой ритм

1.Актуализация знаний

Метод иллюстрированный

Использование цифрового микроскопа с мультимедиа.

Беседа по темам: Царство живой природы, строение клетки

Метод проблемно-репродуктивный

Деятельность учителя

1. Демонстрирует микропрепарат.

https://urok.1sept.ru/articles/632285/img1.jpg

2. Задает вопросы:

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся

Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.

Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии

 Вирусы, вирусология, вирусные заболевания

- Какие царства мы знаем?  Перечислите их.

- Встречались ли вы с бактериями?

- К какому царству относят данные организмы?

- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

- Какие особенности строения бактерий вы заметили?

- С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

- Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

- Есть организмы, которые занимают промежуточное положение между живой и неживой материей. Эта форма жизни не имеет в своем составе клеток.

-Как вы думаете, как называется группа этих организмов?

-А что вы знаете о вирусах?

-Что бы вы хотели о них узнать?

2. Создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует рисунки

https://urok.1sept.ru/articles/632285/img2.jpg

2. Задает вопросы:

3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

Деятельность учащихся

Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

- Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

3. Целеполагание

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы:

https://urok.1sept.ru/articles/632285/img3.jpg

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Деятельность учащихся

Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения.

Высказывают предположения.

- Какое имеют строение?

- Когда и как размножаются?

- Какие бактерии поселяются?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред? и т.д.

4.Планирование

Работа в группах

Метод проблемно-поисковый

Деятельность учителя

1.  Формирует и контролирует работу группы.

2. Раздает текст (материал приложения).

3. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст.

3. Назовите его.

Составьте план текста.

1 группа

- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

https://urok.1sept.ru/articles/632285/img4.jpg

2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

- Заполните схему.

https://urok.1sept.ru/articles/632285/img5.jpg

- Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

4 группа

Ваша задача подготовить устные ответы на вопросы

1 ряд: Назовите сходство вирусов с живыми организмами.

2 ряд: Назовите отличие вирусов от живых организмов.

5 группа

Ваша задача подготовить устные ответы на вопросы:

  1. Бактериальные заболевания
  2. Вирусные заболевания

5.“Открытие нового знания”.

Выступление групп

Деятельность учителя

1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

4. Структурирует материал в виде схемы (кластера)

Деятельность учащихся

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера).

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

https://urok.1sept.ru/articles/632285/img6.jpg

6. Применение нового знания

Работа в парах

Деятельность учителя

Демонстрирует организмы

https://urok.1sept.ru/articles/632285/img7.jpg

Предлагает выполнить задания.

Задает вопросы.

Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

Отвечают на основной вопрос урока “Как сохранить яблоко свежим?”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

- Учащиеся выявляют черты сходства и различия растительной и бактериальной клетки

1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.

2.Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.

3.Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Рефлексия

Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

2. Оценивает работу учащихся.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

 Чьи версии подтвердились?

 Как оцените свою работу?

Домашнее задание

Задает домашнее задание, комментируя его.

Всем: Ответить на вопросы в конце п. 10 устно.

На выбор: придумать меры, которые  могут помочь человеку снизить вред бактерий в его жизнедеятельности. Посмотрим, у кого больше получится.

Учащиеся записывают задание

Приложение:

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст.

3. Назовите его. Составьте план текста.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 группа

- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

https://urok.1sept.ru/articles/632285/img4.jpg

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа

- Заполните схему.

https://urok.1sept.ru/articles/632285/img5.jpg

- Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 группа

Ваша задача подготовить устные ответы на вопросы

1. Назовите сходство вирусов с живыми организмами.

2 . Назовите отличие вирусов от живых организмов.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 группа

Ваша задача подготовить устные ответы на вопросы:

  1. Бактериальные заболевания
  2. Вирусные заболевания

Текст 1.

     Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры.

    Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра.     Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.

    Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

   Бактерии не только заселили разные среды жизни, но и активно их изменяют. Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной, некоторые бактерии участвуют в образовании руд, природного газа.

   Человек давно научился использовать бактерии для своих нужд. С помощью бактерий человек получает кефир, йогурт, маринованные огурцы, некоторые лекарства. Некоторые бактерии могут причинять вред человеку, вызывая опасные заболевания, такие как брюшной тиф, чуму, холеру, туберкулез. Чтобы предотвратить заболевание, нужно соблюдать правила гигиены.

Текст 2

    Слово «вирус» пришло из латинского языка, что значит «яд». Вирусы относятся к паразитам, поскольку живут и размножаются, внедряясь в клетку. Находясь вне клетки, они пребывают в состоянии покоя. Вирусы это неклеточная структура, паразитирующая на живых организмах, даже на себе подобных. Свободно обходятся без источников жизненной энергии: пищи и дыхания.

    Вирусы в 50 раз меньше средней молекулы. Это очень простые организмы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белка. Форма вирусов бывает круглой, овальной, спиралевидной и неправильной формы.

    Вирусы задействуют две формы жизни – вне клетки на стадии вирионов, и внутри клетки на стадии репродуктивности. Вирионы не показывают признаков жизни, лишь попадая в клетку микроорганизмы, проживают свой жизненный цикл, по следующим фазам:

Присоединение к клетке, внедрение внутрь клеточного тела через оболочку.

