План работы методического объединения учителей истории, географии и обществознания
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено | «УТВЕРЖДАЮ» |
на Методическом совете школы | Директор МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
от 30.08.2017 г. | _______________Е. В. Гулькина |
Протокол №1 | Приказ №___ от 01.09.2017г |
школьного методического объединения
учителей истории, обществознания и географии
Руководитель: Дербеденева Т. А.
ИНСАР - 2017
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШКОЛЫ
на 2017 – 2018 учебный год
«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения».
ЦЕЛЬ: повышение эффективности образовательного процесса средствами системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС второго поколения.
Методическая тема работы МО учителей истории и географии
«Системно-деятельностный подход как основа совершенствования преподавания истории, обществознания и географии в условиях перехода на ФГОС».
Проблема
школьного методического объединения
учителей истории, обществознания и географии
на 2017 – 2018 учебный год
Совершенствование преподавания истории, обществознания и географии при реализации системно-деятельностного подхода в учебном процессе и внеклассной работе в условиях перехода на ФГОС
Кадровый состав методического объединения
Методическое объединение учителей истории, обществознания и географии состоит из 4 человек. Все учителя имеют высшее образование.
Таблица 1. Состав МО
Фамилия, имя, отчество | Образование Стаж работы | Квалификац. категория | Награды |
Дербеденева Татьяна Анатольевна | Высшее, историк, преподаватель истории, МГУ им. Н.П.Огарева, 1993, Саранск Стаж работы – 24 года | Первая, 2015 | 1. Нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ», 2007 2. Диплом победителя конкурса лучших учителей Инсарского муниципального района, 2013 |
Бикмаева Ольга Васильевна | Высшее, учитель истории и обществознания, МГПИ им. Евсевьева, 2002 Саранск Стаж работы – 11 лет | Соответствие занимаемой должности, 2013 |
- |
Бондарев Вячеслав Павлович | Высшее, преподаватель, НИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2014, Саранск Стаж работы – 3 года | Молодой специалист | - |
Мельников Алексей Михайлович | Высшее, историк, преподаватель истории, НИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2010, Саранск Стаж работы – 1 год | Молодой специалист | - |
АНАЛИЗ РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ЗА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
В прошлом учебном году методическое объединение работало над проблемой «Системно-деятельностный подход как основа совершенствования преподавания истории, обществознания и географии в условиях перехода на ФГОС».
Работа методического объединения в течение учебного года была ориентирована на развитие интеллектуального и творческого потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по поиску и обработке информации.
15 ноября 2016 года в 8-х классах был проведен внешний мониторинг по истории в соответствии с приказом МОРМ № 880 от 24.08.2016 г.
В мониторинге приняли участие 8а и 8б (учитель истории Бикмаева О.В.) классы.
Цель контроля:
- Оценка подготовленности учащихся посредством экспертной оценки результатов среза.
- Контроль усвоения учащимися теоретического материала.
- Умение применять полученные знания на практике.
Метод контроля: тестирование
Содержание работ соответствовало обязательному минимуму содержания общего образования и требованиям программ.
Тестирование проводилось в бланочной форме.
Тестовая работа состояла из 20 заданий: 15 с выбором одного верного ответа из четырех (из них 18 – базового и 5 повышенного уровня сложности), а также 5 заданий повышенного уровня с открытым ответом. Задания включали в себя следующие виды деятельности: знание дат, знание особенностей правления первых царей, установление причин и следствий исторического события, знание понятий, знание событий и умение анализировать источник, а также комплекс умений работать с текстовыми историческими источниками, умение работать с исторической картой.
№п/п | Справились | |
учащихся | процент | |
№1 | 22 | 66% |
№2 | 12 | 36% |
№3 | 18 | 54% |
№4 | 27 | 82% |
№5 | 29 | 87% |
№6 | 27 | 82% |
№7 | 31 | 93% |
№8 | 13 | 39% |
№9 | 25 | 75% |
№10 | 13 | 39% |
№п/п | Справились | |
учащихся | процент | |
№11 | 8 | 24% |
№12 | 26 | 78% |
№13 | 20 | 61% |
№14 | 25 | 75% |
№15 | 13 | 39% |
№16 | 11 | 33% |
№17 | 9 | 27% |
№18 | 14 | 42% |
№19 | 9 | 27% |
№20 | 22 | 66% |
Результаты выполнения работы:
Параметры | 8а | 8б | Всего | |||
чел. | % | чел. | % | чел | % | |
Всего в классе | 12 | 100 | 25 | 100 | 37 | 100 |
Всего писали | 8 | 66% | 25 | 100 | 33 | 89,0 |
«5» оптимальный уровень | 0 | |||||
«4» допустимый уровень | 0 | 3 | 12 | 3 | 9,0 | |
«3» критический уровень | 1 | 12,5 | 16 | 64 | 17 | 51,5 |
«2» недопустимый уровень | 7 | 87,5 | 6 | 24 | 13 | 39,3 |
Качество | 0 | 12,0 | 9,0 | |||
Успеваемость | 12,5 | 76 | 61% | |||
Средний балл | 2,1 | 2,8 | 2,7 |
Результаты мониторинга показали низкий уровень успеваемости и низкое качество знаний обучающихся 8-ых классов. Учителям МО школы необходимо усилить работу по повышению качества знаний.
