мастер класс
статья по биологии (8 класс) по теме
Использование кейс технологии на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotye_rossypi.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
с.Саблинского
Мастер-класс
«Использование кейс-технологии»
на уроках биологии
(материал использовался на районном конкурсе «Золотые россыпи»)
из опыта работы
учителя биологии
Дудаевой Ольги Николаевны
2012
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности,
Сегодня я предлагаю вашему вниманию такую методику, с созданием условий которой, повышается мотивация и развивается познавательная активность учащихся на уроках биологии. Считаю, что именно она подготавливает будущих выпускников в дальнейшем для обучения в вузе или для работы в реальном секторе экономики знаний.
Слайд 2.
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Особенность этой работы заключается в том, что этот метод не только реализует максимально свои способности, но и развивает их.
Слайд 3.
Кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы (в большей степени). А также Кейс – технология может предполагать решение проблемы на основе анализа текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
С целью формирования компетентностей на своих уроках я применяю следующие правила:
Слайд 4.
- Главным есть не предмет, которому учу, а личность, которую формирую. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалей ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогай ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учи иx учиться.
- Чаще используй вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помни, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучай учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивай всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решай несколькими способами, чаще практикуй творческие задачи.
Слайд 5.
К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующее:
- познавательная потребность;
- интерес к способу действия;
- потребность в самовыражении и самореализации;
- потребность в самопознании и самовоспитании;
- потребность в социальном признании.
Слайд 6. Моё убеждение
«От заинтересованности и любознательности школьников – к познавательной самостоятельности и творческой активности путем проблемного подхода в обучении биологии
Слайд 7. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней
Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда.
Лоренс Питер Если у Вас есть глаза и уши, значит, мир открыт. Фредерик Перлз
Постановка целей
Удобнее всего формулировать цели через результаты обучения, выраженные в действиях обучающих:
Сегодня мы учимся:
- выделять СГИ – самую главную информацию;
- читать между строк;
- писать «умные» шпаргалки;
- красиво оформлять свои мысли;
- убедительно доказывать;
- ловить подсказки учителя;
- слушать друг друга;
- критически оценивать себя и т. д.
На первых порах этот перечень большого ажиотажа у обучающих не вызовет, но если вы обратите внимание на него еще раз перед проверочной работой, интерес возрастет многократно. Потом вы заметите, что некоторые ученики будут перед каждым уроком внимательно анализировать этот список, как бы проверяя себя: знаю – не знаю.
Слайд 8
- Почему так говорят? Очи ушей важнее
– Минута интеллектуального размышления
Слайд 9
Мои размышления:
- Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.
- Это «минута мысли», когда в абсолютной тишине каждый ученик пытается сформировать свой собственный вариант ответа на «мыслительном листе».
Слайд 10
Мыслительный лист
Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную.
Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.
Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.
Слайд 11
Алгоритм работы с кейсом (постановка проблемы; извлечение смысловой информации; анализ содержания кейса; выводы)
Работа в группах (по заданиям)
Слайд12.
Анализ содержания кейса
Работает 1 группа
-На основе физиологических обоснований сформулируйте гигиенические правила
Гигиенические правила | Физиологическое обоснование |
На близком расстоянии хрусталик долго находится в выпуклом состоянии, что может привести к развитию близорукости | |
Не образуется тень на столе | |
Слишком яркое освещение вредит зрению, разрушает световоспринимающие клетки | |
Все время меняется фокусное расстояние. это ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца. | |
При недостатке витамина “А” появляются светобоязнь, иногда и повышенная сухость глаз (ксерофтальмия), снижается зрение при слабом освещении, в сумерках (куриная слепота) | |
Глаза следует беречь и от травм, которые нередко бывают причиной слепоты. | |
Портится зрение, излишне возбуждается психика, кроме того, сидение перед телевизором сокращает время для подвижных игр. | |
Так глаза будут меньше утомляться. Достаточно включить для освещения комнаты торшер или настольную лампу |
Работает 2 группа (с физиологическим обоснованием)
- Объясните почему?
Гигиенические правила | Физиологическое обоснование |
1. Держать книгу на расстоянии до 33-35 см от глаз | |
2. Свет должен падать слева | |
3. Сталевары и сварщики должны одевать темные защитные очки | |
4. Нельзя читать в движущемся транспорте | |
5. В ежедневный рацион надо включить продукты, богатые витаминами. | |
6. В мастерских и на предприятиях человек должны строго соблюдать правила техники безопасности | |
7. Смотреть телевизор на расстоянии 2-3 метров от экрана, не сидеть у телевизора более 2-3 часов. | |
8. В комнате, где включен телевизор, работает компьютер не должно быть темно. |
Слайд 14«Интеллектуальное кафе»
Работает 3 группа (кейс с дополнительным материалом)
Подумай!
- Почему у человека зрачки круглые, у лошади – горизонтальные, у кошки – вертикальные
Ответ: Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации. - Превращение светового сигнала в нервный импульс происходит при разрушении зрительного пигмента – родопсина. А как восстанавливается зрительный пигмент?
Ответ: Восстановление зрительного пигмента происходит в темноте. Чувствительность глаза к свету возрастает после минутного пребывания в темноте в 10 раз, а через 1час достигает предела, увеличиваясь в 25 тыс. раз.
-А теперь сравните свои результаты с ответами наших детей.
Слайд 15 (таблица полностью заполнена)
Слайд 16 (выводы офтальмолога) Беречь глаза нужно с молоду!
- Ну, раз мы с вами очень плотно поработали, давайте немного расслабимся и проведем релаксацию
Слайд 17.Релаксация для всех (желательно под музыку)
Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.
Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите ещё раз.
И в заключении я хочу предложить Вам как сделать приятной скучную необходимость (Домашнее задание)
Слайд 18
- Информационная подборка «Иридодиагностика – что это?
- «Достижение современной хирургии глаза» – сообщение, презентация.
- Подготовить вопросы для игры «Первая помощь при повреждении глаз».
- Женские глаза – их особенности видения.
- Мужские глаза – их особенности видения.
- Составить терминологический словарь по теме «Зрительный анализатор».
Слайд 19
Выводы: Мы любим и ненавидим, испытываем горе, страдание, чувствуем равнодушие, неприязнь, ощущаем радость. Все это отражается в наших глазах.
Коллеги, я желаю, чтобы сияние и восторг распахнутых глаз ваших учеников, говорили о радости и счастье от взаимного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...