Тема урока: « Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды».
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Комбинированный урок с применением мультимедиа компонентов, позволяющих более полно раскрыть суть нового материала. В 9 классе тема строения клетки так подробно раскрывается впервые, поэтому целесообразно применить как можно больше различных методов и средств обучения, чтобы за сложностью материала не потерять познавательный интерес и внимание учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc59.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt162 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_2.ppt1.55 МБ
Office presentation icon slayd_i.ppt80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

«Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды».

Предмет

Биология

Класс

9 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Гарькуша Наталья Владимировна

Образовательное учреждение

МОУ гимназия № 48

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Приволжский ФО

Республика/край

РФ, Самарская обл.

Город/поселение

г. Тольятти

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

комбинированный

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Сформировать знания о строении клетки, развивать умения распознавать клеточные органоиды, характеризовать их строение и функции.  

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Формирование и закрепление знаний о строении органоидов клетки, формирование умения сопоставлять строение и выполняемые функции, развитие навыков самоконтроля, поддержание познавательной активности учеников.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Элементы личностно ориентированной и развивающей педагогических технологий, методы контроля, самоконтроля, наглядного обучения.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

По ходу урока ученики должны

- получить знания о строении клетки эукариот,

-научиться распознавать клеточные структуры на иллюстрациях, таблицах, картинках,

-уметь соотносить особенности строения и выполняемые функции,             -актуализировать имеющиеся знания о ядре и ядерных структурах.

Необходимое оборудование и материалы

Ноутбук, проектор, экран/ интерактивная доска, готовые мультимедиа материалы.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Демонстрационные,обучающие, контролирующие ЭДМ, таблица «Строение клетки», иллюстрации учебника

Список учебной и дополнительной литературы

-Учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника « Введение в общую биологию и экологию» 9 класс;

-Поурочные планы по учебнику, автор-составитель Е.Ю. Щелчкова;

- Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т . 1-3. М.: Мир, 1993.

-  С.Г. Мамонтов  Биология для поступающих в вузы: Справ. издание.- М.: Высш. школа 1991

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Учебная

Подробное описание всех этапов урока  

1. Орг. момент

2. Проверка знаний учащихся по теме «Ядро» в форме «биологического диктанта» с использованием мультимедиа           (презентация 1). На экран проецируется изображение ядра клетки, необходимо подписать его составляющие и их функции, последний слайд с биологическими терминами, которые нужно объяснить.

3. Изучение новой темы.

 А) Классификация органоидов по наличию или отсутствию мембран ( мембранные и немембранные,  одномембранные и двумембранные);

Б) Знакомство с месторасположением, строением и выполняемыми функциями основных органоидов клетки (презентация 2), учитель демонстрирует очередной органоид, совместно с учениками выясняет особенности строения и выполняемые этой структурой функции (важно, чтобы ученики уяснили себе соответствие функции и строения);

В) По ходу знакомства с клеточными структурами учениками заполняется таблица:

Название органоида

Особенности строения

Функции

ЭПС и т.д.

4. Закрепление изученного материала (слайд-шоу), коллективное задание на установление соответствия между клеточными органоидами и их функциями (слайд I).

5. Домашнее задание: параграфы 2.4-2.5.

6. Итоги занятия.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Представлена п.6: в конце урока учащиеся определяют с какой темой  познакомились, что узнали, что осталось непонятным.

Домашнее задание  

Домашнее задание: параграфы 2.4-2.5.

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Комбинированный урок с применением мультимедиа компонентов, позволяющих более полно раскрыть суть нового материала. В 9 классе тема строения клетки так подробно раскрывается впервые, поэтому целесообразно применить как можно больше различных методов и средств обучения, чтобы за сложностью материала не потерять познавательный интерес и внимание учеников.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке предстоит познакомиться с темой «Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения». Это будет продолжением общей темы «Клеточный уровень».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ядро клетки» (проверочная работа)

Слайд 2

Дать определения понятиям: Эукариоты, прокариоты, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы

Слайд 3

Строение ядра Назвать составные части ядра; определить их функции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Органоиды клетки

Слайд 2

1. Одномембранные : Комплекс Гольджи, лизосомы; 2. Двумембранные : ЭПС, митохондрии, пластиды (образованы без участия мембран) - рибосомы, микротрубочки, клеточный центр Немембранные Мембранные Органоиды клетки:

Слайд 3

Эндоплазматическая сеть (ретикулум, ЭПС, ЭПР) Синтез, хранение и транспортировка различных веществ клетки; Гранулярная ЭПС- синтез белков с помощью рибосом; Агранулярная ЭПС- синтез липидов

Слайд 4

Агранулярная ЭПС Агранулярная ЭПС участвует углеводном и жировом обмене, осуществляет синтез липидов

Слайд 5

Рибосомы Синтез белка

Слайд 6

Комплекс Гольджи (аппарат Гольджи) Хранение и «упаковка» химических соединений клетки; Синтез и активация ферментов; Место образования лизосом

Слайд 7

Лизосомы Клеточное пищеварение; Распад продуктов жизнедеятельности; Самоуничтожение клетки

Слайд 8

Митохондрии Энергетический центр клетки; Здесь содержится АТФ и происходит высвобождение и связывание энергии

Слайд 9

Митохондрии

Слайд 10

Пластиды (хлоропласт) В хлоропластах на свету осуществляется фотосинтез

Слайд 11

Строение хлоропласта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока Строение клетки. Пластиды

Тип урока       КомбинированныйЦелиОбразовательная Изучить мелкие тельца клетки – пластиды, их роль в жизнедеятельности растительной клетке. Раскрыть основные понятия: ан...

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

План-конспект урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классеЦель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.Задачи:- общ...

Презентация для урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

Презентация является мультимединым сопровождением плана-конспекта урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе...

Разработка урока "Эндоплазмотическая сеть.Рибосомы. Комплекс Гольджи" 9 класс

Разработка урока по теме одномембранные органоиды "Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи"...

Конспект урока "Органоиды клетки"

Конспект данного урока  ориентирован  на  учебник  «Биология  10 - 11  класс. Сухорукова  Л.Н.,  Кучменко  В.С.,  Иванова  Т.В.  Биоло...