Работа с одаренными детьми.
Работа методического объединения учителей МО направлена, прежде всего, на формирование не только общепредметных знаний учащихся, но и продуктивных умений и навыков исследовательской деятельности учащихся. Особое внимание уделяется работе с одаренными учениками, что позволяет показывать в последние годы хорошие результаты на муниципальных и республиканских этапах Всероссийских олимпиад по истории, обществознанию, праву, экономике и географии.
Результативность работы МО подтверждается количеством победителей и призеров на олимпиадах, на конференциях, конкурсах.
1. ИТОГИ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД
История
уровень | предмет | место | Ф.И. призера | класс | Ф.И.О. педагога | |
Школа | История | I | Дербеденев Максим | 7 А | Бикмаева О. В | |
II | Бикмаева Алина | 7А | Бикмаева О. В. | |||
III
| Кусакина Полина | 7Б
| Бикмаева О. В. | |||
I | Никитина Диана | 8Б | Бикмаева О. В. | |||
II | Байчурина Анастасия | 8Б | Бикмаева О. В. | |||
III | Краснорепова Виктория | 8Б | Бикмаева О. В. | |||
I | Ларина Анастасия | 9Б | Дербеденева Т.А. | |||
II | Адышкина Кристина | 9Б | Дербеденева Т.А. | |||
III | Климкина Ангелина | 9 Б | Дербеденева Т.А. | |||
I | Проказов Владислав | 10 А | Дербеденева Т.А. | |||
II | Солодина Карина | 10 А | Дербеденева Т.А. | |||
III | Салмин Максим | 10А | Дербеденева Т.А. | |||
I | Самоварнова Алина | 11А | Дербеденева Т.А. | |||
II | Дербеденев Денис | 11А | Дербеденева Т.А. | |||
III | Брагина Татьяна | 11А | Дербеденева Т.А. | |||
Район | История | призер | Байчурина Анастасия | 8 Б | Бикмаева О. В. | |
призер | Проказов Владислав | 10А | Дербеденева Т.А. | |||
призер | Адышкина Кристина | 9 Б | Дербеденева Т.А. |
Обществознание
уровень | предмет | место | Ф.И. призера | класс | Ф.И.О. педагога |
Школа | Общество знание | I | Дербеденев Максим | 7 А | Бикмаева О. В. |
II | Бикмаева Алина | 7 А | Бикмаева О. В. | ||
III | Синичкина Ольга Тимофеева Алена | 7 А | Бикмаева О. В. | ||
I | Никитина Диана | 8Б | Бикмаева О. В. | ||
II | Шедова Тамара | 8Б | Бикмаева О. В. | ||
III | Байчурина Анастасия | 8Б
| Бикмаева О. В. | ||
I | Конышева Татьяна | 9А | Дербеденева Т. А. | ||
II | Кузьмина Дарья | 9А | Дербеденева Т. А. | ||
III | Постригань Ксения | 9Б | Дербеденева Т. А. | ||
I | Игнатьева Талина | 10А | Дербеденева Т. А. | ||
II | Солодина Карина | 10А | Дербеденева Т. А. | ||
III | Проказов Владислав | 10 А | Дербеденева Т. А. | ||
I | Советникова Карина | 11А | Дербеденева Т. А. | ||
II | Панкратова Ника | 11 А | Дербеденева Т. А. | ||
III | Дербеденев Денис | 11 А | Дербеденева Т. А. | ||
Район | Общество знание | призер | Синичкина Ольга | 7 А | Бикмаева О. В. |
призер | Советникова Карина | 11А | Дербеденева Т.А. |
Право
уровень | предмет | место | Ф.И. призера | класс | Ф.И.О. педагога |
Школа | Право | I | Казиева Екатерина | 9 Б | Дербеденева Т.А. |
II | Ларина Анастасия | 9 А | Дербеденева Т.А. | ||
III | Конышева Татьяна | 9 А | Дербеденева Т.А. | ||
I | Солодина Карина | 10А | Дербеденева Т.А. | ||
II | Проказов Владислав | 10А | Дербеденева Т.А. | ||
III | Якушкин Вячеслав | 10А | Дербеденева Т.А. | ||
I | Панкратова Ника | 11А | Дербеденева Т.А. | ||
II | Самоварнова Алина | 11А | Дербеденева Т.А. | ||
III | Брагина Татьяна | 11А | Дербеденева Т.А. | ||
Район |
Право | призер | Панкратова Ника | 11 А | Дербеденева Т.А. |
Республика | Право | призёр | Панкратова Ника | 11 А | Дербеденева Т.А. |
участие | Брагина Татьяна | 11 А | Дербеденева Т.А. | ||
участие | Самоварнова Алина | 11 А | Дербеденева Т.А. |
Экономика
уровень | предмет | место | Ф.И. призера | класс | Ф.И.О. педагога |
Школа | Экономика | I | Конышева Татьяна | 9 А | Дербеденева Т. А. |
II | Кузьмина Дарья | 9 А | Дербеденева Т. А. | ||
III | Адышкина Кристина | 9 Б | Дербеденева Т. А. | ||
I | Проказов Владислав | 10А | Дербеденева Т. А. | ||
II | Солодина Карина | 10А | Дербеденева Т. А. | ||
III | Демкин Кирилл | 10А | Дербеденева Т. А. | ||
I | Гулькина Дарья | 11 А | Дербеденева Т. А. | ||
II | Советникова Карина | 11 А | Дербеденева Т. А. | ||
III | Дербеденев Денис Панкратова Ника | 11 А | Дербеденева Т. А. | ||
Район | Экономика | призер | Советникова Карина | 11 А | Дербеденева Т. А. |
призер | Панкратова Ника | 11 А | Дербеденева Т. А. | ||
Республика | Экономика | участие | Советникова Карина | 11 А | Дербеденева Т. А. |
