Модульный урок по теме "Антропогенез"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Данная разработка поможет учителю в организации самостоятельной работы учащихся 11 класса при изучении темы "Антропогенез".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_antropogenez.doc.docx57.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1(модульный).  Антропогенез.                        11 класс

Положение человека в системе животного мира.

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой, вы должны выяснить, чем эволюция человека отличается от эволюции других видов

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ - 1

I. Цель: Определить положение человека в системе животного мира

1. а) Антропогенез – это…

 б) Антропология – это …

  в) Эволюция человека, в отличие от эволюции растительного

 и животного мира, происходит под воздействием факторов:

а) социальных и биологических;            б) только социальных;

в) только биологических;                         г) экологических.

Прочитайте текст учебника А.А.Каменского, §69, с.266

Правильный ответ – 3балла

  1. Определите, какие из перечисленных ниже трудов или открытий кому принадлежат:
  1. Аристотель  2.К Линней          3. Ж.Б.Ламарк 4.Ч.Дарвин

А- «Система природы»      

Б – «Философия зоологии»

В - первая классификация животных

Г – «Происхожение человека и половой отбор»

Д – «Родственники человека»

Е – «Выражение эмоций у человека и животных»

А

Б

В

Г

Д

Е

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.266-267

Правильный ответ – 6баллов

3. Современное положение человека в системе органического мира:

Царство-

Тип –

Подтип –

Класс –

Подкласс –

Отряд –

Подотряд –

Семейство –

Род-

Вид-

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.268

Правильный ответ – 1балл

УЭ - 2

II. Цель: выяснить какие существуют доказательства происхождения человека от животных

  1. Для человека характерны основные черты типа Хордовые:

а) …      б) …     в) …

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.267

Правильный ответ – 1балл

  1. Для человека характерны основные черты подтипа Позвоночные:

а) …      б) …     в) …  г) …  д) …

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.267

Правильный ответ – 1балл

  1. Для человека характерны основные черты класса Млекопитающие:

а) …      б) …     в) …  г) …  д) … е) … ж) …

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.267

Правильный ответ – 1балл

  1. Сходство в составе внутриклеточного вещества и в строении органических веществ человека и человекообразных обезьян – это доказательства эволюции:

а) генетические;                             б) эмбриологические;

в) биохимические;                         г) биогеографические.

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.267

Правильный ответ – 1балл

  1. Большое сходство зародыша человека на ранних этапах внутриутробного развития с зародышами позвоночных   животных   является   доказательством   эволюции   человека:  

а) палеонтологическим;           б) эмбриологическим;

в) анатомическим;                   г) физиологическим.

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.267

Правильный ответ – 1балл

  1. Органы, утратившие своё значение в ходе эволюции, но сохранившиеся у современного человека называются:

а) гомологи;    б) аналоги;    в) рудименты;    г) атавизмы.

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.268

Правильный ответ – 1балл

  1. Органы характерные для предков иногда появляющиеся у современного человека называются:

а) рудименты; б) аналоги; в) гомологи; г) атавизмы.

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.268

Правильный ответ – 1балл

  1. Выберите номера, которые соответствуют признакам сходства человека и  человекообразных обезьян:

1) объем мозга 1400-2000мл; 2) 4 изгиба позвоночника; 3) расположение глаз в одной плоскости; 4) есть свод стопы; 5) исчезновение хвоста; 6) наличие резус-фактора и групп крови; 7) внутриутробное развитие; 8) живорождение; 9) большой палец на ноге параллелен остальным; 10) широкие тазовые кости; 11) наличие рудиментов; 12) наличие атавизмов; 13) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым; 14) абстрактное мышление

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.267-268

Правильный ответ – 7баллов

  1. Выберите номера, которые соответствуют признакам различия человека и  человекообразных обезьян:
  1. преобладание лицевого отдела черепа над мозговым; 2) 4 изгиба позвоночника; 3) широкие тазовые кости; 4) есть свод стопы; 5) живорождение; 6) наличие резус-фактора и групп крови; 7) внутриутробное развитие; 8) исчезновение хвоста;  9) большой палец на ноге параллелен остальным; 10) расположение глаз в одной плоскости; 11) наличие рудиментов; 12) наличие атавизмов; 13) объем мозга 1400-2000мл; 14) абстрактное мышление

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.269-270

Правильный ответ – 7баллов

  1.  1. К рудиментам человека относят:

А) зубы «мудрости»           Б) хвост

В) многососковость           Г) волосатое лицо

2. К рудиментам человека не относят:

А) аппендикс   Б) обильный волосяной покров на лице

В) ушные мышцы       Г) остаток третьего века

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.268

Правильный ответ – 2балла

  1.  К атавизмам человека относят:

А) аппендикс                      Б) зубы мудрости

В) хвост                              Г) остаток третьего века

См.учебник А.А.Каменского,§69, с.268

Правильный ответ – 1балл

Итого  34 балла


Урок 2(модульный).  Антропогенез.                        11 класс

Основные стадии антропогенеза

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой, вы должны выяснить, чем эволюция человека отличается от эволюции других видов