     Ученые констатируют существование в мире больше 5000 разнообразных вирусов. Каждый вирус развивается лишь на определенных организмах или типах клеток, будучи безопасным для других. Проще говоря, каждый вирус имеет одного хозяина, на котором может паразитировать. Удивительно, но в мире существуют и полезные вирусы, которые борются с патогенными микробами, ускоряя избавление от болезни. Эта группа бактериофагов или пожирателей вредных бактерий. Сегодня они незаменимы при определении диагноза.

     Пути распространения вирусов очень разнообразны: прямой контакт с больным, через кровь, через животных, воздушных путем. Меняя организм донора, они становятся виновниками инфекции, передавая новый генетический материал, участвуют в процессе мутации. Могут принимать участие в регулировании численности вида, играя роль своеобразных санитаров. Значение вирусов неоднозначно, можно сказать, что они одновременно и лечат и калечат. При условии, если ученым удастся раскрыть все секреты жизнедеятельности вирусов, большинство неизлечимых болезней будут побеждены.

      К числу вирусных заболеваний человека относятся, например, грипп, полимиелит, герпес, клещевой энцефалит, оспа, бешенство, корь, желтая лихорадка, инфекционный насморк, СПИД, гепатит А,В,С.

- У животных - ящур, коровья оспа, бешенство, грипп и др.

- У растений - МБТ (мозаичная болезнь табака), вирусы могут определять пятнистость окраски цветков (например, у тюльпана), изменения окраски листьев у многих растений.

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:

1. Что из перечисленного характерно для бактерий? Запишите номера выбранных ответов.

  1. бесполое размножение
  2. многоклеточность
  3. наличие ядра
  4. превращение в спору
  5. молочнокислое брожение

Ответ: __________________________________________________________________

2.Выберите условия, обеспечивающие бактериям процветание в природе:

А) сложность внутреннего строения;
Б) способность к фотосинтезу;
В) сложность обмена веществ;
Г) простота внутреннего строения;

3. Рассмотрите фотографии. С помощью изображений сформулируйте четыре правила, которые следует соблюдать, чтобы не заразиться болезнями, вызываемые болезнетворными бактериями

Правило 1____________________________

Правило 2____________________________

Правило 3_________________

Правило 4__


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека» Составила: Савинкова О.В., учитель биологии МАОУ СОШ № 63 г. Краснодар

Слайд 2

Цель урока: Формирование представлений о бактериях и вирусах как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий и вирусов в природе и в жизни человека. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с новыми формами жизни. 2. Проанализировать значение бактерий и вирусов природе и жизни человек, научить работать с информацией.

Слайд 4

Вопросы: - Какие царства мы знаем? Перечислите их. - Встречались ли вы с бактериями? - К какому царству относят данные организмы? - Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему? - Какие особенности строения бактерий вы заметили? - С помощью каких методов можно изучать данные организмы? - Где обитают данные организмы? - Как называется биологическая наука, изучающая бактерии? - Как получили данный микропрепарат?

Слайд 5

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке? - Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

Слайд 6

Учебная задача: “Как сохранить яблоко свежим?”. Что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке?

Слайд 7

Инструкция Общая часть для всех групп 1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. 2. Прочитайте текст. 3. Назовите его. Составьте план текста.

Слайд 8

1 группа - Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. - Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

Слайд 9

2 группа - Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. - Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды. 3 группа Заполните схему: - Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

Слайд 10

4 группа Ваша задача подготовить устные ответы на вопросы 1 ряд: Назовите сходство вирусов с живыми организмами. 2 ряд: Назовите отличие вирусов от живых организмов. 5 группа Ваша задача подготовить устные ответы на вопросы: Бактериальные заболевания Вирусные заболевания

Слайд 11

Учащиеся выявляют черты сходства и различия растительной и бактериальной клетки 1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.

Слайд 12

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? - Чьи версии подтвердились? - Как оцените свою работу?

Слайд 13

Домашнее задание: Всем: Ответить на вопросы в конце п. 10 устно. На выбор: Придумать меры, которые могут помочь человеку снизить вред бактерий в его жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "« Вирусы – неклеточная форма жизни"

Урок для обучающихся 9 класса.  На уроке  учащихся  расширяют знания  о неклеточных формах жизни,   у них формируется  представление о внутриклеточных паразитах...

Вирусы - неклеточная форма жизни

формирование представления о вирусах...

Урок "Вирусы - неклеточные формы жизни"

Урок проводится в 10 классе. В ходе урока раскрываются особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, особенности их строения и жизнедеятельности, рассматривается механизм проникновения вирусов в к...

Бактерии, их роль в природе и в жизни человека (по ФГОСу)

Цель данного урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.Коррекция мыслительных процессов: пам...

Урок биологии в 9 классе на тему: "Вирусы-неклеточные формы жизни".

Эпиграф: "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию"      Я.А. КоменскийТип урока: изучение нового материала.Мет...