участие | Панкратова Ника | 11 А | Дербеденева Т. А. |
География
уровень | предмет | место | Ф.И. призера | класс | Ф.И.О. педагога |
Школа | География | I | Ершова Ольга | 7 А | Бондарев В. П. |
II | Безбородов Никита | 7А | Бондарев В. П. | ||
I | Бикмаев Олег | 8 Б | Бондарев В. П. | ||
II | Аверкина Алина | 8Б | Бондарев В. П. | ||
II | Никитина Диана | 8Б | Бондарев В. П. | ||
I | Грошев Илья | 9Б | Бондарев В. П. | ||
II | Борискин Никита | 9Б | Бондарев В. П. | ||
II | Митрошин Егор | 9Б | Бондарев В. П. | ||
I | Проказов Владислав | 10А | Бондарев В. П. | ||
II | Якушкин Вячеслав | 10А | Бондарев В. П. | ||
I | Панкратова Ника | 11 А | Бондарев В. П. | ||
II | Самоварнова Алина | 11 А | Бондарев В. П. | ||
Район | География | призер | Панкратова Ника | 11 А | Бондарев В. П. |
призер | Грошев Илья | 9 Б | Бондарев В. П. | ||
призер | Аверкина Алина | 8 Б | Бондарев В. П. |
Победители школьного этапа приняли участие в муниципальном этапе олимпиады. Из них 2 победителя и 5 – призеры районных олимпиад по истории, обществознанию, праву, экономике и географии. Учащиеся 11 класса Брагина Татьяна, Панкратова Ника, Самоварнова Алина, Советникова Карина приняли участие в республиканском этапе всероссийской олимпиады школьников по праву, обучающаяся 11 класса Панкратова Ника стала призером республиканского этапа олимпиады. 99 обучающихся, подготовленных учителями МО истории и обществознания, приняли участие во Всероссийской предметной олимпиаде «Олимпус». Обучающаяся 5 а класса Улякина Юлия стала победителем олимпиады, Бычков Олег занял 3 место. 8 обучающихся стали призерами. Успешное выступление учеников 5-9 классов во Всероссийском конкурсе «Альбус» отмечено призами и грамотами высокого уровня.
За год руководителем ШМО были посещены уроки у Бондарева В. П., Бикмаевой О. В. с целью изучения применения на уроках системно-деятельностного подхода и формирования УУД. Бикмаева О. В. посетила уроки истории и обществознания в 5 а и 9 б классах у Дербеденевой Т. А. Уроки учителей МО прошли на высоком методическом уровне. Взаимопосещение уроков организовано в рамках единой методической недели. Предметная неделя, охватила большой контингент учащихся школы в различных мероприятиях.
В соответствии с планом работы МБОУ «Инсарская СОШ №1» на 2016-2017 учебный год и плана работы ШМО с 27.02.17 по по 04.03.17 была проведена предметная неделя истории и географии. Были запланированы мероприятия:
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Ответственный |
27.02.17. | |||
1 | Открытие недели, оформление выставки газет | 5-11 | Дербеденева Т.А. |
2 | Открытый урок «Крымская война» | 8 б 2 урок | Бикмаева О. В, |
3 | Географическая викторина «По странам и континентам» | 7 а, 7 б 6 урок | Дербеденева Т.А. |
28.02.17. | |||
1 | Конкурс творческих работ «Великая российская революция в истории моей семьи» | 9-11 | Дербеденева Т. А. |
2 | Выставка плакатов и минералогическая выставка «Чудеса земли» | 5-11 | Бондарев В.П. |
01.03.17. | |||
1 | Открытый урок «Семейные правоотношения» | 9 б | Дербеденева Т. А. |
2 | Экскурсия в Инсарский краеведческий музей | 8 а, 8б | Бикмаева О.В. |
02.03.17. | |||
1 | Открытый урок «Природа России. Растительный и животный мир России» | 8 б | Бондарев В.П. |
2 | Викторина «Историческое ассорти» | 6а 6 урок | Бикмаева О.В. |
03.03.17. | |||
1 | «Исторический турнир» | 5 а, 5 б 6 урок | Дербеденева Т.А. |
04.03.17. | |||
3 | Подведение итогов недели истории и географии | Дербеденева Т.А. |
Все запланированные мероприятия проведены с использованием мультимедийных и компьютерных средств обучения. На мероприятиях присутствовали директор и заместитель директора МБОУ «Инсарская СОШ №1» Гулькина Е. В. И Чудаева Е. В. В ходе недели учителя МО провели открытые уроки. Дербеденева Т. А. в 9 б классе дала урок по обществознанию «Семейные правоотношения», в ходе которого проводилась работа в группах, анализировались источники семейного права – «Семейный кодекс», Конституция РФ, проводилась практическая работа - решение правовых задач. Бикмаева О. В. провела открытый урок в 8 б классе по теме «Крымская война». На уроке применялась постановка проблемного задания, использовались наглядные методы обучения. Бондарев В. П. провел урок в 8 б классе «Природа России. Растительный и животный мир России». Открытые уроки проведены в соответствии с требованиями ФГОС.