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ - 1

I. Цель: выяснить этапы  эволюция человека

1. Время появления приматов - … млн.лет назад

Время разделения общей исходной формы на две ветви - …  млн.лет назад

Прочитайте текст учебника А.А.Каменского,§70, с.270

Правильный ответ – 1балл

  1. Расположите в правильном порядке предшественников человека:

А- неоантроп(кроманьонец)

Б – палеоантроп(неандерталец)

В – архантроп(питекантроп)

Г – австралопитек

См.учебник А.А.Каменского,§70, с.270

Правильный ответ – 1баллов

  1. Найдите соответствие между предшественниками человека и их черепами:

А - кроманьонец

Б – неандерталец

В – горилла

Г – австралопитек

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b3/Craniums_of_Homo.svg/300px-Craniums_of_Homo.svg.pnghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b3/Craniums_of_Homo.svg/300px-Craniums_of_Homo.svg.pnghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b3/Craniums_of_Homo.svg/300px-Craniums_of_Homo.svg.png

А

Б

В

Г

См.учебник А.А.Каменского,§70, с.270

Правильный ответ – 4балл

  1. Какому предшественнику человека принадлежит эта характеристика:

Обладал зачатками членораздельной речи, низкорослый, физически развит, выносливый, умел пользоваться огнем, изготавливал каменные орудия и одежду из шкур, объем черепа 1400 см3

См.учебник А.А.Каменского,§70, с.273

Правильный ответ – 1балл

  1. Какому предшественнику человека принадлежит эта характеристика:

Ходит, опираясь на руки, хорошо развиты надбровные дуги, нет подбородочного выступа, объем мозга 500-600 см3, обитал в Африке

См.учебник А.А.Каменского,§70, с.272

Правильный ответ – 1балл

  1. Какие два типа ископаемых людей жили одновременно?

См.учебник А.А.Каменского,§70, с.276

Правильный ответ – 1балл

УЭ - 2

II. Цель: выяснить движущие силы антропогенеза.

  1. Перечислите факторы биологической эволюции:

а)… б)… в) … г) …

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.277

Правильный ответ – 1балл

  1. Какие две группы факторов характерны для антропогенеза?

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.278

Правильный ответ – 1балл

  1. Какие особенности организации предков человека играли решающую роль на первых этапах антропогенеза?

а)… б)… в) …

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.277

Правильный ответ – 1балл

  1. На наиболее древних этапах антропогенеза под воздействием биологических факторов эволюции шел процесс формирования:

а) речи;     б) трудовой деятельности;      в) мышления;

г) морфологических и физиологических особенностей человека.

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.277

Правильный ответ – 1балл

  1. К социальным факторам эволюции человека, благодаря которым наши предки могли более успешно охотиться на крупных животных, воспитывать детей, относится:

а) прямохождение;   б) забота о потомстве; в) использование огня для приготовления пищи; г) общественный образ жизни.

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.278

Правильный ответ – 1балл

  1. Что способствовало развитию речи?

а)… б)… в) … г) …

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.278

Правильный ответ – 1балл

  1. Что способствовало развитию головного мозга и мышления?

а)… б)… в) … г) …

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.278

Правильный ответ – 1балл

  1.  Социальные качества - труд, сознание, речь - не передаются по наследству, а:

а) возникают сразу после рождения;

б) формируются в процессе воспитания и образования;

в) закладываются в зиготе в момент оплодотворения;

г) формируются в процессе эмбрионального развития.

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.278

Правильный ответ – 1балл

  1. В отличие от факторов эволюции растений и животных в развитии человека большую роль играли:

а) борьба за существование;             б) естественный отбор  

в) развитие мышления и речи;         г) искусственный отбор.

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.278

Правильный ответ – 1балл

  1. Какие проблемы существуют в современном человеческом обществе:

а)… б)… в) … г) …д) … е)….

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.279

Правильный ответ – 6баллов

  1. Вероятной прародиной древнейших гоминид и людей современного физического типа ученые называют:

а)Южную Азию  б)Южную Америку  в) Африку  г) Китай

См.учебник А.А.Каменского,§72, с.284

Правильный ответ – 1балл

  1. Причины различий в уровнях культуры и развития людей разных рас состоят в их:

а) биологической неравноценности;

б) происхождении от разных предков;

в) жизни в разных общественно-экономических условиях;

г) морфологических

См.учебник А.А.Каменского,§73, с.287

Правильный ответ – 1балл

  1. Определение принадлежности человека к расе происходит на основе:

а) происхождения от разных предков;

б) морфологических различий (цвет кожи, глаз, волос, форма носа, губ);

в) жизни в разных общественно-экономических условиях;

г) биологической неравноценности.

См.учебник А.А.Каменского,§71, с.285

Правильный ответ – 1балл

Итого  27 баллов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота

Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Однородные члены предложения. Модульный урок.

Урок «Знаки препинания при однородных членах предложения »,  построенный на основе модульной технологии обучения, является уроком  усвоения новых знаний и формирования умений и навык...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...