Проектирование урока по биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС основного общего образования
статья по биологии (5 класс) на тему
Проектирование урока по биологии в 5 классе
в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока по биологии в 5 классе
в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Технология проблемного обучения меня привлекала всегда, так как она приучает детей мыслить логически, делать выводы.
Технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом.
Чтобы определить педагогические возможности проблемного обучения, совершим небольшой исторический экскурс: как развивалась теория проблемного обучения? Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог Д. Дьюи, разрабатывая проблему развития мышления в учебном процессе. Д. Дьюи считал, что обучающийся должен пройти тот путь, который уже прошел ученый, совершивший то или иное открытие в науке, обучающийся должен самостоятельно разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы, искать ответы, ошибаться и снова искать.
В России проблемное обучение также стало разрабатываться в русле исследований психологии мышления в пятидесятых годах под руководством известных психологов А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Основу теории проблемного обучения составили их идеи о том, что процесс мышления осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблем; закономерности мышления и закономерности процесса усвоения знаний в значительной степени совпадают; одним из главных условий управления обучением, обеспечивающим развитие мышления, является преднамеренное создание проблемных ситуаций в решении проблем.
Дидактические аспекты проблемного обучения получили раскрытие в работах И.Л.Лернера, М.Н.Скаткина, М.И.Махмутова и др.в 70-80-е годы 20-го века.
М.И.Махмутов на основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований определяет проблемное обучение как «этап развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Создание в процессе обучения специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и решение проблем – способствует эффективной активизации мыслительной деятельности школьников, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию их творческого мышления.
Проблемная ситуация служит не только источником интеллектуального затруднения, что является необходимым условием развития мышления обучающихся, но и важным мотивационным, а вместе с тем и эмоциональным средством в процессе обучения.
Таким образом, педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:
- создание возможностей для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности школьников;
- развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности;
- развитие эвристических и творческих способностей школьников,
- обеспечение прочности приобретенных знаний.
Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД: познавательные, регулятивные, личностные.
Приемы, этапы, стратегии.
Проблемное обучение – это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.
В основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы.
На первом этапе технологии учитель всегда предлагает проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы. Обучающийся осознает проблемную ситуацию, анализирует исходные данные и формулирует проблему. Затем происходит преобразование проблемной ситуации в проблемную задачу, которая предполагает ряд действий – для ее решения обучающемуся нужно самостоятельно провести частичный поиск.
Приемы создания проблемных ситуаций:
- педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
- ставит проблемные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...
Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

План по самообразованию на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
План по самообразованию учителя русского языка и литературы...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования....

Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования.
Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования. Выступление на Вебинаре.как в условиях реалзации ФГОС второго покаления повысить профессиональный...