Главной темой предметной недели стало 100-летие Великой российской революции. Этому важному событию в российской истории были посвящены конкурс сочинений «Великая российская революция в истории моей семьи» и конкурс газет и плакатов.
К участию в проведении недели были привлечены учащиеся 5-11 классов. Формы проведения внеклассных занятий были рассчитаны на различные категории учащихся: для интересующихся историей и географии и одаренных детей; а так же и для учеников, не проявляющих активный интерес к данным предметам. Большой интерес вызвал творческий конкурс «Великая российская революция в истории моей семьи». Ребята писали сочинения, рассказы о влиянии этого исторического события на их семью. Они беседовали со своими бабушками, дедушками, родственниками, собирали информацию из разных источников. Лучшими стали творческие работы Панкратовой Н. и Самоварновой А. Активное участие приняли учащиеся в конкурсе газет и плакатов. Очень высокого уровня были работы Игнатьевой Т., Медведевой К., Казиевой Е. Работы в основном были посвящены 100-летию революции, а также юбилею нашего города – 370-летию Инсара. Привлекли внимание учащихся вызвала выставка плакатов и минералогическая выставка «Чудеса земли», подготовленная учителем географии Бондаревым В.П. Ребята знакомились с минералами, узнавали об их происхождении и применении.
Внеклассные мероприятия «Историческое ассорти», географическая викторина «По странам и континентам» вызвали интерес большого количества учащихся. Особенно активно участвовали в «Историческом турнире» команды пятиклассников «Прометей» (5а) и «Олимп» (5б). Они показали хорошее знание истории древнего мира. Мероприятия вызвали у ребят активный интерес к предметам, т.к. прошли на высоком профессиональном уровне. Проведенные мероприятия показали, что учащиеся успешно овладели предметными компетенциями. Учащиеся проявили интерес к проводимым мероприятиям, активно принимали участие в подготовке мероприятий, проявив приобретенные знания, умения, навыки, творческий потенциал. Победителям конкурсов и викторин, самым активным участникам мероприятий на общешкольной линейке были вручены грамоты. Неделя истории и географии в школе активизировала познавательную и творческую деятельность учеников и учителей, закрепила предметные знания, способствовала формированию патриотизма и гражданственности.
Под руководством учителей МО обучающиеся школы активно участвовали в конкурсах проектных и исследовательских работ.
2. ИТОГИ ТВОРЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ
38 тур олимпиады им. М.В.Ломоносова
№ | Ф.И. участника | класс | Предмет | Результат | ФИО руководителя |
1 | Гулькина Дарья | 11 | История | Участие | Дербеденева Т. А. |
2 | Самоварнова Алина | 11 | История | Участие | Дербеденева Т. А. |
Республиканская акция поисково-исследовательских, научных и творческих работ студентов и обучающихся образовательных организаций и общественных объединений «История школы в истории Мордовии»
№ | Ф.И. участника | класс | Название работы | Результат | ФИО руководителя |
1 | Дербеденев Денис | 11 | «Учитель – звучит гордо!» (учительская династия Чумаковых-Картмазовых-Лукиных) | II место | Дербеденева Т.А. |
2 | Советникова Карина | 11 | «Мы помним их имена» | Участие | Дербеденева Т.А. |
3 | Попова Марина | 6 | «Династия» (Пришли в школу всерьез и надолго) | Участие | Бикмаева О. В. |
Восемнадцатый Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников
«Человек в истории. Россия – XX век»
№ | Ф.И. участника | класс | Название работы | Результат | ФИО руководителя |
1 | Дербеденев Денис | 11 | «Учитель – звучит гордо!» (учительская династия Чумаковых-Картмазовых-Лукиных) | Участие | Дербеденева Т.А. |
ВСЕРОССИЙСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДЫ
№ | Ф.И. участника | класс | Название олимпиады | Результат | ФИО руководителя |
1 | Панкратова Ника | 11 | Всероссийская интернет-олимпиада школьников по праву | Участие | Дербеденева Т. А. |
2 | 5-9 класс | 5-9 | Интернет-викторина по истории и культуре мордовского края | Участие | Бикмаева О. В. |
3 | Алыков И. | 8 | Международная олимпиада проекта intolimp.org | История 3 место | Бикмаева О. В. |
4 | Бикмаева А. | 7 | Международная олимпиада проекта intolimp.org | История 1 место | Бикмаева О. В. |
5 | Елизарова М. | 8 | Международная олимпиада проекта intolimp.org | История 3 место | Бикмаева О. В. |
6 | Алыков И. | 8 | Международная олимпиада проекта intolimp.org | Обществознание 1 место | Бикмаева О. В. |
7 | Бикмаева А. | 7 | Международная олимпиада проекта intolimp.org | Обществознание 3 место | Бикмаева О. В. |
8 | Синичкина О. | 8 | Международная олимпиада проекта intolimp.org | Обществознание 3 место | Бикмаева О. В. |
9 | Байчурина М. | 7 | Международная олимпиада «Олимпис» (история) | 2 место | Бикмаева О. В. |
10 | Никитина Д. | 8 | Международная олимпиада «Олимпис» (история) | 2 место | Бикмаева О. В. |
11 | Байчурина А. | 8 | Международная олимпиада «Олимпис» (история) | 3 место | Бикмаева О. В. |
12 | Попова Н. | 9 | IV Международный творческий конкурс «Таланты России» | 1 место | Дербеденева Т. А. |
13 | Попова М. | 6 | IV Международный творческий конкурс «Таланты России» | 1 место | Бикмаева О. В. |
14 | Панкратова Н. | 11 | VI Республиканская интернет – олимпиада «Природа, население, хозяйство финно-угорского мира» | 1 место | Бондарев В. П. |
15 | Байчурина А. | 8 | Международном дистанционным конкурсе «Олимпис 2017 – Весенняя сессия» | 1 место | Бондарев В. П. |
16 | Никитина Д. | 8 | Международном дистанционным конкурсе «Олимпис 2017 – Весенняя сессия» | 3 место | Бондарев В. П. |
Открытая Евсевьевская олимпиада
Очный тур
№ | Ф.И. участника | класс | Предмет | Результат | ФИО руководителя |
1 | 10 учащихся | 8, 9,11 | История | Участие | Дербеденева Т. А. Бикмаева О. В. |
Краеведческая олимпиада
№ | Ф.И. участника | класс | Название работы | Результат | ФИО руководителя |
1 | Синичкина О. | 7 | «История Инсарской ЦРБ» | III место | Бикмаева О. В. |
2 | Панкратова Н. | 11 | «Улицы родного города» | Участие | Дербеденева Т. А. |
Конкурсы
№ | Ф.И. участника | класс | Название конкурса | Результат | ФИО руководителя |
1 | Дербеденев М. | 7 | Всероссийский конкурс «Наша история» | Участие | Бикмаева О. В. |
2 | 17 учащихся | 5-11 | Всероссийский конкурс «Золотое руно» | 17-участие 1 призер | Дербеденева Т. А. Бикмаева О. В. Мельников АМ. |
3 | 99 учащихся | 5-9 | «Олимпус» | 99-участие лауреатов | Дербеденева Т. А. Бикмаева О. В. Мельников АМ. |
4 | Улякина Ю. | 5 | «Олимпус» | 1 место | Дербеденева Т. А. |
5 | Бычков О. | 5 | «Олимпус» | 3 место | Дербеденева Т. А. |
6 | Панкратова Н. Советникова К. | 11 | Конкурс «История российского предпринимательства» | Участие | Дербеденева Т. А. |
7 | Грошев И. Шедова Т. Кудашкин В. | 8-9 | III Республиканский Слёт юных исследователей «Поиск. Творчество.Успех» | Участие | Бондарев В. П. |
Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
№ | секция | Ф.И. участника | класс | Название работы | Результат | ФИО руководителя |
1 | Моя малая родина. Краеведение. | Байчурина А. | 8 | «Инсарский вестник». Этапы великого пути. | Ш место | Бикмаева О. В. |
ПЕДАГОГИ М/О ПРИНЯЛИ В 2016-2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
УЧАСТИЕ В ТЕМАТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ (СЕМИНАРЫ, КОНФЕРЕНЦИИ)
уровень | Название мероприятия | Тема выступления | ФИО |
Школа | ШМО от 30.08.2016 | «Особенности УМК по истории» | ДербеденеваТ.А. |
ШМО от 02.11.2016 | «Методические аспекты подготовки школьников к ОГЭ по географии» | Бондарев В. П. . | |
Педсовет от | «Профессиональный стандарт педагога» | ДербеденеваТ.А. | |
ШМО от 16.01.17. | «Активизация работы с одаренными детьми» | ДербеденеваТ.А. | |
ШМО от 30.03.17. | «Особенности подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию» | ДербеденеваТ.А. | |
ШМО От 26.05.17. | «Повышение познавательной активности учащихся на уроках истории» | Бикмаева О. В. | |
Район | Августовская конференция | «Современное историческое образование: новые стратегические ориентиры, новые решения» | ДербеденеваТ.А. |
Августовский семинар учителей истории от 23.08.16 | «Формирование УУД на начальном этапе изучения истории» | Бикмаева О. В. | |
Круглый стол: «Активные формы обучения на уроках географии как повышение познавательной мотивации школьников» | Бондарев В.П. | ||
Районный семинар учителей истории от 14.02.17. | «Актуальные вопросы изучения Великой российской революции в школе» | Дербеденева Т.А. | |
Республика | Республиканский семинар учителей учителей истории и обществознания (октябрь) | Участие | Дербеденева Т.А. |
ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГАМИ М/О В 2016 – 2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
№ п/п | Ф.И.О. педагога | Название курсов | Время прохождения |
1 | Дербеденева Т. А. | «Новые тенденции содержания исторического и обществоведческого образования в условиях ФГОС ОО» | 10.10.2016-28.10.2016 |
ПРОХОЖДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГАМИ М/О
В 2016 – 2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
№ п/п | ФИО | Должность | Номер приказа | Категория до аттестации | Категория после аттестации |
1 | Бикмаева О. В. | Учитель истории и обществознания | № 1333 от 23. 12.16. | Соответствие | Первая |
МЕРОПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПЕДАГОГАМИ МО
Уровень | Название мероприятия | Ф.И.О. педагога |
Школа | Первый этап предметной олимпиады по истории 7-11 класс | Учителя м/о |
Первый этап предметной олимпиады по праву 9-11 класс | ДербеденеваТ.А. | |
Первый этап предметной олимпиады по экономике 9-11 класс | ДербеденеваТ.А. | |
Первый этап предметной олимпиады по обществознанию 7-11 класс | Дербеденева Т.А. Бикмаева О. В. | |
Первый этап предметной олимпиады по географии 6-11 класс | Бондарев В. П. | |
Заседание ШМО по итогам муниципального тура олимпиад. | ДербеденеваТ.А. | |
Заседания ШМО по плану. | ДербеденеваТ.А. | |
Заседание ШМО по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ | ДербеденеваТ.А. | |
Беседы «День правовых знаний» | ДербеденеваТ.А. | |
Открытый урок «Крымская весна» | ДербеденеваТ.А. Бикмаева О.В. | |
Открытое мероприятие «Урок Памяти» | ДербеденеваТ.А. Бикмаева О.В. |
Внеурочная работа по предмету.
Учитель | Формы внеурочной работы | Учебный год | % охвата (от общего числа обучающихся у учителя) |
Дербеденева Т.А. | Элективный курс по истории «Люди, события, факты» Элективный курс «Решение проблемных задач» | 2016-2017 | 96% |
Бондарев В. П. | Элективный курс «Географическое положение России», 9 класс Элективный курс «Глобальные проблемы человечества», 11 класс | 2016-2017 | 75% 75% |
Обучение истории, обществознанию и географии ведется по общеобразовательным программам и учебникам, входящим в федеральный перечень.
Выводы: Профессиональные качества учителей МО позволяют осуществлять учебный процесс в соответствии с современными требованиями к выпускникам общеобразовательных учреждений. Уровень обученности и качество находятся на оптимальном уровне. Педагоги используют в образовательной деятельности новые педагогические технологии, что способствует развитию самостоятельности учащихся и активизации познавательной деятельности школьников. В МО ведется большая и разнообразная работа с одаренными учащимися по повышению их интеллектуального уровня. В целом можно сделать вывод:
-учителя МО обладают высокой методической и коммуникативной культурой;
-ведется системная работа по использованию учителями современных образовательных технологий; методов ведения личностно-ориентированного урока;
-возросла активность учителей, их стремление к творчеству;
-учителя МО осознают необходимость самоанализа своей педагогической деятельности.
Следовательно, уровень методической подготовки и квалификации учителей МО позволяет им вести обучение на достаточно высоком уровне. Знания учащихся по предмету соответствуют базовым требованиям государственных образовательных стандартов.
Проблема
школьного методического объединения
учителей истории, обществознания и географии
на 2017 – 2018 учебный год
МО работает над проблемой «Совершенствование преподавания истории, обществознания и географии при реализации системно-деятельностного подхода в учебном процессе и внеклассной работе в условиях перехода на ФГОС»
В период перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования направить работу на реализацию:
- базовых национальных ценностей;
- основополагающих элементов научного познания и мировосприятия;
- универсальных учебных действий, на формирование которых ориентирован учебный процесс.
В связи с этим учителям-предметникам МО истории и географии рекомендуется продолжить:
- формирование представлений об истории человеческого общества как непрерывном социальном процессе;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественных и гуманитарных дисциплин на базовом уровне;
- воспитание культуры личности, понимания значимости исторических и географических знаний для развития общества, отношения к географии как к части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития философии, эволюцией географических и экономических идей.
Все учителя МО истории и географии постоянно повышают свой профессиональный уровень, своевременно проходят курсы повышения квалификации, в том числе по ИКТ и ФГОС. Педагоги владеют базовым компонентом содержания преподавания предмета, осваивают новейшие достижения педагогической науки и практики. Уровень квалификации позволяет творчески решать практические задачи. Учителя осуществляют оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, самостоятельно разрабатывают, апробируют и успешно применяют педагогические технологии, создают условия для реализации творческих возможностей обучающимися. Владеют и применяют в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания.
Основными формами работы МО являются:
- участие в работе теоретического семинара;
- участие в работе семинаров - практикумов;
- участие в работе педагогических советов;
- работа заседаний методических объединений;
- отчет по теме самообразования;
- консультации;
- предметная неделя;
- открытый урок и его обсуждение.
Условия преподавания истории, обществознания, географии в 2017-18 учебном году
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Цель работы ШМО учителей истории и географии: непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации системно-деятельного подхода в учебном процессе в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Основные задачи
методического объединения учителей МО истории и географии
на 2017-18 учебный год
1. Постепенный переход к работе по новым образовательным стандартам.
2. Формирование совокупности универсальных учебных действий у обучающихся, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
3. Совершенствование методических систем обучения с целью развития интеллектуального потенциала учащихся школы через развитие системы ученических конференций и семинаров, расширение системы олимпиад и конкурсов.
4. Совершенствование методических систем обучения, ориентированных на развитие учащихся, имеющих трудности в обучении.
5. Формирование школьной образовательной среды, обеспечивающей условия личностного роста и социализации школьников в условиях района и республики.
6. Профессиональное педагогическое совершенствование посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Условия реализации поставленных задач:
- в начале учебного года составить план работы, в соответствии с которым осуществляется деятельность школьного методического объединения;
- работать над единой методической темой «Современнные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения», каждый учитель в течение учебного года работает над темой по самообразованию.
- провести запланированные методические заседания (по плану)
Перспективный план работы МО учителей истории и обществознания
на 2017-18 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответствен-ные | Ожидаемый результат |
Организационная работа | ||||
1 | Уточнение нагрузки учителей МО | август | руководитель МО | данные |
2 | Изучение учебных программ, проверка наличия учебно-методического обеспечения | август | учителя МО, руководитель МО | наличие |
3 | Уточнение списков педагогов: -записавшихся на курсы повышения квалификации; -подавших заявление на повышение или подтверждение квалификационной категории | август | руководитель МО | списки |
4 | Участие в педагогическом совете | август | учителя МО | протокол педагогического совета |
5 | Корректировка плана работы МО на новый учебный год | август | руководитель МО | план работы МО |
6 | Составление рабочих программ по предметам МО, элективных курсов, кружкам и проектной деятельности. | август | учителя МО, руководитель МО | программы, планирование |
7 | Разработка школьного тура Всероссийской олимпиады школьников. | сентябрь | руководитель МО | Задания школьного тура |
8 | Районные предметные секции | август | учителя МО | получение информации |
9 | Республиканские предметные секции | август | учителя МО | получение информации |
Общешкольные мероприятия и заседания МО | ||||
1 | Педагогические советы | по плану | администрация | протокол |
2 | Методические советы | по плану | зам. директора по УВР | протокол |
3 | Предметная неделя | декабрь | руководитель МО | отчет |
4 | Заседания МО | 5 раз в год | руководитель МО | протокол |
5 | Совещания с председателями МО | по плану | администрация | получение информации |
6 | Научно-практические конференции школы, района | февраль, март | учителя МО | участие |
Учебно-воспитательная работа | ||||
1 | Проверка наличия учебников у учащихся | сентябрь | учителя МО | справка |
2 | Составление графика работы элективных курсов, проведения индивидуальных занятий | сентябрь | учителя МО, руководитель МО | график |
3 | Составление графика текущих контрольных работ | каждая четверть | учителя МО | график |
4 | Подготовка и проведение предметных олимпиад | октябрь | учителя МО | отчет |
5 | Подготовка и проведение открытых уроков | предметная неделя | учителя МО | анализ |
6 | Подготовка и проведение внеклассных мероприятий в рамках предметной недели | декабрь | учителя МО | отчет |
7 | Отчеты предметников по результатам успеваемости и выполнению учебных программ (по четвертям) | каждая четверть | учителя МО | отчет |
Методическая работа | ||||
1 | Проведение заседаний МО | 5 раз в год | руководитель МО | протокол |
2 | Составление списков педагогов для прохождения курсовой переподготовки по плану | май | руководитель МО | список |
3 | Анализ работы МО | декабрь, июнь | руководитель МО | отчет |
4 | Планирование работы МО на следующий учебный год | июнь | руководитель МО | План |
5 | Составление графика открытых уроков и внеклассных мероприятий учителей МО на учебный год | июнь | руководитель МО | график |
6 | Творческие отчеты учителей, посещавших курсы повышения квалификации | по графику | учителя МО, руководитель МО | протокол |
7 | Организация взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий | по графику | учителя МО, руководитель МО | анализ |
8 | Разработка и обсуждение тематики общешкольной предметной недели | ноябрь | учителя МО, председатель МО | сценарий |
9 | Выступления на педагогических советах | в течение года | учителя МО | выступление |
10 | Выступления на районных и республиканских семинарах | в течение года | учителя МО | выступление |
11 | Разработка дидактических материалов | в течение года | учителя МО | материалы |
12 | Работа учителей по темам самообразования | в течение года | учителя МО | профессиональ-ный рост |
Работа с выпускниками | ||||
1 | Выполнение тренировочных заданий ЕГЭ | в течение года | учителя МО | анализ |
2 | Проведение диагностических работ ЕГЭ | в течение года | учителя МО | анализ |
3 | Индивидуальная работа со слабоуспевающими | в течение года | учителя МО | успешная сдача экзамена |
Система работы по развитию учебно-исследовательской деятельности и одарённости учащихся | ||||
1 | Подготовка к олимпиадам | сентябрь-январь | учителя МО | участие |
2 | Подготовка к школьным, районным и республиканским мероприятиям | в течение года | учителя МО | участие |
3 | Проектная деятельность | в течение года | учителя МО | отчет |
4 | Привлечение к организации и проведению школьных мероприятий учеников | март-апрель | учителя МО | активная жизненная позиция |
5 | Проведение ученических конференций | март-апрель | учителя МО | выступление |
Система дополнительных занятий с учащимися | ||||
1 | Организация индивидуальных занятий и консультаций для слабоуспевающих учащихся | в течение года | учителя МО | ликвидация пробелов в знаниях |
2 | Применение дифференцированных заданий | в течение года | учителя МО | возможность аттестации |
Тематика заседаний
школьного методического объединения
учителей истории и географии на 2017 – 2018 учебный год
Заседание №1.
Тема: «Организация работы. Предметы в структуре общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения».
План заседания, вопросы для обсуждения
1. Анализ работы ГМО за 2016-2017 учебный год и задачи на 2017-2018 учебный год:
утверждение плана работы МО на 2017-2018 учебный год.
2.Реализация ФГОС ООО в процессе обучения истории и обществознанию в основной школе: технологии, методы и приемы преподавания в историческом и обществоведческом образовании.
3. Урок истории и обществознания в контексте реализации ФГОС ООО, ИКС.
4. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию-2017; Всероссийских проверочных работ.
5. Система внеурочной деятельности учителя истории в условиях реализации ФГОС ООО и ИКС.
Заседание №2
Тема: «Профессиональный стандарт педагога»
План заседания, вопросы для обсуждения
1.Содержание профессионального стандарта педагога.
2.Содержание трудовых функций учителя истории и обществознания, входящих в профессиональный стандарт.
3.Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.
4. Проведение школьной олимпиады по предметам среди учащихся 5-11 классов и подготовка к муниципальному этапу.
Заседание № 3
Тема: «Совершенствование качества подготовки выпускников основной и старшей ступени. Итоговая аттестация по истории и обществознанию за курс основной и средней школы»
План заседания, вопросы для обсуждения
1. Анализ выполнения ВПР обучающимися 5 и 11 классов в 2016/2017 учебном году.
2. Анализ выполнения экзаменационных работ и характеристика уровня подготовки участников ГИА-9 и ЕГЭ-11 по истории и обществознанию в 2016-2017 уч. г. Количественный и качественный анализ выполнения заданий по истории.
3. Рекомендации по проведению ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию в 2018 году. Системы оценивания работ по истории, обществознанию.
4. Система подготовки обучающихся к ГИА по истории и обществознанию (из опыта работы педагогов).
Заседание № 4
Тема: «Сетевое сообщество учителей истории и обществознания как фактор формирования профессиональных компетенций учителя истории и обществознания»
План заседания, вопросы для обсуждения
1. Сетевое сообщество как фактор обеспечения развития творческого мышления и профессиональных качеств педагога.
2. О видах, задачах сетевого сообщества и формах участия педагогов в работе сообщества.
3. О подготовке материалов на сайт школы.
4. Об участии учителей истории и обществознания в различных конкурсах (всероссийских, региональных, муниципальных).
Заседание №5
Тема: «Анализ работы методического объединения за 2017-2018 учебный год»
План заседания, вопросы для обсуждения
1. Подведение итогов работы за год. Определение проблем, требующих решения в новом учебном году.
2. Анализ результативности работы ШМО. Рекомендации и предложения учителей к составлению плана работы ШМО на 2016-2017 учебный год.
3. Отчёты учителей о работе по методической теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы методического объединения учителей истории и обществознания Шелеховского района Иркутской области
Данный материал будет полезен руководителям школьных и районных методических объединений...
Анализ работы методического объединения учителей биологии, географии,истории, обществознания и химии МБОУ Жердевская СОШ №2 за 2011,2012 уч.год
Анализ работы методического объединения...
план работы методического объединения учителей истории и обществознания
План работы ШМО учителей истории на 2012-13 учебный год....
План работы методического объединения учителей истории и обществознания
План работы методического объединения учителей истории и обществознания н а2012 - 2013 учебный год...
План работы методического объединения учителей биологии, географиии, истории, обществознания и химии на 2012/2013 учебный год
План работы методического объединения учителей химии и биологии...
План работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры
План работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры...
План работы методического объединения учителей истории и обществознания
План- сетка МО учителей истории и обществознания по четвертям...